Объективное исследование больного
Ставрополь, 2011
УДК 616-618:(091)
Схема истории болезни на кафедре общей хирургии. Методические рекомендации для студентов, 2011, с.
Составители: доц. В.К. Гобеджишвили
Утверждена к изданию цикловой методической комиссией по хирургии Ставропольской государственной медицинской академии
Под редакцией профессора П.М. Лаврешина
Ó Ставропольская государственная медицинская академия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских вузах. В нем сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Одним из основных медицинских и юридических документов деятельности врача является история болезни (клиническая карта), составляемая на каждого стационарного больного в лечебных, лечебно-профилактических и научно-клинических учреждениях; более кратко ведется при амбулаторном лечении больных.
Установление диагноза у хирургического больного требует знания симптомов заболевания, умения проводить анализ и на этой основе синтезировать из соответствующих признаков целостную картину болезни и ее диагноза. Весьма важным является систематическое углубленное исследование больного (анамнез, осмотр, ощупывание, перкуссия, аускультация, данные лабораторных (рентгенологического, эндоскопического и других методов исследований). Торопливость и стремление быстро установить диагноз, пренебрежение правилами и техникой обследования нередко приводят к недооценке одних и переоценке других симптомов и данных, что служит причиной ложного диагноза.
В связи с изложенным немаловажное значение приобретает написание студентом академической истории болезни, где в строгой последовательности, по определенной схеме, достаточно подробно описываются основные сведения о больном и развитии заболевания.
В составленной схеме опущены некоторые разделы (дифференциальный диагноз, этиология, патогенез основного заболевания), что связано с особенностями преподавания курса общей хирургии.
Надеемся, что предложенная схема история болезни поможет студентам в освоении методики обследования хирургического больного и написании академической (зачетной) истории болезни.
Ставропольская государственная медицинская академия Кафедра общей хирургии
Заведующий кафедрой ____________________
Преподаватель _________________________
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество больного)
КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ:
а. основное заболевание _______________________________________________________
______________________________________________________________ ______________
б. осложнения основного заболевания ___________________________________________
____________________________________________________________________________
в. сопутствующие заболевания _________________________________________________
____________________________________________________________________________
Куратор–студент(ка)______группы_______курса
___________________________факультета
__________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента/ки)
Время курации с ______ по______
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БОЛЬНОМ (паспортная часть)
Фамилия, имя, отчество:_______________________________________________________ Возраст___________ Пол ___________ Образование _____________ Семейное положение (с указанием адреса родственников) ______________________________________________
Профессия_____________Место работы___________________________________________
Занимаемая должность _______________________________________________________ Домашний адрес_______________________________________________________________
Дата и время поступления в стационар____________________________________________
Кем направлен (поликлиникой, скорой помощью, самообращение) ___________________
Диагноз направившего лечебного учреждения __________________________________ Предварительный диагноз _____________________________________________________ Клинический диагноз:
основное заболевание ____________________________________________________ осложнения основного заболевания____________________________________________
сопутствующие заболевания__________________________________________________
Операция_____________________________________________________________________
(название, дата. Если не оперирован, отметить - не было)
Вид обезболивания __________________________________________________________ Осложнения после операции ____________________________________________________
СУБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
При обследовании хирургического больного важное значение имеет правильно собранный анамнез. Для получения более полной информации врач должен соблюдать определенную последовательность, критически оценивать полученные при опросе данные. При этом необходимо проявлять большое терпение и такт, недопустимо терять равновесие при сбивчивых, а порой и противоречивых показаниях больного. В тех случаях, когда больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, необходимые данные получают у родственников или доставивших его лиц.
