Какова же тактика преодоления этой формы афазии?
Напомним, что при этой форме афазии остается сохранной ситуативная речь без каких-либо литеральных парафазии, но больной часто жалуется на то, что забывает названия предметов. Тщательное исследование у больного ВПФ обнаруживает, что у него сохранно письмо под диктовку не только отдельных слов, но и несложных предложений, возможно письменное называние предметных картинок, возможно и чтение небольших текстов, сохранена и слухоречевая память. Амнестические
М. К. Шохор-Троцкая
трудности выявляются при задании показать неожиданноддя больного предметы обихода: часы, очки, пуговицу, стрелки циферблата, шнурки и т.п. Кроме того, характерной особенностью этой формы афазии является нарушение понимания относительно легких грамматических конструкций, передающих пространственные отношения предметов, главным образом предложно-падежные — флективные. Оригинальным является то, что при этой форме афазии выявляются импрессивные аг-рамматизмы: сукцессивно-флективный аграмматизм, характерный для эфферентной моторной афазии, и «предложный» пространственный, симультанный аграмматизм, характерный ддя афферентной моторной афазии.
Проводящие пути,идущие от премоторных и постцентральных вторичных полей, «собираются» воедино в третичных полях заднетеменной области. Причем если импрессивный аграмматизм эфферентной моторной и афферентной моторной афазий преодолим, то как показал наш без малого сорокалетний опыт работы, подтверждающий точку зрения А.Р. Лурия, импрессивный аграмматизм при амнестико-семантической афазии, по существу, непреодолим или преодолим лишь на короткое время в процессе работы с логопедом, а затем, через полгода, больной возвращается с теми же пространственно-лексическо-логическими трудностями в определении парных понятий, антонимов слева—справа, выше—ниже, дальше-ближе, над—под и т.п. У больного нарушено планирование при решении логико-грамматических лексических задач.
Итак, что же делать? Не заниматься с больным? Заниматься и обязательно заниматься, но так, чтобы у него не возник комплекс неполноценности из-за того, что он забывает слова, что-то не понимает и не так объясняет, как мог бы объяснить раньше. Главное, рассеять депрессионный фон больного и преодолеть у него при помощи чтения и письма амнестичес-кую сторону речевого расстройства. Для этого нами была разработана, апробирована и приведена в «Пособии», сборнике
Стратегия и тактика восстановления речи
упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств» (раздел II, 2, с. 264—315) серия заданий.
Приведем некоторые советы родственникам больного с се-с
мантической афазией и серию заданий.
Родственники больного, которому поставлен диагноз «се-мантическая афазия», должны быть очень деликатными в занятиях с больным, чтобы они не заявляли ему: «Как ты не понимаешь таких пустяков». Если больной страдает от трудностей понимания этих оборотов, не указывайте ему его ошибки и сведите на нет задания с этими сложными предлогами, поскольку мы никогда не говорим: «Поставь томик стихов Пушкина справа от стихов Лермонтова и слева от стихов Тютчева», а скорее: «Поставь томик Пушкина между томиками Лермонтова и Тютчева или рядом с Лермонтовым». Поскольку семантическая афазия чаще всего возникает у лиц преклонного возраста, то без таких сложных речемыслительных операций они могут обойтись.
Задание № 1. Прочтите слова и объясните, почему, когда произносишь слово «друг», в памяти всплывают в основном приятные слова. Составьте с приятными словами словосочетания и с ними 4—5 предложений.
Верный, хороший, мой, близкий, настоящий, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель, закадычный, лучший, любимый, девушка, юность, детство, единственный, женщина, любовь; а со словом «враг» — плохой, подлость, предатель, противник,плохо.
Задание № 6. Прочтите слова, объясните, почему так много слов всплывает в памяти, когда думаешь о слове «история». !
География, жизнь, интересная, древняя, наука, рассказ, забавная, история любви, необычайная, неприятная, всемирная, смешная, увлекательная, глубокая, одной жизни, человечества, грустная, любовная, нашего времени, средних веков, веселая, веселенькая, искусства, войны, романтическая, старая,
J J \J
M. К. Шохор-Троцкая
странная, эпоха, занятная, лживая, моей жизни, одной семьи русская, скучная, тяжелая.
