Стерилизация стоматологических инструментов
III этап обработки изделий медицинского назначения стерилизацию - проводят с целью умерщвления на изделиях или в изделиях микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм микроорганизмов.
Стерилизацию стоматологических изделий осуществляют физическим и химическим методом.
Стерилизация физическими методами:
- воздушным - в воздушном стерилизаторе при t-180°C в течение 60 минут, при t - 160°С в течение 150 минут (см. таблицу);
- паровым - в паровом стерилизаторе при t-132°C в течении 20 минут, при t - 120°C в течение 45 минут (см. таблицу);
- в среде нагретых шариков - в гласперленовых стерилизаторах, предназначенных для мелких стоматологических инструментов.
Разработка отечественными производителями паровых, воздушных стерилизаторов нового поколения предполагает внедрение в практику аппаратов, отличающихся от ранее выпускавшихся моделей автоматическим способом управления, наличием блокировок процесса, средств световой и цифровой индикации, а также звуковой сигнализации.
Более узкие интервалы предельных отклонений температуры стерилизации от номинальных значений (+1°С в паровых и +3°С в воздушных стерилизаторах) могут позволить в ряде случаев рекомендовать режимы с сокращенным временем стерилизационной выдержки (в паровом стерилизаторе при t=134°С в течение 5 минут, при t=126°С в течение 10 минут; в воздушном стерилизаторе при t=200°C в течение 30 минут, при t =180°С в течение 45 минут).
Гласперленовые стерилизаторы предназначены для мелких стоматологических инструментов с использованием в качестве стерилизующей среды нагретых стеклянных шариков. Инструменты простерилизованные в гласперленовом стерилизаторе не подлежат хранению.
В качестве упаковочных материалов могут быть использованы только те, которые разрешены в установленном порядке к промышленному выпуску и применению, а в случае импортных материалов разрешенные к использованию на территории Российской Федерации.
Стерилизацию можно осуществлять химическим методом, который является вспомогательным в стоматологической практике. Данный метод следует применять только в тех случаях, когда особенности материалов изделий не позволяют использовать другие официально рекомендованные методы стерилизации. При стерилизации растворами химических средств используют стерильные емкости из стекла, металлов, термостойких пластмасс, выдерживающих стерилизацию паровым методом, или покрытые эмалью, при полном погружении инструментария в раствор при их свободной раскладке. Во избежание разбавления рабочих растворов, используемых для стерилизации, погружаемые в них изделия должны быть сухими.
После стерилизации все манипуляции проводят, строго соблюдая правила асептики. Могут использоваться следующие средства: «Лизоформин» (Лизоформ Дезинфекшин АГ, Швейцария), «Гигасепт ФФ» (Шульке и Майер ГмбХ, Германия), «Дюльбак растворимый» (Петтенс- Франс- Химия, франция), «КолдСпор» (Адванст Консет Девелоимент Инк., США), «Сайдекс» (Джонсон и Джонсон, США), «Глутарал» (Дестер ЛТД, Россия) и др. согласно методических указаний по их применению.
Выбор адекватного метода и режима стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий.
При стерилизации в паровых и воздушных стерилизаторах изделия, как правило, стерилизуют упакованными в стерилизационные упаковочные материалы; при паровом методе, кроме того, используют стерилизационные коробки без фильтров и с фильтрами.
Медицинский инструментарий, стоматологические наборы, простерилизованные в индивидуальной стерилизационной упаковке (двойная мягкая бязь, пакеты из упаковочной бумаги, пергамента) можно хранить в специально выделенном шкафу. При воздушном методе стерилизации, а также в отдельных случаях при паровом методе, допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде (в открытых лотках), простерилизованный инструментарий хранению в стерилизационной камере не подлежит. Для хранения стерильного материала, простерилизованного в открытом виде, накрывается «стерильный стол». «Стерильный стол» накрывается на 1 рабочую смену (6 часов) с отметкой даты и времени накрытия. Для длительного хранения стерильных изделий используют столы «Панмед-1», «Ультралайт» и т.п. Все манипуляции, связанные с подготовкой «стерильного стола» проводят в стерильных перчатках, в стерильном халате и маске. Предметы с накрытого «стерильного стола» медицинская сестра должна брать стерильным пинцетом или корнцангом. Пинцеты, корнцанги для забора стерильного материала можно хранить в сухом виде на стерильном лотке между слоями стерильной пеленки, замену их производить через каждые 1,5 часа. Необходимо иметь стерильную упаковку с 3-4 пинцетами (корнцангами) для замены.
