Психическая саморегуляция и аутотренинг.

«Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны. Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности. Печально, что в настоящем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных обществ – церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию. Без транса мы остаемся жестокими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры».

Кондрашов В.В.

«… научно установлено, в состоянии внушенной дре­моты или внушенного сна мозг лучше воспринимает слова производимого врачом внушения, они лучше закреп­ляются в мозгу, в силу чего оказывают длительное воздействие».

К.И.Платонов.

1. Теория саморегуляции и самокодирования.

1.1. Психические состояния.

1.2. ИСС, транс, самогипноз, аутосуггестия, самопрограммирование.

1.3. Основные теории и техники аутотренинга, саморегуляции, самокодирования.

1.4. Кодирование и самокодирование.

1.5. Медитация.

2. Техника саморегуляции и самокодирования.

2.1. Техника аутотренинга по Й.Шульцу.

2.2. Модификации аутогенной тренировки.

Психическая саморегуляция – это метод самокодирования собственной психики. Психическая саморегуляции еще носит название аутотренинг. Аутотренинг или аутогенная тренировка, является методом самопогружения в транс, и ввод на фоне измененных состояний сознания (ИСС) психологических установок. В результате происходит психокодирование личности. Слово «ауто» означает «сам», «генос» -- рождение, «тренинг» -- тренировки. Т.е. если в расширенном варианте – рождение новой личности путем регулярных занятий (тренировок). Во время аутогенного погружения в транс наблюдается торможение участков коры головного мозга, а значит чрезвычайно возрастает внушаемость, и подаваемые в этот момент (момент нахождения в трансе) формулы самовнушения (самоприказы) четко усваиваются подсознанием, формируя установки, переходящие в последующем в паттерны поведения. Аутогенная тренировка действительно является удивительной возможностью самостоятельно регулировать собственное психическое состояние. Здесь помощники не нужны. Не нужен даже определенный талант. Всего лишь знания и регулярность совершенствования. И при этом – поразительная эффективность (в сравнении с другими методами психотерапии).

Было установлено (В.М.Бехтерев, М.Эриксон, Л.П.Гримак, В.Л.Райков, В.Е.Рожнов, Т.Ахмедов, П.И.Буль, В.В.Кондрашов, М.Н.Гордеев, Р.Д.Тукаев и др.) в трансовых состояниях максимально повышаются способности человека к восприятию информации, к запоминанию такой информации, а значит и к обучению. Если кратко обозначить в чем состоит психическая саморегуляция (аутогенная тренировка), то следует выделить главное: происходит мышечное расслабление, погружение в транс, и самостоятельное (самоприказ) введение в мозг формул самовнушения. Т.е. перед нами своего рода психокодирование.

Наиболее известный и эффективный метод аутогенной тренировки разработал немецкий врач-психиатр, невропатолог и гипнолог, главврач одной из клиник под Дрезденом, Иоганн Генрих Шульц (1884-1970 гг.). В 1932 году как результат собственных исследований он опубликовал монографию «Аутогенная тренировка – сосредоточенное расслабление». Шульц обратил внимание, что его пациенты могут самостоятельно входить в то состояние ИСС (предполагающее покой, расслабление, сон), которое сам он вызывал у них с помощью гипноза. При этом становятся возможными ряд удивительных особенностей реакций организма. Например, расслабление мышц -- сопровождается ощущением тяжести; а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Шульц понял, что сознательная концентрация внимания на вызывании тяжести тела способствует расслабления мышц, а концентрация на ощущении тепла — приток крови в капилляры кожи. Кроме того Шульц заметил, что если пациенты спонтанно мысленно повто­ряют формулы внушений, произносимых врачом, то выздоровление наступало быстрее. Таким образом Шульц открыл важность простых и легко за­поминаемых фраз («фор­мулы самовнушения»), предназначенных для самостоятельного использования в психотерапевти­ческих целях.