Задание № 7. Задание рассчитано на 6 занятий. Составьте с этими словами серию предложений.
Картина, любовь, кинофильм, лес, литература; обещать, помогать, отвечать, человек, петь, писать; пить, плохой, покупать, потерять, праздник, просить; работать, разговаривать, ребенок, делать, сесть, думать; путать, слышать, видеть, смотреть, стараться, стол; суббота, уметь, утро, хлеб, чистый, смешной.
Задание № 8. Объясните значения поговорок (рис. 152, 153) (Нумерация рисунков приведена по «Пособию».).
1. Сжечь корабли; 2. светлая голова; 3. сгорать от стыда; 4. черным по белому; 5. убить двух зайцев; 6. тянуть за язык; 7. терять голову; 8. стоит как вкопанный; 9. смотреть сквозь пальцы; 10. снимать пенки.
Задание №17. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в остальных словах и чем отличается лишнее слово от других.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Виктор, Николай, Сергей, Иванов, Константин. 4. Молоко, быстро, поспешно, торопливо. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Задание № 18. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в словах и чем отличается лишнее слово от других.
1. Лист, почка, кора, дерево, сук. 2. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 3. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 4. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. 5. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 6. Гнездо, нора, муравей, курятник, берлога.
Постепенно у больного восстанавливается внимание к
Стратегия и тактика восстановления речи
многозначности слова, квазипространственная ориентация в лексиконе, и можно перейти к ориентации больного в числах, днях недели, левом и правом и т.д. В связи с тем, что у больных с амнестико-семантической афазией сохранно чтение, им предоставляется возможность самостоятельно выполнять серию заданий.
Задание № 39. Отнимите, начиная от 100 по 3, 7, 13, 17. Считайте от 1 до 30, пропуская каждую четвертую цифру, каждую пятую цифру, каждую шестую цифру.
Задание № 40. Назовите в обратном порядке дни недели и месяцы года, пропуская каждый второй день и месяц.
Задание № 42. Вспомним, с какой стороны у нас сердце? С какой стороны печень? Ориентируясь на стороны, где расположены сердце и печень, будем помнить, что сердце — слева, а печень — справа. И если мы говорим, что слева или налево от чего-нибудь, это значит ближе к сердцу, а если говорим справа или направо, то это значит ближе к печени. Не торопясь, не спеша покажите, где у вас левая рука. Где левая нога? Где правое плечо? Где правый глаз? Где левое ухо? Где левая нога? Где правое ухо? Где правое колено?
Это упражнение на вашу внимательность надо время от времени повторять, оно поможет вам в ориентации на улице. Сердце — слева, печень — справа. Повернуть налево значит повернуть в сторону сердца, к левой руке; повернуть направо означает повернуть в сторону печени и правой руки.
Задание № 51. Нарисуйте:
1) мяч слева от яблока и справа от бублика; 2) карандаш справа от яйца и слева от книги; 3) яблоко слева от бублика и справа от книги; 4) книгу справа от яблока и слева от мяча.
Задание № 52. Раскройте тетрадь так, чтобы на левой стороне вы могли описать расположение предметов, а на правой рисовать расположение тех же предметов по заданию.
1) На левой стороне, употребляя слова слева и справа, опишите расположение домика, елки и чашки (елка должна быть в центре); 2) опишите расположение стола, стула и ложки (стол должен быть в центре); 3) опишите расположение гриба, чашки и мяча (чашка должна быть в центре); 4) опишите расположение вишни, стола и чашки (стол должен быть в центре) и т.д.
Лишь после восстановления ориентации в «левом» и «правом» можно перейти к пониманию сложных текстов с предлогами «над» и «под» с обязательной опорой на рисунки.
Целесообразно проводить занятия на ориентацию в числах, днях недели и т.п., на многозначность слова в пословицах.
Задание № 63. Скажите, который час указан на часах. Прочтите точное время на часах.
В пособии приведено достаточно много рисунков, иллюстрирующих различные пословицы, поговорки, идиомы, деепричастные и причастные обороты, придаточные предложения и т.п.
