Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи. Принципы групповой работы
Социальная работа с группой развивалась в течение столетия на основе эмпирического опыта и научных теорий и была направлена на преодоление последствий промышленной революции и урбанизации. Идеология работы строилась на развитии индивидуальности отдельного человека, причастности его как гражданина к демократическому преобразованию общества.
Групповая работа, имеющая широкий спектр — от учреждений образования до досуговых групп, получает новый импульс развития в 1920— 1930-е гг., когда она в форме добровольных ассоциаций была включена в образовательный процесс. Это позволяет не только расширить базовые навыки работников, но и по-новому осмыслить групповую деятельность как действенный механизм социализации личности.
Идентификация социальной работы с групповой вызвала глубокие изменения в профессиональной деятельности, позволила расширить методы групповой деятельности, включая принятые в индивидуальной работе терапевтические подходы.
В конце XX в. актуализировалась социетальная (ориентированная на социум, социальное окружение) стратегия групповой работы, которая была направлена на решение проблем расовой дискриминации, проблем бедности и отчуждения. В групповой работе видели способ улучшения жизни отдельного человека, а также возможность изменения окружающей среды, развития демократических начал в обществе.
После Первой мировой войны социальная работа обретает новое направление благодаря психоаналитической теории. В 20-е гг. XX в. работа с группой используется как метод лечения (М. Ричмонд). Большое влияние на становление теории групповой работы оказало развитие социологической мысли в трудах Э. Дюркгейма, Ч.Кули, Г.Мид и других. Теоретический прорыв был сделан в понимании структуры группы, ее формы и отношений, складывающихся в процессе групповой динамики.
Развитие социальной работы с группой связано с отказом от концепций социального действия и переходом к терапевтической концепции.
И здесь большое влияние оказали социальные и поведенческие науки (50 —60-е гг. XX в.). Изучая влияние стилей поведения лидера на климат группы, социальные работники руководствовались работами К.Левина, Я.Морено, позволяющими осмыслить концепции структурных отношений.
Групповые и социальные работники начинают специализироваться на работе со случаем.
В 70-е гг. XX в. социальные работники стали разрабатывать групповые программы поддержки клиентов, помогавшие выздоравливающим больным подготовиться к выходу из психиатрической больницы, сформировать необходимые навыки для жизни вне клиники.
В конце XX в. сформировались цели социальной работы с группой:
1) корректирующие — получение позитивного опыта в ситуа
циях социальных и индивидуальных дисфункций;
2) профилактические — предотвращение кризисов;
3) позитивного роста и развития;
5 Сафонова
4) повышение индивидуальной самооценки — самореализа
ция через значимые межличностные отношения;
5) гражданская ответственность и участие.
Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Определенную роль в развитии групповой работы в мире сыграли международные симпозиумы, а также специальные журналы по проблемам групповой работы, которые стали выходить во многих странах мира.
Атмосфера доверия и поддержки, складывающаяся в группе, помогает человеку ощутить в себе силы и уверенность для преодоления внутренних и внешних трудностей. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного отношения либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания. Однако группы взаимопомощи способны решить лишь ограниченный круг задач.
Во-первых, они не могут служить заменой эффективной сети социальных медико-психологических и иных служб, как государственных, так и общественных.
Во-вторых, люди с общими опытом, ситуацией, проблемой могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельности по взаимопомощи. Тем не менее группы доказали, что они эффективно дополняют государственные и общественные системы поддержки и способны изменять к лучшему жизнь многих людей.
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами таких групп становятся индивиды с различной этиологией проблем.
Этот метод социальной работы помогает личности расширить свое социальное функционирование, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с проблемами. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии — на эмоциональные психологические процессы у больных людей.
Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в социальной групповой работе, что расширяет ее познавательные границы.
Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи развития, где используется групповой контекст ради достижения индивидуальных и групповых целей.
Группа — сообщество людей, объединенных общей целью или задачей.
Работа с группой — это метод социальной работы, когда люди, имеющие общие интересы или проблемы, при участии социаль-
ного работника регулярно встречаются для осуществления деятельности, направленной на достижение поставленных целей.
