ГЛАВА 5. Психические вирусы, или Паразиты сознания.
Психономика предполагает рассматривать любые психические процессы прежде всего как информационные, что является наиболее удобным для построения модели, способной обеспечить и оказать системное воздействие на организм. Подобная трактовка неизбежно приводит нас к необходимости изучения и введения в арсенал таких психопрактических понятий, как: Код, Программа, Символ, Знак, Энергия, Информация.
То, что скрывается за этими терминами, представляет собой проявления механизмов, лежащих в основе человеческой деятельности.
Код — система условных обозначений, названий, сигналов, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.
Кодирование — преобразование информации в код. Иными словами — это формирование представления информации в форму, удобную для хранения, передачи или обработки.
Информация — сведения, содержащиеся в сообщении.
Основные свойства информации:
• символичность — информация всегда проявляется в определенных символических структурах, без которых ее представить немыслимо;
• многомерность— расположение информации на плоскости или в пространстве (рисунки, схемы), множественность признаков используемых символов (информацию могут нести не только значения букв и цифр, но и их цвет, размер, вид шрифта и т. д.).
Символ— отличительный знак, образ, предмет, действие, служащие условным воплощением какой-либо идеи, понятия, образа. Главная особенность символа -Условность. В этом смысле он является неким намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой очевидностью.
Повседневная жизнь человека наполнена символами, которые так или иначе воздействуют на него: напоминают, разрешают, запрещают, покоряют, подчиняют, стимулируют, подавляют, гипнотизируют. По сути дела, все можно считать только символом, за которым скрыто нечто другое.
Сигнал— физический процесс (явление), имеющий информационное значение, установленное принятым соглашением сторон, условный знак, несущий сообщение о каком-либо событии. Главная особенность сигнала — он заметно выделяется среди других сенсорных раздражителей. Если это звук, то он должен быть громким или резким, или отличным от общего шумового фона. Если это свет, то ярким, специфическим по цвету, или мигающим.
По физической природе среди сигналов различаются: механические (движение, давление), тепловые, световые, электрические, акустические.
Знак— чувственно воспринимаемый предмет, явление, действие, выступающий как представитель другого предмета, свойства или отношения. Значение знака - представление, возникшее в сознании благодаря знаку.
Программа— план намеченной деятельности, предписание.
Программирование— составление программы, определенной последовательности действий.
Энергия— способность какого-либо тела, вещества и т. п. производить какую-либо работу или быть источником той силы, которая может производить работу.
Универсально-предметный код (УПК)— сложная иерархическая внутрипсихическая кодовая система.
Для того чтобы легче понять и осмыслить ее, рассмотрим некоторые положения, отражающие закономерности процессов восприятия, хранения и утилизации информации.
• Процесс мышления есть внутренняя речь.
• Однако существует разница между мысленным проговариванием и процессом внутренней речи.
• Для внутренней речи характерна не словесная структура, а какая-то иная.
• Процесс внутренней речи опирается на специальные кодовые структуры. Этот внутренний код есть УПК.
• Образы хранятся в нашей памяти посредством иерархических структур.
• Верхний уровень (ближайший к сознанию) содержит в себе образы, связанные с понятиями.
• Глубинный уровень хранит предельно конкретные образы.
• Между уровнями имеются связи, позволяющие переходить от конкретных образов к обобщениям и наоборот.
• «Универсальный» в УПК означает — наднациональный, не зависящий от специфики конкретного языка характер образов и связей между ними.
• Знаки языка в речи — поверхностная структура.
• Глубинная структура связана с УПК.
• Единый источник всех программ, обусловливающих поведение и состояние человека, есть УПК.
Поле— пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил.
Теперь нам остается выяснить, каким образом происходит взаимодействие в психоэнергетической информационной сети.
Для этого исследуем ее структуру, ибо всякое моделирование возможно только при наличии таковой. Действительно, какова же иерархия психического аппарата человека? Рассмотрим условные уровни, каждый из которых представлен в соответствии с той функцией, которую выражает.
УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.
Декларативный — соответствует тому, что личность провозглашает, какую позицию занимает, какие идеалы объявляет своими, что одобряет и защищает, против чего протестует.