Задание № 80. Закончите предложения, написав придаточные с союзами: так как, чтобы, если, когда. Может быть, у вас возникли разные варианты окончания предложений? Запишите их.
М. К. Шохор-Троцкая
Я купил новое пальто, так как ............. Мы торопились,
чтобы .......... Я приеду к тебе, если ........... Мы собрались на
дачу, когда........
Задание № 81. Задание рассчитано на 10 занятий. Прочтите пословицы и поговорки. Какие из них вы употребляли в речи?
Бабушка надвое сказала. Без сучка без задоринки. Белая ворона. Бить ключом. Биться как рыба об лед. Блуждать в потемках. Больное место. Больной вопрос. Брать за душу. Брать под крылышко. Брать с потолка. Браться за ум. Бросать камешки в чужой огород. Бросаться в глаза. Бросаться словами. Бросать слова на ветер. Быть на дружеской ноге. Быть на голову выше. Быть на седьмом небе. Быть не в своей тарелке. Быть не из робкого десятка.
Одним из основных условий в успешном преодолении ам-нестико-семантической афазии, наблюдаемой при сосудистых заболеваниях головного мозга, является «незамечание»допущенных больным ошибок, так как всегда можно предложить больному несколько дней спустя то же или подобное задание. Больному, пожилому, с точки зрения обывателя уже «выживающему из ума деду или бабке», должно быть комфортно, интересно на занятиях логопеда, он должен постоянно чувствовать, что он «не так уж плох», самоутвердиться в своей активности в жизни и «помахивать рукой» на «неразумных» детей и внуков. В конце курса занятий (в стационаре и амбулаторно), длящегося от четырех до шести месяцев, в течение которых у больного «сотрется» комплекс неполноценности, с больным желательно проводить беседы о творчестве известных писателей и поэтов, по репродукциям известных художников (пожилые люди не так уж часто посещают картинные галереи), о собираемых больным коллекциях, его «хобби» и т.п. Больной должен чувствовать себя здоровым человеком, не путающимся в «левом» и «правом», в «над» и «под» в их сложных вариациях.
Соответствующая медикаментозная терапия, повышающая внимание и память больного, назначенные больному врачом
Стратегия и тактика восстановления речи
антидепрессанты, а также соответствующие беседы с родственниками больного помогают ему пережить дефицит в лексическом объеме многозначности слова и другие семантические погрешности.
При всех формах афазии так или иначе нарушаются элементарные навыки счета. При амнестико-семантической афазии нарушения навыков счета проявляются в трудностях определения разрядности числа (десятки, сотни, тысячи и т.п.). Больной, например, пишет 182 вместо 1082 или наоборот, плохо ориентируется в квазипространственных математических операциях на сложение, вычитание, деление и умножение. В быту эти операции необходимы при оплате квартплаты и других бытовых услуг, при покупках в магазине, аптеке, транспорте и т.п. Для восстановления этих операций логопед может давать больному задания на «снятие» показателя электросчетчика, заполнение квитанций за телефон и т.п. и суммирование этих чисел. Больной понимает, что ему это «трудновато», и с удовольствием занимается «полезной» деятельностью.
Подведем итоги по тактике логопедических занятий с больным с амнестико-семантической афазией: 1) предельно щадящий, антидепрессионный фон занятия, что, кстати, касается1 работы со всеми больными с афазией; 2) расширение объема лексики больного, уточнение в памяти больного значений синонимов, антонимов и омонимов и многозначности слова и словосочетания; 3) «игнорирование» импрессивного аграмма-тизма, выявляемого путем нейропсихологических тестов для определения очага поражения головного мозга.