Аутогенная тренировка по Шульцу включает в себя две ступени:

1) низшая ступень — обучение расслабления мышц с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

1) сидя («поза кучера»: положение сидя на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены, глаза закрыты);

2) лежа (положение лежа на спине, голова на низкой подушке или без подушки, руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз, глаза закрыты);

3) полулежа (положение полулежа -- расслабиться в кресле, облокотиться на спинку, руки лежат на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены, глаза закрыты).

При принятии любой удобной позы начинается выполнение специальных упражнений, состоящих из мысленного повторения (5-6 раз) специальных формул самовнушения. Формулы самоприказов следующие:

Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечнополосатой мускулатуры.

Формулы:

-- «Моя правая рука тяжелая. Я чувствую это»[10].

-- «Моя левая рука тяжелая. Я чувствую это».

-- «Обе моих руки тяжелые. Я чувствую это».

-- «Мои ноги тяжелые. Я чувствую это».

-- «Все тело тяжелое; я чувствую тяжесть в руках, ногах, и во всем теле».

В начале практики аутотренинга около 40 процентов всех практикующих обычно чувствуют тяжесть с преобладанием в локтевой зоне. При последующих регулярных занятиях ощущение тяжести распространяется по всей руке и переходит на другие конечности. Такое распространение заданного ощущения (тяжести, тепла) на другие части тела называется генерализацией. Вместе с развитием явления генерализации пассивная концентрация на тяжести расширяется до другой руки или одноименной ноги. Обычно тренинг тяжести продолжается до тех пор, пока она не начинает ощущаться более или менее равномерно во всех конечностях. Затем добавляется пассивная концентрация на тепле, которая нацелена на расширение кровеносных сосудов. Обуславливаясь генерализацией ощущения тепла в других конечностях, тренинг продолжается до тех пор, пока все конечности не становятся одинаково тяжелыми и теплыми. Затем переходят ко второму упражнению.

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервации конечностей.

Формулы:

-- «Моя правая рука теплая. Я чувствую это».

-- «Моя левая рука теплая. Я чувствую это».

-- «Мои обе руки теплые. Я чувствую это».

-- «Мои ноги теплые. Я чувствую это».

-- «Я чувствую тепло в руках, ногах, и во всем теле».

Третье упражнение. Контроль ритма сердечных сокращений.

Формулы:

-- «Сердце бьется ровно, спокойно, ритмично».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма.

Формулы:

-- «Я дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области солнечного сплетения.

Формулы:

-- «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей.

Формулы:

-- «Мой лоб прохладен».

Показателем усвоения каждого упражнения является прочувствование соответствующих ощущений. Например, при вызывании тепла в конечностях – вы должны реально ощущать как тепло разливаться по телу.

При аутотренинге должна присутствовать соответствующая установка. Такая установка (пока человек мысленно повторяет ту или иную формулу самовнушения), называется «пассивная концентрация». При пассивной концентрации не должно возникать никаких мыслей, и соблюдаться исключительно пассивная установка по отношению к психофизиологическим эффектам заданной формулы. Эффективность пассивной концентрации зависит от мысленного контакта с частью тела, обозначенной формулой (например, правая рука), и от поддержания в уме устойчивого течения фильмоподобного (вербального, акустического или визуального) представления аутогенной формулы. В начале пассивная концентрация на формуле не должна продолжаться более 30 - 60 секунд. Через несколько недель длительность упражнений доводится до трех-пяти минут, а спустя несколько месяцев - до тридцати и дольше. Состояние пассивной концентрации прерывается применением трехступенчатой процедуры: а) энергичное сгибание рук, б) глубокое дыхание и в) открытие глаз. Такие действия выполняются последовательно с одноминутными интервалами. После овладения стандартными упражнениями можно обучаться изменять болевой порог в тех или иных частях тела или просыпаться в заданное время.

Для выхода из аутогенного транса необходимо сделать глубокий вдох и выдох, мысленно сосчитать до трех и открыть глаза.