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
Дать характеристику жалоб больного, ставя на первое место те жалобы, которые имеют наиболее важное значение и на которых больной прежде всего акцентирует внимание. Затем перечислить второстепенные, увязывая их с различными системами. Симптомы расстройств здесь описывать не надо (не писать когда и как болит, так как эти данные подробно описываются в анамнезе болезни). Жалобы должны быть подробно детализированы (приложение). Тяжелобольные, особенно с острой хирургической патологией (деструктивный аппендицит, прободная язва желудка и двенадцатиперстной кишки, закрытая травма грудной, брюшной полости и т.д.), долго не могут отвечать на вопросы, поэтому часть жалоб выясняют после объективного обследования и оказания неотложной помощи.
При выяснении жалоб следует учитывать аггравацию (преувеличение болезненных ощущений), симуляцию (придумывание несуществующих болезненных симптомов), диссимуляцию (попытка скрыть существующие симптомы заболевания).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
(анамнез болезни)
Необходимо установить точное время начала заболевания (когда, при острых заболеваниях - сколько часов тому назад), как (постепенно, медленно или внезапно), при каких условиях и с какими проявлениями оно началось.
Течение заболевания - хронологическая последовательность изложения, усиления, ослабевания, исчезновения симптомов, появление новых симптомов.
С чем связывает больной свое заболевание, что предшествовало началу заболевания: психические или физические травмы, физические и умственные переутомления, нарушения сна, переохлаждение, инфекции, интоксикации и т.д. Развитие и течение заболевания излагается в хронологическом порядке последовательно до момента госпитализации больного. Выясняются проведенные мероприятия диагностического и лечебного характера (стационарно, амбулаторно), их эффективность (если у больного имеются документы о проводившемся медицинском обследовании, надо с ними детально ознакомиться).
Предшествующее лечение и его эффективность, какие лекарственные средства оказывали положительный эффект, какие не переносятся больным, срок от начала заболевания до лечения. Выясняются периоды ухудшения и улучшения состояния больного, их взаимные причины. Трудоспособность за период настоящего заболевания (продолжительность пребывания на больничном листе). Выясняется, что привело больного к врачу, характеристика периода, предшествующего настоящему обращению за медицинской помощью.
Доставлен машиной скорой помощи или госпитализирован в плановом порядке. При подозрении на инфекционное заболевание собирают эпидемический анамнез по следующей схеме: а/. был ли контакт с инфекционным больным; б/. был ли в контакте с температурящими больными; в/. не подвергался ли укусам насекомых, возможность инфицирования в связи с профессией, характером деятельности, питанием, пользованием одежды, обуви и т.п.; г/. соблюдение правил личной гигиены; д/. подвергался ли профилактическим прививкам; е/. переносил ли в прошлом инфекционные заболевания.
Достоверность рассказа больного о развитии заболевания врач должен контролировать соответствующими вопросами, отбрасывать сомнительное и выделять достоверное.
При травме особенно важно подробное описание условий, в которых она получена, места происшествия, времени, прошедшего с момента получения травмы, было ли нарушения сознания. Когда, где и кем, какого рода оказана первая помощь. Если больной в прошлом был оперирован, обязательно надо выяснить характер и объем хирургического вмешательства.
При сборе анамнеза заболевания необходимо записать со слов больного что ему было сделано в клинике до момента курации.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО (анамнез жизни)
Общие автобиографические данные: место рождения; возраст родителей и их здоровье при рождении; каким по счету ребенком родился; характер вскармливания; развитие в раннем детстве. С какого возраста начал учиться в школе, как учился. Особенности развития в юношеском возрасте.
Бытовой анамнез: условия жизни, начиная с детства; жилище; питание, его характеристика и полноценность пищи, регулярность ее приема; употребление большого количества жидкости. Отдых, его характер и продолжительность. Занятие физкультурой и спортом. Гигиена тела.
Половой анамнез: время наступления полового созревания у женщин - время появления менструаций, их регулярность, болезненность,продолжительность, температурная реакция, сопутствуюцие явления. Начало половой жизни, половая жизнь в настоящее время. Количество беременностей и их исход (нормальные роды, аборты, выкидыши). Климакс, время его появления и течение. Количество детей и их здоровье.
