Перечень практических умений по уходу за больными
(то, что студент должен самостоятельно уметь выполнять)
1. Регистрация больных в журнале поступающих в стационар. Обязанности и задачи медицинской сестры приемного покоя.
«Журнал учёта приёма больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у).
- В журнале медицинская сестра фиксирует: фамилию, имя, отчество больного, год рождения, данные паспорта и страхового полиса, домашний адрес, место работы и должность, телефоны (домашний, служебный, близких родственников), дату и время поступления, откуда и кем он доставлен, характер госпитализации (плановый, экстренный, «самотёк»), диагноз направившего учреждения, диагноз приёмного отделения, в какое отделение направлен больной.
- При отказе больному в госпитализации в журнал заносятся сведения о причине отказа и оказанной помощи: медицинская помощь, направление в другой стационар, отсутствие показаний к госпитализации и пр.
• «Медицинская карта стационарного больного» (традиционно называемая историей болезни; форма № 003/у). Медицинская сестра оформляет титульный лист истории болезни, а также заполняет паспортную часть и левую половину «Статистической карты выбывшего из стационара» (форма № 066/у). «Журнал осмотра на педикулёз»: заполняется при выявлении у больного педикулёза; дополнительно в истории болезни делают пометку «Р» (pediculosis).
• Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую станцию (для направления в санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления): заполняют при наличии у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулёза.
• «Журнал телефонограмм». Медицинская сестра фиксирует в журнале текст телефонограммы, дату, время её передачи, кем она принята.
• Алфавитный журнал поступивших больных (для справочной службы).
Основными функциями приёмного отделения выступают следующие.
• Приём и регистрация больных.
• Врачебный осмотр пациентов.
• Оказание экстренной медицинской помощи.
• Определение отделения стационара для госпитализации больных.
• Санитарно-гигиеническая обработка больных.
• Оформление соответствующей медицинской документации.
• Транспортировка больных.
2. Прием больного в лечебное учреждение. Оформление медицинской документации.
Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:
1) регистрация больных;
2) врачебный осмотр;
3) санитарно-гигиеническая обработка.
В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения.
Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает
в себя, как правило, следующие кабинеты:
• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.
• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.
• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).
• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.
• Диагностический кабинет – для больных с неустановленным диагнозом.
• Изолятор – для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.
• Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи.
• Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи.
• Рентгенологический кабинет.
• Лаборатория.
• Кабинет дежурного врача.
• Кабинет заведующего приёмным отделением.
• Туалетная комната.
• Помещение для хранения одежды поступивших больных.
В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.