Гомеопатия и неотложные состояния в спорте

Цветнова Л.Д к.м.н., кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом остеопатии СЗГМУ им. И.И.Мечникова

Опыт использование гомеопатии в неотложной медицине показал, что в сочетании с обычными мероприятиями гомеопатическая терапия при травмах и заболеваниях сокращает риск развития возможных осложнений и снижает расходы на лечение и реабилитацию спортсменов.

В клинике неотложной медицины регулярно используются гомеопатические монопрепараты, позволяющие адекватно воздействовать на различные проблемы.

Арника применяется при травматических поражениях мягких тканей, сопровождающихся болезненными кровоизлияниями. Для арники характерна повышенная чувствительность к боли в пораженной конечности. При переломах арнику надо давать систематически. Особенно при сильных болях в костях в сочетании симфитум для ускорения консолидации и препятствию формирования ложного сустава.

При раздавленных ранах или при рваных ранах назначают гиперикум.

При тяжелых травмах головы, сотрясениях головного мозга арнику, натриум сульфурикум рекомендуется применять в острый период в виде инъекций и затем перорально в течение 6 недель.

Лобелия показана при головных болях и остаточных явлениях вследствие травмы черепа.

Аконит является препаратом выбора при внезапно возникающих патологических состояниях, например, шоке после травмы. Его можно рассматривать как гомеопатический адреналин. Шоковое событие оказывает сильное воздействие на пациента, которое может оставить свои следы на психическом уровне.

При острых болевых синдромах показаны Арника или Бриония, особенно, если боль локализована в области поясничного отдела позвоночника или в области легких. При абдоминальных болях рекомендуется Хамоммила.

При острой лихорадке используется сочетание Аконита и Аргентум металликум. Гипертермия спадает, как правило, через 1-2 часа. В этом случае, есть возможность отказаться от антибактериальной терапии.

Таким образом, различные клинические исследования показали, что гомеопатическая терапия может эффективно использоваться при одновременном назначении с обычными методами. С помощью нескольких гомеопатических средств можно оказать выраженное воздействие при неотложных состояниях, а также улучшить общее состояние и способствовать лечению и реабилитации.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНА

Чурганов О. А., дпн, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом остеопатии СЗГМУ им.И.И.Мечникова

Спортивная подготовка это социальная система, со своими особенностями развития и функционирования. Особенности системы заключаться в отборе, прогнозе, в научно-методическом сопровождении на этапах спортивной подготовки. Современное становление системы спортивной подготовки России в основном направлено на организационно-управленческие мероприятия, систематизацию нормативно-правовой базы спортивной подготовки, развитие информационно-коммуникационных инфраструктур, развитие методологии процесса, расширение материально-спортивной базы, а формированию научно-методического сопровождения подготовки не уделяется должного внимания. С учетом снижения рождаемости в 1990-1994 годах, снижением состояния здоровья подрастающего поколения, мероприятия научного обоснования спортивной подготовки становятся все более актуальными. Научно-методическое сопровождение – создает условия для внедрения в тренировочный и соревновательный процессы инновационных достижений, высокотехнологичных методов сопровождения, формирование актуальных инновационных научных направлений по повышению работоспособности на этапах спортивной подготовки.

Цель процесса спортивной подготовки — достижение максимальных спортивных результатов, достижение мировых рекордов по выбранному виду спорта, через наиболее оптимальные условия тренировочной и соревновательной деятельности.

Важным звеном управления подготовкой спортсменов является система комплексного сопровождения, благодаря которому можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса. Сопровождение включает, педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на выявление сильных и слабых сторон в подготовке спортсменов. В качестве объектов мы выделяем такие параметры, как эффективность соревновательной деятельности, уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности; показатели нагрузки отдельных упражнений, тренировочных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т.д.; возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность; реакцию организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления. Мы рассматриваем сопровождение спортивной подготовки как систему организационно-методических и практических мероприятий, включающих в себя контроль, анализ, мониторинг с последующей аналитикой, созданием базы данных, осуществляемых специалистами различного профиля, с целью построения моделей по видам спорта, индивидуальных дорожных карт спортивной подготовки, и придерживаемся следующей структурной схемы организации комплексного подхода:

- оценка показателей оперативного состояния, отражающих срочный эффект от выполнения тренировочной нагрузки (психопедагогические, медико-биологические, параметры техники выполнения упражнений);

- оценка динамики показателей, отражающих кумулятивный эффект от серии тренировочных занятий в рамках 2-4 микроциклов; в основном это обобщение оценки технической подготовленности, показатели проявления физических качеств и функционального состояния организма спортсмена;

- оценка динамики показателей устойчивого состояния, достоверные сдвиги которых могут быть получены через 1-3 месяца подготовки (оценка показателей физических качеств, технико-тактической подготовки, обобщающих функциональных проб).

Все три перечисленных уровня решаются в единстве и информационно дополняют друг друга. Виды медико-биологического сопровождения различаются в соответствии с типом состояния двигательных функций спортсменов — перманентные (сохраняющиеся довольно длительное время), текущие (изменяющиеся под влиянием одного или нескольких занятий), оперативные (меняющиеся в процессе одного занятия, а также под влиянием нагрузки отдельных упражнений или серий упражнений). Необходимость выделения трех типов состояний определяется тем, что средства медико-биологического контроля, используемые в каждом случае, существенно различаются. Принято выделять три основные формы медико-биологического сопровождения: этапный контроль, цель которого - оценить этапное состояние; текущий контроль, основой которого является определение повседневных (текущих) колебаний состояния спортсмена; оперативный контроль, цель которого сводится к экспресс-оценке состояния спортсмена в данный момент выполнения тренировочной нагрузки. Для каждой формы медико-биологического сопровождения мы выделяем батареи диагностических тестов по направлениям: нейро-динамические характеристики, биомеханические характеристики, психофизиологические характеристики, оценка функциональных и энергетических резервов по системам организма, оценка адаптационного и компенсаторного механизмов организма. Это позволяет определить уровень физической, технической и тактической подготовленности; оценить реакции организма на физические нагрузки, определить изменения в организме занимающихся под влиянием предельной физической нагрузки, выявить степень адаптации организма к ступенчато повышающимся нагрузкам и определение их целесообразности, оценить правильность выполнения технико-тактических действий; подбор физических нагрузок, наиболее пригодных для достигнутого функционального уровня спортсмена. На основании полученных данных формируется база данных на каждого спортсмена с построением модельных лепестковых диаграмм, выделением кластерных показателей. Формируется индивидуальная дорожная карта, где используются все средства повышения работоспособности спортсмена. Организационно, мы предложили и создали консультационно- аналитические центры, сформировали комплексные научные группы по видам спорта и обеспечили их современным оборудованием, высококлассными специалистами и самое главное методологией государственной стратегии спортивной подготовки. Современное развитие системы спортивной подготовки требует постоянного повышения квалификации специалистов, расширение знаний по современным методикам тренировки, современным методам функциональной диагностики, реабилитации и т.д. Теоретическая база, разработанная отечественными учеными позволяет заполнить информационный блок инновационных программ. Кейс — технологии формируются из результатов работы тренеров сборных России, данных полученных при работе комплексных научных групп по видам спорта, аналитических справок Центра Спортивной Подготовки и видиоматериала крупных международных соревнований. Все это дает возможность для создания интерактивных курсов повышения квалификации различных категорий. Переход к новым формам организации образовательного процесса через интерактивные курсы повышения квалификации позволит внести такие параметры как нелинейность, мобильность, ориентация на индивидуальные образовательные маршруты через различные формы диалоговых коммуникаций, открытого интерактива, и обеспечит технологию индивидуально-ориентированного обучения в системе болонского принципа «обучение в течение всей жизни».

Научно-обоснованное медико-биологическое сопровождение в системе спортивной подготовки было апробировано на сборных командах зимних и летних паралимпийских видах спорта. Нами создан организационно-управленческий механизм по научно-методическому и медико-биологическому сопровождению сборных команд, разработаны программы сопровождения, с комплексным подходом в оценке всех процессов участвующих в создании спортивных рекордов. Только интегрированный подход, с формированием индивидуальных дорожных карт спортивной подготовки, позволит повысить работоспособность спортсмена и достичь высоких спортивных результатов.

Наши рекомендации