Основы врачебной науки Тибета 5 страница
Из всего предыдущего ясно, что центральная нервная система, куда доставляются все сведения о внешнем мире благодаря шести чувствам, будет тем совершеннее, чем совершеннее будут все шесть чувств, и, наконец, сама центральная нервная система, достигшая известного совершенства, потребует совершенного физического развития.
Ясно из этого, что мысли, речи и действия подобных субъектов примут характер более совершенный и эти субъекты окончательно поймут, что счастье на земле возможно только при двух условиях: при разумной жизни и разумном труде. Хотя «счастье», «разумная жизнь» и «разумный труд» – понятия относительные, но ведь всякий понимает, что безусловного счастья, понимаемого всеми одинаково, не может быть на земле: всякий, сообразно гармонии своего умственного и физического развития, понимает счастье по-своему. Но врачебная наука Тибета под словом «счастье» понимает удовлетворенность умственную и физическую в данный момент.
Что же такое разумная жизнь?
Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких излишеств, потому что они препятствуют умственному и физическому развитию.
Мы ранее ознакомились с теми средствами, которые ведут людей к разумной жизни. Одним из средств для достижения разумной жизни должен считаться и разумный труд.
Что означает «разумный» труд?
Это труд, соответствующий индивидуальности того, кто им занимается. С одной стороны, разумный труд ведет к разумной жизни, с другой – разумная жизнь без труда невозможна. Врачебная наука Тибета требует, чтобы труд умственный не утомлял центральную нервную систему как часть тела, а труд физический не задерживал проявления умственных способностей.
Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе. Физический же труд в виде гимнастических упражнений, верховой езды, рукоделия, танцев, фехтования и т. д. безусловно вреден, если он совершается в душных помещениях.
Из всех видов физического труда врачебной наукой Тибета рекомендуется сельскохозяйственный труд в широком смысле этого слова, потому что этот труд имеет значение воспитательное и он легче всего способствует правильному умственному и физическому развитию.
Благодаря сельскохозяйственному труду человек может избежать экономической катастрофы, так как этот вид труда самым дешевым образом одевает и кормит не только его самого, но и семью его, и живой инвентарь. Этот труд дает полное благосостояние и довольство. При сельскохозяйственном труде не зарождается пролетариат и тунеядство. Сельские хозяева в большинстве люди мирные, доброго нрава; у них скорее, чем у ремесленников, зарождается чувство сострадания к животным и любовь к ним и легче всего возникают человеколюбивые устремления. Они – враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя и войн. Они более всех сочувствуют ближним, ценят время и стараются следить за временами года, чтобы предупредить возможные бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда.
Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны.
Примеры указать нетрудно. Все ужасаются нравам фабрично-заводских рабочих, и Франция – «родоначальница» этих рабочих – давно заметила у себя вырождение, тогда как сельскохозяйственный Китай своим трудом обогатил 400-миллионное население, и он не нуждается ни в чем извне, но, к сожалению, население Срединного государства, поставив выше всего на свете труд и материализм, не способствовало гармонии умственного и физического своего развития.
* * *
Врачебная наука Тибета указывает, что пищевые вещества, способствующие сохранению в равновесии жизненных процессов и нормальному питанию семи тканей и четырех главных выделений для поддержания гармонии умственного и физического развития, по своему виду разделяются на: 1) воздухообразные, 2) жидкие и 3) твердые, а по действию на: 1) укрепляющие, т. е. поднимающие энергию жизненно-живой теплоты, 2) ослабляющие, т. е. понижающие энергию жизненно-живой теплоты, и 3) нейтральные.
1) Представителем воздухообразных пищевых веществ считается воздух. Место усвоения его – легкие, слизистые пути, начиная от рта и носа до anus'a включительно, так как с жидкими и твердыми пищевыми веществами входит в первые пути пищеварения и усвоения большое количество воздуха и других газов, содержащихся в этих пищевых веществах. Нормальные отправления кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию, и дальнейшее их совершенствование находятся в зависимости от состояния атмосферного воздуха.
Ощущение и осязание могут совершенствоваться постепенно до высоких и невероятных пределов, если будет обращено особенное внимание на влияние атмосферного воздуха на кожу и слизистые покровы.
