Алгоритм когнитивно-поведенческой психотерапии

Уровень доказательности – А. Сила рекомендаций – 1.

Когнит ивная модель фобий.При фобиях имеется предчувствие физического илипсихологического ущерба в специфических ситуациях. Если пациент в состоянии избе-жать подобной ситуации, он не ощутит угрозы и сохранит спокойствие. Если же он попа-дет в такую ситуацию, то почувствует субъективные и физиологические симптомы трево-ги. Страх перед отдельными ситуациями основан на преувеличенном представлении па-циента об особых пагубных свойствах этих ситуаций (например, страх высоты, страх со-бак). При оценочных фобиях имеется страх неудачи в социальных ситуациях. Поведенче-ские и физиологические реакции на потенциальную «опасность» (отвержение, недооцен-ка, неудача) могут мешать функционированию пациента до такой степени, что могут вы-зывать как раз то, чего он боится.

Когнитивная модель панического расстройства. Пациенты с паническим рас-

стройством склонны рассматривать любой необъяснимый симптом или ощущение как

Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru признак неминуемой катастрофы. Главной чертой людей с паническими реакциями явля-ется наличие убеждения в том, что их витальные системы — кардиоваскулярная, респира-торная, центральная нервная — потерпят крах. Пациенты с паническими расстройствами имеют специфический когнитивный дефицит: они неспособны реалистически восприни-мать свои ощущения и катастрофически их интерпретируют.

Когнитивная модель генерализованного тревожного расстройства. В мышле-

нии тревожного пациента доминируют темы опасности, то есть он предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи, для его имущества и для других ценностей. Тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безо-пасности и других свидетельств, которые уменьшают угрозу опасности.

Мишени психотерапии:

1. Низкая толерантность к неопределенности

2. Позитивные убеждения относительно беспокойства

3. Отсутствие ориентации на решение проблем

4. Когнитивное избегание

Алгоритм когнитивно-поведенческой психотерапии - student2.ru Алгоритм когнитивно-поведенческой психотерапии - student2.ru Алгоритм когнитивно-поведенческой психотерапии - student2.ru Алгоритм когнитивно-поведенческой психотерапии - student2.ru

Основные модули когнитивно-поведенческой психотерапии:

Название модуля Содержание направлений психотерапевтической работы
Психообразовательный 1) Информация о сути когнитивно-поведенческой терапии
модуль 2) Информация о природе тревожных расстройств, вклю-
  чающая их описание и характеристики
  3) Тренинг по осознанию беспокойства (с записями о вре-
  мени и содержании беспокоящих мыслей)
     
Модуль, направленный 1) Установление связи между низкой толерантностью к
на осознание собст- неопределенности и преувеличенным беспокойством
венной низкой толе- 2) Осознание и принятие неизбежности ситуаций неопре-
рантности к неопреде- деленности в жизни человека
ленности и на ее пре- 3) Развитие способности распознавать различные ситуа-
одоление ции манифестации состояния нетолерантности к неопре-
  деленности
  4) Выявление ситуаций, провоцирующих состояния бес-
  покойства по поводу неопределенности, и погружение в
  них на основе метода экспозиции
     
Модуль, направленный 1) Выявление всех аргументов в пользу беспокойства
на переоценку ценно- 2) Выявление контраргументов и анализ негативных по-
сти беспокойства следствий беспокойства
  3) Формулировка новых убеждений относительно беспо-
  койства как неэффективной стратегии совладания с опас-
     
   

Проект (01.09.2015)   Российское общество психиатров psychiatr.ru
     
    ностью
  Модуль направленный 1) Подготовка к неизбежности определенности в процес-
  на решение проблем се решения проблем
    2) Определение существующих проблем и формулировка
    цели по их преодолению
    3) Выработка различных возможных путей достижения
    этих целей
    4) Выбор оптимального пути
    5) Применение выбранных средств и оценка результата
       
  Модуль, направленный 1) Обсуждение образов пугающих ситуаций
  на преодолении когни- 2) Описание чувств и субъективная оценка уровня трево-
  тивного избегания и ги  
  выработку способно- 3) Тренировка устойчивости к этим образам и чувствам
  сти переносить непри- на основе метода экспозиции
  ятные мысли и образы    
       
  Модуль, направленный 1) Закрепление всех полученных знаний и навыков
  на профилактику ре- 2) Обсуждение возможных триггеров и провокаций, ко-
  цидивов торые могут способствовать возвращению старого неэф-
    фективного стиля совладания
    3) Обсуждение способов поведения в ситуациях, в кото-
    рых проявляется старый стиль реагирования
       




Для лечения тревожно-фобического, панического и генерализованного тревожного рас-стройств используются следующие техники в рамках когнитивно-поведенческой психо-терапии.

1. Когнитивное реструктурирование. Проводятся вмешательства по коррекции ошибочных представлений и интерпретаций телесных сенсаций. Может допол-няться экспозицией in vivo для получения дополнительной информации, кото-рая будет опровергать ошибочные суждения.

2. Тренировка дыхания. Показана в случае выраженного гипервентиляционного компонента в структуре ПА. В связи с тем, что на фоне стресса возникает дисп-ноэ, которое оценивается, как угрожающее здоровью и провоцирует или усили-вает страх, вызванный внешними тревожными стимулами, рекомендуется про-водить тренинг по контролю дыхания с последующей когнитивной реаатрибу-цией значения симптомов. Тренинг может дополняться принудительной гипер-вентиляцией с приобретением навыков контроля симптоматики за счет дыхания в мешке.

3. Прикладная релаксация. Использование прогрессивной мышечной релаксации и обучение пациентов навыкам контроля за своим физическим состоянием.

Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru

4. Интероцептивная экспозиция. Проведение упражнений, обеспечивающих още-щения, сходные с паническим приступом, к примеру, ингаляция углекислого газа, проведение сердечно-сосудистых нагрузочных проб или физических уп-ражнений, гипервентиляция, вращение в кресле, повторные инфузии лактата натрия.

5. Экспозиция in vivo проведение повторных приближенных к условиям реально-сти поведенческих тренировок, особенно показано при наличии агорафобии. Может проводиться в различном режиме, с участием психотерапевта или спе-циально обученной медсестры или самостоятельно, дозированно или массивно, с длительным погружением в ситуацию или с возможностью из нее уйти.

6. Привлеченеи/отвлечение внимания. Внимание пациента при экспозиции может полностью сосредотачиваться на фобических переживаниях, когда пациент полностью сосредотачивается на своих ощущениях и мыслях, напоминае себе о необходимости не отвлекаться. Другой вариант, отвлечения внимания путем выполнения когнитивных заданий по типу счета, рифмования слов, инструкти-руя себя о необходимости отвлекаться от тревожных мыслей и образов.

Наши рекомендации