Малая группа — это небольшое объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее верхние и нижние границы определяются качественными признаками, основные из них — контактность и целостность.
Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. Значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида называется референтностъю малой группы.
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
Формальные группы — группы, членство и-взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т. е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными группами являются первичные коллективы, подразделения социальных организаций и институтов.
До сих пор не существует однозначной типологии психологических групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины, как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирование и групповое руководство, не имеют однозначного толкования. Ассоциация специалистов по групповой работе — подразделение Американской психологической ассоциации — предложила следующую классификацию основных типов групп.
К рабочим группам относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динамики для более быстрого и более эффективного достижения намеченной цели.
К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. В нашем случае примером может быть группа детей или подростков.
Обучающие группы обычно формируются в учреждениях системы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения проблем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Цель такого рода групп — профилактика возможных психологических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация о конкретных пробле-
мах и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически это тематический семинар с элементами тренинга. Ведущему такой группы необходимо ориентироваться на развитие у детей социальных умений, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечивает также и личностный рост участников. Такие группы обычно имеют большое количество участников.
Консультационные группы — это тип групп, занимающихся групповым консультированием. Они существенно отличаются от названных ранее тем, что ориентированы на процесс, а не на содержание. Основным инструментом достижения цели служат межличностные отношения внутри группы, все проблемы решаются в процессе взаимодействия, совместных переживаний и обсуждений того, что происходит в группе «здесь и сейчас». Такие группы рассматривают обычные, но тем не менее сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.
Психотерапевтические группы решают серьезные психологические проблемы и ставят целью глубокие изменения в личнос-| тной сфере и поведении участников. Это группы подростков асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события. Обычно они со-| здаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специально* подготовки.
10.3. Методика организации группового процесса: динамика и фазы группового процесса, характеристики группы
При групповой психотерапии психотерапевтическая группа проходит определенные фазы, или стадии, своего развития.
Фазы могут иметь различную продолжительность, однако первые две обычно занимают от 20 до 30 % времени работы психотерапевтической группы.
Первая фаза— зависимость и ориентировка — период образования группы. Совпадает с поступлением пациентов в клинику и их адаптацией к новым условиям, характеризуется в целом пассивным, зависимым от врача поведением, ожиданиями и высоким уровнем напряжения.
Вторая фаза — конфликты и выражение протеста терапевту. Высокий уровень напряжения, поведение участников группы из пассивного становится активным, аффективно заряженным скрытой или явной агрессией по отношению к психотера-
певту, происходит борьба за лидерство, распределяются роли, обостряются внутригрупповые конфликты и растет сопротивление.
Третья фаза— развитие и сотрудничество. Структурирование группы, упрочение групповых норм, целей и ценностей, формирование групповой сплоченности. Эмоциональная напряженность в группе снижается, борьба за лидерство отступает на второй план, диалоги становятся более откровенными и доверительными. У членов группы появляется чувство безопасности и уверенности в том, что группа их защитит.
Четвертая фаза —целенаправленная деятельность, фаза активно работающей группы. Группа может решать собственно психотерапевтические задачи, становится зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуют, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда при обсуждении сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты. Существуют группы, в которых акцент делается на поддержание и совершенствование социальных навыков, облегчение определенных симптомов или разрешение не реализованных внутри психических конфликтов. В центре внимания могут быть пациент в группе, взаимодействие людей в группе или группа как единое целое. Использование методов групповой психотерапии может помочь решить как индивидуальные, так и межличностные проблемы.
Терапевтические факторы включают в себя идентификацию, универсализацию, принятие, альтруизм, перенесение, оценку реальности и обсуждение. Внутри групп воображаемые страхи и переносимые искажения могут быть подвергнуты исследованию и коррекции. Прежде чем мы рассмотрим этапы, методы и приемы работы с группой, определим содержание и специфику группового процесса.