Воздухообразные пищевые вещества усваиваются организмом для поддержания жизненности оживленных воздухообразных веществ организма.
Нервно-мышечная система более всех нуждается в правильности восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, так как она в проявлении своей деятельности преимущественно обязана воздухообразному пищевому веществу.
Из жизненных процессов, совершающихся в организме, врачебной наукой Тибета самым чувствительным к различным влияниям признается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, поэтому-то при всякого рода расстройствах в организме оно расстраивается первым и излечивается последним.
Вот почему перед всякой болезнью обнаруживается прежде всего расстройство нервно-мышечной системы в виде бессонницы, общего недомогания и т. п., и после выздоровления субъекта она долгое время не приходит в нормальное состояние: субъект продолжает чувствовать слабость и неспособность к умственному и физическому труду. При таких обстоятельствах лучшим пищевым веществом для укрепления нервно-мышечной системы служит чистый, преимущественно горный воздух в защищенной от ветров местности.
2) К жидким пищевым веществам относятся воды (дождевая, снежная, речная, ключевая, колодезная, солончаковая и болотная), молоко (кумыс, кефир, простокваша и пр.), вина и различные напитки.
3) Твердые пищевые вещества делятся на простые (семена, различные сорта мяса, масла (жиры), зелень) и сложные (искусственно приготовляемые).
Все эти пищевые вещества, раз попав в организм, изменяются под влиянием трех жизненных процессов: под влиянием секреции слизистых путей, изменяющей пищевые вещества; под влиянием действий воздухообразных веществ на нервно-мышечную систему первых путей пищеварения и усвоения и на сами пищевые вещества; под влиянием жизненных процессов желчи.
Жидкие и твердые пищевые вещества, измененные жизненными аппаратами, идут на поддержание жизненности оживленных жидких и твердых веществ организма.
Какую роль играют пространство и теплота-свет в значении пищевых веществ для организма – понятно из сказанного выше, ибо жизненная живая теплота, производимая организмом вследствие его целесообразной самостоятельной деятельности, недостаточна для поддержания жизненно-живой теплоты организма без теплоты-света Вселенной, а без пространства, определенного для жизненности, жизнь невозможна.
Из этого выходит, что в структуре живой единицы, вызванной проявлением особой силы, участвуют в отдельности оживленные воздухообразные жидкие и твердые вещества, оживленная теплота-свет (жизненно-живая теплота) и оживленное пространство, т. е. то пространство, без которого жизнь невозможна.
* * *
Не следует думать, что тибетская врачебная наука считает лекарством какое-нибудь особое вещество, которое, будучи введено в организм, может тотчас же излечить какое-либо расстройство питания в организме – болезнь.
Представители европейской медицины до сих пор ищут какое-то уникальное средство, обладающее возможностью моментального изменения патологического болезненного явления в организме. По взглядам европейских светил – авторитетов медицины – все патологические явления сводятся к появлению болезнетворных микроорганизмов в теле человека. Эти микробы уже найдены и изучены, и даже, особенным образом воспитанные, они вводятся в здоровый организм для того, чтобы предохранить его от заболевания в будущем. По этой теории, если когда-нибудь найдутся все возбудители всех патологических явлений организма и будут введены в него, то цель будет достигнута, т. е. организм будет приведен в состояние, не поддающееся заболеваниям той болезнью, возбудители которой введены в организм.
Представители врачебной науки Тибета пойдут на компромисс с этой теорией только в том случае, если в основе ее будет следующее положение.
Животный организм – это колония микроорганизмов различных национальностей, имеющих между собой тесную связь по целесообразной самостоятельной деятельности, направленной к самосохранению. Если в эту колонию неожиданно попадает неизвестная ей и совершенно чужеродная колония микроорганизмов, то последняя может нанести большой удар микрофлоре организма. Вследствие случайности и неожиданности микрофлора не в состоянии будет выдержать борьбу с пришельцами и может погибнуть, гибель ее влечет за собой и гибель самого организма.
Следовательно, бактерии и их продукты, вводимые в организм как предупредительное средство, имеют то единственное значение, что бактерии организма, как стремящиеся к самосохранению под влиянием целесообразной самодеятельности, в состоянии будут приучиться к обороне против попадающих в организм чужеродных бактерий, и потому микробы, причинявшие гибель организму неподготовленному, сами погибают в борьбе с микроорганизмами организма, уже подготовленного к обороне.