12. ПРЕОДОЛЕНИЕ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ
Как уже говорилось выше, при этой форме афазии из-за нарушения слухоречевой памяти на ее нейронном, корковом | уровне возникают расстройства понимания серийно организованного высказывания. При этом наблюдаются трудности Удержания в памяти воспринимаемых на слух серий слов (как
М. К. Шохор-Троцкая
не связанного смыслом простого перечисления слов, например ухо, лес, рак, так и серии слов, входящих в предложения). Больные с акустико-мнестической афазией успевают «запомнить» из 3—4 слов первое и последнее слово, не удерживая в памяти «центральные» слова (например, из серии слов «суп», «нос», «рак», «кот» больной после небольшой паузы сможет повторить лишь слова суп и кот, а если паузу увеличить, то и эти слова «сотрутся» из его слухоречевой памяти). Причем интеллект и все другие виды памяти (зрительная, тактильная, на события жизни и т.п.) у больного сохранены. Больной не успевает «схватить» все элементы предложения, поэтому отвечает невпопад, теряется во время беседы с двумя, тремя собеседниками, говорящими в быстром темпе, с трудом понимает речь по радио и телевидению, не может записать под диктовку чужой адрес, номер телефона и т.п. Однако этим его речевые трудности не ограничиваются. Больному необыкновенно трудно вспоминать названия предметов (амнестические трудности), действий, дат, простых чисел, прилагательных и наречий, нередко он заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо «мальчик читает» больной может сказать «человек чем-то занимается, очень хороший человек, умница, маленький» и, понимая, что нашел неточные слова, просит подсказать ему точные. Повторение отдельных слов, чтение несложного текста, запись отдельных слов под диктовку остаются сохранными.
При этой форме афазии нарушается объем слухоречевой памяти, обусловленный, вероятно, тем, что поле 21 височной доли коры головного мозга является и зоной перекрытия височной и затылочной доли (поле 37) и в то в же время получает постоянную активацию от «задних» подкорковых отделов, их ядер и восходящих и нисходящих проводников, которые вследствие нарушения коры головного мозга вторично снижают свою активацию. Кроме того, нельзя забывать, что при восприятии речи на слух в клишеобразной ситуативной речи вы-
Стратегия и тактика восстановления речи
падает в слове восприятие неударных слогов, а во фразе — малоинформативных слов и акцентируется внимание на слове интонационно выделенном, на которое «падает» логическое ударение, оно может стоять как в начале, так и в конце устного «текста» собеседника. Все эти задачи осуществимы в процессе подготовительных заданий, некоторые из которых мы приводим.
В разделе «Преодоление акустико-мнестической афазии» сборника упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств» (стр. 236—266) предлагается система заданий (всего 56 заданий), помогающих постепенно расширить у больного объем слухоречевой памяти, что облегчает ему преодоление амнестических трудностей при нахождении названия предметов и действий. Основными «рычагами» и «костылями» в преодолении акустико-мнестической афазии являются не только сохранный фонематический слух на отдельные звуки речи, не только относительно сохранная устная речь больного, сохранность чтения и письма на уровне отдельных слов, но и: 1) зрительная память; 2) воспитание прогнозирования и планирования воспринимаемой речи с опорой на зрительное восприятие предметов; 3) восстановление представления о качествах предмета или действия; 4) соотнесение предмета с категорией, к которой он относится, например, обувь, овощи и т.п., названия городов, стран и т.п.; 5) удержание в памяти разной степени сложности чисел.
В процессе письма у больных возникают трудности не только в нахождении слова, но и в нахождении нужного окончания существительных в косвенных падежах, согласовании в роде и числе глаголов и существительных, трудности употребления местоимений. Желательно, чтобы больной начал схематически рисовать предметы, изображенные на рисунках пособия, уточняя и называя их детали (например, стол — письменный стол, это его ножки, не ноги, а ножки. Это крышка стола, на ней пишут. Крышки бывают и у других предметов, но у них
•;33
М. К. Шохор-Троцкая
другие функции. Ящики стола и т.д. А это кочан капусты. Это листья капусты. Внутри кочана кочерыжка. Кочан круглый. Крепкий. А бывает рыхлый. Капуста бывает свежая... и т.д.). Эти упражнения, закрепленные схематичным рисунком больного, содействуют преодолению амнестических трудностей.
Особое место в системе преодоления амнестических трудностей занимают задания на составление кратких письменных предложений, записанных больным по схеме: кто? что делает? где? куда? зачем? и т.д. В этом сказывается роль лобной доли.
подлежащее------ > сказуемое ------ >дополнение и т.д.