Трудовой анамнез: начало трудовой деятельности, профессия и условия труда на протяжении всей жизни, производственные вредности и длительность их действия. Имеется ли инвалидность, ее причины, с какого времени и какой группы.
Служба в армии: пребывание на фронте, ранения, контузии.
Перенесенные заболевания: никакие болезни, операции, травмы, с указанием возраста и года перенесения заболевания, длительности, тяжести течения, проводившегося лечения. Контакт с инфекционными больными. Прививки и реакции на них. Повышенная чувствительность к лекарствам, пищевым продуктам и др. Отдельно спросить о перенесенных венерических заболеваниях, туберкулезе.
Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики и др. (что и в каком количестве).
Семейный анамнез: заболевания отца, матери и ближайших родственников по линии родителей. В случае смерти следует спросить о возрасте умершего и причинах смерти. Наличие у родителей мужа (жен), родственников заболевания, которым страдает больной и таких заболеваний, как туберкулез, сифилис, новообразования, нервно-психические заболевания, аномалии развития, нарушения обмена веществ, эндокринные заболевания, СПИД, вирусный гепатит и др.
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Осмотр полости рта: запах (нет, кислый, гнилостный, аммиака, ацетона); язык - величина, окраска (обычная, малиновая, серо-белая, коричневая), состояние его (сухой, влажный, чистый, обложенный); наличие трещин, язв. Зубы: зубная формула, протезы, кариозные изменения. Десны: окраска, разрыхленность, изъязвленность, некроз, геморрагии, болезненность. Мягкое и твердое небо: окраска, налеты, геморрагии. Зев - задняя стенка глотки. Миндалины: величина, цвет, консистенция, состояние лакун.
Осмотр живота: форма (овальная, равномерно вздут, "лягушачий", "ладьевидный"); симметричность; состояние средней линии живота, пупка, паховых областей; участие брюшной стенки в дыхательных движениях, наличие видимой перистальтики; наличие расширенных подкожных вен (локализация, выраженность, направление тока крови); окружность живота (в см на уровне пупка).
Поверхностная пальпация: проводится методически по всей поверхности живота: болезненность, мышечная защита (локализация) и выраженность; расхождение мышц живота (по белой линии, в области пахового и пупочного колец). Зоны гиперестезии. Симптомы Менделя, Щеткина-Едюмберга.
Методическая глубокая, скользящая, топографическая пальпация по методу Образцова-Стражеско: область желудка и двенадцатиперстной кишки (локализация болезненности, нижняя граница желудка, пилорического отдела; наличие опухолей, их величина, подвижность, консистенция, поверхность; шум плеска). Ободочная кишка и червеобразный отросток: тонус слепой кишки, ее болезненность, подвижность; наличие опухолей и инфильтратов илеоцекальной области. Местоположение и тонус, форма, толщина, подвижность, болезненность, консистенция, поверхность различных отделов толстого кишечника; урчание. Наличие, опухолей, инфильтратов и их локализация. Симптомы Щеткина-Блюмберга, Ровзинга, Воскресенского, Ситковского, Бартомье-Михельсона, Образцова. Болевые точки: Мак-Бурнея, Ланца и Кюммеля. Пальпация поджелудочной железы (всех ее отделов).
Опухоли брюшной полости: локализация (передняя брюшная стенка, брюшная полость, забрюшинная).
Перкуссия живота: характер перкуторного звука (тимпанический, притупленно-тимпанический, тупой). Наличие свободной жидкости в брюшной полости (асцит, гемоперитонеум), уровень ее. Симптом флуктуации, шум плеска.
Аускультация: перистальтические шумы, шум трения брюшины в области печени, селезенки, кишечника.
Прямая кишка, задний проход: осмотр анальной области (наружние геморроидальные узлы, параректальные свищи, трещины, выпадение слизистой или всех слоев кишки). При пальцевом исследовании - величина внутренних геморроидальных узлов, наличие язв, опухолей, инфильтратов, болезненность и флуктуация в Дугласовом пространстве, тонус сфинктера.