Но так как организм, у которого умственное и физическое развитие в гармонии, имеет всегда возможность выдержать борьбу в случайных неожиданных ситуациях, то понятно, что микроорганизмы такого организма всегда способны уничтожать всякие микробы, чужеродные им и случайно к ним попавшие.
Из этого ясно, что микроорганизмы вообще, по понятию врачебной науки Тибета, причинами расстройств питания, т. е. болезней, никоим образом не могут быть, но зато организм, у которого произошло полное расстройство питания и у которого колонии микроорганизмов ослабели вследствие расстроенного питания, может служить прекрасной почвой для вступления и развития чужеродных возбудителей, ищущих пищевые вещества для своего существования, и эти чужеродные микробы, несомненно, могут способствовать дальнейшему истощению и разрушению организма. Если же будет дана возможность излечить расстройство питания организма, – следовательно, и питания колонии микроорганизмов организма – разумным предписанием соответствующего образа жизни, пищи, питья и лекарственных веществ, исправительного метода лечения, то организм и его микрофлора будут излечены, и они будут в состоянии истребить чужеродные микробы, попавшие в организм, господствовавшие там и причинявшие как микроорганизмам, так и всему организму смертельный вред.
Итак, по взглядам врачебной науки Тибета, на организм, у которого умственное и физическое развитие в гармонии, не оказывают никакого воздействия и влияния всевозможные возбудители заразных болезней.
Если нам известны причины расстройства организма, то нетрудно принять правильное решение по поводу лекарств и лечения.
Врачебная наука Тибета признает, что расстройства питания в организме приводятся в нормальное состояние при помощи: 1) соответствующего образа жизни, 2) пищевых веществ, 3) лекарственных веществ и 4) хирургического, механического и вообще наружного способа лечения. Все это является лекарством для организма. Но врачебная наука Тибета придерживается о них следующих представлений.
Все лекарственные вещества различаются по шести строго определенным вкусам и по восьми определенным действиям на три жизненных процесса в организме и во всех отношениях сходны с действием на организм соответствующего образа жизни и пищевых веществ.
Все три царства природы, несомненно, могут служить как пищевыми, так и лекарственными веществами.
Так, например, поваренная соль, употребляемая с пищей, относится к пищевым веществам, употребляемая же самостоятельно в малых дозах относится к лекарствам.
Различного рода мясо, служащее пищей, употребляемое в малых дозах и приготовленное особым образом в комбинации с другими веществами, относится к лекарствам.
Всевозможные цветы, фрукты, листья, стебли и коренья, употребляемые в пищу, в малых дозах и особым образом приготовленные, относятся к лекарственным веществам. Отсюда всякий может иметь представление о лекарствах в широком смысле слова.
Итак, очевидно, нет разницы между действиями пищевых и лекарственных веществ на организм человека.
Действительно, на это врачебная наука Тибета дает совершенно точный ответ, так как ей отлично известно влияние времен года, образа жизни, индивидуальной чувствительности, пищевых, лекарственных веществ и хирургического способа лечения на организм при благосостоянии и расстройствах его питания, т. е. при болезнях. Все лекарственные вещества вызывают в организме деятельность в двух направлениях: к прогрессу или регрессу при расстройствах питания и только к прогрессу при благополучии организма.
Из предыдущих разделов мы узнали, что при всякого рода болезнях в организме прежде всего расстраивается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, и всегда оно излечивается последним. Самым же чувствительным показателем в этих случаях является колебание температуры.
Если расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха осложняется расстройством жизненных процессов желчи, то температура повышается, в организме наблюдается усиленный прогресс, ведущий его или к разрушению при чрезмерном повышении температуры за пределы жизненности, или к регрессу при излечении этих расстройств.
При осложнении с расстройством слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы температура понижается, в организме наблюдается усиленный регресс, ведущий его к разрушению при чрезмерном понижении температуры ниже пределов жизненности, или к прогрессу при излечении этих расстройств. Из этого ясно, что все лекарственные вещества, избавляя от температуры, должны излечивать осложненное расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи, т. е. понижать температуру организма, а при понижении температуры должны излечивать осложненное расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, т. е. повышать температуру. Подобным же образом действуют на эти расстройства определенный образ жизни, пищевые вещества, хирургический, механический и другие способы лечения.