Термин «содержание» характеризует проблемы, которые поднимаются и обсуждаются в группе. Содержание важно как основа, как первичный материал, который можно использовать в групповой работе для пересмотра и конструктивного изменения индивидуальных психологических установок и поведения. Однако работа в группах, ориентируемых на содержание, строится скорее по принципу «там и тогда», чем «здесь и сейчас». Содержанием могут быть и информация, и способ поведения, и практические навыки, и все прочее, вокруг чего строятся групповая работа и процесс межличностного взаимодействия.
Термин «процесс» употребляется, когда речь идет о взаимоотношениях участников группы. Для ведущего, который в своей работе ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что происходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он про-
сит членов группы обращать внимание в первую очередь на особенности их общения друг с другом и на собственные ощущения.
Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе — мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточенность на процессе, на ситуации «здесь и сейчас», помогает участникам научиться говорить о своих непосредственных мыслях и чувствах.
Межличностные отношения, которые вызывают притяжение или отталкивание членов любой группы, называются динамикой группы.
Важнейшая составляющая групповой динамики — развитие доверия, оно должно возникнуть и постепенно возрастать в ходе работы. Без атмосферы доверия участники группы будут чувствовать себя стесненно и не смогут полноценно включиться в процесс, а следовательно, полноценно работать над своими проблемами. Степень доверия может быть различной у участников группы. Не надо ждать, что дети сразу же начнут доверять ведущему и остальным членам группы. Ведущий должен доверять себе, полагаться на групповой процесс и не затушевывать возникающие вопросы, чтобы предотвратить возникновение частного, внегруппового обсуждения. Ведущий должен помнить, что доверие возникает не сразу и требует больших сил и внимания.
Другая динамическая характеристика, которая связывает группу воедино, — чувство сплоченности. Сплоченность тоже возникает постепенно, по мере того как дети начинают делиться своими переживаниями и учатся поддерживать друг друга. В самом начале групповой работы существуют только отдельные личности; у них еще нет чувства единения с группой. Групповая сплоченность возникнет только после совместных действий, откровенных обсуждений чувств участников, после того как члены группы осознают, что их проблемы очень похожи. Возникновение чувства единства позволит ведущему ощутить дух сотрудничества, разделить радость взаимопомощи и желание продолжать саморазвитие.
10.4. Методика и технология организации группового
процесса
Перед каждой группой стоят следующие важнейшие цели.
1. Сенсибилизация навыков восприятия. Под этим понимается, что каждый участник стремится воспринимать собственные чувственные представления, мысли, идеи, желания, опасения и потребности более дифференцированным и всеобъемлющим образом и что в то же время он развивает у себя большую открытость чувствам и мыслям окружающих. Иначе говоря, цель сенсибили-
зации навыков восприятия — более точное понимание своего собственного Я и Я-других.
2. Углубление ответственности за самого себя. Имеется в виду
развитие у участников групп важной внутренней установки — го
товности не объяснять и не оправдывать собственное поведение и
настроение обстоятельствами своей биографии или какими-то
внешними воздействиями, а брать на себя ответственность за соб
ственную жизненную ситуацию и поведение во всех сферах жиз
ни, осознавая, что каждый может распоряжаться собой.
3. Разрушение ролевых стереотипов. В рамках психологической
группы можно исследовать и частично разрушать некоторые ин
дивидуальные ролевые стереотипы.
Наши ролевые стереотипы обычно так сильно укоренены, что обычно мы не осознаем, в какой мере подавляем собственные чувства. Наше поведение, часто непоследовательное и нелогичное, отражает существование таких ролевых стереотипов в различных сферах жизни.
Кроме того, мы должны увязывать в себе противоречащие друг другу послания из настоящего и прошлого. Отсюда возникают внутренние конфликты. Некоторые поведенческие стандарты, которые родители внушали своим подрастающим детям, для взрослых уже не являются социально необходимыми и полезными. От части устаревших и ограничительных поведенческих стандартов можно тоже отказаться в пользу гибкого и реалистичного поведения.