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Осмотр поясничной области: припухлость, выбухание, сглаживание контуров, гиперемия коки.
Пальпация почек в положении на спине, на боку, стоя: опущение, сме-щение, увеличение, форма, болезненность. Болевые точки почек, мочеточников (верхняя и нижняя мочеточниковые точки). Болезненность при поколачивании в области почек.
Мочевой пузырь: пальпация, перкуссия.
НЕЙРО-ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Осмотр: отечность и одутловатость лица; огрубление, голоса; цвет кожи (бронзовый); гипергидроз; гипертрихоз; сухость кожи, расчесы; наличие стрий; багрово-фиолетовые линии на коже живота; ожирение, исхудание; нарушение роста; вторичные и первичные половые признаки (явления маскулинизации); эвнуходизм; варилизм и феминизация; состояние молочных желез.
Глазные симптомы: Вара, Грефе, Мебиуса, Штельвага, Кохера и др.
Пальпация щитовидной железы, характер увеличения.
ДИАГНОЗ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
на основании жалоб, анамнеза болезни и жизни, объективных данных.
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
1. Лечение данного заболевания. Перечисляются существующие методы лечения данной патологии. Они могут быть: консервативными; оперативными; сочетанными, когда наряду с операцией как основной метод лечения применяют терапевтические мероприятия. Все эти методы должны дополнять друг друга.
2. Лечение данного больного. Из всего комплекса многочисленных методов лечения данной патологии выбирают те, которые наиболее показаны данному больному.
Показания к операции (предоперационный эпикриз): отражают показания (срочно, планово) к хирургическому вмешательству; намечают метод обезболивания, учитывают возможные осложнения во время операции. Выбор метода обезболивания (интубационный метод ингаляционного наркоза, местное, потенцированное и др.) необходимо обосновать с учетом характера оперативного вмешательства, общего состояния больного и т.д.
После проведенной операции в истории болезни подробно описывается ее ход. Если больной в момент курации не оперирован, то необходимо указать, какая предстоит операция.
ДНЕВНИК ЗАБОЛЕВАНИЯ (за три дня)
В разделе "Течение заболевания" ежедневно отражают все проявления болезни, ее изменения в динамике: общее состояние, сон, аппетит, состояние сердечно-сосудистой системы, легких, органов пищеварения, физиологические отправления. Описывают состояние ран, перевязки. В зависимости от патологического процесса в различных органах отмечают местный статус.
В разделе "Лечение" в листке назначений записывают назначенные больному лекарственные препараты, метод их введения. Указывают все проводимые манипуляции, в том числе и физиотерапевтические, а также диетотерапию, режим. Здесь же отмечают переливание крови и кровезамещающих растворов.
ПРОГНОЗ
Его ставят: для жизни, для работы, для здоровья (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный). В этом разделе истории болезни необходимо отразить вопрос о трудоустройстве больного по выписке из стационара, а также исход заболевания (выздоровление, улучшение, летальный исход и пр.), обосновать переход на другую работу, если это необходимо
ЭПИКРИЗ
Кратко излагают основные положения истории болезни: фамилию и инициалы больного, возраст, дату поступления в стационар, основные жалобы, анамнез заболевания, данные объективного и дополнительных исследований, на основании которых был поставлен диагноз: проводившееся лечение, его результат; рекомендации по режиму после выписки из стационара /питание, труд, лекарственная терапия, санаторно-курортное лечение и др./.
ПОДПИСЬ КУРАТОРА
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ
Аппетит: хороший, пониженный, повышенный, извращенный (отвращение к пище, какой?).
Насыщаемость: обычная, быстрая, постоянное ощущение голода.
Жажда. Сколько выпивает за сутки жидкости. Что облегчает?
Вкус во рту: кислый, горький, металлический, сладковатый, сухость во рту.
