При подъеме груза мышцей совершается работа, равная произведению веса гири на высоту ее подъема.
При совершении работы рука устает.
Рука еще больше и быстрее устает, если держать поднятую гирю на одной высоте.
5. При сокращении длины мышцы увеличивается ее поперечный размер по закону х2у=VК, где х — ширина мышцы, у — длина, V — объем расслабленной мышцы и К — коэффициент. (Объем мышцы практически не изменяется и после ее сокращения) (см. рис. 39).
Сокращенную (напряженную) мышцу очень трудно сжать в поперечном направлении. Почему-то в мышце появляются силы противодействия. Если перестать сжимать мышцу, то эти силы мгновенно исчезают и форма мышцы не изменяется.
Из работающей и неработающей мышцы выделяется тепло.
Через несколько часов (2—3) после смерти человека тепло исчезает и его мышцы постепенно приходят в состояние контрактуры (трупного окоченения), при котором мышцы приобретают твердость фарфора, а все жидкости из мышц вытесняются во внутренние органы.
По истечении некоторого времени состояние контрактуры прекращается, и мышцы снова приобретают мягкость.
Если перерезать нервы (аксоны), соединяющие мозговое вещество с мышцами, то есть прекратить в них поступление нервных импульсов, то контрактуры в мышцах не наступает.
При купании в холодной воде или при перенапряжении нередко наблюдаются судороги отдельных мышц, то есть частичные контрактуры их.
12. Мышца при судороге твердеет, заболевает. Только длительный массаж ликвидирует последствия уплотнения мышцы от судороги и от скопления солей и шлаков. Это еще раз подтверждает плохую самостоятельную очистку клеток от шлаков без вмешательства посторонних сил.
Если перерезать у плеча нервный ствол руки, то рука повисает как плеть. Однако кровообращение в ней не нарушается, но путь для биотоков прерывается, вследствие чего клетки атрофируются, венозная кровь уносит их атомы и молекулы, мышцы высыхают и кожа обтягивает кости.
Противоположное явление, то есть увеличение размеров объема мышцы более чем в два раза, наблюдается у нетренированного человека после усиленных упражнений с гантелями, гирями и штангой, то есть после систематического возбуждения сильных биотоков.
При изучении структуры мышцы с помощью электронного микроскопа выяснилось, что для обеспечения закономерного, продольного сокращения мышцы, а также для проявления всех четырнадцати перечисленных выше свойств мышц природе пришлось всю полость мышцы разделить на продольные поперечнополосатые мышечные волокна, имеющие диаметр поперечного сечения около 0,05 сантиметра.
Полагая размер бицепса в наибольшем сечении у нетренированного человека равным около 8 сантиметров и принимая заполнение равным 0,75, будем иметь приблизительное число волокон в среднем сечении бицепса около 1000. Однако даже при таком количестве нитей не удалось организовать их продольное закономерное сокращение. Поэтому природа каждое волокно
составила из еще более тонких нитей — миофибрилл толщиной 1—2 микрона, общим числом в среднем сечении около 20000 (рис. 33).
Тончайшие миофибриллы разделены на еще более тонкие невидимые глазом волоконца—протофибриллы, толстые и тонкие (рис. 34), расположенные в строгом геометрическом гексагональном порядке (рис. 35). Они имеют диаметр 100 ангстрем, то есть одну десятиты-
Рис. 33. Схема элементарного поперечнополосатого мышечного волокна и миофибриллы.
Рис. 34. Схема сочетания тонких и толстых протофибрилл в миофибрилле.