После погружения в транс – можно или просто отдыхать (наступает восстановление организма), или давать формулы самовнушения, направленные на улучшение, например, памяти, воспитания воли, характера и т.п. При этом существует обязательное правило: формулы самовнушения работают только при достижения транса (необходимо чтобы отключилась цензура психики). Только в таком состоянии ваши слова будут кодировать мозг, а значит наступит эффект психопрограммирования.

Курс обучения по системе Шульца рассчитан в среднем на три месяца. На отработку каждого упражнения уходит около 2 недель тренинга с интенсивностью два раза в неделю по 10-15 минут под руководством специалиста, плюс ежедневные (утром, после пробуждения, и вечером, перед сном) самостоятельные упражнения. Глубину аутогенного погружения делят на три фазы. В первой фазе пациент ощущает тяжесть, тепло, истому, разлившуюся по всему телу. Вторая фаза характеризуется ощущением телесной легкости, невесомости, причем нередко возникают нарушения схемы тела. Третью фазу можно характеризовать как «исчезновение тела». (Б.Д.Карвасарский, 2000).

При освоении первых двух упражнений (вызывание «тяжести» и «тепла») возникает особое состояние аутогенного погружения, которое Шульц называл «переключением» и определял физиологически как «понижение биотонуса при сохранном сознании». Это состояние характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием (весьма близко к первой стадии гипнотического сна), и вызвано снижением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствие сосредоточенности на формулах тренировки.

Аутогенная медитация по Шульцу является второй, или как ее еще называют, высшей ступенью. Она включает в себя упражнения, которые вызывают катарсис (самоочищение). Такие упражнения рекомендуется начинать после шести-двенадцати месяцев тренировок по первой ступени. При медитативном тренинге необходимо выдерживать аутогенное состояние продолжительностью до 40 минут без переживания каких-то неприятных побочных эффектов или последствий.

К упражнениям второй (высшей) ступени аутогенной медитации по Шульцу следует приступать после того, как вы можете в течении часа концентрироваться на чем-либо. В этом случае наступает т.н. состояние аутогенного погружения. Во время такого погружения возникает визуализация (видение вымышленных образов, цветовых пятен и проч.). Необходимо научиться произвольно вызывать визуализацию даже при помехах (радио, яркий свет, шум и т.п.)

Первое упражнение. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений. Выполняется после прохождения шести упражнений первой (низшей) ступени. Задача: визуализация цветных образов (горная вершина, луг, море, и т.п.)

Второе упражнение. Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного цвета. Задача: визуализация заданного цвета. Кроме того – чувство цвета (напр., фиолетовый – покой, черный – печаль, и т.п.; заметим – у всех цветовые характеристики могут быть различны).

Третье упражнение. Визуализация конкретных предметов. Задача: визуализация конкретного образа (цветок, свеча, книга и т.п.). Цель – визуализация себя.

Четвертое упражнение. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «совесть», «счастье», «удача» и т. п. Задача: визуализация образов абстрактных понятий.

Пятое упражнение. Концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых, эмоционально значимых ситуациях. Задача: визуализация ощущений при мысленной концентрации на вызывании конкретных образов (напр., ощущения, возникающие если смотрим на горную вершину и т.п.)

Шестое упражнение. Вызывание образов других людей. Сначала – незнакомых, потом знакомых. Задача: сделать образы знакомых людей нейтральными (т.е. не окрашенными вашими установками и эмоциями).

Седьмое упражнение. Ответ своего подсознания на произвольно задаваемые вопросы. Ответ приходит в виде образов. После чего происходит катарсис (очищение).

Однако на наш взгляд, вполне можно остановиться на первой ступени, т.к. упражнения второй ступени методики Шульца (без контроля врача) могут привести вместо излечения к тяжелым психическим расстройствам.

Освоившие аутогенную тренировку (саморегуляцию) способны:

1) В нужный момент снять физическое и психическое напряжение (необходимо для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний).

2) В короткий срок восстановить силы.

3) Самостоятельно регулировать многие функции организма (кровообращение, частоту сердечных сокращений, и т.д.)

