Подведение итогов занятия.

Кафедра общей хирургии

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой___________Нартайлаков М.А.

«____»__________________201 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «Антисептика»

Методические указание для студентов

(для практических занятий)

Дисциплина: общая хирургия.

Специальность: лечебное дело.

Курс 4 Семестр 8

Уфа – 2012

Тема: «Антисептика»

(на основании типовой программы учебной дисциплины «Общая хирургия», утвержденной МЗ РФ от «___»___________2010 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Общая хирургия»

Автор: доцент Смакаев Равиль Усманович

Утверждено на заседании кафедры общей хирургии

«___»_______________2012 г.

Тема и ее актуальность.

До середины XIX века более 80% оперированных больных умирали от гной­ных, гнилостных и гангренных осложнений операционных ран, причины которых были неизвестны. После открытий Луи Пастера началось бурное развитие микробио­логии и хирургии. Очень скоро накопились наблюдения, позволившие утверждать, что причиной многих раневых осложнений является микроорганизм.

Антисептика - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение мик­роорганизмов в ране, в патологическом очаге и в организме в целом. Антисептические средства могут создать либо неблагоприятные условия для развития инфекции, либо оказывать губительное действие на микроорганизмы.

Различаютмеханическую, физическую, химическую, биологическую и смешанную антисептику.

Механическая антисептика - это применение механических методов, способст­вующих удалению из раны инородных тел, нежизнеспособных и некротизированных тканей, которые являются хорошей средой для размножения микроорганизмов. Во­обще любая случайная рана считается инфицированной, но не каждая рана нагнаива­ется. Это связано с тем, что для развития в ране инфекции необходима определенная концентрация микробов: 100 тыс. микробных тел на 1 г ткани. Это критический уро­вень загрязнения раны.

Однако инфекция может развиться в ране и при меньшей бактериальной обсе­мененности, например при сахарном диабете, анемии, общем ослаблении больного, подавлении иммунитета, и т.д.

Поэтому любая случайная рана должна быть обработана. Таким образом, ос­новным методом механической антисептики является хирургическая обработка раны. Первичная хирургическая обработка раны заключается в иссечении краев и дна раны. При этом микробная обсемененность раны значительно уменьшается.

Кроме того, к механической антисептике относится обработка раны струёй жидкости. Струя жидкости под большим напором смывает инородные тела, гной и микрорганизмы.

К механической антисептике относится также дренирование раны резиновыми полосками и трубками, это так называемая пассивное дренирование раны, когда гной из раны оттекает самотеком, пассивно.

2. Пергидроль, содержит около 30% перикиси водорода, используется для при­готовления раствора первомура;

3. Перманганат калия (марганцовка) применяют для промывания pan 0,1% р-р, для промывания полости рта и желудка 0,01% р-р;

Окислители особенно эффективны при анаэробных и гнилостных заболева­ниях.

III. Кислоты:

1. Борная кислота в виде порошка, в виде 4% р-ра для промывания ран. Осо­бенно эффективен при сипегнойной инфекции.

2. Муравьиная кислота применяется для приготавления первомура (для обра­ботки рук хирурга).

3. Соляная кислота 0,1% р-р соляной кислоты входит в состав р-ра Давлетова.

IV. Альдегиды:

1. Формальдегид

2. Лизоформ

3. Формалин

V. Фенолы:

1. Карболовая кислота

2. Ихтиол, применяемый в виде мази

VI. Спирты: спирт этиловый 70% и 96% р-ры, для обработки краев ран, обра­ботки рук хирурга и операционного поля

VII. Гипертонические растворы:

1. Гипертонический раствор 10% р-р хлорида натрия

2. 30% р-р мочевины

3. 40% р-р глюкозы

Недостатком гипертонических растворов является быстрое инактива­ция за счет разведения раневого экссудата.

VIII. Красители:

1. Метиленовый синий 1-3% спиртовый р-р

2. Бриллиантовый зеленый (зеленка)

3. Риванол

IX. Соли тяжелых металлов:

1. Нитрат серебра 0,1-0,03% водный р-р для промывания гнойных ран и моче­вого пузыря; 1-2% р-ры и мази используют для прижигания грануляции, при лечении свищей.

