Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.
Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ,
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Практикум
Абакан
УДК 614.2.33(075.8)
ББК 65.495я73
З382
Печатается по рекомендации Методического совета
И по решению Редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова»
Рецензенты: | О. Ю. Килина, доктор медицинских наук, заместитель директора по науке МПСИ ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»; |
Г. И. Чеченин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава РФ |
Захарова, Елена Владимировна
З382 | Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения:учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум/ Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – 200 с. |
ISBN 978-5-7810-1186-5 |
Практикум содержит краткий теоретический обзор по основным темам дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», вопросы к практическим занятиям, темы рефератов, методические рекомендации, ссылки на нормативные правовые документы по отдельным вопросам организации медицинской помощи.
Издание адресовано студентам, обучающимся по специальности 060101.65 – Лечебное дело, а также интернам и ординаторам.
УДК 614.2.33(075.8)
ББК 65.495я73
ISBN 978-5-7810-1186-5 | © ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014 |
© Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова, 2014 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 6
Методические рекомендации по использованию УМКД при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения». 7
Модуль I. Основы медицинской статистики. 11
Практическое занятие 1. Теоретические основы статистики, организация и этапы статистического исследования. Абсолютные
и относительные величины.. 11
Практическое занятие 2. Свойства статистической совокупности: распределение, средний уровень и разнообразие признаков, взаимосвязь и достоверность признаков. Вариационный ряд. 21
Практическое занятие 3. Динамические ряды: анализ, методы выравнивания и прогнозирования показателей 27
Практическое занятие 4. Методы оценки достоверности относительных и средних величин. Непараметрические критерии оценки достоверности. 30
Практическое занятие 5. Методы оценки взаимодействия факторов
и явлений. 36
Практическое занятие 6. Метод стандартизации. Ошибки статистического анализа 41
Модуль II. Оценка общественного здоровья. 44
Практическое занятие 7. Медико-социальные аспекты демографии. 44
Практическое занятие 8. Показатели здоровья населения и
факторы, влияющие на них. 51
Практическое занятие 9. Социально значимые заболевания, инфекционная и неинфекционная заболеваемость, основные тенденции в Российской Федерации и в мире. 57
Практическое занятие 10. Укрепление здоровья населения. Современные аспекты профилактики 62
Модуль III. Основы организации медицинской помощи населению.. 74
Практическое занятие 11. Здравоохранение и охрана здоровья населения. Принципы, формы и системы здравоохранения. Номенклатура учреждений здравоохранения. Роль международных медицинских организаций в развитии здравоохранения 74
Практическое занятие 12. Организация амбулаторно-
поликлинической помощи населению. Особенности организации детской поликлиники. Анализ показателей деятельности
поликлиники. 82
Практическое занятие 13. Организация стационарной помощи населению. Особенности организации детской больницы. Анализ показателей деятельности стационара. 93
Практическое занятие 14. Особенности организации службы
охраны здоровья матери и ребенка. Анализ показателей
деятельности женской консультации, учреждений
родовспоможения и детства. 101
Практическое занятие 15. Организация скорой и неотложной медицинской помощи населению. Анализ показателей
деятельности станций СМП. Станции переливания крови,
их функции и показатели деятельности. 114
Практическое занятие 16. Организация медицинской помощи сельскому населению. Диспансеры, центры, учреждения регионального уровня как этап оказания специализированной
помощи. 120
Практическое занятие 17. Восстановительное лечение
и реабилитация. Организация санаторно-курортной помощи населению.. 123
Модуль IV. Экспертиза трудоспособности. 133
Практическое занятие 18. Социальное страхование и социальное обеспечение. Общие и теоретические основы экспертизы трудоспособности. Анализ причин временной
нетрудоспособности (ВН) в Российской Федерации и
в Республике Хакасия. 133
Практическое занятие 19. Организация и порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие ВН, порядок их оформления. 141
Практическое занятие 20. Организация работы врачебной
комиссии (ВК) в медицинской организации. Методы экспертной работы при проведении экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности. 146
Практическое занятие 21. Медико-социальная экспертиза (МСЭ)
