Этап 2: оцените пространство
Следующий этап – добросовестная оценка помещения. Это необходимо для четкого понимания того, что конкретно здесь надо менять с целью превращения в пространство, благоприятное для души. Отведите на этот этап один час.
Возьмите в руки блокнот, ручку и просто запишите, какие изменения вы хотели бы видеть в этом помещении. Внимательно осматривая комнату, используйте в качестве ориентира следующие вопросы.
• Как вы оценили бы комнату в целом по шкале от одного до десяти, где один балл соответствует тому, что вы не любите это помещение, а десять баллов означают то, что оно вам нравится?
• Когда вы думаете об изменениях, что в первую очередь приходит вам на ум?
• Какие предметы из тех, что здесь есть, важны для вас?
• От чего бы вы могли с легкостью избавиться?
• Что необходимо добавить сюда, чтобы сделать это помещение соответствующим вашему «Я»?
• Что вам здесь больше всего нравится? Вам нравится освещение, вид из окна или высота потолка?
• Когда вы думаете о назначении этой комнаты, определите, как отразится создание в этом пространстве климата, более благоприятного для души, на других сферах вашей жизни? Например, если вы не состоите в браке и собираетесь работать над своей спальней, это может улучшить ваши шансы на привлечение в вашу жизнь прекрасного нового спутника?
• Что вам следует предпринять, чтобы сохранить это пространство свободным от загромождения и благотворным для души?
Давайте рассмотрим пример. Предположим, вы решили преобразить свою спальню, и когда вы исследовали комнату, вы определили, что вам нравится свет и большой размер помещения, но оно кажется вам загроможденным. Затем, когда вы оценивали необходимые изменения, вы заметили, что рядом с кроватью находится гора журналов и книг, которые забирают вашу энергию. Кроме того, ваша прикроватная тумбочка заставлена всякой всячиной, ваш шкаф переполнен, а кипы валяющихся на полу документов затрудняют передвижение по комнате в темноте.
Каждый вечер, когда вы собираетесь лечь спать, вы испытываете раздражение из-за того, что вам приходится преодолевать различные препятствия на полу, или вы нечаянно роняете что-то с тумбочки. При оценке этих зон по шкале от одного до десяти, вы определяете, что ваше недовольство находится на отметке два (что может стать для вас сюрпризом, особенно, если вы первоначально дали всему помещению хорошую оценку).
Когда вы подумаете о последствиях того, что комната останется в ее прежнем виде, вы поймете, что такой беспорядок препятствует полноценному ночному сну. К тому же, вы знаете, что наведение порядка в помещении не только позволит вам чувствовать себя более раскрепощенными, но и будет способствовать тому, что вам захочется раньше ложиться спать (как раз то, что вы намеревались делать).
Поняли идею? Теперь, прежде чем перейти к следующему этапу – устранению всего лишнего – вы должны определить, что вам понадобится для подготовки к этому. Например, взглянув на свою спальню со стороны, вы можете осознать, что вам потребуется новое место для ваших любимых книг, поскольку то, что они находятся рядом с кроватью, воспринимается скорее как призыв к действию, а не к отдыху. Далее, вам надо найти место, куда вы могли отдать те вещи, которые вы больше не хотите хранить у себя. Возможно, вам понадобятся дополнительные полки для тех вещей, что вы планируете переместить в другие зоны вашего дома. И наконец, вы можете принять решение отдать свои старые журналы в спортклуб, санаторий или в ближайшую больницу.
Этап 3: устраните лишнее
Третьим этапом в создании благоприятного для души окружения является устранение всего лишнего. Здесь вам надо сосредоточиться, в первую очередь, на устранении привычек и моделей поведения, которые привели к созданию такой обстановки и появлению всех вещей, которые вам не нравятся или не требуются.
На первом месте, если вы обратили внимание, стоят привычки. Поэтому подумайте, пожалуйста, над ответами на следующие вопросы.
• Какой вклад вы внесли в создание этого столь не соответствующего вашим желаниям пространства?
• Является ли ваш дом или офис хранилищем того, что другие выбрасывают?
• Вы храните кипы старой корреспонденции?
• Вы копите бумаги и информацию в надежде на то, что когда-нибудь вам все это может понадобиться?
• Отказываетесь ли вы от таких приспособлений, призванных лучше организовать пространство, как картотечный шкаф или гардеробная?
Важно определить первопричину ваших проблем с пространством прежде , чем вы начнете расчищать дом или офис, чтобы через каких-то несколько месяцев или даже недель не оказаться в том же самом положении. Поэтому если у вас есть привычка вешать ношеную одежду на спинку стула в спальне, вам придется научиться убирать ее сразу в шкаф или купить себе большую корзину для грязного белья и складывать одежду туда, чтобы она не была на виду. Установите первопричину проблемы. Если вы не можете вешать одежду прямо в шкаф, потому что там нет места, то вы не только должны избавиться от части вещей, но и установить запрет на покупку новой одежды, пока не научитесь делать рациональные покупки.
Когда вы поймете, в чем заключается ваша привычка, которую необходимо изменить, можете начинать расчищать пространство. Чтобы упростить этот процесс, разделите вещи на четыре категории:
Категория 1: вещи, которые вы отдадите близким людям . Сюда относятся предметы, вызывающие у вас определенные чувства или имеющие для вас особое значение, но вы хотите от них избавиться, так как они перестали вам нравиться. Передача некогда ценных для вас вещей близким людям имеет двойное преимущество. Во-первых, намного легче отдавать значимые для вас вещи тому, кто понимает их ценность, и во-вторых, это может способствовать тому, что вы освободитесь от большего, чем обычно, количества вещей. Кроме того, у вас будет возможность снова их увидеть, что сделает расставание с ними менее болезненным.
Категория 2: вещи, которые вы отдадите незнакомым людям . Не забудьте выполнить домашнее задание на этапе оценивания, так чтобы у вас был план, кому отдать вещи. Когда вы делитесь своим имуществом с теми, кто нуждается в помощи, это дает вам мощный стимул для избавления от большего количества вещей, чем вы первоначально планировали. Обратитесь (и сходите) в местный приют или кризисный центр, чтобы подробно познакомиться с их работой. Такое мероприятие лучше проводить вместе с детьми, так чтобы в нем участвовала вся семья, и ваши дети узнали бы на собственном опыте, что означает делиться своим имуществом с теми, кто испытывает нужду. Поверьте мне, если вы ощутите эмоциональную связь с каким-то местом, у вас появится стимул расстаться с большим количеством вещей.
Категория 3: вещи, которые можно отдать на переработку . Уточните в местном пункте приема вторсырья список материалов, которые подлежат переработке. Вы удивитесь, как много вещей можно утилизировать или использовать с пользой где-то еще.
Категория 4: вещи, которые придется просто выкинуть . Перед тем как вы начнете отбирать вещи данной категории, не забудьте найти место, куда вы смогли бы их выкинуть. Имеется ли в вашем районе компания по вывозу мусора или машина по измельчению бумажных отходов, которая могла бы приехать к вам на дом и избавить вас от старых финансовых документов? Есть ли у вас возможность разделить стоимость этих услуг с друзьями или членами вашей группы по обновлению жизни, которые проделывают эту работу одновременно с вами? Вы знаете часы работы местной мусорной свалки или время, когда вы можете выкинуть в мусорный контейнер определенные предметы? Помните, что заранее распланированные действия обеспечивают мотивацию, которой вы должны до конца следовать.