2. Сулема (дихлорид ртути) сильный яд. Раствор 1:1000 или 1:2000 применяют для обработки инструментов, перчаток.

3. Соли серебра: колларгол и протаргол.

X. Детергеиты: это сильнодействующие поверхностно-активные соединения

1. Хлоргексидина биглюконат. Применяют для обработки рук хирурга 0,5% спиртовый р-р, для обработки брюшной полости при перитоните 5% водный р-р.

2. Церигель применяют для обработки рук хирурга. При нанесении на руку об­разуется пленка, которая снимается спиртом.

3. Роккал 10% и 1% водный р-р.

XI, Производные нитрофуранов:

1. Фурацилин для обработки ран, инструментов, промывания полостей.

2. Фурадонин, фурадолизон уроантисептики.

3. Фурагин для внутривенного введения.

Биологическая антисептика: Сюда относятся:

1 -Антибиотики

2. Ферменты

3. Бактериофаги

4. Сыворотки

5. Иммуноглобулины

Антибиотики:

1. Группы пенициллина: безилпенициллин, бициллин 1, 3, 5. Полусинтетиче­ские пенициллины: метициллин, оксациллин, ампиокс, карбепициллин.

2. Группа тетрациклинов: тетрациклин, окситетрациклин, морфоциклин, био­мицин.

3. Группа левомицитина: левомицитин, синтомицин.

4. Макролиды: эритромицин, олеандомицин, олететрин, тетраолеан,

сигмамицин.

5. Аминогликозиды: канамицин, гентамицин, амикацин, бруламицип, сизоми­цин.

6. Группа цефалоспоринов: цепорин, кефзол, клофоран, кетацеф.

7. Рифамицины: рифамицин, рифампицин, рифадин.

8. Противогрибковые антибиотики: нистатин, леворин,

амфотетрицин.

9. Другие антибиотики: линкомицин, полимиксин, ристомицин и др.

Ферменты (оказывают некролитическое, бактерицидное, противо­воспалительное действие):

1. Химотрипсин. 2.Трипсин. 3. Химопсин. 4. Террилитин. 5. Ферменты в мазях. 6. Иммобилизованные ферменты введены в состав перевязочного материала, действуют в течение 24-48 часов.

Бактериофаги:

Стафилококковый, стрептококковый, синегнойный, протейный, комбинированный и т. д.

Сыворотки:

1. Антистафилококковая. 2. Противостолбнячная (ГТПС). 3. Противогагренозная и т. д.

Иммуноглобулины:

1. Гамма глобулин. 2. Иммуноглобуллин. 3. Противостафилококковый и т.д.

Препараты природного происхождения:

1. Хлорофиллипт смесь хлорофиллов;

2. Эктерицид получают из рыбьего жира;

3. Бализ получают из сахаромицетов;

Сульфаниламиды:

1. Стрептоцид. 2. Сульфадимезин. 3. Сульфален. 4. Уросульфан. 5. Сульфадиметоксин. 6. Сульфапиридазин. 7. Бисептол и др.

Мазевые антисептики

В хирургии используют 2 вида мазей: 1- на жировой и вазелин -ланолиновой ос­нове (синтомициновая, мазь Вишневского и др.); 2 -водорастворимые мази (левосин, левомиколь). Лучшими при гнойных процессах являются водорастворимые мази. Они, во-первых, содержат антибиотик (левомицетин), во-вторых, обладают высокой осмо­тической активностью, превышающей активность гипертонического раствора в 10-15 раз, при этом активность сохраняется в течение 20-24 часов.

Пути введения антисептиков:

1. Энтеральное ведение через желудочно-кишечный тракт. Этим путем вводят антибиотики и сульфаниламиды.

2. Наружное применение для лечения ран: в виде порошка, мази, раствора.

3. Полостное введение в полости суставов, в брюшную, плевральную полости.

4. Внутривенное введение (внутриартериальное).

5. Эндоскопическое введение через бронхоскоп в бронхи, в полость абсцесса легкого; через ФГС - в пищевод, в желудок, 12-перстную кишку.