4. Открытое выражение чувств. В процессе групповой работы
участники узнают, что открытое выражение чувств не только до
пускается, но и поддерживается другими людьми. Под этим пони
мается, что участники могут осознавать свои чувства, что они их
принимают, могут их выражать действиями или вербально в той
мере, в какой хотят этого. Многие участники понимают, что они
раньше жили слишком эмоционально. Другие, напротив, избега
ли выражения эмоций. В группе появляется возможность измене
ния отношения к этой стороне жизни.
5. Осознание собственных мотивов. Перед каждым человеком рано
или поздно встают вопросы: «Почему я веду себя именно так, как
я себя веду? Каковы мои цели? Каковы ценности, которые я хочу
реализовать в жизни?» В психологических группах перед ведущим
стоит цель развивать у участников готовность и способность гово
рить с другими людьми об этих вещах и ответственно проверять
собственные ценностные представления.
6. Принятие себя. Участники принимают самих себя, развивают
самоуважение и осознают, как они реагируют на видимые разли
чия между идеальным и реальным Я.
Приобрести чувство ценности собственной личности означает стать более независимым от социальных условностей и ожиданий других людей. Центр самоуважения должен находиться в
фаницах собственного Я, а не определяться целиком социальным признанием и усвоенными ранее чужими представлениями о ценностях.
7. Принятие других. Под принятием других понимается уваже
ние и терпимость к мнениям, чувствам и стилю жизни других
людей. Это установка, позволяющая каждому чувствовать меньше
ответственности за других, меньше давить на них и манипулиро
вать ими. Наконец, принятие других означает, что каждый участ
ник предоставляет чужой индивидуальности во всех ее аспектах
такое же право на существование, как и себе.
8. Контакт и сотрудничество с другими людьми. Имеется в виду,
что каждый человек не только развивает ответственность за само
го себя, тем самым расширяя свою автономию, но одновременно
и осознает, что он может реализовать себя только в контакте с,
другими людьми.
Каждый заинтересован в общении и сотрудничестве с други-: ми, при этом он может оставаться самим собой в различных социальных ситуациях, не отказываясь от контакта.
9. Межличностная открытость. Это одна из наиболее известных
целей групповой работы. Большинство людей говорят, что после
участия в психологической группе они стали общаться более от
крыто и откровенно, стали вести себя более доверительно с дру
гими, меньше прятаться от прямого выражения своих мнений,
идей и желаний.
В то время как названные цели знакомы многим ведущим групп, механизмы их реализации мало известны. Каждый ведущий психологической фуппы должен уметь дифференцировать разнообразные процессы, происходящие в фуппе, чтобы разработать для себя критерии оценки собственных действий.
Намного более сложен, чем дифференцирование механизмов фуппового обучения, конечно, вопрос об их взаимовлиянии. Здесь возможны разные мнения, и лишь немногие утверждения действительно неопровержимы. Важно, чтобы ведущий не искал раз и навсегда установленных ответов на вопросы, а использовал различные концепции и теории для того, чтобы вновь и вновь формулировать новые, связанные с конкретной ситуацией вопросы.
Рассмотрим некоторые наиболее существенные механизмы достижения целей, стоящих перед участниками психологических групп.
Восприятие собственных чувств. Неспособность многих людей дифференцированно воспринимать собственные сложные чувства — факт, достойный сожаления. Многие ведущие фупп считают помощь в этом одной из своих главных задач. Поэтому возникло множество техник, улучшающих чувственное восприятие участников фуппы, усиливающих их телесные ощущения и высвобождающих сильные чувства.
Человек замечает прежде всего собственные чувства. Их восприятие важно потому, что таким образом участники получают реальную возможность ориентироваться, понимать, чего они хотят и чего не хотят.
Прямое выражение чувств. Непосредственное выражение чувств — важный шаг в процессе личностного развития. Одни ведущие делают акцент прежде всего на выражении позитивных чувств по отношению к другим. Иные считают важным, чтобы участники выражали негативные чувства, прежде всего ярость и гнев.
Некоторые ведущие поощряют непосредственное выражение сильных чувств, возникающих в связи с важными жизненными событиями или со значимыми личностями. Кто-то побуждает участников больше действовать.