4) Вызывать анастезию (обезбаливание).

5) Развивать внимание, память, воображение, и т.п.

6) Избавиться от нежелательных «привычек» (истерия, алкоголь, табакокурение, и др.).

7) И многое, многое другое.

Психическая саморегуляция (аутогенная тренировка) также весьма эффективна и в качестве психотерапевтического метода. По мнению д.м.н., проф. Б.Д.Карвасарского (2000), наибольшая эффективность достигается при лечении неврозов, функциональных расстройств, психосоматических заболеваний, неврастении, психогенных сексуальных расстройствах, расстройствах сна, при неврозе навязчивых состояний, при лечении заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением, а также при бронхиальной астме, при стенокардии, язвенной болезни, лечения различных невротических расстройств речи и т.д.

Кроме того, достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояний покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности позволяют использо­вать аутотренинг (психическую саморегуляцию) не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической медицины, об­щей и военной педагогике, при подготовке спортсме­нов, обучении и профессиональной адаптации специа­листов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания, моделировании различных состояний че­ловека, в том числе — в сценическом актерском искус­стве, а также в ряде других профессий. (В.С.Лобзин, М.М.Решетников, 1986).

Й.Шульц свой метод аутотренинга разрабатывал в т.ч. и имея предшественников. Например, в период с 1890 по 1900 год в берлинском институте были проведены исследования знаменитым физиологом мозга Оскаром Фогтом. Фогт обнаружил, что кратковременные мысленные упражнения, если их практиковать несколько раз за день, ослабляют стрессовые воздействия наподобие утомления или напряжения. В нашей стране исследования по эффективности психической саморегуляции были проведены в 1881 году И.Р.Тархановым. Он опубликовал одно из первых научно достоверных наблюдений о влиянии самовнушения на непроизвольные функции организма. В.М.Бехтерев в 1890 году обучал больных самовнушению в гипнотическом трансе. Я.А.Бот­кин (1897) отмечал, что «особенно хоро­шо проводить самовнушение перед засыпанием и про­буждением, причем формулы самовнушения должны быть индивидуализированными, произноситься в утвердительной форме и в настоящем, а не в буду­щем времени». В 20‑е годы получила распространение система Куэ («школа самообладания путем сознательного самовнушения»). Пациентам по методу Куэ предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20–30 раз повторять позитивные формулы самовнушений направленные на улучшение самочувствия и общее выздоровление. Куэ впервые предложил целесообразность положительного содержания формул самовнушения (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Метод Куэ развил Бодуэн, исходивший из предполо­жения, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. По мне­нию Бодуэна, многократное мысленное повторение одних и тех же фраз создает внутреннее сосредоточение. В России методы внушения были основаны на русской психофизиологической школе (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А.Ухтом­ский, В.М.Бехтерев, К.И.Платонов). В 20 веке (в 1961 году) начал работу «Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии» (ICAT), куда входил представитель СССР. С 1959 года, при медицинском факультете Университета Киуши (Фукуока, Япония) в составе Исследовательского института им. Оскара Фогта (который был другом и соратником Шульца), действует «Интернациональная исследова­тельская организация по применению и обучению ау­тогенной терапии». Большое рас­пространение аутогенная тренировка получила в США и Канаде. Луте, соавтор Шульца по 6-томному ру­ководству по аутогенной тренировке, изданному в Нью-Йорке и Лондоне, отмечает, что среди применяющих этот метод много представителей техниче­ской интеллигенции и администраторов, видящих в ней средство сохранения здоровья и повышения ра­ботоспособности. Аутогенная тре­нировка получила всеобщее признание как метод лечения и профилактики неврозов, коррекции некоторых синдромов функционального происхождения, терапии алкоголизма, в акушерско-гинекологической практике, в лечении последствий закрытых черепно-мозговых травм и ряде других областей медицинской науки и практики.

Метод Шульца является наиболее простым и эффективным. В последующем учеными были внесены различные собственные усовершенствования в методику Шульца. Рассмотрим различные модификации: (по Б.Д.Карвасарскому, 2000 и В.С.Лобзину, М.М.Решетникову, 1986).