Единственная разница между лекарственными и пищевыми веществами состоит в том, что лекарства, употребляемые в малых дозах, быстрее воспринимаются и усваиваются тканями и потому способствуют более правильному течению жизненных процессов в организме, не утруждая его целесообразной самодеятельности, направленной на самосохранение. Вот почему врачебная наука Тибета утверждает, что все окружающее нас может служить лекарством.
И нет не только надобности, но совершенно было бы ненаучно отвергать такое представление о лекарствах, тем более отыскивать какую-то панацею от всякой болезни.
Врачебная наука Тибета, изучавшая действие на организм ртути (во всех ее соединениях), являющейся в европейской медицине единственным уникальном лекарством против сифилиса, научно, на основании конкретных данных, совершенно экспериментальным путем может доказать, что ртуть не только не является уникальным средством против сифилиса, но, неумело примененная в больших дозах, без соответствующего образа жизни, пищевых и лекарственных веществ, может причинить организму чрезвычайный вред, что подтверждается многочисленностью неврастеников, табетиков, импотентов среди лиц, пользовавшихся лечением ртутью. Являются ли подобные результаты последствием сифилиса или неумелого лечения ртутью? Опытным путем вредное воздействие ртути легко доказать, хотя на это потребуется много времени.
Врачебная наука Тибета утверждает, что благополучие не только отдельного человека, но также семьи, общества и государства зависит: 1) от разумной жизни и 2) от разумного труда.
Итак, разумная жизнь и разумный труд – лучшее лекарство для благополучия организма.
Действие лекарственных веществ, употребляемых в малых дозах, распознается по шести вкусам: 1) приятному, 2) кислому, 3) соленому, 4) горькому, 5) жгучему и 6) вяжущему.
Действуют они на вкусовые органы в полости рта. Вещество, вызывающее приятное чувство и аппетит, принадлежит к группе веществ приятного вкуса. Вещество, вызывающее при действии на вкусовые органы усиленное отделение слюны, судорожное сокращение лицевых мышц и ощущение сведенных челюстей относится к веществам кислого вкуса. Вещество, увеличивающее выделение слюны и вызывающее ощущение жара, – соленого вкуса. Вещество, вызывающее горечь и отвращение к нему, но при этом уничтожающее гнилостный запах в полости рта, принадлежит к веществам горького вкуса. Вещество, вызывающее слезы из глаз, жжение языка и полости рта, – жгучего вкуса. Наконец, вещество, вызывающее при действии на вкусовые органы чувство шероховатости на языке и на нёбе, относится к веществам вяжущего вкуса.
К веществам приятного вкуса относятся: солодковый корень, виноград, шафран, белая глина, корни, родственные женьшеню, сахар, мед, различные виды мяса, молоко и масло.
К веществам кислого вкуса: гранат, барбарис, яблоко, простокваша, кефир, кислые вина и т. п.
К веществам соленого вкуса принадлежат: поваренная соль, китайская соль, корица, natrium bicarbonicum и т. п.
К веществам горького вкуса: лимон, генциана, аконит, мускус, желчь, нефть и т. п.
Из веществ жгучего вкуса назовем: гвоздику, перец, имбирь, шингун (род лука).
Из веществ вяжущего вкуса: кипарис, миробалан, черемуху.
Камфара, щавель и т. п. относятся к веществам смешанного вкуса.
В веществах приятного вкуса преобладают вещества из почвы и воды; в веществах кислого вкуса преобладают вещества из почвы и теплота-свет; в веществах соленого вкуса преобладают вода и теплота-свет; в веществах горького вкуса преобладают вода и воздух; в веществах жгучего вкуса преобладают воздух и теплота-свет; в веществах вяжущего вкуса преобладают вещества из почвы и воздух.
Лекарственные вещества, в которых преобладают вещества из почвы, – тяжеловесны, пресны, обладают успокаивающим действием, мягки и жирны, поэтому они прочны, тверды, способствуют питанию и излечивают расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха.
