Искусство быть эгоистом: полюбить себя и начать жить полной жизнью

Посвящается Майклу, моему единственному возлюбленному…

© 2009 by Cheryl Richardson

© ОАО «Издательская группа „Весь“», 2010

Предисловие

В 1994 году я впервые обратилась к тренеру-наставнику, полагая, что это позволит мне самой стать более хорошим тренером; в итоге я получила гораздо больше, чем ожидала, и моя жизнь значительно улучшилась. Моим тренером-наставником был Томас Леонард, основатель университета тренеров и ведущий исследователь в области профессионального наставничества. Я никогда не забуду нашей первой встречи.

Для знакомства Томас предложил мне рассказать немного о себе. Он хотел получить представление о том, кто я такая, и как живу. Следующие минут двадцать я рассказывала о своей деятельности.

• По вечерам и по выходным я работала консультантом по развитию бизнеса.

• Я вела обучающие семинары по планированию карьеры в одной консалтинговой фирме.

• Я оказывала добровольную помощь местному кадровому агентству, предлагая семинары по обучению навыкам прохождения собеседования и налаживания связей.

• Я поддерживала друзей, противостоявших жизненным трудностям и нуждавшихся в бескорыстном и терпеливом слушателе.

Я говорила и, в общем-то, должна признать, что у меня по большому счету, все достаточно хорошо. Когда я осознала это, я поняла и то, что испытываю определенное чувство удовлетворения от осознания собственной необходимости в жизнях других людей. Когда я закончила свой рассказ, Томас помолчал какое-то время, а потом с легкой иронией произнес: «Ого, да ты просто подвиг совершаешь, помогая стольким людям! Ты – такой хороший человек».

Я внутренне улыбнулась и подумала: «О, да он действительно понимает меня ». Но его следующая фраза оказалась совсем неожиданной: «А правда, Шерил, состоит в том, что, исполняя роль „хорошей девочки“, ты лишаешь себя собственной жизни».

Когда до меня дошел смысл этих слов, моя радость обернулась слезами. Я была хорошей девочкой. Я так увлеклась ролью волонтера, что она стала моим привычным образом жизни. Кроме того, это стало моей отличительной чертой, влияющей на мое самоуважение. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что не одинока в этом. Очень многие люди, особенно женщины, принимают на себя эту «благородную» роль, не осознавая того, какую высокую цену им приходится платить за свое же «великодушие» до тех пор, пока не становится уже слишком поздно.

Несмотря на то, что до разговора с Томасом мне всегда казалось, будто я поступаю исключительно правильно, помогая людям, после разговора с ним мои взгляды изменились. Мне пришлось признать, что при том образе жизни, который вела я, у меня не оставалось времени на себя. Я почувствовала некую обиду на несправедливость: моя помощь другим приводила их к успеху, но никогда не позволяла мне самой заниматься тем, чем я хочу. Кроме того, я столкнулась с реальностью, осознав, что в большинстве своем мои отношения с теми, кому я помогала, напоминают дорогу с односторонним движением.

Некоторые из моих друзей действительно находились в крайне бедственном положении, и я, поддерживая их, получала от этих отношений возможность чувствовать себя в безопасности, ощущать свою значимость и контролировать себя. Да, Томас был прав: я была «хорошей девочкой», и это лишало меня собственной жизни.

* * *

Именно во время нашей совместной работы Томас познакомил меня с концепцией экстремальной самопомощи. Меня заинтриговало и заинтересовало слово «экстремальная» . Я вспоминаю, как вдохновила меня тогда сама идея, но в то же время я ощущала некоторое волнение. По мнению Томаса, экстремальная самопомощь подразумевала переход на совершенно другой уровень, казавшийся мне тогда олицетворением высокомерия и эгоизма, что присущи людям с раздутыми амбициями и самомнением. Она подразумевала радикальные действия, направленные на улучшение моей собственной жизни. Мне предстояло закрепить новые нормы в качестве своих повседневных привычек, регулярное следование которым должно было позволить мне поддерживать жизненный наилучший стандарт. Что это значит? Например, мне было недостаточно просто освободить свои выходные от оказания помощи другим, чтобы позволить себе немного расслабиться. Томас просил меня планировать время для себя самой, делая при этом записи в своем ежедневнике, каждый день на протяжении шести месяцев.

