Терроризм по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям превратился в одну из наиболее опасных общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Эксперты-террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Основными из них являются:
· политический терроризм,
· националистический терроризм,
· религиозный терроризм,
· криминальный терроризм
Религиозный терроризмпроявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии. С начала 80-х годов ХХ в. религиозный терроризм связывается в общественном сознании прежде всего с радикальным исламизмом. Терроризм, прикрывающийся исламскими лозунгами, стал результатом исламизации социального и национального терроризма на Ближнем и Среднем Востоке. Сегодня он представляет собой мощное интернациональное сообщество, охватывающее все исламские регионы планеты.
С религиозным терроризмом тесно ассоциирован ряд сепаратистских движений – в штате Кашмир (Индия), на Филиппинах, в Чеченской Республике.
Примеры: «Аль-Каида», движение «Талибан» (Афганистан), «Братья-мусульмане» (Египет), «Абу-Сайяф» (Филиппины), «Ансар аль Ислам» (Ирак), «Асбат аль Ансар», «Хизбут Тахрир аль Ислами» (Ливан), «Аум Синрикё» (Япония) и другие.
Политический терроризм– это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Направлен на предотвращение или принятие каких-либо решений, относящихся к государственному устройству. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях полной социально-политической изоляции он обречен на скорое поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление (например, «Красные бригады» (Италия), «Фракция красной армии» (Германия), «Аксьон директ» (Франция), «Японская красная армия» (Япония), «эскадроны смерти» в Латинской Америке и др.).
Националистический терроризмвыражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти.
Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушение территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.
Осуществляется организациями этносепаратистской направленности с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств (например, «Ирландская республиканская армия» (Северная Ирландия), «Рабочая партия Курдистана» (Турция), «Батасуна», «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Фронт освобождения Квебека» (Канада), «Вооруженные силы национального освобождения» (Пуэрто-Рико, США), «Тигры освобождения Тамил Илама» (Шри-Ланка), «УНИТА» (Ангола) и др.).
Криминальный терроризмзаключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций. Основными субъектами криминального терроризма являются организованные преступные сообщества национального характера, которые используют устрашение и насилие как главное средство воздействия на представителей власти, на своих конкурентов по бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности и финансовых потоков. Формы проявления: заказные умышленные убийства, разборки между конкурирующими преступными группировками, насильственное вымогательство и т. п. Со своей стороны террористические организации все чаще обращаются к преступной деятельности как к альтернативному источнику для финансирования политического терроризма. Политическая организация, взявшая на вооружение террористические методы борьбы, со временем перерождается в преступную группировку, прикрывающуюся политическими лозунгами.
Наиболее опасен технологический терроризм, заключающийся в применении или угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм имеет под собой политические цели.
По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.
Отмечается рост опасности кибертерроризма– действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий. Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия. Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием. Кибертерроризм представляет серьезную угрозу для человечества, сравнимую с ядерным, бактериологическим и химическим оружием, причем степень этой угрозы u1074 в силу своей новизны до конца еще не осознана и не изучена.
Новой тенденцией стало сращивание уголовного терроризма с политическим, националистическим и религиозным. Как правило, руководители всех современных террористических группировок, помимо достижения национальных, религиозных, территориальных, политических целей, стремятся к получению материальных выгод или обеспечению доступа к власти. В последнее время происходит политизация криминального терроризма, что проявляется в стремлении преступных авторитетов влиять на принятие государственных решений в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые не выгодны преступной среде, и даже в действиях, направленных на вхождение преступных авторитетов или их покровителей в органы законодательной и исполнительной власти. В результате проявилась тенденция сращивания властных и уголовных структур.
Основными движущими силами современного терроризма являются национализм и религиозный радикализм. Выдвигаемые лозунги социального освобождения носят вспомогательный и, скорее, пропагандистский характер
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
XXI век принес миру новые вызовы и угрозы, среди которых особое место занимает международный терроризм.
Международный терроризм проявляется в осуществлении террористической деятельности, направленной на нанесение ущерба международной безопасности и международному правопорядку. Расширение международных контактов и упрощение перемещений между странами, в сочетании с сохраняющейся политической раздробленностью мира, объективно способствовали усилению международной составляющей в поддержке терроризма.
Под международным терроризмомпонимают преступные посягательства на международный правопорядок или объекты, пользующиеся международной защитой, а также отдельные, индивидуально направленные террористические акции, которые распространяются на территорию более чем одного государства.
Формирование современного международного терроризма связано с процессами глобализации, приводящими к консолидации любых, в том числе преступных структур, действующих по всему миру.
Глобализация терроризма привела к появлению международных и транснациональных террористических группировок, расширению деятельности которых способствовала поддержка некоторыми государствами откровенно террористических организаций. В условиях окончания «холодной войны» острие террористических действий оказалось направленным на Россию, США и ряд европейских стран, ставших единственным препятствием в борьбе террористов за глобальное влияние и власть в отдельных государствах. Этими обстоятельствами и предопределены основные направления борьбы с международным терроризмом.
В настоящее время в мире действуют свыше 500 террористических организаций и групп различной направленности. За последние десять лет ими совершено свыше 6500 актов международного терроризма, в результате которых погибли и получили ранения более 25 тысяч человек.
Международный терроризм – существенный элемент международного преступного сообщества. Особую опасность представляет срастание международного терроризма с государствами, поддерживающими террористов. При этом союз террористов и государства обеспечивается не коррупцией (как в случае с преступностью), а сознательным политическим выбором правящих режимов. Политика государств, направленная на оказание прямой или косвенной поддержки террористическим организациям, позволяет квалифицировать их действия в качестве такой разновидности терроризма, как государственный терроризм.
Противостояние государства и отдельной террористической организации развивается по предопределенному сценарию. В большинстве случаев между возникновением активной террористической организации и ее разгромом в среднем проходит 3–5 лет. Иначе говоря, террористическая структура сама по себе всегда проигрывает государству. Однако если за спиной этой организации стоит другое государство или район, неподконтрольный властям и управляемый антиправительственными силами, то такая террористическая активность может продолжаться весьма длительное время (например, в Колумбии более 40 лет длится борьба правительства с Революционными вооруженными силами (ФАРК), которые контролируют до 20% территории страны).
В среднем активная деятельность террориста составляет три года, затем он или погибает, или попадает в тюрьму.
Для постоянного воспроизводства разрушаемой инфраструктуры терроризма нужны значительные организационно-технические и финансовые ресурсы. Необходимы базы, инструкторы, вербовщики, оружие, боеприпасы, медикаменты. Требуются фальшивые документы, разведывательные данные, поддержка в государственных силовых структурах и т. д. Таким образом, в наше время эффективная террористическая деятельность не может осуществляться без полновесной поддержки из-за рубежа.
После масштабных террористических акций, осуществленных в начале XXI века в США, Великобритании, России и некоторых других странах, возникли реальные предпосылки для формирования международной антитеррористической коалиции. 8 сентября 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Глобальная контртеррористическая стратегия, направленная на комплексное противодействие терроризму как общемировой проблеме. Лишенные поддержки иностранных государств и их спецслужб, террористы не смогут продолжать свою деятельность в прежнем объеме.
ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ
Терроризмкак социальное явление характеризуется широким использованием лозунгов этнического и религиозного содержания для достижения тех или иных политических целей, что характерно и для России.