Модификация аутогенной тренировки низшей ступени.

1) Модификация Мюллера-Хегеманна (1957).

Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица и кисти, Мюллер-Хегеманн ввел несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» — перед формулой «Лоб приятно прохладен» и «Обе кисти рук совершенно тяжелые» — после формулы «Обе руки совершенно тяжелые». Расслабление мышц лица и кистей рук способствует более глубокому аутогенному погружению, а у больных мигренью нередко купирует начинающийся приступ. Автор вносит изменения и в третье упражнение. При его выполнении больной должен представить себе левую руку наполняющейся струящимся теплом от пальцев левой кисти до плечевого сустава. В дальнейшем он «переливает» это «накопленное в левой руке тепло» в левую половину грудной клетки, ощущает его струящимся по сердцу и так добивается рефлекторного расширения коронарных сосудов.

2) Модификация Клейнзорге и Клумбиеса (1965).

Авторы разработали технику тренировки, нацеленную на органы. Такая «направленная органотренировка» является дальнейшим развитием аутогенной тренировки. После завершения общего курса авторы разделяют больных на группы по определенным синдромам. В этих группах проводится курс специализированных упражнений, представляющих собой соответствующим образом расширенные и дополненные классические упражнения первой ступени. Комплектуются следующие группы.

Группа «голова». Показания: вазомоторные головные боли, мигрень, синдром Меньера, расстройства активного внимания. Акцент делается на 6-м упражнении аутогенной тренировки: «Лоб приятно прохладен, голова ясная, свободная, свежая, она может сосредоточиться на любой мысли» и т. п.

Группа «сердце». Показания: стенокардия, кардиологический синдром, нарушение сердечного ритма. Акцент — на 2-м и 3-м упражнениях. Терапевтическое действие основано на рефлекторном расширении венечных сосудов при расширении кожных сосудов левой руки.

Группа «живот». Показания: спазмы мускулатуры органов брюшной полости, гастралгия, дискинезия желчных путей, слизистый и язвенный колит. Акцент — на 5-м упражнении. Авторы заменяют формулу Шульца «Солнечное сплетение излучает тепло» на «Приятное тепло разливается в моем животе».

Группа «сосуды». Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертоническая болезнь в неврогенной стадии. Упражнения построены на основе первых двух упражнений аутогенной тренировки.

Большое значение придается формулам общего спокойствия.

Группа «легкие». Показания: психогенные диспноэ, бронхиальная астма (вне приступа), начальные степени эмфиземы. Тренировка проводится в положении лежа, при открытых окнах. Вводится формула: «Мне дышится совсем легко».

Группа «покой». Показания: нарушения сна и эмоциональные нарушения. Тренируются в положении лежа. Специальные упражнения направлены на расслабление скелетной мускулатуры (частью заимствованы из комплекса прогрессирующей мышечной релаксации). Транквилизация достигается также косвенно — представлением картин, эмоционально приятно окрашенных (пейзажей и т. п.).

3) Модификация К.И.Мировского и А.Н.Шогама (1963).

Авторы назвали свою модификацию «психотонической тренировкой». Ими разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизирующие. Пациенты тренируются в «астено-гипотонической группе». Мышечная релаксация исключается, поскольку снижение артериального давления противопоказано. В формулы вводятся слова, имитирующие выраженные симпатомиметические сдвиги (озноб, «гусиная кожа», холод и т. п.). Тренировка заканчивается энергичной мускульной самомобилизацией. Текст тренировки: «Я совершенно спокоен. Все мое тело расслаблено и спокойно. Ничто не отвлекает. Все безразлично мне. Я чувствую внутреннее успокоение. Плечи и спину обдает легкий озноб. Будто приятный, освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. По телу пробегают "мурашки". Я — как сжатая пружина. Все готово к броску. Весь напряжен. Внимание! Встать! Толчок!» По данным К.И.Мировского (1965), часто уже после первого занятия удается повысить артериальное давление с 60-70/45-50 до 110-130/70-80 мм рт. ст.