Несмотря на социальную табуированность выражения сильных чувств, у членов психологической группы есть право выражать такие чувства. Однако недопустимо, чтобы ведущий оказывал давление на участников или внушал им, что без этого они ничему не смогут научиться. У каждого есть право самому определять интенсивность своих эмоциональных проявлений во время работы группы.
Откровенность. Участники групп все время говорят, как важно для них откровенное представление самих себя в фуппе. Как правило, речь идет о сообщениях очень личного характера.
Откровенность в общении играет очень важную роль для фуп-повой работы, но только когда для этого есть определенные условия, когда участник правильно выбирает время и верно определяет степень своей откровенности в группе.
Ведущему следует отказаться и от ожидания тотальной откровенности участников фуппы. Она должна всегда быть избирательной, и участник сам определяет, насколько он может быть откровенным, учитывая ситуацию и особенности партнера по общению.
Обратная связь. Это классический механизм социально-психологического обучения в группе. Многие участники оценивают такую связь как очень важный опыт.
В процессе обратной связи участник получает от других информацию, т. е. другие члены группы высказываются по поводу самого участника и его поведения. Поэтому всегда остается сомнение, выражается ли обратная связь в подходящий момент времени и не придется ли тому, кому она адресована, сразу же защищаться.
В то же время обратная связь — важный социальный механизм, от которого не должна отказываться ни одна фуппа, особенно когда многие участники нарциссически обиженно реагируют на Критику. Для конструктивного использования связанных с этим
.
обид важно, чтобы ведущий оказывал помощь группе и чтобы после негативно-критической обратной связи обязательно была выражена и позитивная.
Наличие когнитивного аспекта обучения. Социально-психологи
ческое обучение непременно должно содержать когнитивный ком
понент. Он всегда присутствует в группе, в которой работает опыт
ный и квалифицированный ведущий и применяются хорошие тех
ники. ;
Участники могут прояснить для себя отношения с другими, понять, как их поведение влияет на других, как они сами реагируют на те или иные ситуации. Они могут исследовать свои чув-^ ства и модели поведения и благодаря открытому обмену мнения-] ми с другими участниками лучше понять себя и других.
Когнитивное обучение, основанное на проявлении инициативы и предполагающее активную деятельность участников, быст-i рее и эффективнее приведет к изменению поведения, чем вынужденное принятие содержательной информации от других, когда i человек остается пассивным и часто не проявляет никакого интереса к сообщению. Поэтому очень важно, чтобы ведущий вместе с ] участниками все время отслеживал, хочет ли каждый из них чему-то научиться и чему именно.
Возможность оказывать помощь другим людям. Такой опыт очень важен для каждого участника. Группа предоставляет такие возможности, и это совершенно необходимо тем, кто не слишком высокого мнения о себе. Группа — прекрасное средство получить иной опыт и развить позитивное представление о себе.
Участники, которые в ходе работы группы почувствовали свою нужность и значимость, покидают ее с более благоприятным прогнозом для изменения поведения, чем те, у кого такой возможности не было.
Поддерживающая позиция ведущего. Важность этого фактора не стоит недооценивать. Он закладывает фундамент ощущения доверия и безопасности, а следовательно, возможности экспериментирования с собой и получения нового опыта. Участники начинают чувствовать, что меняются. Они могут пробовать себя даже в том, что для них трудно, если остальные, в особенности ведущий, их при этом поддерживают.
Ведущий помогает участникам реалистично воспринимать недостатки, причем таким образом, чтобы за недостатком все время обнаруживалась какая-то нереализованная возможность или способность. В начале работы с группой ведущий должен объяснить участникам ее принципы. Это имеет тем большее значение, чем меньше группа привыкла к подобной форме работы и чем больше она привыкла к традиционным формам обучения. Объяснение должно быть кратким, понятным и четко сформулированным.
Принципы групповой работы одинаково важны как для участников, так и для ведущего. Следование этим принципам может гарантировать каждому члену группы и ведущему психологическую безопасность.