Глотание и прохождение пищи по пищеводу: болезненное, затрудненное. Какая пища не проходит?
Слюнотечение: нормальное, пониженное, обильное.
Отрыжка: час и время появления, выраженность, громкость; воздухом, съеденной пищей; кислая, горькая, запахом тухлых яиц.
Изжога: связь с приемом и видом пищи. Что облегчает?
Тошнота: зависимость от приема пищи и ее характера.
Рвота: натощак, после приема пищи (сейчас же или через определенный промежуток времени); характер рвотных масс (съеденной пищей, желчью, цвета кофейной гущи, с примесью свежей крови и т.д.); запах рвотных масс; улучшение состояния после рвоты.
Боли в животе: локализация и иррадиация болей; когда и при каких обстоятельствах возникают, до еды, после еды (через какое время), голодание, ночные боли, связь с приемом пищи; другие факторы, облегчающие боли (рвота, прием медикаментов, тепло и т.д.); зависимость oт характера пищи (грубой, жирной, острой и т.д.); ее количества; характер боли (острая, тупая, ноющая, в виде приступов или постоянно нарастающая); длительность болей; чем сопровождаются; вздутие живота, отхождение газов.
Стул: регулярность, самостоятельный или после приема слабительных или клизмы, затрудненный; запоры, по сколько дней бывает задержка стула; бывают ли тенезмы; характер каловых масс (жидкие, водянистые, кашицеобразные, типа рисового отвара и пр.); цвет и запах кала; примеси (слизь, кровь, гной, остатки непереваренной пищи, глисты); выделение крови (перед дефекацией, во время или в конце ее).
Жжение, зуд в области заднего прохода. Выпадение прямой кишки.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
Кашель: сухой или с мокротой; время появления кашля (утром, вечером, ночью); постоянный или периодами; характер кашля, условия появления и купирования.
Мокрота: количество в различное время суток; как откашливается (легко или с трудом); характер и цвет мокроты, запах; количество слоев, их характеристика; зависимость отделения мокроты от положения больного; примесь крови.
Кровохарканье: интенсивность (прожилки или чистая кровь, ее количество); цвет крови (алый или темный); частота кровохарканья; постоянное или приступообразное.
Боли в груди или спине: характер боли (тупая, острая, колющая и т.д.); локализация; связь с дыханием, физической нагрузкой, кашлем; иррадиация боли; что облегчает боль.
Нос: затрудненность дыхания; выделения из носа; носовые кровотечения; носовое дыхание; болевые ощущения.
Гортань: охриплость.
ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Одышка: постоянная (в покое) или при физической нагрузке, ходьбе, в зависимости от положения в постели, при разговоре; приступы удушья (время и частота их появления, длительность, чем сопровождается, поведение и положение больного при этом, эффективность применяемой терапии).
Боли в области сердца: постоянные или приступами; локализация (загрудинные, в предсердной области, в области верхушечного толчка и т.д.); иррадиация; характер (ноющие, колющие, сжимающие, тупые); чем сопровождаются (ощущение тоски и страха, слабость, холодный пот, головокружение и т.д.), интенсивность, продолжительность; частота болевых приступов; причины и обстоятельства появления болей; положение и поведение больного во время приступов болей; что оказывает терапевтический эффект.
Ощущение перебоев сердца: в покое, при физическом напряжении, волнении.
Сердцебиение: характер (постоянные, приступами, интенсивность, длительность, частота); условия появления (в покое, при перемене положения тела, при физической нагрузке, при волнении и т.д.).
Отеки: локализация, время их появления (вечером, утром, постоянные, после ходьбы).
Ощущение пульсации: в каких частях тала.
Признаки спазма периферических сосудов: перемежающая хромота, ощущение "мертвого" пальца и т.д.
ОРГАНЫ МОЧЕОТДЕЛЕНИЯ
Боли в поясничной области: характер (тупые, острые, приступообразные); иррадиация; длительность; от чего появляются или усиливаются; чем сопровождаются; что облегчает боли; связь с мочеиспусканием.
