Эпилог. три мозга, один разум
«Прокляни разум, который забирается на облака в поиске мифических царей и лишь мистических вещей, мистических вещей плачь о душе, которая не посмотрит на тело, как на равное себе и никогда я не умел по-настоящему коснуться там, там, внизу, где игуаны чувствуют землю».
— «Песня игуаны», автор — Джуди Мэйхем
В нашем исследовании травмы мы узнали о первобытных энергиях, которые находятся в рептилиевом центре нашего мозга. Мы — не рептилии, но без четкого доступа к нашему наследию рептилий и млекопитающих, мы не можем быть в полной мере человеческими существами. Полнота нашей человечности лежит в способности интегрировать функции нашего триединого мозга.
Мы видим, что для того, чтобы разрешить травму, мы должны научиться плавно передвигаться между инстинктами, эмоциями и рациональными мыслями. Когда эти три источника находятся в гармонии друг с другом, соединяя ощущение, чувство и познание, то наш организм действует так, как ему положено действовать.
Учась определять и находиться в контакте с телесными ощущениями, мы начинаем постигать наши инстинктивные рептилиевые корни. Однако, когда эти реакции интегрируются и расширяются нашим млекопитающим чувствующим мозгом и нашими познавательными человеческими способностями в организованной форме, мы ощущаема всю полноту нашего эволюционного наследия.
Важно понимать, что более примитивные области нашего мозга не являются ориентированными исключительно на выживание (так же как наш современный мозг не ориентирован исключительно на познание). Они несут жизненно важную информацию о том, кем мы являемся. Инстинкты не только говорят нам, когда драться, бежать или застыть, они говорят нам, что мы принадлежим этому миру. Ощущение, что «Я — это я» является инстинктивным. Наш мозг млекопитающего расширяет это ощущение до переживания, что «Мы — это мы» — мы принадлежи этому миру все вместе. Наш человеческий мозг добавляет ощущение мысли и связи за пределами материального мира.
Без четкой связи с нашими инстинктами и чувствами, мы не можем ощущать свою связь и чувство принадлежности к этой земле, к семье или чему-либо еще. Здесь лежат корни травмы. Нарушение связи с телесно ощущаемым чувствованием этой принадлежности оставляет наши эмоции барахтаться в вакууме одиночества. Оно заставляет наш рациональный мозг создавать фантазии, основанные скорее на разобщенности, а не на взаимосвязанности. Эти фантазии вынуждают нас соперничать, воевать, не доверять друг другу и подрывают наше естественное уважение к жизни. Если мы не чувствуем связи со всем вокруг, тогда нам легче разрушать или игнорировать все это. Люди по своей природе склонны к сотрудничеству и любви. Нам нравится работать вместе. Однако, не имея полностью интегрированного мозга, мы не можем знать этого о себе.
В процессе исцеления травмы мы интегрируем наш триединый мозг. Трансформация, которая происходит, когда мы делаем это, осуществляет нашу эволюционную судьбу. Мы становимся целиком людьми-животными, которые могут проявлять свои естественные способности во всей их полноте. Мы — свирепые воины, нежные воспитатели и все, что между ними.
* * *
Питер Левинполучил степень доктора медицины и биологической физики в Калифорнийском Университете в Беркли. Он также имеет независимую докторскую степень по психологии Международного Университета. Изучая стресс и травму в течение тридцати лет, он подготовил разнообразные научные и медицинские публикации, включая главу о стрессе в «Руководстве по психофизиологии», которая является одним из существенных вкладов в данной области.
Он был консультантом в NASA во время создания космического корабля «Шаттл» и занимался обучением в больницах и соматических клиниках Европы и США, а также — в Центре «Hopi Guidance» B Аризоне. Сейчас он — консультант в Центре болевой реабилитации в городе Бодлер, штат Колорадо.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Автор — Элейн Паджелс (Elain Pagels),Random House, 1979 г.
[2]Соматическое переживание — телесно-ориентированный метод, созданный П. Левином, для работы с шоковыми травматическими переживаниями. (Прим. науч. ред.).
[3]Термин «felt sense» достаточно труден для перевода. В отечественной литературе он переводится неоднозначно: как «телесно ощущаемый смысл» (Леонтьев Д.А., 1999), как «чувствуемое ощущение(Джендлин Ю., 2000), как «чувствование ощущения» (Кнастер М., 2002). Мы остановились на термине «телесно ощущаемое чувствование»; данное понятие отражает внутренне переживание, включающее в себя процесс осознавания телесных ощущений и сопровождающих их чувств, смыслов. (Примеч. научн. ред.).
[4]Paul Shepard. The Others — How Animals Made Us Human. Island Press. 1966.
[5]Diagnostic Statistic Manual — DSM III, Revised Edition, 1993 г.
[6]Bessel van der Kolk. Psychological Trauma — American Psychiatric Press, 1987.
[7]Mircea Eliade. Shamanism — Princeton University Press, 2nd Printing, 1974.
[8]Mircea Eliade. Shamanism — Princeton University Press, 2nd Printing, 1974.
[9]Фокусирование. — М: Независимая фирма «Класс», 2000 г.
[10]Renegotiation — это процесс проживания травмы заново и восстановление после нее. Negotiation — означает в английском языке — «переговоры», «преодоление (препятствия)»; rе-»повторение», совершение действия «заново», «восстановление». Мы перевели термин «renegotiation» как «повторное преодоление». {Примеч. науч. ред.).
[11]«Tharn» — это искусственное слово, придуманное автором вышеуказанного литературного произведения, не переводится на русский язык. (Прим. научн. ред.)
[12]James Gilligan. Violance.Grosset — Putnam. 1996, Стр. 11.
[13]Tim Cahill. «Jaguars Ripped My Flesh — Adventure is a Risky Business», Bantam Books, 1987.
[14]Freud Z. Из «Lectures» и «Beyond Pleasure Principle», International Psycho-Analytic Press, 1922.
[15]Wilder Penfield. Mysteries of the Mind. Princeton University Press, 1975.
[16]James Prescott. Body, Pleasure and the Origins of Violence — Futurist Magazine, April /May, 1975 — Atomic Scientist, November, 1975
[17]Papooses — педиатрическая доска с пристяжными ремнями. {Прим. научн. ред.).
[18]Lenore Terr. Too Scared to Cry. Basic Books, 1984.