Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.
Существует способ наименьших квадратов, при помощи которого можно не только выравнивать динамический ряд, но и прогнозировать направление дальнейшего изменения уровней (тренд). При помощи названного способа находят линию, которая максимально приближается к эмпирическим данным и характеризует направление изучаемого процесса, при этом сумма квадратов отклонений фактических данных от выравненных будет наименьшей.
Для выравнивания динамического ряда используется уравнение:
у = ао+а1,
где у – величина явления, изменяющегося с течением времени;
ао – начальный уровень;
а1 – начальная скорость ряда.
Метод наименьших квадратов основан на упрощенном подборе способа отсчета времени х так, чтобы ∑x = 0. Вычисление а0 и а1 проводят по формулам:
, ,
где х – периоды времени;
n – число наблюдений.
Примеры приводятся в «Сборнике задач и самостоятельных работ» [3].
Вопросы по теме
1. Определение динамического ряда, его основные характеристики.
2. Способы выравнивания динамического ряда.
3. Графическое изображение динамического ряда.
4. Выполнение самостоятельного задания (задачи 37–48) [1].
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 132–136.
2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 289–292.
3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 26–28.
4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко –
4-е изд., испр. и допол. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.
Дополнительный
1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).
2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руководство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.
3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.
Электронные носители
1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL:
http://studmedlib.ru/
Практическое занятие 4.
Методы оценки достоверности относительных
и средних величин. Непараметрические критерии
оценки достоверности
Актуальность темы
При вычислении показателей довольно часто используют не всю генеральную совокупность, а какую-либо ее часть (например, при выборочном исследовании). Для того чтобы по части явления можно было судить о явлении в целом, о его закономерностях, необходима оценка достоверности результатов исследования. Мерой достоверности показателя является его ошибка – ошибка представительности (репрезентативности). Ошибка показывает, насколько результат, полученный при выборочном исследовании, отличается от результата, который мог бы быть получен при сплошном исследовании всей генеральной совокупности.
Цели занятия:
– изучить методы оценки достоверности средних и относительных величин;
– применять параметрические и непараметрические методы оценки достоверности в зависимости от имеющихся данных;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы теории вероятности, математики, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.