как один из видов социальной защиты граждан. Состояние инвалидности в Российской Федерации и в Республике Хакасия 149
Модуль V. Экономика и управление здравоохранением.. 156
Практическое занятие 22. Экономика здравоохранения как
научная и учебная дисциплина. Ценообразование
в здравоохранении. 156
Практическое занятие 23. Медицинское страхование
в Российской Федерации. Законодательство в сфере медицинского страхования. Тарифы ОМС при оплате медицинских услуг 164
Практическое занятие 24. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (ПГГ). Планирование объемов и финансирования здравоохранения на региональном уровне 170
Практическое занятие 25. Экономика деятельности учреждений здравоохранения: основные и оборотные средства, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.. 173
Практическое занятие 26. Маркетинг и менеджмент в здравоохранении. Стратегии управления в социальной сфере 177
Практическое занятие 27. Стандартизация в здравоохранении. Вопросы лицензирования, сертификации медицинских
организаций и специалистов. Управление медицинским
персоналом.. 181
Практическое занятие 28. Управление обеспечением качества медицинской и лекарственной помощи 185
Заключение. 189
Перечень вопросов для подготовки к экзамену. 190
Библиографический список. 195
Введение
Врачи XXI века независимо от специальности должны обладать знаниями и умениями по оценке общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений здравоохранения в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования; по совершенствованию существующих и внедрению новых организационно-клинических технологий.
Необходимость изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» обусловлена реформированием и модернизацией системы здравоохранения на рубеже XX и XXI веков. Современному врачу следует разбираться в вопросах радикальных социально-экономических преобразований в обществе, реформирования, модернизации и управления отраслью здравоохранения, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, новых экономических отношений и дополнительных источников финансирования медицинских организаций; решать вопросы управления и экономики здравоохранения, а также пользоваться методами медицинской статистики при оценке здоровья населения, внедрять механизмы по его улучшению и повышению качества медицинского обслуживания.
Развитие аналитических способностей поможет выпускникам в проведении экспертиз, участии в качестве эксперта в работе врачебной комиссии медицинской организации.
Методические рекомендации по использованию УМКД при изучении дисциплины
«Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения»
Изучение дисциплины включает прослушивание лекций, сопровождаемых слайдами мультимедиа, проведение семинарских занятий, выполнение самостоятельных работ, решение ситуационных задач.
На лекциях большое внимание уделяется изучению нормативной правовой базы (законы, постановления, приказы, методические рекомендации др.) по работе с медицинскими документами, лекарственному обеспечению и контролю качества. На семинарских занятиях студенты отрабатывают практические навыки по заполнению первичной отчетной документации, составлению и анализу годового статистического отчета. Современному врачу необходимо овладеть навыками оценки эффективности и качества своей работы. Для этого предусмотрено выполнение индивидуальных заданий и защита самостоятельных работ.
На лекциях рекомендуется ведение конспекта, а также перед семинарскими занятиями следует просматривать слайды, изучать основную и дополнительную учебную литературу.
Для подготовки к семинарским занятиям необходимо 1–2 часа для самостоятельной работы с литературой и выполнения индивидуального самостоятельного задания. В соответствии с картой самостоятельной работы студентов некоторые вопросы изучаются самостоятельно с написанием конспекта или реферата. На семинарских занятиях запланированы доклады по темам рефератов.
По завершении каждого модуля или отдельных тем проводится тестовый контроль в конце семинарского занятия на 20–30 мин. с использованием ЭКИМ. Для подготовки к тесту необходимо повторить тему по вопросам для подготовки к семинарским занятиям из практикума.
В процессе изучения дисциплины необходимо отработать практические навыки по работе с медицинской документацией, информационными системами («КонсультантПлюс», «Гарант», поиск информации на сайтах сети Интернет).
При получении индивидуального самостоятельного задания необходимо ознакомиться с теоретической частью и выполнить задание, следуя методическим рекомендациям. По завершении самостоятельной работы ее оформляют в соответствии с требованиями и представляется на проверку, защита работы предусматривает устное собеседование по теме (2–3 вопроса).