6. Эндолимфатическое введение в лимфатические сосуды и узлы. Так, широко применяется в хирургии эндолимфатическая

антибиотикотерапия при перитонитах.

2. Учебные цели:

- овладение теоретическими и практическими навыками по теме антисептика,

- умение применять приобретенные знания в практической медицине.

В результате освоения темы студент должен уметь:

- выбрать комплекс мероприятий, направленных на уничтожение мик­роорганизмов в ране, в патологическом очаге и в организме в целом,

- производить обработку и перевязку раны,

- выбрать вид дренирования раны и осуществить его,

- назначить план послеоперационного лечения ран,

- использовать механические, физические, химические и биологические методы антисептики.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания):

- основы микробиологии, биохимии, медицинской физики, фармакологии, физиологии,

- виды антисептики,

- механизмы их антисептического воздействия,

- виды дренирования ран,

- характеристики основных представителей химической и биологической антисептики,

- лекарственные формы антисептиков,

- пути введения антисептиков,

- принципы антибиотикотерапии.

3. Вид занятия: практическое занятие.

4. Продолжительность занятия: 4 ч.

5. Оснащение: таблицы, плакаты, антисептические препараты по группам

6. Содержание занятия:

6.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самопроверки:

а) Что такое антисептика?

б) В чем различия между понятиями асептика и антисептика?

в) Что общего между понятиями асептика и антисептика?

г) Какие виды антисептики вы знаете?

д) Что такое физическая антисептика и что к ней относят? е) Что такое химическая антисептика и что к ней относят?

6.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов необходимых для освоения темы занятия. Демонстрация преподавателями мето­дики практических приемов по данной теме.

6.3. Самостоятельная работа студентов под контролем препо­давателя.

6.4. Контроль освоения темы занятия.

Материалы для самоконтроля уровня освоения темы.

Тест I типа:

Выберете один наиболее подходящий ответ:

1. Укажите антисептик, относящийся к окислителям:

а)борная кислота;

б)карболовая кислота;

в)перекись водорода;

г)свинцовая вода;

д)сулема;

2. Оптимальная частота введения (внутримышечного) пени­циллина в организм больного на протяжении суток:

а)1 раз;

6)2 раза;

в)3 раза;

г)4 раза;

д)б раз;

3.Какую повязку следует накладывать на промежность?

а)пращевидную;

б)т-образную;

в)колосовидпую;

г)возвращающуюся;

д)Дезо;

4.В какой концентрации применяют раствор фурациллина для промыва­ния ран.

а) 1:200; 6)1:500; в) 1:2000; г) 1:5000; д) 1:10000. 5.В каком из указан­ных растворов новокаина следует разводить антибиотики для введения в организм больного?

а) 0,25%; 6)1%; в) 2%; г)5%; д) разводить водой

6. При пневмококковом сепсисе метастазы чаще всего наблюдаются в:

а) легких;

б) мозговых оболочках;

в) печени;

г) почках;

д) крупных суставах.

7.Какой вид микроба (из перечисленных) наиболее часто является воз­будителем хирургического сепсиса?

а) стрептококк;

б) стафилококк;

в) пневмококк;

г)гонококк;

д) кишечная палочка.

8.Как применяют грамицидин?

а) наружно;

б) подкожно;

в) внутримышечно

г) внутривенно;

д) внутриартериально;

9. Какое из перечисленных лечебных мероприятий относят к методам биологической антисептики?

а) первичная хирургическая обработка раны;

б) промывание раны перекисью водорода;

в) внутримышечное введение стрептомицина;

г) назначение внутрь сульфадимезина;

д) паранефральная блокада по Вишневскому.

Тест II типа:

Из предложенных вариантов ответа выберите непра­вильный:

1. К химическим антисептикам относят следующие вещества;

а) йод;

б) карболовая кислота;

в) формалин;

г) фурацилин

д) колимицин.

2.Что из перечисленных ниже средств относят к биологическим антисеп­тикам?