4) Мобилизирующие, активирующие упражнения, вызывающие симпатомиметические сдвиги, используются также А.В.Алексеевым (1969) и Л.Д.Гиссеном (1969), предложившими «психорегулирующую тренировку» для подготовки спортсменов.

В основе психомышечной тренировки по А.В.Алексееву: умение расслабляться, умение представлять формулу самовнушения, умение удерживать внимание и умение воздействовать на себя словесными формулами. Вначале идет расслабление рук, потом других групп мышц. На вдохе мышцы напрягаются, затем следует задержка дыхания с удержанием мышечного напряжения, и выдох с расслаблением мышц. Упражнения сопровождаются словесными формулами. После рук подобное расслабление проделывается с мышцами лица, шеи, ног, туловища. По завершении следуют формулы успокоения.

5) Модификация М.С.Лебединского и Т.Л.Бортник (1965).

Это сокращенный вариант аутогенной тренировки, приспособленный для стационара. Продолжительность курса — 1 месяц (вместо 3). Срок лечения уменьшается за счет удлинения каждого сеанса в начале лечения до 30 минут. Пациент занимается ежедневно 1 раз с врачом и дважды самостоятельно. Каждое упражнение усваивается за 3 дня. Срок лечения уменьшается и благодаря расширению формул. Например, формула мышечной релаксации: «Я чувствую тяжесть в правой руке, в плече, предплечье, пальцах. До самых кончиков пальцев правой руки чувствую тяжесть». Возникновению ощущения тепла в области солнечного сплетения способствует представление о проглатывании слюны и разливающемся тепле в области пищевода и желудка. Срок лечения сокращается и благодаря усилению гетеросуггестивного момента аутогенной тренировки: пациенты повторяют про себя формулы, которые врач произносит несколько раз. Перед началом работы с каждой формулой и при переходе от одной формулы к другой звучит расширенная формула спокойствия: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Спокойно и ритмично дыхание. Ритмичен пульс. Сердце бьется ровно и спокойно».

6) Техника самовнушения по А.М.Свядощу -- А.С.Ро­мену.

Рекомендации А.М.Свядоща и А.С.Ромена, изложенные ими в методическом письме «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике (техника самовнуше­ния)» в значительной степени соответ­ствует классической методике. Так же как и у Шульца ими использовались короткие формулы самоприказов, произносимые в императивной форме.

Основой аутогенной тре­нировки авторы считают самовнушение. В отдельных случаях А.М.Свядощ и А.С.Ромен реко­мендуют использование безусловнорефлекторного подкрепления, например, сочетания слов самовнушения «Рука холодная» с опусканием руки в холодную воду. Перед началом занятий аутотренингом проводится курс подготовительных упражнений по регуляции мы­шечного тонуса, что, по мнению авторов, способ­ствует сокращению сроков усвоения метода. Обучаю­щий курс проводится в форме гетеротренинга, фор­мулы самовнушений произносятся врачом в импера­тивной форме. Перед выполнением 3-го стан­дартного упражнения А.М.Свядощем и А.С.Роме­ном было рекомендовано обучение пациентов мысленному под­счету пульса или сердцебиений. Публикация методического письма А.М.Свядоща и А.С.Ромена послужила важным фактором популяризации аутогенной тренировки в нашей стране.

7) Коллективно-индивидуальный метод Г. С. Беляева.

Учитывая, что пребывание пациента в стационаре всегда ограничено временем лечения, Г.С.Беляев (1973) предло­жил свою модификации метода Шульца, введя интенсификацию про­цесса обучения аутогенной тренировке, а также инди­видуализацию приемов самовнушения в зависимости от особенностей личности больного и имеющегося за­болевания. Упражнения осваивались пациентами в про­цессе гетерогенных тренировок и закреплялись домаш­ними занятиями после окончания стационарного курса или в амбулаторных условиях. Каждому больному на­значались дополнительные упражнения с учетом осо­бенностей и периода заболевания. Перед началом за­нятий Г.С.Беляев рекомендова­лось не применять формулы общего успокоения, т.к. по его мнению, это может привести к дискредитации метода. Значительное место Г.С.Беляев отводил упражнениям, напра­вленным на регуляцию дыхания. Также автор рекомендовал использовать формулы только утверждающего характера (без частицы «не»).