Их цель — ограничить многоречивость больного, приучить его к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, к точности выбора слов, после чего можно перейти к составлению несложных текстов по сериям картинок, а затем к самостоятельному написанию рассказов по репродукциям (открыткам) бытовых картин русских и зарубежных художников, желательно с юмористическим или историческим сюжетом, чтобы больному было интересно самостоятельно работать. Рассказ по репродукции больной может написать в течение нескольких дней, уточняя детали картины, эпоху, в которую жил художник, и время, им изображенное.
Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Иногда они трудны в общении, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стремлением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. Больные с этой формой афазии являются самыми перспективными, возвращаются к работе даже писателя, литературоведа и режиссера,для которого слу-хоречевая память в работе с актерами в высшей степени значительна.
Приведем примерную последовательность заданий.
Задание. Потренируйте зрительную память. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели.
Стратегия и тактика восстановления речи
Булка, суп, яблоко, кувшин, масло, конфеты.
Задание. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели. Первый ряд рисунков; второй ряд рисунков; третий ряд рисунков.
Рука, арбуз, сахар; флаги, конфеты, цветы; заяц, щука, щенок.
Задание. Помогите больному показать два рисунка из трех, а затем три рисунка из четырех. Сделайте разные комбинации в последовательности рисунков.
Задание. Задание рассчитано на 5 занятий. Прочитайте предложения из трех слов (вопросы: кто? что делает? кого? что? чем?). Найдите их на рисунках. Подчеркните глагол в предложениях. Запишите эти предложения под диктовку.
Мальчик гонит корову в поле. Девочка бегает на коньках. Мама кормит дочку манной кашей. Она держит дочку на коленях. Дети выпускают белку из клетки.
Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного найти по два числа 7, 2; 6, 5; 9, 4; 8, 3; 1, 7; по три числа 2, 6, 7; 5, 6, 9; 8, 6, 3 и т.д.
Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного срисовать вертикально и горизонтально расположенные прямоугольники, понять, что большинство окружающих нас предметов имеют форму прямоугольника, квадрата, круга и овала. Попросите сначала срисовать прямоугольники: флажок, зеркало, стол, стул, тетрадь, окно, дверь, а затем продолжить дорисовывание различных геометрических фигур до схематического изображения предметов. Предложите больному рассмотреть рисунки в разных разделах «Пособия» и схематично их дорисовать, выделяя и дорисовывая основные признаки предмета.
Задание. Существует множество интонаций, которые делят речь на определенные отрезки в два слова, в три слова и т.д.
Стратегия и тактика восстановления речи
Эти отрезки соответствуют речевому дыханию и имеют особые виды интонации: интонацию начала и интонацию конца и называются синтагмами. Проследите ритм этой интонации при перечислении порядкового счета, названий дней недели и месяцев года:
Один-два, три-четыре, пять-шесть, семь-восемь, девять-де
сять; понедельник-вторник, среда-четверг, пятница-суббота-
воскресенье; январь-февраль-март; апрель-май-июнь, июль-'
август-сентябрь, октябрь-ноябрь-декабрь. :
Обратите внимание больного на то, как его голос то повы-' шается, то понижается. Запишите эти самые простые синтагмы под диктовку сначала по два, а затем по три, то есть январь-февраль-март, июль-август-сентябрь. У этих синтагм твердая
временная последовательность.
>
Задание. Запишите под диктовку номера телефонов: (t
121-13-31, 921-11-29, 256-59-41, 291-17-80, 132-88-44, 945-, 54-19, 634-31-87, 281-32-18, 905-15-51, 593-39-25 и т.д. (дикто-. вать можно как телефоны знакомых людей, так и придуман-. ные).
Задание. Запишите под диктовку примеры:
35+16+27= , 74+18+55= , 432+18= , 587+48= , 826-35= ,с
967-89= и т.д. >
Задание. Запишите под диктовку, а затем по памяти имена, отчества и фамилии знакомых людей.
Задание. Запишите под диктовку имена, отчества и фами-. лии известных писателей и поэтов.
Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Максимович Горький, Владимир Владимирович Маяковский и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что больной должен «знать», «прогнозировать» «тематику» задания, опираясь либо на пред-
Стратегия и тактика восстановления речи
метные и сюжетные рисунки, либо на числа, фамилии, имена и т.п.
