Учебная цель. Ознакомить студентов с целями и задачами, стоящими перед стоматологией, структурой стоматологии, историей развития

Занятие №1

Тема занятия: Введение в специальность. Цели и задачи, стоящие перед стоматологией. Структура стоматологии. История развития. Этика и деонтология в стоматологии.

Учебная цель. Ознакомить студентов с целями и задачами, стоящими перед стоматологией, структурой стоматологии, историей развития.

Этапы занятия Оборудования Наглядные пособия Время
1. Инструктаж преподавателя     5 мин.
2. Контроль исходных знаний   Контрольные вопросы. 20 мин.
3. Обсуждение темы   Слайды, презентации 115 мин.
4. Контроль результатов усвоения.   Вопросы для контроля результатов усвоения материала. 20 мин.
5. Задание на следующее занятие.     5 мин.

Вопросы изученные ранее и необходимые для контроля исходного уровня знаний:

  • Зубочелюстная система, анатомо-физиологические особенности.
  • Скелет жевательного аппарата.
  • Жевательные мышцы.
  • Мимические мышцы.
  • Строение и функции височно-нижнечелюстного сустава.
  • Функции зубочелюстной системы.

Стоматология (от греч. Stoma – рот, logos – учение)

медицинская дисциплина, занимающаяся изучением этиологии и патогенезом заболеваний зубов, челюстей и других органов полости рта, их диагностикой, лечением и профилактикой.

Учебная цель. Ознакомить студентов с целями и задачами, стоящими перед стоматологией, структурой стоматологии, историей развития - student2.ru

Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками и ремесленниками.

История зубоврачевания как медицинской специальности ведет начало с конца ХVII – нач. ХVIII веков, это связано с трудами выдающегося французского врача П. Фошара, отвергшего «теорию червей». Стал применять пломбирование зубов с помощью свинцовой фольги.

Разработка искусственных золотых коронок, пломбирование зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили специальность -СТОМАТОЛОГИЯ

.

.

1810Издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось

лицам получившим диплом лекаря.

1836 Вышел закон, в котором звание «дантист» и право на самостоятельную работу,

после сдачи экзаменов в медицинской академии.

1881 В Санкт – Петербурге В.И. Ваншинским была открыта первая в России

зубоврачебная школа.

1882В Москве зубоврачебная школа была организована И.М. Коварским.

1883 В Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов.

1885 учрежден печатный орган «Зубоврачебный вестник»

1885Открыта при факультетской хирургической клинике Московского университета

приват-доцентура по одонтологии. Возглавил Н.Н. Знаменский.

1889 Московское одонтологическое общество учреждает собственный журнал «Одонтологическое обозрение»

1890Было официально запрещено готовить дантистов путем ученичества.

1892 Были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно – медицинской

академии в Москве (возглавил П.Ф. Федоров) и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавил проф. А. К. Лимберг)

1891Лимберг защитил 1 диссертацию по одонтологии на тему «Современная профилактика и терапия костоеды зубов»

Лимберг Александр Карлович(1856 — 1906), первый русский профессор стоматологии.

С 1900 заведовал первой в России кафедрой зубных болезней при Петербургском женском медицинском институте.

В 1883 основал Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием.

В 1884 предложил обязательное высшее образование для зубных врачей и уравнение зубоврачевания с другими медицинскими специальностями.

.

1910 на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с клиниками и техническим лабораториями.

1918 постановление о передачи зубоврачебного образовании медицинским факультетам университетов.

1920на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии.

1922 в Москве создан Государственный Институт Зубоврачевания (ГИЗ)
1922 открыт Одесский Научно-исследовательский институт стоматологии

1990 В СССР функционировало 44 стоматологических факультета и 2 стоматологических института (Москва, Полтава)


В настоящее время в России имеется 31 факультет стоматологии

За 1992 – 2000годы в стране было организовано более 5000 частных стоматологических поликлиник и кабинетов, в т.ч. В Москве около 1000.

Развитие частных клиник должно привести к конкурентоспособной медицине, это положительно влияет на качество стоматологической помощи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТОЯЩИЕ ПЕРЕД МЕДИЦИНСКОЙ (СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ) ЭТИКОЙ И ДЕОНТОЛОГИЕЙ.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon – долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

• научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
• практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Историческая справка

• Древние источники медицинской этики и деонтологии: «Клятва» и «Закон» Гиппократа (V-IV века до н.э.),

. Термин «этика» как «представление о человеческой морали и нравственности» предложил Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
• Средние века: «Канон врачебной науки» и «Этика» Ибн Сины (Авиценны, X-XI века).
• Иеремия Бентам (английский философ, правовед, священник; 1748–1832) ввёл понятие деонтологии как
«...учения о должном поведении человека для достижения своей цели» (XVIII век).
• Российская медицина: «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» и «Слово о способе учить и учиться медицине практической» Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831), «Письма из Гейдельберга» и «Дневник старого врача» Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).
• Нюрнбергский процесс 1947 г.: приговор нацистам-медикам – «Нюрнбергский кодекс» – постулирует не только юридические, но и морально-нравственные положения медицинских экспериментов.
• 1947 г. – создана Всемирная медицинская ассоциация. Её основополагающие акции – «Женевская декларация» – присяга врача (1948), Международный кодекс медицинской этики (1949), «Хельсинкская декларация прав человека» (1964), «Хельсинко-Токийская декларация» (1975), «Международная декларация о правах человека» (1983).

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

• медицинский работник – больной,
• медицинский работник – родственники больного,
• медицинский работник – медицинский работник.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как: сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как: умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко отстриженными ногтями. Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

PRIMUM NON NOCERE (лат.) – ПЕРВОЕ- НЕ НАВРЕДИ - это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильные диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния.

Ятрогенные заболевания

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gепеs– порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Кроме психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

• ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;
• манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;
• комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;
• так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медработники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях.

Вопросы для контроля результатов усвоения материала

  1. Что изучает стоматология?
  2. Когда сформировалась стоматология как медицинская дисциплина?
  3. Кем оказывалась зубоврачебная помощь до появления “зубных лекарей”?
  4. Кто является основоположником дентиатрии?
  5. Когда была открыта первая в России зубоврачебная школа?
  6. Кто впервые защитил диссертацию по одонтологии в России?

Литература

  1. Фантомный курс терапевтической стоматологии. Атлас. Ю.М. Максимовский, учеб. Пособие. –М. «Медицина», 2005. – 328с.
  2. Пропедевтическая стоматология. М.М.Пожарицкая , Т.Г.Симакова, М., «Медицина», 2004. – 304с.
  3. Ортопедическая стоматология Под ред. В.Н. Трезубова.-7-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Фолиант, 2006. – 592 с.
  4. Хирургическая стоматология Робустова
  5. Фантомный курс терапевтической стоматологии. А.И. Николаев, Л.М. Цепов «Медпресс-информ» М.2009., 430с.

6. Пропедевтическая стоматология. Учебник. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

  1. Лекционный материал.

Наши рекомендации