8) Репродуктивная тренировка. Модификация А.Г.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина, И.А. Копыловой (1980), представляет собой комплексную методику психофизиологической и личностной саморегуляции. В этой модификации широко используется в качестве реализующего приема сенсорная репродукция — преднамеренное воспроизведение ощущений. Репродуктивная тренировка включает подготовительные психотерапевтические мероприятия (изучение личности больного и определение основных методов психотерапевтического воздействия), предварительные упражнения (дыхательная гимнастика, идеомоторная и релаксирующая тренировка мышечного аппарата) и собственно обучающий курс аутогенной тренировки. Репродуктивная тренировка объединяет в единой технике приемы, заимствованные из многих источников. Большое внимание в этой модификации уделяется так называемой «маске релаксации» — упражнению, с которого начинается курс аутогенной тренировки: «Мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу на щеки по бокам носа, язык мягко приложить к корням верхних зубов изнутри (звук «Т»), дать нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес, и чуть выпятить ее вперед (звук «Ы»)». Другой особенностью данной методики является введение в обучающий курс аутогенной тренировки дыхательной гимнастики, которая проводится по специально разработанным авторами схемам. Ритмичное форсированное дыхание понижает возбудимость некоторых нервных центров и способствует мышечной релаксации. Многие авторы отмечают влияние дыхательной гимнастики на выравнивание эмоционального состояния тренирующихся, на способность к концентрации внимания. Во время дыхательной гимнастики в брюшной полости возникает глубинное тепло, поэтому она используется перед формулой вызывания тепла в животе.

Репродуктивная тренировка включает подготови­тельные психотерапевтические мероприятия (изучение личности больного и определение основных методов психотерапевтического воздействия), предварительные упражнения (дыхательная гимнастика, идеомоторные и релаксирующие тренировки мышечного аппарата) и собственно обучающий курс аутогенной тренировки. Началу занятий предшествует предварительный этап, состоящий из вводной беседы, целью которой является ознакомление больно­го или психотерапевтической группы с методом ауто­генной тренировки и создание атмосферы оптимально­го внутригруппового взаимодействия. У пациентов вырабатывается определенный стереотип дыхательных движений и развивается способность к «оживлению» образов, формируются навыки волевого расслабления поперечнополосатой мускула­туры. Значительное внимание уделяется управлению мимическими мышцами, как связанные с корой мозга (упражнения «ма­ска удивления», «маска гнева», «маска смеха», «маска трубача» и др.), а также управлению мышцами паль­цев рук и кисти. Подчеркивается значение тренированной релаксации мышц лица, жевательных мышц и мышц кисти. При практическом проведении занятий с пациентами рекомендуется про­демонстрировать рисунок, иллюстрирующий предста­вительство движений в коре больших полушарий (гомункулус Пенфилда). На этом рисунке смещены все пропорции тела: огромная кисть и пальцы, огромное лицо. Остальные части тела представлены скупо. Следует рассказать пациентам о положительном влиянии не только общей релаксации, но и дифференцирован­ного расслабления отдельных мышечных групп. Следует под­черкнуть, что в эмоциональных выразительных движе­ниях непременно участвуют мышцы лица, жева­тельные, кисти, пальцев. Приводятся примеры из обыденной жизни и из литературы. Из литературы, например, место из новеллы Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины» где описывается как миссис К. была поражена внешним выражением азарта игрока в казино. «Я не видела таких говорящих рук, где каждый мускул кричал, и страсть почти явственно выступала из всех пор». Лицо «...говорило на том же безудержном, немыслимо напряженном языке, что и руки... вокруг крыльев носа что-то непрерывно трепетало, словно под кожей перекатывались мелкие волны... Даже на расстоянии десяти шагов можно было ви­деть, как лихорадочно стучат зубы».