Лекарственные вещества, в которых преобладает вода, – жидкие, прохлаждающие, тяжелые, обладают успокаивающим действием, жирные, скользкие, мягкие; влажность, мягкость и их способность связывать зависят от преобладания в этих веществах воды.
Эти лекарства излечивают расстройство жизненных процессов желчи.
Лекарственные вещества, в которых преобладает теплота-свет, – жгучего, острого свойства, сухи, прохладны, легки, жирны, подвижны. Они способствуют увеличению теплоты в организме, от них зависит цвет окраски частиц, тканей и органов организма. Эти лекарства излечивают расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.
Лекарственные вещества, в которых преобладает воздух, – легки, подвижны, холодны и слишком сухи. Эти лекарства излечивают совместные расстройства жизненных процессов желчи, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.
Пространство необходимо в каждом лекарственном веществе, но, тем не менее, пористые лекарства излечивают сложные расстройства всех трех жизненных процессов.
Если придется составлять лекарства на основании вышеназванных данных, то окажется, что нет на земле ни одного вещества, которое не было бы целебным.
В лекарственных веществах, способствующих выделению вверх, преобладают теплота-свет и воздух.
В лекарственных веществах, оказывающих слабительное воздействие, преобладают вещества из почвы и воды.
Почва, вода, теплота-свет, воздух и пространство служат условиями, без которых немыслимо образование ни одного из лекарственных веществ.
Из почвы лекарственные вещества получают остов (основу); вода в них содержится в определенном количестве; теплота-свет способствует обнаружению определенного цвета, роста и величины; со всеми лекарственными веществами связано определенное количество атмосферного воздуха; каждое из них занимает определенное пространство; наконец, каждое лекарственное вещество имеет свойственный ему определенный вкус.
Вещества приятного, кислого, соленого и жгучего вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха.
Вещества горького, приятного и вяжущего вкуса излечивают расстройства жизненных процессов желчи.
Вещества жгучего, кислого и соленого вкуса излечивают расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.
В особенности полезны старикам, детям, утомленным и страдающим катаром зева, вещества приятного вкуса. Они излечивают и укрепляют ткани, способствуют упитыванию, заживляют раны, придают цветущий вид, способствуют лучшему отправлению шести чувств, долголетию, служат противоядиями и излечивают сложные расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи.
Вещества эти, принимаемые в излишестве, способствуют усилению жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, ожирению, ослаблению жизненно-живой теплоты, тучности, мочеизнурению и образованию сильных опухолей и опуханию желез.
Вещества кислого вкуса усиливают жизненно-живую теплоту, возбуждают аппетит, утоляют жажду, способствуют пищеварению и усвоению, при прикосновении охлаждают; при помощи веществ кислого вкуса задержанные газы удаляются.
Излишество в употреблении этих веществ усиливает расстройство крови и жизненных процессов желчи – организм слабеет, у больного темнеет в глазах, начинается головокружение, появляются отеки, склонность к рожистым воспалениям, кожным расстройствам, к жажде. Принимающие их легко подвергаются инфекциям.
Вещества соленого вкуса способствуют удалению отвердевших, задержанных и непереваренных веществ; соленые ванны способствуют потоотделению, усилению жизненно-живой теплоты, возбуждают аппетит. Излишество в употреблении этих веществ способствует выпадению волос, образованию седины и морщин, ослабляет организм, вызывает жажду, способствует расстройству крови и жизненных процессов желчи, а также образованию различных хронических опухолей, предрасполагает к рожистым воспалениям.
Вещества горького вкуса излечивают потерю аппетита, удаляют паразитов, утоляют жажду, служат противоядиями, излечивают хронические опухоли, обмороки, инфекционные расстройства, расстройства жизненных процессов желчи, уничтожают гниение, жир, костный мозг; экскременты теряют воду под влиянием горьких веществ; урина уменьшается; дух делается бодрым; излечиваются грудница и сипота.
Если эти вещества употребляются в излишестве, то все ткани истощаются и возникают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.
Вещества жгучего вкуса излечивают расстройства дыхательных путей и зева, излечивают опухоли желез на шее, вызывают нарывы, усиливают пищеварительные способности, возбуждают аппетит; жир и различные гниющие вещества теряют воду и удаляются из организма; благодаря веществам жгучего вкуса кровеносные сосуды расширяются.