а) вакцины;

б) специфические сыворотки;

в)антибиотики;

г) сульфаниламиды;

д) перелитую кровь;

3.Какие из перечисленных веществ являются антибиотиками?

а) грамицидин;

б) пенициллин;

в) фурацилин;

г) олеотетрин;

д) новоциллин.

4.Оптимальным материалом для наложения швов в глубине раны явля­ется:

а) кетгут;

б) шелк;

в) лавсан;

г) конский волос;

д) капрон.

5.Какие из перечисленных препаратов применяют в хирургии в каче­стве антисептических средств?

а) перекись водорода;

б) марганцовокислый калий;

в)этиловый спирт;

г) нашатырный спирт;

д) стрептомицин.

6.К методам биологической антисептики относят:

а) переливание крови;

б) витаминотерапию;

в) введение вакцин и сывороток;

г) переливание белковых препаратов;

д) прием сульфаниламидов.

7. Антибиотики можно применить в следующих комбинация:

а) пенициллин с эритромицином;

б) сигмамицин с нистатином;

в) стрептомицин с мономицином;

г) стрептомицин с пенициллином;

д) эритромицин с тетрациклином.

8. Что из указанного можно вводить внутримышечно?

а) окситетрациклин;

б) полимиксин;

в) экмоновоциллин;

г) бициллин;

д) стрептомицин.

9. Осложнения при применении антибиотиков внутривенным способом:

а) астматические приступы;

б) анафилактический шок;

в) геморрагическая крапивница;

г) кандидомикоз;

д) абсцессы в местах введения.

Тест III типа

Выберите правильное сочетание ответов:

А В С D Е

123 13 24 4 все

I. Виды антисептики:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

II. К биологической антисептике относятся:

1 .Антибиотики

2.Ферменты

3.Бактериофаги

4.Детергенты

III. В хирургии применяют растворы хлорамина:

1.5-10%

2. 2-3%

3. 10-20%

4. 0,5-2%

IV. К альдегидам относятся:

1. Хлоргексидина биглюконат

2. Лизоформ

3. Сулема

4. Формалин

V. К химическим антисептикам относят:

1 .Карболовая кислота

2.Химотрипсин

3.Фурацилин

4.Колимицин

Задача.

Больной К., 35 лет, поступил в хирургическое отделение в экстренном порядке с диагнозом: рваная рана правого плеча. Рана была получена на производстве 2 часа на­зад циркулярной пилой.

При объективном исследовании состояние средней тяжести. На медиальной сто­роне нижней половины плеча имеется рана с неровными краями длиной 10 см и глуби­ной 2 см. На дне раны имеются множественные инородные тела. Края раны отечны. Отмечается умеренное серозно-геморрагическое отделяемое. Каков предварительный диагноз? Какие профилактические сыворотки необходимо ввести данному больному? Как зависит обработка раны от времени получения травмы? Какова Ваша лечебная так­тика у данного пациента?

Подведение итогов занятия.

6.6 . Зада­ние на дом.

Литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник с компакт-диском /В.К.Гостищев.- 4-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 822с.: ил.+ 1эл.опт.диск (CD-ROM).-ISBN 5-9704-0266-4.

2. Гостищев В.К.Общая хирургия (Электронный ресурс): учебник /В.К.Гостищев.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 848 с.- Режим доступа: htth://www.studmtdlib.ru/book/ISBN9785970415795.html.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Нартайлаков М.А. Общая хирургия. Курс лекций (Часть I): Учебное пособие. -Уфа, БГМУ, 1997.- 55с.

2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. Учебник. - М.:

Медицина, 1988.-480 с.

3. Популярная медицинская энциклопедия / Глав. редактор Б.В. Петровский. -М.: Со­ветская энциклопедия, 1987.- 704 с.

4. Волколаков В.Я. Общая хирургия.-М., Медицина.

5. Лапкин К.В., Пауткин Ю.Ф. Основы общей хирургии: руководство практическим занятиям.-М., изд-во РУНД, 1992.

6. Гостищев В.К. «Общая хирургия». М., 1993.

7. Машковский М.Д. «Лекарственные средства». Харьков, 1997. (Том I)

Наши рекомендации