Мочеиспускание: свободное, с усилением, обычной струей, тонкой, прерывистой, отвесное вниз. Частота мочеиспускания (днем, ночью). Количество мочи за сутки (полиурия, олигурия, анурия). Резь, жжение, боли при мочеиспускании. Непроизвольное мочеиспускание.
Цвет мочи: нормальный, темный, цвета "мясных помоев", пива и др. Наличие крови во время мочеиспускания (в начале, во всех порциях, в конце).
Отеки и их локализация.
ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ
Б о л и: в конечностях, мышцах, суставах; характер болей; летучесть; связь с переменой погоды; появление в покое, при движении.
Припухлость суставов, их покраснение (каких именно), симптом флуктуации. Затруднения при движении (в каких суставах). Затруднения при движениях в позвоночнике, боль, ее иррадиация.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Нарушение волосяного покрова (избыточное развитие, появление его на несвойственных данному полу местах, выпадение волос).
Изменение кожи: чрезмерная потливость или сухость; огрубление ее; появление багровых кожных рубцов.
Нарушение роста, телосложения. Нарушение первичных и вторичных половых признаков, дисменоррея и бесплодие у женщин; импотенция у мужчин (ее характер), оценка полового влечения.
Нарушение веса: ожирение, истощение и др.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Настроение и смена его. Повышенная раздражительность. Особенности поведения. Работоспособность.
Память (на настоящие и прошлые события). Внимание.
Сон: глубина, продолжительность, характер сновидений, бессоница (ее характер, что помогает).
Головная боль: характер, условия появления, сопутствующие явления, локализация.
Головокружение: характер, условия появления, сопутствующие явления.
Зрение. Слух. Обоняние.
Боль по уходу нервных стволов и корешков. Мышечная слабость. Гиперестезия, гипестезия, парестезия.
ЛИХОРАДКА
Повышение температуры и пределы ее колебания в течение суток. Характер лихорадки и длительность лихорадочного периода. Что снижает температуру.
Ознобы и их частота. Поты, их интенсивность и время появления (ночные поты).
Ставрополь, 2011
УДК 616-618:(091)
Схема истории болезни на кафедре общей хирургии. Методические рекомендации для студентов, 2011, с.
Составители: доц. В.К. Гобеджишвили
Утверждена к изданию цикловой методической комиссией по хирургии Ставропольской государственной медицинской академии
Под редакцией профессора П.М. Лаврешина
Ó Ставропольская государственная медицинская академия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских вузах. В нем сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Одним из основных медицинских и юридических документов деятельности врача является история болезни (клиническая карта), составляемая на каждого стационарного больного в лечебных, лечебно-профилактических и научно-клинических учреждениях; более кратко ведется при амбулаторном лечении больных.
Установление диагноза у хирургического больного требует знания симптомов заболевания, умения проводить анализ и на этой основе синтезировать из соответствующих признаков целостную картину болезни и ее диагноза. Весьма важным является систематическое углубленное исследование больного (анамнез, осмотр, ощупывание, перкуссия, аускультация, данные лабораторных (рентгенологического, эндоскопического и других методов исследований). Торопливость и стремление быстро установить диагноз, пренебрежение правилами и техникой обследования нередко приводят к недооценке одних и переоценке других симптомов и данных, что служит причиной ложного диагноза.
В связи с изложенным немаловажное значение приобретает написание студентом академической истории болезни, где в строгой последовательности, по определенной схеме, достаточно подробно описываются основные сведения о больном и развитии заболевания.
В составленной схеме опущены некоторые разделы (дифференциальный диагноз, этиология, патогенез основного заболевания), что связано с особенностями преподавания курса общей хирургии.
Надеемся, что предложенная схема история болезни поможет студентам в освоении методики обследования хирургического больного и написании академической (зачетной) истории болезни.