Если эти вещества употребляются в излишестве, истощается сперма, возникают расстройства поясничной части спинного мозга с дрожанием конечностей, с судорогой в них и с обмороками.
Вещества вяжущего вкуса способствуют потере воды в кровяной ткани, в желчи, в жирах, во всем, что гниет, излечивают расстройство жизненных процессов желчи, улучшают цвет жировой ткани и кожи.
Если эти вещества употребляются в излишестве, то слизь увеличивается, начинаются запоры, образуются газы, происходит расстройство сердечной деятельности, чувствуется слабость, кровеносные сосуды сужаются.
В общем необходимо знать, что вещества приятного вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи. Большинство веществ приятного вкуса, за исключением старого зерна и различного рода мяса животных, живущих на суше, вызывают расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. При этих расстройствах весьма полезны оленина, рыба, баранина и мед.
Вещества кислого вкуса, излечивая расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, вызывают расстройства жизненных процессов желчи, китайское же яблоко ослабляет образование усиленной теплоты в крови и в жизненных процессах желчи.
Вещества соленого вкуса излечивают расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и, за исключением поваренной соли, вызывают расстройство жизненных процессов желчи. При усиленном употреблении веществ соленого вкуса пищеварение затрудняется и вызывается расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.
Вещества горького вкуса излечивают расстройство жизненных процессов желчи и вызывают сложные расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, только корень лед-ре излечивает сложные расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха.
Вещества жгучего вкуса излечивают расстройства жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и, за исключением лука и piper longum, вызывают расстройство жизненных процессов желчи. Усиленное употребление веществ жгучего вкуса вызывает расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха.
Вещества вяжущего вкуса излечивают расстройство жизненных процессов желчи, за исключением миробалана, большинство веществ вяжущего вкуса вредно действуют на жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и на восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха.
Все эти вещества шести вкусов, поступая в первые пути пищеварения и усвоения, встречают там определенную теплоту, способствующую пищеварению, и, под влиянием жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, изменяются при всасывании.
Так, например, вещества приятного и соленого вкуса изменяются при всасывании и в измененном виде имеют приятный вкус.
Вещества кислого вкуса при всасывании сохраняют свой кислый вкус.
Вещества горького, жгучего и вяжущего вкуса при всасывании приобретают горький вкус. Каждое из них излечивает двойное сложное расстройство трех жизненных процессов.
Различные лекарственные вещества изучены тибетскими врачами при помощи аналитического и синтетического методов.
Лекарством может называться все, что существует в мировом пространстве, включая и самое пространство, если только организм нуждается в нем.
На вопрос одного из представителей тибетской врачебной науки, заданный своему учителю, – что такое лекарство, тот ответил, что лекарств, в том узком смысле, в каком принято понимать их, т. е. как чудодейственные вещества, не существует и не может существовать. Производящие чудеса средства, не изученные экспериментальным путем, подвергают жизнь опасности или только обольщают.
При разумном же понимании оснований врачебной науки человечество постоянно окружено целебными веществами, могущими спасти ежеминутно нашу жизнь.
Представим себе человека, блуждающего по безводной пустыне. Он начинает испытывать жажду потому, что организм нуждается в воде, которая составляет 3/4 нашего организма. Жажда есть признак наступления расстройства питания тех тканей организма, которые больше всех нуждаются в воде. Подобный субъект, испытывающий расстройство питания, вследствие недостатка влаги может умереть, если не утолит своей жажды, и нет никаких средств вернуть его к жизни, кроме чашки воды, которая делается в этот момент нектаром, единственным лекарством, излечивающим умирающего от жажды.
Один путешественник, заблудившийся в Гималайских горах, был застигнут ураганом при северном ветре. Снег и метель заставили путника искать убежища среди скал; заснув там, он начал замерзать и неминуемо должен был погибнуть. Когда он стал уже окоченевать, облака рассеялись, проник солнечный луч, постепенно отогрел замерзавшего и привел его в чувство. Благодаря теплым лучам солнца путник ожил и благодаря дневному свету имел возможность отыскать дорогу. Таким образом теплота и свет спасли жизнь человека, у которого собственная прирожденная энергия жизненно-живой теплоты не в силах была противодействовать внешнему влиянию.