Пространство вокруг стерильного стола - это зона ограниченного передвижения. В процессе работы медицинская сестра, имеющая доступ к стерильному столу, не соприкасается с больными. Вызов больных и сопровождение их на кресло к врачу осуществляют санитарки.
Дезинфекция поверхностей
Дезинфекция поверхностей в стоматологическом кабинете является чрезвычайно важным звеном в профилактике внутрибольничного инфицирования в Вашем учреждении. В кабинете стоматолога при работе с высокооборотными турбинами, бормашинами и ультразвуковыми приборами, применяемыми при лечении каждого пациента происходит образование аэрозолей, состоящих из мельчайших капель масла, гноя, крови, слюны, микроорганизмов. Аэрозоли удерживаюся в зоне дыхания врача и пациента до 30 минут и распространяться на расстояние до 50 – 80 см. (при применении водяного и охлаждения диаметр аэрозольного облака достигает двух метров).
Таким образом, обработка поверхностей в лечебном стоматологическом кабинете направлена на снижение бактериального загрязнения всех поверхностей включая оборудование, дверные ручки и краны. В помещениях стоматологии выделяются 3 зоны с разными уровнями гигиены:
1-ая зона - зона лечения, где должен соблюдаться самый высокий уровень гигиены. В основе работы в 1-ой зоне должны лежать принципы:
· Стерильности (практически все стоматологические инструменты);
· Одноразовости (одноразовые инструменты);
· Индивидуальности (перчатки).
2-ая зона - граница зоны лечения, включающая поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебную установку, пустеры, индивидуальные стаканы (поильники), шпатели и чашки для замеса оттискного материала. Обработка и дезинфекция поверхностей данных предметов проводится после каждого пациента, в конце смены и по мере загрязнения.
3-я зона - остальная часть кабинета: мебель, оборудование, ручки дверей, краны и раковины, бактерицидные лампы, светильники, пол. В данной зоне текущая уборка проводится ежедневно, не реже 2-х раз в день с использованием дезинфицирующих средств.
В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются только разрешенные в установленном порядке в РФ физические и химические средства, которые применяются строго в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
В ЛПУ целесообразно организовывать централизованное приготовление дезинфицирующих растворов с выделением отдельного помещения для этих целей.
После использования уборочный инвентарь обеззараживают в свежем растворе дезинфектантов, выдерживают экспозицию, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Сушка на батареях строго запрещена!
Уборочный инвентарь должен быть раздельным для хирургического, терапевтического, ортопедического и ортодонтического кабинетов (отдельно на каждый кабинет).
Все емкости должны иметь крышки, четкую маркировку на каждый вид уборочных работ и использоваться строго по назначению. Ветошь никогда не перепутают, если она будет в разных цветовых вариациях (для хирургического кабинета №1 – синяя, для хирургического кабинета №2 – сиреневая и т.д.)
Основной проблемой дезинфекции поверхностей в стоматологических учреждениях является полноценная обработка поверхностей границы зоны лечения (поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебная установка и т.д.) обработка которых, необходима после каждого больного. Уборка данных поверхностей может происходить в присутствии пациента, следовательно, дезинфектант должен относится к 4 классу опасности ингаляционного воздействия на человека (см. степень токсического воздействия). Желательно, что бы средство не имело резкого запаха, не коррозировало оборудование.
Важным моментом, влияющим на качество проведения дезинфекции помещения, является подготовка персонала. Необходимо иметь подробные инструкции по проведению как текущей, так и генеральной уборки, с учетом используемого дезинфектанта, а так же порядка обработки поверхностей в кабинете.