Поведенческий — отражает реальное поведение, способы реагирования в экстремальных и обыденных условиях, способы реагирования на ту или иную ситуацию.
Мотивациопный — определяется истинными целями, системой ценностей, проявляется в объяснении тех или иных поступков, совершаемых данной личностью.
Бессознательный — включает в себя преобладающие потребности, необъяснимые мотивациии побуждения душевной деятельности.
Причинный — его еще можно назвать органическим, программным или метапсихическим. Содержит в себе наследственные влияния, воздействия, полученные на самых ранних этапах развития. Его материал практически недоступен не только психологическому описанию, но и психоаналитическому зондированию. Но именно этот пласт представляет собой источник тех программ, которые обусловливают поведение человека в реальности повседневного мира. В этом смысле его можно рассматривать как УПК.
Рассмотрим схему, отражающую динамические процессы, происходящие в представленной иерархии. По сути дела, здесь нет ничего сложного.
Программа кодируется в поведение (симптом) посредством образов. Каждый из образов — символ, знак. С другой стороны, любой образ есть концентрация энергии, ее носитель и заряд одновременно — потому что как только действие, соответствующее образу, начинает совершаться, образ исчезает. Например, если вы испытываете желание сексуальной близости, то образ желанного объекта буквально преследует вас. Но когда доходит до дела, образ тускнеет и полностью пропадает. Это - принцип Имагоэнергетической модели, согласно которому образ разряжается в действие. Если же он в действие не переходит, то так и остается образом. При этом он может переместиться в зону, недоступную сознанию, но его давление и влияние при этом не прекращаются. Так, например, появляются причины для возникновения всякого рода навязчивых идей. Любая навязчивая идея -это неразряженный в действие образ. Действие же — не что иное, как аспект поведения. Возникает цепочка: Программа — Образ — Поведение. Все действительно просто.
Что же такое вирус? Разумеется, это понятие несет в себе несколько более расширенный смысл по сравнению с тем, с чем мы привыкли бороться, когда подхватываем грипп. Однако речь идет не только о возбудителях инфекций, когда приходится говорить о вирусах. Примером тому служит проблема, нередко возникающая у программистов, — компьютерный вирус, и хотя он нематериален, действие его тем не менее вполне реально и Достаточно ощутимо.
Почему бы в таком случае не допустить существование психических вирусов?
Посмотрим, что общего между биологическим вирусом, который является белковым телом, и нематериальным компьютерным вирусом. В обоих случаях мы наблюдаем присутствие чужеродного агента, обусловленное его внедрением, вторжением. Поведение этого чужеродного элемента агрессивно. Его действия направлены на деформацию системы, в первом случае — клетки, путем впрыскивания своей ДНК, во втором — программы, путем впрыскивания новой программы.
Таким образом, выходит, что вирус — это чужеродный элемент, чья агрессивность превышает уровень агрессивности собственных элементов системы.
Психический вирус реален, а не метафоричен! Он живет своей самостоятельной жизнью, и его существование обусловлено определенными закономерностями. Каковы же форма и способ его функционирования? Мы их уже определили: психический вирус — это не перешедший в действие образ.
Образ может являть собой совершенно причудливую и непривычную форму — например, некую геометрическую фигуру или вообще цветовое пятно. Форма — это всего лишь код. Другое дело, что через этот код мы можем войти в программу и, более того, воздействовать на нее.
Психический вирус существует в форме образа, недоступного сознанию. Этот образ является результатом внедрения в психоэнергетическую систему определенного агрессивного элемента, которым может явиться некая идея, чей-то поступок или какой-либо текст — в общем, все то, что оказало на субъекта свое направленное влияние. Оно стало частью человека, в которого проникло, но частью обособленной и чужеродной, хотя иногда и может возникать иллюзия, будто новое состояние индивида обусловлено его какими-то личностными мотивами. В гипнологии, например, известен факт, когда люди, получившие внушение в трансе, совершают определенное действие после выхода из гипноза. После они объясняют свой поступок как результат пусть не совсем понятных, странных, но собственных побуждений.