Обязательным условием допуска студента к зачету и экзамену является выполнение и защита самостоятельных работ, решение ситуационных задач. Зачет получают студенты, выполнившие тестовый контроль на положительную оценку (60 % и более правильных ответов).
Студенты сдают экзамен по завершении изучения основного курса дисциплины в 9 семестре. Экзамен проводится в три этапа: первый – компьютерное тестирование, второй – собеседование по вопросам билета и третий – проверка практических навыков в решении задач. Компьютерное тестирование рассчитано на 1 час, за это время студент должен ответить на 60 вопросов. При результатах не ниже 60 % правильных ответов он получает допуск к теоретической части.
Билеты к экзамену содержат по 2 теоретических вопроса. Необходимо повторить пройденный материал в соответствии с вопросами. Ситуационные задачи для проверки практических навыков представлены в Сборнике задач и самостоятельных работ. Экзаменационные задачи сформированы по 3 направлениям: 50 % – экспертного характера (экспертиза ВН и стойкой утраты трудоспособности), 30 % – статистического и 20 % – аналитического, всего 37 задач.
Положительная оценка на экзамене выставляется при условии выполнения всех трех заданий как среднее арифметическое по трем баллам.
Преподаватель может использовать в процессе обучения модульно-рейтинговую систему: студенты выполняют задания и ведут карту набранных баллов. Контролирует выполнение заданий каждого модуля, для получения зачета по модулю необходимо набрать минимальное количество зачетных баллов (не менее 60 % от максимального).
Рейтинг-карта студента
Наименование модуля, виды работы и формы контроля | Рейтинг-баллы | Сроки сдачи элементов модуля | Рейтинг-баллы студента | Подпись преподавателя | |
min * | max * | ||||
Базовый модуль № 1 | |||||
Конспекты лекций 1–5 | |||||
Семинары 1–6 (собеседование) | |||||
Выполнение самостоятельных заданий, решение задач | |||||
Реферат | |||||
Справочник формул по медицинской статистике | |||||
Модульный контроль № 1 | |||||
Базовый модуль № 2 | |||||
Конспекты лекций 6–9 | |||||
Семинары 7–10 (собеседование) | |||||
Реферат | |||||
Модульный контроль № 2 | |||||
Итоговый модуль (зачет, 7 семестр) | |||||
Базовый модуль № 3 | |||||
Конспекты лекций 10–16 | |||||
Семинары 11–17 (собеседование) | |||||
Выполнение самостоятельных заданий, решение задач | |||||
Реферат | |||||
Справочник формул по показателям деятельности медицинских организаций | |||||
Модульный контроль № 3 | |||||
Базовый модуль № 4 | |||||
Конспекты лекций 17–18 | |||||
Семинары 18–19 (собеседование) | |||||
Выполнение самостоятельных заданий, решение задач | |||||
Реферат | |||||
Справочник нормативной правовой базы по экспертизе трудоспособности | |||||
Модульный контроль № 4 | |||||
Итоговый модуль (зачет, 8 семестр) | |||||
Базовый модуль № 4 | |||||
Конспекты лекций 19–20 | |||||
Семинары 20–21 (собеседование) | |||||
Выполнение самостоятельных заданий, решение задач | |||||
Реферат |
Справочник нормативной правовой базы по экспертизе трудоспособности | ||||||
Модульный контроль № 4 | ||||||
Базовый модуль № 5 | ||||||
Конспекты лекций 21–27 | ||||||
Семинары 22–28 (собеседование) | ||||||
Выполнение самостоятельных заданий, решение задач | ||||||
Реферат | ||||||
Справочник формул по экономическим показателям | ||||||
Модульный контроль № 5 | ||||||
Итоговый модуль (экзамен, 9 семестр) | ||||||
Дисциплинарный рейтинг | ||||||
Дополнительные баллы** – научно-исследовательская работа | ||||||
– выступление с докладом на конкурсах, конференциях // призовое место | 5 // 10 | |||||
– публикация в сборнике конференции // в изданиях ВАК | 5 // 10 | |||||
ИТОГО дополнительно | ||||||
Дисциплинарный рейтинг: | Академическая оценка: | Дата: | ||||
60–72 % – удовлетворительно (93–112); | ||||||
73–86 % – хорошо (113–134); | ||||||
87–100 % – отлично (135–156). | ||||||
* баллы выставляются при следующих условиях: 0 – нет, не имеется, не выполнено;
1 – имеется не в полном объеме, выполнено с ошибками; 1,5 – выполнено с недочетами;
2 – имеется в полном объеме, выполнено без ошибок.