Таким образом, групповая работа состоит из последовательности взаимосвязанных шагов, которые можно разбить н а три этапа, среди которых:
- предварительная подготовка: оценка потребностей возмож
ных клиентов, подготовка проекта групповой работы, реклама
группы, выбор методов оценки работы группы, отбор участников
группы, подготовка материалов;
- проведение групповых занятий;
- завершение работы: заключительное анкетирование, итого
вая оценка результатов, заключительная встреча группы.
10.5. Методика работы с группой
Приведем некоторые рекомендации по проведению групповой работы с подростками.
Предварительная подготовка проводится до начала групповой работы. Дальнейшее ее развитие во многом зависит от того, как пройдет этот этап. Следует выбрать уютное помещение для групповых занятий в уединенном месте, чтобы можно было обеспечить конфиденциальность, заранее подготовить необходимые материалы, найти удобные стулья или кресла для детей.
На начальной стадии поведение участников настороженное, что вызвано их участием в предстоящей групповой работе. Первое занятие следует начать с хорошо подготовленной процедуры знакомства, напомнить подросткам о правилах ограниченной конфиденциальности, обсудить основные правила работы в группе, подкреплять все попытки участников поделиться своими чувствами и открыто рассказывать о себе, в конце занятия поблагодарить и похвалить подростков за их работу.
Переходная стадия в подростковой группе проходит несколько иначе, чем у взрослых. Несмотря на сильную настороженность, проистекающую из травматического опыта их жизни, подростки гораздо быстрее переходят к следующему этапу работы. Участники, как правило, оценивают заинтересованность ведущего в работе, его способность оказывать помощь в решении их проблем, изучают окружение, чтобы понять, можно ли свободно высказывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе, уточняют свои цели и способы их достижения и др. Подросткам нужно помочь понять, чего они хотят достичь за время работы в группе, добиваться сплоченности, предлагать обучающие упражнения, чтобы участники смогли освоить новые приемы в безопасной об-
становке в группе, а затем уже применять их в реальной жизни, помочь детям взять на себя ответственность за свое поведение и свои чувства.
Для рабочей стадии характерны следующие особенности. Участники начинают рассказывать о своих попытках применить полученные знания на практике, они придерживаются правил групповой работы, слушают друг друга и оказывают поддержку другим в их попытках измениться. Следует продолжать подкреплять и поддерживать попытки участников изменить свое поведение и отработать полученные навыки, стимулировать к использованию сформированных навыков на занятиях и вне группы, напоминать о скором завершении занятий, если количество занятий заранее определено, безотлагательно реагировать на происходящее в группе, не давая накопиться негативным чувствам.
Стадия завершения работы уникальна и должна быть подготовлена со всей тщательностью. В современном обществе много проблем возникает из-за неумения прекращать отношения, будь то смерть дорогого человека, развод, потеря любимого животного или отъезд друга.
Момент завершения групповой работы дает шанс научить подростков расставаться. Если ведущий упустит его, участники не сформируют этого важнейшего умения. Незадолго до конца групповой работы следует попросить участников оценить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать, чтобы успеть достичь своей цели к моменту завершения занятий, за два-три занятия до конца напомнить о скором завершении работы в группе, на последнем занятии помочь им справиться со своими чувствами, возникающими при расставании с группой, совместно подготовить что-нибудь особенное (форму они могут выбрать сами) для завершения занятий.
Чтобы обеспечить для всех участников достаточные возможности для развития, важно, чтобы ведущий хорошо представлял себе идеальную модель группового взаимодействия и структуру группы. Он должен подбадривать членов группы, которые мало вовлечены во взаимодействие.
Далее представлена модель основополагающих функций ведущего группы, разработанная М.Либерманом, И.Яломом и У.Майлсом. К этим функциям относятся эмоциональная стимуляция участников, проявление уважения к личности участников, предложение интерпретаций и структурирование группового процесса. Рассмотрим их более подробно.