Ставропольская государственная медицинская академия Кафедра общей хирургии
Заведующий кафедрой ____________________
Преподаватель _________________________
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество больного)
КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ:
а. основное заболевание _______________________________________________________
______________________________________________________________ ______________
б. осложнения основного заболевания ___________________________________________
____________________________________________________________________________
в. сопутствующие заболевания _________________________________________________
____________________________________________________________________________
Куратор–студент(ка)______группы_______курса
___________________________факультета
__________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента/ки)
Время курации с ______ по______
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БОЛЬНОМ (паспортная часть)
Фамилия, имя, отчество:_______________________________________________________ Возраст___________ Пол ___________ Образование _____________ Семейное положение (с указанием адреса родственников) ______________________________________________
Профессия_____________Место работы___________________________________________
Занимаемая должность _______________________________________________________ Домашний адрес_______________________________________________________________
Дата и время поступления в стационар____________________________________________
Кем направлен (поликлиникой, скорой помощью, самообращение) ___________________
Диагноз направившего лечебного учреждения __________________________________ Предварительный диагноз _____________________________________________________ Клинический диагноз:
основное заболевание ____________________________________________________ осложнения основного заболевания____________________________________________
сопутствующие заболевания__________________________________________________
Операция_____________________________________________________________________
(название, дата. Если не оперирован, отметить - не было)
Вид обезболивания __________________________________________________________ Осложнения после операции ____________________________________________________
СУБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
При обследовании хирургического больного важное значение имеет правильно собранный анамнез. Для получения более полной информации врач должен соблюдать определенную последовательность, критически оценивать полученные при опросе данные. При этом необходимо проявлять большое терпение и такт, недопустимо терять равновесие при сбивчивых, а порой и противоречивых показаниях больного. В тех случаях, когда больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, необходимые данные получают у родственников или доставивших его лиц.
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
Дать характеристику жалоб больного, ставя на первое место те жалобы, которые имеют наиболее важное значение и на которых больной прежде всего акцентирует внимание. Затем перечислить второстепенные, увязывая их с различными системами. Симптомы расстройств здесь описывать не надо (не писать когда и как болит, так как эти данные подробно описываются в анамнезе болезни). Жалобы должны быть подробно детализированы (приложение). Тяжелобольные, особенно с острой хирургической патологией (деструктивный аппендицит, прободная язва желудка и двенадцатиперстной кишки, закрытая травма грудной, брюшной полости и т.д.), долго не могут отвечать на вопросы, поэтому часть жалоб выясняют после объективного обследования и оказания неотложной помощи.
При выяснении жалоб следует учитывать аггравацию (преувеличение болезненных ощущений), симуляцию (придумывание несуществующих болезненных симптомов), диссимуляцию (попытка скрыть существующие симптомы заболевания).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
(анамнез болезни)
Необходимо установить точное время начала заболевания (когда, при острых заболеваниях - сколько часов тому назад), как (постепенно, медленно или внезапно), при каких условиях и с какими проявлениями оно началось.
Течение заболевания - хронологическая последовательность изложения, усиления, ослабевания, исчезновения симптомов, появление новых симптомов.
С чем связывает больной свое заболевание, что предшествовало началу заболевания: психические или физические травмы, физические и умственные переутомления, нарушения сна, переохлаждение, инфекции, интоксикации и т.д. Развитие и течение заболевания излагается в хронологическом порядке последовательно до момента госпитализации больного. Выясняются проведенные мероприятия диагностического и лечебного характера (стационарно, амбулаторно), их эффективность (если у больного имеются документы о проводившемся медицинском обследовании, надо с ними детально ознакомиться).
Предшествующее лечение и его эффективность, какие лекарственные средства оказывали положительный эффект, какие не переносятся больным, срок от начала заболевания до лечения. Выясняются периоды ухудшения и улучшения состояния больного, их взаимные причины. Трудоспособность за период настоящего заболевания (продолжительность пребывания на больничном листе). Выясняется, что привело больного к врачу, характеристика периода, предшествующего настоящему обращению за медицинской помощью.