Преодоление аграмматизма при акустико-мнестичес-кой афазии описано в работах Ж.М. Глозман, Н.Г. Калиты, Л.С. Цветковой и других авторов.
В заключение этого раздела считаем необходимым подчеркнуть некоторые особенности лексического состава речи больных с амнестико-семантической и акустико-гностической афазиями, что нужно учитывать при понимании некоторых сторон их речевых расстройств, а следовательно, при выборе соответствующих приемов их преодоления, а также при вопросе о неназойливомиспользовании схемы предложения при эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиях.
Больные с акустико-мнестической афазией чрезвычайно многоречивы, что объясняется стремлением довести свою мысль до слушателя. Больные осознают, что собеседник затрудняется в понимании их речи, и пытаются подобрать более точные слова для передачи замысла высказывания, но не находят этих слов и вторично или третично пытаются найти подходящие слова, которые зачастую заменяются либо местоимениями, либо неудачно найденным словом. Схема предложения, сюжетные рисунки и «слова для справок», данные к рисункам, среди которых больной может найти нужное слово (опять-таки при помощи чтения!), своими рамками и вопросами организуют его речь, восстанавливают функцию называния предмета, действия или его качества, ограничивают его речевую активность, восстанавливают необходимое для общения ядро лексикона. Первоначально больному предлагаются рисунки на сугубо бытовые темы.
При эфферентной же моторной афазии схема предложения содействует развертыванию фразы, акцентируя его внимание на так называемой группе сказуемого. Кстати, надо помнить, что аграмматизм этих двух форм афазий весьма различен. Если больные с ЭМА как бы игнорируют флексии
Стратегия и тактика восстановления речи f ^ |
существительных в косвенных падежах, то аграмматизм боль-j ных с акустике-амнестической афазией прежде всего выявляется в смешении больными флексий глаголов в роде, числе и отчасти в точном употреблении и нахождении окончаний местоимений (он, она, они и т.п.). Возникновение же аграмматиз-ма больных с эфферентной моторной афазией возможно предупредить на раннем этапе заболевания при помощи разработанной нами в 1960—1966 гг. методики, в основу которой положено стимулирование понимания речи на слух в дорече-вом периоде болезни (побудительной речи, вынуждающей больного выполнять различные действия с предметами). Так, внутренняя речь больного с ЭМА насыщается лексикой группы сказуемого, интонационным выделением при помощи логического ударения поочередно то глагола, контролируемого логопедом движением больного, то переносом логического ударения на предлог (куда положить тот или иной предмет), то на флексии существительного и т.д.
Несколько слов об особенностях лексического состава речи при амнестико-семантической и акустико-мнестической афазиях. У больных с амнестико-семантической афазией ядро лексикона сохранно, и нарушенным является многозначность слова, квазипространственность его многотысячных семантических связей, амнестические же трудности компенсируются кратким описанием инвариантной функции предмета: ложка — «то, чем едят», морковь — «сладкая, растет на грядке», т. е. в основе элементарных амнестических трудностей лежит нарушение произвольного, навязанного извне задания назвать предмет, обусловленного прежде всего, как и при «проводниковой» парциальной афферентной моторной афазии, вторичным нарушением тонуса проводящих путей глубинных отделов мозга, которые благополучно справляются с непринужденной, ситуативной речью и нарушаются при «команде» извне.
Особенности нарушения лексического состава речи больных с акустико-мнестической афазией отличаются от амнести-
М. К. Шохор-Троцкая
ко-семантической афазии тем, что при последней нарушается прежде всего ядро лексикона, о чем свидетельствует обилие вербальных парафазии, не наблюдаемых при амнестико-се-мантической афазии. Изучение вербальных парафазии, проведенное Э.С. Бейн (1977, 1961), И.Т. Власенко (1990), многократно наблюдаемых и собираемых нами, показывает, что вербальные замены у больных с акустико-мнестической афазией изящны, абстрактны, не всегда объяснимы, например, «Спрячь хлеб в гардероб», «Волк увидел охотников и деликатноскрылся в кустах», стена — «простыня» и т.п. Как показал проводимый нами эксперимент, при использовании ассоциативного словаря русского языка больных с разными видами афазии (к сожалению, не опубликованного), при акустико-мнестической афазии страдают прежде всего ближние лексические ассоциативные связи, и весьма сохранны редкие, далекие ассоциативные связи: рука — «позвольте вашу ручку», «ручки для поцелуев», «прелесть»; герой — «в романе, на сцене, в кино»; актер — «шут, парик» и т.п. Наиболее полно особенности нарушения словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи освещены в работах И.Т. Власенко (1973, 1990).