** дополнительные баллы прибавляются к дисциплинарному рейтингу и учитываются при оценке.
Итоговая оценка по набранным баллам засчитывается как экзаменационная. В случае несогласия студента с оценкой или его желания улучшить результат, он допускается к сдаче экзамена традиционным образом при условии наличия у него минимального дисциплинарного рейтинга.
Модуль I.
Основы медицинской статистики
Практическое занятие 1.
Теоретические основы статистики,
организация и этапы статистического исследования.
Абсолютные и относительные величины
Актуальность темы
Анализ количественных показателей позволяет выявить важнейшие закономерности различных процессов в жизни общества и таким образом познать качественную природу явлений в их взаимосвязи. Статистический метод нашел применение во всех областях деятельности человека, в науке и в том числе в медицине и здравоохранении.
Цели занятия:
– дать определение понятия медицинской статистики: ее цели, задачи и методы;
– изучить этапы статистического (клинического, медико-биологического, эпидемиологического) исследования;
– научить планировать исследование, проводить сбор, группировку и анализ информации;
– познакомить с абсолютными и относительными величинами, с методами расчета относительных показателей;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы теории вероятности, математики, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.
Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.
Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями.Медицинская (санитарная) статистика изучает состояние общественного здоровья и здравоохранения, устанавливает достоверность результатов исследований, проводимых в клиниках и лабораториях, эффективность новых препаратов, методов диагностики и профилактики, оценивает качество работы врача.
Выделяют следующие разделы медицинской статистики: 1) статистика общественного здоровья; 2) статистика здравоохранения; 3) статистика научных исследований, или теоретическая медицинская статистика.Медико-статистические исследования выполняются в определенной последовательности. Вначале определяется цель и задачи работы. Цель устанавливает направление всего исследования в целом и отвечает на вопрос «зачем оно будет проводиться?». Целью медико-социальных исследований может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения и т. д. Задачи определяют конкретные пути достижения цели, позволяют разделить всю работу на ступени, преодоление которых способствует получению конечного результата. В дальнейшем статистическое исследование проводится поэтапно, строгая последовательность каждого этапа в выполнении мероприятий обеспечивает полноту и достоверность медико-статистической информации.
Основные этапы статистического исследования:
I этап: Подготовительный (организационный): составление плана и программы исследования;
II этап: Сбор статистического материала;
III этап: Разработка и сведение материала воедино;
IV этап: Анализ полученных данных, выводы, предложения.
Планстатистического исследования включает перечень организационных вопросов.
1. Определение места (территории), где будет проводиться исследование – административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие.
2. Определение времени проведения исследования – конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависит от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.
3. Определение вида статистического наблюдения – единовременное, текущее.
Единовременное наблюдение регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране в течение одного дня; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным наблюдениям относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.
Текущее наблюдение – регистрация признаков в течение определенного периода времени (месяца, года, нескольких лет). Например, регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (месяцам, кварталам, годам).
4.Определение метода статистического наблюдения – сплошное, выборочное.
Сплошное наблюдение – обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление, что дает исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболеваний, перепись населения). В тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу.
Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности. При правильно организованной выборке результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т. е. обладают достаточной репрезентативностью.Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности.
5. Определение организаторов и участников исследования. В небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда.
6. Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.
Программастатистического исследования
1. Определение единицы наблюдения.
Единица наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению. При изучении рождаемости это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости – каждый случай заболевания у человека на изучаемой территории. Выбор единицы наблюдения обусловливается целью и задачами исследования.