Доставлен машиной скорой помощи или госпитализирован в плановом порядке. При подозрении на инфекционное заболевание собирают эпидемический анамнез по следующей схеме: а/. был ли контакт с инфекционным больным; б/. был ли в контакте с температурящими больными; в/. не подвергался ли укусам насекомых, возможность инфицирования в связи с профессией, характером деятельности, питанием, пользованием одежды, обуви и т.п.; г/. соблюдение правил личной гигиены; д/. подвергался ли профилактическим прививкам; е/. переносил ли в прошлом инфекционные заболевания.
Достоверность рассказа больного о развитии заболевания врач должен контролировать соответствующими вопросами, отбрасывать сомнительное и выделять достоверное.
При травме особенно важно подробное описание условий, в которых она получена, места происшествия, времени, прошедшего с момента получения травмы, было ли нарушения сознания. Когда, где и кем, какого рода оказана первая помощь. Если больной в прошлом был оперирован, обязательно надо выяснить характер и объем хирургического вмешательства.
При сборе анамнеза заболевания необходимо записать со слов больного что ему было сделано в клинике до момента курации.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО (анамнез жизни)
Общие автобиографические данные: место рождения; возраст родителей и их здоровье при рождении; каким по счету ребенком родился; характер вскармливания; развитие в раннем детстве. С какого возраста начал учиться в школе, как учился. Особенности развития в юношеском возрасте.
Бытовой анамнез: условия жизни, начиная с детства; жилище; питание, его характеристика и полноценность пищи, регулярность ее приема; употребление большого количества жидкости. Отдых, его характер и продолжительность. Занятие физкультурой и спортом. Гигиена тела.
Половой анамнез: время наступления полового созревания у женщин - время появления менструаций, их регулярность, болезненность,продолжительность, температурная реакция, сопутствуюцие явления. Начало половой жизни, половая жизнь в настоящее время. Количество беременностей и их исход (нормальные роды, аборты, выкидыши). Климакс, время его появления и течение. Количество детей и их здоровье.
Трудовой анамнез: начало трудовой деятельности, профессия и условия труда на протяжении всей жизни, производственные вредности и длительность их действия. Имеется ли инвалидность, ее причины, с какого времени и какой группы.
Служба в армии: пребывание на фронте, ранения, контузии.
Перенесенные заболевания: никакие болезни, операции, травмы, с указанием возраста и года перенесения заболевания, длительности, тяжести течения, проводившегося лечения. Контакт с инфекционными больными. Прививки и реакции на них. Повышенная чувствительность к лекарствам, пищевым продуктам и др. Отдельно спросить о перенесенных венерических заболеваниях, туберкулезе.
Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики и др. (что и в каком количестве).
Семейный анамнез: заболевания отца, матери и ближайших родственников по линии родителей. В случае смерти следует спросить о возрасте умершего и причинах смерти. Наличие у родителей мужа (жен), родственников заболевания, которым страдает больной и таких заболеваний, как туберкулез, сифилис, новообразования, нервно-психические заболевания, аномалии развития, нарушения обмена веществ, эндокринные заболевания, СПИД, вирусный гепатит и др.
ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО
ОБЩИЙ ОСМОТР
Состояние больного: хорошее, удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое, агональное.
Сознание: ясное, безучастное, бессознательное, бред, галлюцинации (слуховые, зрительные, тактильные).
Положение больного: активное, пассивное, вынужденное (описать).
Выражение лица: спокойное, возбужденное, настороженное, безразличное, маскообразное, страдальческое, тревожное с явлениями экзофтальма.
Поведение: общительность, спокойствие, раздражительность, негативизм.
Телосложение: правильное, неправильное. Конституциональный тип: нормостения, астения, гиперстения.
Рост___________ Масса тела__________ Температура тела____________