Этими семантическими особенностями больных и продиктованы помещенные в нашем пособии «Коррекция сложных речевых расстройств» задания, в том числе и по восстановлению у них речевых ассоциаций, конкретизации инварианта значения слова и многозначности слов. Э.С. Бейн считала, с чем согласны и мы, что в амнестических трудностях больных с акустико-мнестической афазией лежат и стертые представления о звуковом составе слов, легко заменяемых более частотными местоимениями и глаголами. Это может объясняться и тем, что очень часто наблюдается комплексная акустико-гнос-тическая и акустико-мнестическая афазия, при которой нередко либо спонтанно восстанавливается фонематический слух, либо по преодолении нарушений фонематического слуха в процессе логопедических занятий выявляются все признаки акустико-мнестической афазии. Акустико-мнестическая афа-
Стратегия и тактика восстановления речи
зия у правшей и левшей абсолютно одинакова и весьма перспективна в плане ее преодоления в течение полутора-двух лет систематических занятий, опирающихся на раннем этапе прежде всего на феномен смыслового прогнозирования в про-
1 цессе ситуативной речи, а на поздних этапах на восстановление чтения и написание сложных текстов по репродукциям картин, то есть на освоение всего объема лексикона родного языка в процессе планирования высказывания и изжития возможно скрытых следов нарушения фонематического слуха,
' явно участвующего в реализации письменной речи.
13. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ
Наиболее подробно тактика преодоления динамической афазии разработана Л.С. Цветковой (1972, 1985 и др.)ь> T.B. Ахутиной и отчасти нами.
Динамическая афазия — одна из самых сложных и с трудом» поддающихся восстановлению форм афазии. Она возникает^ при обширном порождении третичных полей лобной доли,! имеющих самое большое число нисходящих и восходящих «проводников» с передними отделами первого функциональ-I ного блока, активирующими лобную долю.
В клинике сосудистых заболеваний головного мозга динамическая афазия наблюдается довольно редко. Как правило, она встречается в комплексе с эфферентной моторной афазией и оказывается ее конечным этапом восстановления, то есть первоначально преодолеваются явления эфферентной моторной афазии, восстанавливаются элементарная устная речь, чтение и письмо, а затем, на поздних этапах, преодолеваются компоненты динамической афазии.
Для динамической афазии характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная активация канвы речи, состоящей из плана или программы высказывания.
Больной с динамической афазией прекрасно повторяет
М. К. Шохор-Троцкая
слова и короткие предложения, односложно отвечает, заимствуя слова из вопроса. Весьма свободно читает и пишет под диктовку несложные предложения, но не может пересказать прочитанное, а нередко не может и понять смысл прочитанного, так как чтение больного не аналитическое, он не улавливает план текста и его замысел. Больной не может решить простейшую арифметическую задачу, так как не может составить план действия. При этом остается относительно сохранным практический интеллект больного, ведение домашнего хозяйства и т.д. Нередко в речи больного наблюдаются не только повторы слов, входящих в вопрос, но и повторы движений (эхо-лалия и эхопраксия). Речь больного очень замедленна, с паузами.
Как помочь больному? За счет чего идет восстановление? Прежде всего надо помнить, что бытовые навыки у больных остаются сохранными. С них и надо начинать. Задания больному начинаются с просьб что-либо сделать и оречевить свои действия. Таким образом, сначала больной слышит то, что ему надо сделать, например, отнести посуду на кухню, сходить к окулисту, раздать больным лекарства, а затем он должен ответить на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него были трудности при выполнении задания (уронил вилку, поднял ее и т.д.). Все действия больного оречевляются, обсуждаются, причем необходимо отмечать успехи больного и не замечать неудачи. В нашем «Пособии» даются задания на обсуждение плана приготовления пищи, уборки и т.п., затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, восстановление предложения из заданных слов, составление вариантов предложений, заканчивание придаточных предложений и придумывание главного предложения.