В нашей обыденной жизни ситуации и состояния, которые возникают не сами по себе, а моделируются экспериментальным гипнозом, встречаются весьма часто. По нескольку раз в день мы попадаем в трансовое состояние, или так называемый гипноид. В этот момент наше поведение мало чем отличается от обычного — оно проявляется лишь за счет автоматизированных, рефлекторных навыков, в то время как активное восприятие действительности значительно снижается. Возникает феномен «тоннельного» сознания. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за женщинами в магазине, увлеченными выбором покупки.
Это означает возможность проникновения в подсознание человека какой-то части из того великого множества потоков различных влияний, которые пронизывают окружающее пространство.
Непроизвольные влияния нейтрализуются или перерабатываются в иной вид энергии, скажем, в импульс нервно-мышечного разряда.
Но иные влияния субъекта, которые подспудно актуальны или же специально направлены, преобразуются в символический код. И если этот код содержит в себе информацию разрушительную, то он безусловно являет собой присутствие вируса — наиболее агрессивного и чужеродного элемента. Последовательность распространения такого влияния может быть описана следующим алгоритмом.
1. Сообщение от источника преобразуется (кодируется) в информацию (символические структуры).
2. Совокупность этих знаков (символов) посредством канала связи (текст, речь, энергия) переносится к предполагаемому объекту восприятия.
3. Направленная информация сенсорно или субсенсорно проникает в систему восприятия, которая может быть представлена или в качестве неких психоэнергетических структур, либо неких нейронных цепей объекта влияния.
4. Информация вступает во взаимодействие с этими структурами, и далее возможны варианты:
а) преобразуется в нейтральную энергию физиологических процессов;
б) заново кодируется в символ.
В первом случае организм отторгает эту информацию и обезвреживает ее. Второй же случай предполагает наличие в системе восприятия субъекта хоть какого-то элемента, созвучного, комплиментарного посылаемому сообщению, и тогда вся система в целом усваивает ее путем переработки и хранения.
Данные положения подтверждают уже упомянутый тезис, что невозможно воздействовать на то, чего нет.
Влияние и его кодирование в четкую программу возможно в том только случае, если объект влияния уже содержит в себе хоть какой-то элемент, готовый воспринять и принять это влияние в качестве программирующего агента. И наоборот, если система восприятия объекта воздействия нейтральна по отношению к направленному на него влиянию, то она отторгает его, а потому не усваивает и не программируется.
В качестве иллюстрации этой идеи может послужить пример с сектами.
Сейчас много пишут и говорят о зомбнровании и обращении многих молодых людей в сомнительные культовые вероисповедания, обвиняя при этом лидеров этих организаций, всевозможных проповедников и гуру.
Психическая обработка потенциальной паствы действительно идет мощная и серьезная. Но при этом на себя обращает внимание факт, что далеко не все посетившие проповедь или первую лекцию вовлечения тут же изъявляют желание пополнить ряды нового духовного течения или сделаться поклонниками очередного учения «высшей истины». Достаточно большое количество людей, соприкоснувшись с такой информацией, оставляют ее в своей памяти в лучшем случае как нечто забавное и позволившее скоротать время, но совершенно ненужное. Часть же остается и посвящает себя служению. Почему так происходит?
Потому что между первой и второй группой есть разница. И заключается она в подспудном, неосознанном желании вторых, чтобы их зомбировали. Это люди скрытой мазохистической ориентации, в то время как «отцы», «святые», «духопроводники» и прочие предводители и носители «светозарных озарений» несут в себе склонность к садизму, явную или подавленную. И в конце концов наступает ситуация, подобная той, что описал Э. Берн: «Мужчина, который жаждет, чтобы на него наступали высокими каблучками, рано или поздно встречает женщину, которая всю жизнь спит и грезит, на кого бы наступить каблучком».
Потому, прежде чем изливать возмущение на духовных зазывал, имеет смысл проанализировать тех, кто на эти призывы охотно откликается. По сути дела специфика подобных взаимодействий ничем не отличается от той, что существует в рекламе, где потребителя со всех сторон обстреливают самыми различными информационными влияниями, но право выбора в конечном итоге остается за потребителем. Наверное, прав был Шекспир в том, что успех слова зависит не столько от уст говорящего, сколько от уха слушающего. Хотя, конечно, и опытный говорящий стоит многого.