Кроме того, экстремальная самопомощь включала в себя общение с энергичными, обладающими самосознанием людьми, которые были заинтересованы исключительно в двусторонних отношениях. Это означало принятие решительных мер: исключить из жизни любой хаос; создать и поддерживать благоприятную для души атмосферу на работе и дома; привести в порядок финансовые дела, чтобы всегда иметь возможность выбора относительно того, как мне жить; отказаться от выполнения любого рода обязательств из чувства вины или долга.

Помимо этого, Томас объяснил, что для экстремальной самопомощи решающим является принцип, который на первое место ставит удовольствие – настоящее удовольствие, а не просто массаж раз в два месяца, принятие ванны от случая к случаю или ежегодный отпуск. Это означало иметь возможность уйти с работы в середине дня, чтобы отправиться на природу, еженедельно наслаждаться великолепным массажем и выработать у себя повседневные привычки, которые позволяли бы мне чувствовать себя счастливой и умиротворенной, включая возможность слушать музыку, которую я люблю, пить свой любимый чай или заказывать свежие цветы в офис.

Поначалу идея экстремальной самопомощи вызвала у меня активное сопротивление. Массаж каждую неделю? Как я могу себе такое позволить, когда мне надо платить за аренду? Тратить время на саму себя каждый день? Я едва могла найти время, чтобы принять душ, не говоря уже о том, чтобы сходить на обед. Рекомендации моего тренера казались мне идеалистическими, граничащими с абсурдом. Но, как я вскоре обнаружила, замечательная жизнь начинается с объективного мышления. Я до сих пор благодарна Томасу Леонарду за то, что он умел разглядеть мою жизнь лучше, чем я сама.

После того как я начала постепенно вводить экстремальную самопомощь в свою жизнь, выяснилось, что для закрепления новых привычек требуются и определенные внутренние изменения. Например, мне необходимо было прекратить страдать и переключиться на удовлетворение своих потребностей. Я должна была перестать ожидать того, что другие прочтут мои мысли, а вместо этого – научиться высказывать свои желания конкретно. Иными словами, я должна была просить о помощи задолго до того, как эта помощь могла мне понадобиться. Вместо того чтобы, оказавшись в беде, сетовать на одиночество, мне надо было взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, как на сигнал, как на показатель того, что необходимо что-то менять. Кроме того, я должна была научиться просить людей разделять со мной мои тяготы, а не пытаться геройствовать, справляясь со всем самостоятельно. И, наконец, мне необходимо было прекратить всегда говорить «да», когда ко мне обращались за помощью, и научиться легко и уверенно говорить «нет».

По мере того как наша совместная с Томасом работа продвигалась вперед, я обнаружила, что осуществлять все эти рекомендации было далеко не просто. Оглядываясь назад, я вижу, как трудно мне было избавиться от привычного самопожертвования и повышенной самоотдачи, перешедших ко мне по наследству от многих поколений женщин нашего рода, – от того наследия, которым и теперь поражено огромное количество женщин. Слишком многие из нас продолжают всю жизнь оставаться «хорошими девочками»; эту стойкую привычку необходимо преодолевать. Я до сих пор ловлю себя на этом, когда оказываюсь в стрессовой ситуации, когда делаю что-то, против своей воли. Бывает, во мне неожиданно срабатывают старые стереотипы; это касается моментов, когда я пытаюсь облегчить кому-то жизнь или выполнение его работы (я называю это «наймом людей, чтобы за них работать») или на какой-либо день вдруг планирую слишком много занятий, связанных с нуждами других людей (я называю это «помешательством»). Для тех из нас, кто поступает подобным образом – вне зависимости от пола и возраста – такое поведение является, как правило, автоматической реакцией, как будто нажимается кнопка, используемая по умолчанию, и мы непроизвольно возвращаемся к старым стереотипам и поведенческим привычкам.

Наши рекомендации