Алгоритм краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии
Уровень доказательности – В. Сила рекомендаций – 2.
Цель:конструктивные изменения,прежде всего,в межличностной сфере,форми-
рование адекватной социальной адаптации
Механизмы достижения:раскрытие,анализ,осознание и переработка интерпер-
сональных проблем пациента и коррекция его неадекватных отношений, установок, эмо-циональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межлично-стного взаимодействия.
Ожидаемый результат:В процессе психотерапии,ориентированной на коррекцию
неадекватных интеракций, конфликтные отношения пациента утрачивают свой централь-ный характер. Это влечет за собой снижение выраженности симптоматики. Наблюдается уменьшение и внутриличностной проблематики.
Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru Задачи психотерапии.Фокусируются,в основном,на трех составляющих само-
сознания:
- самопонимании (когнитивный аспект),
- отношении к себе (эмоциональный аспект),
- саморегуляции (поведенческий аспект).
Причем групповая психотерапия, в отличие от индивидуальной, сфокусирована преимущественно на поведенческих аспектах.
Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), задачи краткосрочной групповой психотерапии можно сформулиро-
вать следующим образом:
А. В познавательной (когнитивной) сферепациент получает представление о ме-
ре своего участия в возникновении, повторении и развитии своих конфликтных ситуаций, т.е. как он сам своим поведением и своим способом эмоционального реагирования, спо-собствует этому. Осознавая влияние собственных установок и ценностей на процесс взаи-моотношений с другими людьми, у него появляется возможность предотвратить повторе-ние патогенной ситуации, используя конструктивные формы поведения, приобретенные во время групповой психотерапии.
Б. В эмоциональной сферезадачи охватывают следующие основные аспекты:по-
лучение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание нового эмоционального опыта, вербализацию и экс-плорацию собственных эмоций, что формирует определенный оптимизм, создает условия для отреагирования как положительных, так и отрицательных эмоций и способствует де-зактуализации фобических и тревожных переживаний, выравниванию аффекта.
В. В поведенческой сферемогут задачи быть определены как формирование эф-
фективной саморегуляции за счет приобретения новых форм поведения, связанных с со-трудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью, которые спо-собствуют оптимальной адаптации, более успешному социальному функционированию в реальной жизни и предупреждению рецидивов неконструктивного поведения.
Методкраткосрочной интерперсональной групповой психотерапии ориентирован:
— на достижение симптоматического улучшения у пациентов;
— на улучшение эмоционального состояния пациентов;
— на улучшение их социального функционирования – увеличение уровня адекват-ной социальной адаптации;
Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru Групповая интерперсональная психотерапия как терапевтический процесс имеет
следующие фазы развития:
— диагностический этап;
— фаза зависимого и поискового поведения;
— фаза возникновения, обострения и разрешения внутригрупповых конфликтов;
— фаза формирования групповой сплоченности;
— фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои про-
блемы.
На диагностическом этапепроводится отбор участников в краткосрочную интер-персональную психотерапевтическую группу, первая встреча психотерапевтов и будуще-го члена группы может быть благоприятной основой создания взаимного доверия в работе группы.
На этом этапе особое внимание уделяется выявлению межличностного контекста тревожно-фобического, панического и генерализованного тревожного расстройств, осо-бенно событиям, которые, являясь психотравмирующими, спровоцировали появление симптомов. Для этих больных характерны конфликты в семейной и профессиональной сферах, а также такие межперсональные проблемы как одиночество, изоляция, застенчи-вость, неумение завязывать и поддерживать близкие отношения, мнительность, трудности в отношениях с авторитетами, неуверенность в себе, зависимость от других и т.п. Во вре-мя беседы должна осуществляться диагностика личности, стиля межличностного общения претендента. Всесторонняя оценка помогает решить, насколько пациент соответствует ха-рактеру и целям организуемой краткосрочной интерперсональной группы, позволяет про-гнозировать его поведение в группе, способность выстраивать и поддерживать отношения с другими участниками.
План терапии:занятия в группе проходят5раз в неделю по1,5часа в течение4недель,
Условия эффективности терапии:
— постановка конкретных и достижимых целей, ориентация на уменьшение про-
блем и трудностей, на понимание себя и реальности, определение связей между симптома-тикой и наличием интерперсональных проблем, а не на глубокие структурные изменения личности.
— гомогенность состава участников по характеру имеющихся у пациентов про-блем, а также относительная гомогенность по нозологическому признаку. Это повышает
Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru
сплоченность группы, для формирования которой требуется меньше времени, способству-
ет проявлению психотерапевтического фактора универсализации.
— тщательный отбор пациентов и их прелиминарная подготовка к работе в группе, осуществляемая на диагностическом этапе.
1. Фаза зависимого и поискового поведения.Первая фаза групповой психотера-
пии представляет собой период образования группы как таковой и совпадает с началом лечения и адаптацией пациентов к новым условиям. Пациенты имею различные установки и ожидания относительно лечения, но практически для всех вначале характерны преуве-личение роли фармакотерапии и симптоматического лечения, отсутствие адекватных представлений о психотерапии вообще и групповой психотерапии, в частности, стремле-ние перенести ответственность за процесс и результаты лечения на психотерапевта, непо-нимание значения собственной активности в достижении положительных результатов ле-чения.
Первым самостоятельным заданием для членов группы является принятие норм и правил группы, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между участниками группы. Сформировавшиеся на начальном этапе работы правила и нормы «накладывают печать» на дальнейшее функционирование группы, и позднее их очень трудно изменить. Поэтому очень важно формирование терапевтически полезных норм группы с самого на-чала ее работы.
Основные задачи психотерапевтов в первой фазекраткосрочной интерперсо-
нальной групповой психотерапии:
— содействовать принятию терапевтических групповых норм, тем самым помогая
пациентам почувствовать себя более естественно и более активно включиться в процесс работы;
— создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу, что способ-ствует формированию групповой сплоченности;
– определить общие цели краткосрочной интерперсональной группы;
— помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе;
— поощрять участие всех пациентов в дискуссиях;
— структурировать работу группы;
— помогать пациентам в лучшем осознании своих чувств, реакций, поведенческих особенностей и благодаря этому положить начало проработке и решению межличностной
Проект (01.09.2015) | Российское общество психиатров psychiatr.ru |
проблематики. | |
Структурирование процесса на начальном этапе способствует быстрому формиро-ванию групповой сплоченности, созданию благоприятного эмоционального климата, что позволяет минимизировать число уходов пациентов из группы, повысить эффективность дальнейшей работы.