2. Определение учетных признаков, подлежащих регистрации, в отношении каждой единицы наблюдения. Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными – носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон). По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) – возраст, пол, образование, занятия спортом и результативными (испытывающими влияние) – рост, масса тела, выздоровление, смерть.
3. Определение регистрационных бланков, подлежащих учету.
В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы. Например, для учета состава госпитализированных больных применяют Карту выбывшего из стационара, куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости – Талон амбулаторного пациента. Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), не являются статистическими документами. Для статистической разработки этих документов необходимы сведения из врачебных записей, которые копируют на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношениях в семье, на работе, наличии вредных привычек и т. д.).
4. Составление макетов статистических таблиц. По своему строению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака – ставится прочерк).
В статистических таблицах различают подлежащее – основной признак изучаемого явления, отвечает на вопросы «Кто? Что?» и сказуемоеучетные признаки, характеризующие явление, отвечающие на вопросы «Какое количество? Сколько?».
Простая таблица (табл. 1) имеет подлежащие (различные нозологические формы заболеваний) и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.
Таблица 1
Распределение больных, обратившихся к врачу,
по нозологическим формам заболеваний
Нозологическая форма заболевания | Число случаев |
1. ОРВИ | |
2. Бронхит | |
3. Пневмония | |
Итого |
В групповой таблице (табл. 2) подлежащие характеризуются несколькими сказуемыми, но признаки, характеризующие подлежащее, не связаны между собой.
Таблица 2
Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, социальным группам
Нозологическая форма заболевания | Пол | Возраст | Социальная группа | ||||||
М | Ж | всего | до 30 | 30–60 | всего | рабочий | служащий | всего | |
1. ОРВИ | |||||||||
2. Бронхит | |||||||||
3. Пневмония | |||||||||
Итого |
Комбинационная таблица (табл. 3) дает более широкие возможности для анализа, имеет подлежащие и несколько взаимосвязанных между собой сказуемых. Из данных комбинационной таблицы всегда можно построить групповую и простую таблицы, обратное действие невозможно.
Таблица 3
Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту
Нозологическая форма заболевания | Возраст до 30 лет | Возраст 30–50 лет | Старше 50 лет | Всего | Итого | ||||
М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | Оба пола | |
1. ОРВИ | |||||||||
2. Бронхит | |||||||||
3. Пневмония | |||||||||
Итого |
Сбор материала – регистрация каждой единицы наблюдения, её учетных признаков в строгом соответствии с программой наблюдения и заполнение учетных документов.
Разработка и сведение данных. На этом этапе проводится контроль качества заполненных учётных документов (все дефекты заполнения статистических карт должны быть выправлены, а при невозможности этого, документы исключаются из дальнейшей разработки), группировка и сведение собранного материала.
Под группировкой понимают распределение статистического материала по однородным группам по одному или нескольким признакам. В медико-социальных исследованиях используются разнообразные группировки по социально-демографическим признакам (возрасту, полу, семейному положению), по климатогеографическим признакам (сезону, месту жительства), по социально-экономическим признакам (профессии, должности, образованию, доходу), по состоянию здоровья (классам МКБ, группам риска, группам здоровья) и т. д.
Сведение материала в статистические таблицы позволяет систематизировать первично собранные данные, преобразовать единичные факты в количественную характеристику статистической совокупности в целом и по основным признакам.
Анализ полученных данных, выводы, предложения. Задачей четвертого этапа статистического исследования является вычисление производных величин (относительных, средних) на основании абсолютных цифр, полученных в результате их сведения в таблицы, и графическое изображение показателей. Статистическому анализу в ряде случаев могут быть подвергнуты и абсолютные величины. Результаты сведения данных подлежат количественному и качественному анализу, оценивается их достоверность, формулируются выводы и предложения.
Абсолютные величины отражают количественную сторону явления, его абсолютные размеры. Они используются при характеристике общей совокупности (численности населения, общего числа врачей в стране и др.), а также при оценке редко встречающихся явлений (числа особо опасных инфекций, числа людей с аномалиями развития).
Для сравнения изучаемых явлений используют производные величины, которые подразделяются на относительные и средние.