Упражнения первой ступени аутогенной трениров­ки в этой модификации усваиваются в течение 9—10 занятий гетеротренинга; таким образом, общий курс, с учетом 2 — 3 занятий в неделю, занимает 4—6 недель. На 1-м занятии па­циентам предлагается выполнить «маску релаксации»: мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу, язык без напряжения прижимается к верхним зубам, нижняя челюсть слегка отвисает. Затем больные расслабляют мышцы затылка и шеи и предпринимают попытку распространить ощущение расслабления на мышцы туловища и конечностей. На 2-м занятии выполняются упражнения, напра­вленные на вызывание ощущений тяжести и тепла. В процессе вводной беседы разъясняется, что главным условием всякого действия — желание совершенствования. Этот же тезис реали­зуется в формулах самовнушения, которые задаются врачом и мысленно повторяются пациентами. Причем формулы самовнушения укорачиваются от фразы к фразе, обеспечивая посте­пенный переход от мотивированного пожелания к им­перативному утверждению. В отличие от классической методики, упражне­ния, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, не отделяются друг от друга, а формулы об­щего успокоения перед ними не применяются. Целью 3-го занятия является ознакомление пациентов со специфическими ощущениями аутогенногосостояния, практически не имеющего аналогов в обы­денной жизни. В качестве демонстрации используется изменение восприятия фактора времени, обычное для фазовых состояний. После выполнения первых двух упражнений пациенты приступают к дыхательной гим­настике. Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5 —5,5 мин. На 4-м и 5-м занятиях ощущения тяжести и тепла вызываются пациентами самостоятельно на основе самоприказа. Последователь­ность выполнения упражнений остается прежней. По­сле выполнения дыхательной гимнастики добавляются формулы-самоприказы, направленные на вызывание ощущения глубинного тепла в животе. 6-е занятие направлено на вызывание ощущений те­пла в левой руке. Затем пациентам предлагается сосредоточить внимание на левой руке и представить, что она опускается в тепловатую воду. При этом главный акцент делается на воспоми­нании соответствующих ощущений. Одновременно с увеличением степени погружения руки в воду изме­няется и образное представление температурного воз­действия: «тепловатая вода — теплая — приятно горя­чая». 7-е занятие направлено на приобретение на­выков воздействия на коронарное кровообращение и строится на основе идеомоторных упражнений. Обучаемым предлагается представить, что они ритмично сжимают левой рукой теннисный мяч. Темп движений задается врачом: на вдохе — «на­пряжение», на выдохе — «расслабление». Посте­пенно темп «движений» увеличивается до пределов возможного. Затем по команде врача они резко прекращаются, и пациентам предлагается путем самонаблюдения установить характер возникающих ощущений. Содержание 8-го занятия составляют упражнения, основанные на хорошо известном физиологическом факте, что ритм дыхания и частота сердечных сокра­щений до известной степени коррелируют рефлекторно. После предварительного объяснения связей рит­ма дыхания и частоты сердечных сокращений па­циентам предлагается, используя пальпаторный конт­роль пульса, «подстроить» темп дыхания к пульсу в соотношении 4 или 6 к 1. Затем по команде врача пациенты несколько раз ускоряют и замедляют дыха­ние, одновременно контролируя динамику частоты сер­дечных сокращений. В связи с отмеченными отрицательными эф­фектами так же, как и предыдущее упражнение, 8-е занятие должно весьма осторожно применяться в кли­нических условиях. 9-е занятие по своему целевому предназначению соответствует 6-му упражнению классической методи­ки Шульца («Мой лоб слегка прохладен»). Оно вы­полняется пациентами после краткого повторения про­граммы предыдущей тренировки на фоне «маски ре­лаксации». Больные выполняют два-три в меру энергичных вдоха

Наши рекомендации