Больному предлагается составить вопросы к сюжетным картинам, использовать обращение к членам семьи или знакомым по имени и отчеству, задать вопросы на темы дня.
Стратегия и тактика восстановления речи
Для восстановления плана высказывания надо помочь больному составить вопросы к каждому предложению читаемого текста. Опираясь на эти вопросы, ему легче пересказать текст. Восстановлению планирования высказывания содействует использование серий сюжетных картинок из жизни детей, к которым больной сначала составляет вместе с родственниками вопросы, а затем уже и рассказ, также решаются простые арифметические примеры. Больные с динамической афазией аспонтанны, благодушны, поэтому нуждаются в постоянной стимуляции к занятиям. Одним из условий успешного восстановления речи является заинтересованность больного в работе с логопедом: обсуждение спортивных передач и т.п.
Приведем несколько примеров заданий больному.
Задание № 1. Помогите больному ответить на вопросы, используя падежные окончания местоимений «вы» и «мы», «я», «мои».
Куда вы идете? Кто ваши (твои) друзья? Кому вы пишете (ты пишешь) письмо? Откуда вернулся ваш сын? Сколько у вас детей? Когда вы поедете в санаторий? Долго ли будет длиться дождливая погода?
Задание № 2. Ответьте на вопросы, заканчивая предложение.
Где ты вчера был вечером? Я вчера был .......... Куда ты се-
годня пойдешь? Я пойду .......... Где лежат очки? Они лежат
.......... Куда вы поставили палку? Она стоит .......... Где сейчас
врач? Он сейчас .......... Где сейчас можно найти врача? Он в со-
седней .......... Куда принесли обед? Обед принесли в .......... Где
можно курить? У нас не курят. Но все же, где можно здесь курить? Курить можно только .......... Куда можно выкинуть
мусор? Его можно выкинуть ..........
Задание № 7. Расскажите, как квасят капусту.
Во что уложили капусту? Что положили на крышку кадки? Зачем? Куда потом поставили кадку с капустой? Когда капуста
М. К. Шохор-Троцкая
будет готова? Как вы помогали квасить капусту? Как вы думаете, какая будет капуста?
Слова для справок: кадка, нашинковать, нарезать, нарубить, нож, сечка, посолить, погреб, чтобы, не, прохладное место, испортиться, вкусная, просолилась.
Задание № 8. По аналогии с предыдущим заданием расскажите, как варят щи.
Задание № 9. Расспросите о поездке в санаторий. Задайте логопеду вопросы со словами:
Когда? Через несколько дней? На сколько дней? Когда вернетесь? Когда уезжаете? Куда поедете? Что будете делать в санатории? Что будете читать? Кому напишете письма? О чем напишете логопеду?
Постепенно инициатива беседы должна перейти к больному.
Рекомендуем широко использовать рисунки X. Бидструпа. (Рисунки из книг X. Бидструпа ксерокопируются и наклеиваются для длительного пользования на листы тонкого картона.)
Задание № 20. Рисунок X. Бидструпа «Пора спать!». Задание стимулирует ответы больного на вопросы логопеда.
Любят ли дети укладываться спать? Что они предпочитают делать? Мама говорит своему сыну: «Уже восемь часов!» А ему, конечно, совершенно безразлично, восемь или сто часов. Счастливые часов не наблюдают! Но что делает решительная мама? И какие звуки произносит малыш? Что взяла мама, чтобы успокоить сынишку? А он опять не спит. Что еще сделала мама? Куда она улеглась? И что с мамой стало? Она, наверное, очень устала? А малыш! Как здорово, что мама спит! Чем он опять занялся?
Задание № 21. Прочтите и перескажите.
Ох уж эти взрослые! Совсем не понимают детей! Что решила купить своему внуку бабушка? Долго ли она выбирала для
Стратегия и такт