1. Эмоциональная стимуляция участников. Под эмоциональной стимуляцией понимается такое поведение ведущего, когда он, работая с группой, выражает собственные чувства, установки и мнения. Так ведущий концентрирует внимание группы на своей личности. Иначе говоря, эмоциональная стимуляция служит тому,
чтобы посредством демонстрации привести в движение чувства участников. Ведущий выступает в роли модели и на собственном примере показывает, как и что может делать участник в группе. В то же время это поведение происходит из потребности в самопредъявлении или из желания ведущего вести себя, по крайней мере иногда, как участник.
Высокая степень эмоциональной стимуляции ведет к очень личностному стилю ведения, причем ведущий более или менее часто находится в центре внимания группы и сам дает толчок к дискуссии с ним.
Личное влияние ведущего и его харизма могут в действительности мотивировать некоторых участников сильнее привлекать к себе внимание. Ведущие, которые много работают над этим аспектом своей деятельности, считают его обязательным условием работы психологической группы.
Многими участниками ведущие воспринимаются как харизматические лидеры, источник вдохновения. Но если при этом они не прилагают достаточных усилий, чтобы помочь участникам лучше понять собственное поведение и принять решение о его изменении, если в своей работе не опираются на помощь, которую участники могут оказать друг другу, этот стиль внушает опасения. Стиль ведения, главная функция которого — эмоциональная стимуляция, чрезмерно акцентирует фигуру ведущего как центральную и игнорирует важный потенциал самой группы. Слишком харизматический ведущий выглядит столь же карикатурно, как и слишком неуверенный.
Нужно признать, что в определенных ситуациях и по отношению к определенным участникам эмоциональная стимуляция может быть исключительно плодотворна. Она служит для участников импульсом к большему доверию самим себе.
2. Проявление уважения к личности участников. Это вторая функция ведущего группы. Она выражается в защите участников, проявлении по отношению к ним дружеских чувств, симпатии, поддержки, признания и ободрения. В основе такого поведения — личная теплота ведущего, принятие участника таким, каков он есть, действительный интерес к его личности. Ведущие, которые часто выражают членам группы уважение, воспринимаются как чуткие, заботливые, симпатичные, теплые, открытые и дружелюбные. Они служат противоположностью тем, кто, скорее, ориентирован на технические приемы, решителен, солиден и компетентен.
Выражение личного уважения, без сомнения, важнейшее измерение поведения каждого ведущего группы, так как оно соотносится с основополагающими потребностями участников в принадлежности, признании и уважении.
К сожалению, на практике приходится наблюдать, что многие ведущие симулируют личное уважение и демонстрируют друже-
любие и понимание, которых на самом деле не испытывают. Особенно это характерно для тех, кто получил поверхностное образование в области разговорно-терапевтических техник и использует эти приемы только как технический реквизит, а не потому, что действительно чувствуют симпатию и дружелюбие. Такое псевдоуважение сильно снижает эффективность взаимодействия ведущего группы и участников и может принести вред.
3. Предложение интерпретаций. Эта функция характеризуется
поведением ведущего, когда он объясняет участникам концеп
ции и функциональные взаимосвязи для лучшего понимания
ими собственного поведения и сути групповых процессов. Веду
щий обозначает подходящие рамки для личностного развития
участников, их обучения, взаимодействия, группового разви
тия и т. п. Некоторые ведущие адресуют свои интерпретации всей
группе. Они заостряют внимание участников на групповом про
цессе, на социальном взаимодействии и часто призывают обду
мывать возникающую ситуацию и анализировать события. Дру
гие ведущие заботятся в основном о том, чтобы каждый участ
ник думал прежде всего о себе, пытался понять свои чувства,
ценности, стиль взаимодействия и т.п., привлекая подходящие
психологические модели и концепции, которые помогут ему упо
рядочить свои переживания. Наиболее эффективны ведущие, ко
торые комбинируют оба аспекта, связывая объяснение индиви
дуального поведения и ситуации в группе. С помощью таких ди
дактических действий ведущий фактически выполняет функцию
родителей, педагогов и т.п. Эффективные ведущие примен