Относительные величины применяются при анализе альтернативных (наличие или отсутствие) признаков.
В санитарной статистике используют следующие виды относительных величин: экстенсивные коэффициенты, интенсивные коэффициенты; коэффициенты соотношения, коэффициенты наглядности.
Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100 %. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Вычисление экстенсивного показателя производится по формуле:
.
Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих.
Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень, распространенность) явления в однородной среде. Явление представляет собой как бы продукт «среды». На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Вычисление интенсивного показателяпроизводится по формуле:
.
Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 1 000 жителей; число родившихся на 1 000 населения.
В медико-социальных исследованиях за «среду», как правило, принимается численность населения в целом, а также отдельных его групп (по возрасту, полу, профессии, месту жительства и т. д.).
Основание показателя: 100, 1000, 10 000, 100 000 человек. В результате полученные данные выражаются в процентах (%), промилле (‰), продецимилле (%00), просантимилле (%000).
Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. При расчете общих интенсивных показателей за среду принимается численность населения в целом (показатель рождаемости, общий показатель смертности, показатель заболеваемости и др.). Специальные – вычисляют для отдельных групп населения: показатель плодовитости число детей, родившихся на 1000 женщин детородного возраста, характеризует уровень заболеваемости гипертонической болезнью женщин-педагогов, повозрастной показатель смертности – число умерших в определенном возрасте и др.
Коэффициенты соотношения (показатель частоты, распространенности явления в разнородных средах) характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой, самостоятельных совокупностей. Методика расчета показателей соотношения сходна с методикой вычисления интенсивных показателей, хотя они различны по существу.
Показатели соотношения используются для характеристики обеспеченности уровня и качества медицинской помощью.
Например: число коек на 10 000 человек; число врачей на 10 000 жителей; число лекарственных препаратов, произведенных на 1 000 жителей.
Показатель наглядности применяется с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных и средних величин. Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. Характеризует динамику явления. При вычислении показателей наглядности одна из сравниваемых величин принимается за 100 % или за единицу, а остальные величины с помощью пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Чаще всего за 100 % принимается первая исходная величина, но может быть принята величина и из середины или конца ряда.
Например: отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100 %.
Большое значение для анализа полученных данных имеет их графическое изображение. Графические изображения отражают закономерность развития, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Принято различать следующие основные типы графических изображений: диаграммы, картограммы, картодиаграммы.
Вопросы по теме
1. Теоретические основы медицинской статистики (теория вероятности, закон больших чисел) – написание конспекта.
2. Организация и проведение статистического исследования. Этапы статистического исследования: 1) план и программа исследования; 2) сбор информации (материала); 3) основные элементы обработки, шифровки и сведение материала; 4) анализ и выводы.
3. Абсолютные и относительные величины, область их применения.
4. Виды относительных величин (интенсивный показатель, экстенсивный показатель, показатель наглядности и соотношения), методика их нахождения.
5. Выполнение самостоятельного задания (Задачи 15–22) [1].
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 112–132.
2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 272–288.
3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 12–17.
4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко. –
4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.
Дополнительный
1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).
2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руководство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.
3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.
Электронные носители
1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru.
2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/
Практическое занятие 2.
Свойства статистической совокупности: распределение,
средний уровень и разнообразие признаков,
взаимосвязь и достоверность признаков. Вариационный ряд
Актуальность темы
В клинической практике возникает необходимость анализировать эффективность различных методов лечения, фармацевтических препаратов, результативность хирургических вмешательств; в решении организационных вопросов часто ориентируются на средние значения показателей за определенный период времени. С этой целью пользуются такими понятиями, как: распределение признаков в статистической совокупности, средние величины признаков, их разнообразие и границы распределения, взаимосвязь и доказательство достоверности наличия этой взаимосвязи. Студентам необходимо овладеть методикой анализа статистической совокупности на примере вариационных рядов и их характеристики.
Цели занятия:
– дать понятие статистической совокупности и характеристику ее свойств;
– определять средние величины различными способами;
– строить и анализировать вариационные ряды различных видов;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы теории вероятности, математики, информатики; навыки работы с компьютером на уровне пользователя.