Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.

Динамический ряд – это ряд однородных статистических величин, показывающих изменение явления во времени. Динамический ряд может быть представлен абсолютными числами (изменением числа больных), средними величинами (средним числом лабораторных анализов за неделю) и относительными показателями (рождаемости на 1000 населения, заболеваемости ОРВИ на 100 тыс. населения, обеспеченности врачами на 10 тыс. населения). Числа, из которых состоит динамический ряд, называются уровнями ряда. Анализ динамического (временного) ряда сводится к вычислению следующих показателей: абсолютного прироста (или снижения); темпа роста (или снижения); темпа прироста; значения 1 % прироста, показателей наглядности. Абсолютный прирост представляет собой разность между последующим и предыдущим уровнями. Темп роста– это отношение последующего уровня к предыдущему, умноженное на 100 %. Темп прироста – отношение абсолютного прироста (снижения) к предыдущему уровню, умноженное на 100 %. Значение 1 % прироста определяется отношением абсолютного прироста к темпу прироста. Показатель наглядности определяет отношение каждого уровня ряда к одному из них (чаще начальному), принятому за 100 %. Если колебания уровней значительные и выявить закономерность затруднительно, то динамический ряд выравнивают. Существуют различные методы выравнивания (преобразования) динамического ряда: укрупнение интервалов, расчет скользящей средней и другие, позволяющие устранить влияние случайных колебаний на уровни динамического ряда.

Существует способ наименьших квадратов, при помощи которого можно не только выравнивать динамический ряд, но и прогнозировать направление дальнейшего изменения уровней (тренд). При помощи названного способа находят линию, которая максималь­но приближается к эмпирическим данным и характеризует направление изучаемого процесса, при этом сумма квадратов отклонений фактических данных от выравненных будет наименьшей.

Для выравнивания динамического ряда используется уравнение:

у = ао1,

где у – величина явления, изменяющегося с течением времени;

ао – начальный уровень;

а1 – начальная скорость ряда.

Метод наименьших квадратов основан на упрощенном подборе спо­соба отсчета времени х так, чтобы ∑x = 0. Вычисление а0 и а1 проводят по формулам:

Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию. - student2.ru , Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию. - student2.ru ,

где х – периоды времени;

n – число наблюдений.

Примеры приводятся в «Сборнике задач и самостоятельных работ» [3].

Вопросы по теме

1. Определение динамического ряда, его основные характеристики.

2. Способы выравнивания динамического ряда.

3. Графическое изображение динамического ряда.

4. Выполнение самостоятельного задания (задачи 37–48) [1].

Рекомендательный библиографический список

Основной

1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 132–136.

2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 289–292.

3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 26–28.

4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко –
4-е изд., испр. и допол. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.

Дополнительный

1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).

2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руко­водство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.

3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.

Электронные носители

1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL:
http://studmedlib.ru/

Практическое занятие 4.
Методы оценки достоверности относительных
и средних величин. Непараметрические критерии
оценки достоверности

Актуальность темы

При вычислении показателей довольно часто используют не всю генеральную совокупность, а какую-либо ее часть (например, при выборочном исследовании). Для того чтобы по части явления можно было судить о явлении в целом, о его закономерностях, необходима оценка достоверности результатов исследования. Мерой достоверности показателя является его ошибка – ошибка представительности (репрезентативности). Ошибка показывает, насколько результат, полученный при выборочном исследовании, отличается от результата, который мог бы быть получен при сплошном исследовании всей генеральной совокупности.

Цели занятия:

– изучить методы оценки достоверности средних и относительных величин;

– применять параметрические и непараметрические методы оценки достоверности в зависимости от имеющихся данных;

– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.

Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы теории вероятности, математики, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.

Наши рекомендации