Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.

Метод стандартизации используется при оценке показателей здоровья только при сравнении их уровней. Этот метод расчета условных величин применяется для устранения неоднородности состава сравниваемых коллективов. Он показывает возможный уровень заболеваемости (травматизма, смертности, инвалидности и др.) в каждом коллективе (учреждении, городе), если бы его состав (по возрасту, полу, трудовому стажу и др.) был одинаков. Стандартизованные показатели используют при необходимости сравнения уровней смертности (заболеваемости) от злокачественных заболеваний (болезней органов пищеварения и т. д.) в разных городах, районных центрах, если сравниваемые группы населения неоднородны по возрасту или полу; при сравнении уровней заболеваемости (травматизма) на разных производствах, если профессиональный состав работников неоднороден; при сравнении уровней летальности в разных больницах (отделениях), при неоднородности пациентов этих ЛПУ по тяжести течения заболевания. Метод позволяет установить влияние одного из факторов (пол, возраст, тяжесть заболевания, условия труда, образ жизни, факторы окружающей среды) на различие уровней заболеваемости или других показателей здоровья.

Существует 3 способа стандартизации: прямой, косвенный и обратный.

Прямой способ применяют, когда имеются погрупповые (повозрастные) показатели заболеваемости (смертности, травматизма) или их можно вычислить (при наличии погрупповой численности населения и заболевших).

Косвенный способ используют, если показатели по группам отсутствуют и их нельзя вычислить из-за отсутствия числа заболевших.

Обратный способ применяют при отсутствии погрупповых величин численности населения.

Общим этапом вычисления стандартизованных коэффициентов является выбор стандарта возрастно-полового состава (процентное распределение состава любой из сравниваемых групп или их суммарного значения). При выборе стандартного состава уровня заболеваемости или смертности можно использовать литературные данные или показатели предыдущих исследований.

Примеры приведены в методических рекомендациях [7].

Вопросы по теме

1. Область применения стандартизованных показателей.

2. Прямой метод стандартизации. Методика вычисления стандарти­зованных показателей.

3. Методика вычисления стандартизованных показателей косвенным способом.

4. Методика вычисления стандартизованных показателей обратным способом.

5. Выполнение самостоятельного задания – задачи 73–84 [1].

Рекомендательный библиографический список

Основной

1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина – М.: Медицина, 2002. – С. 157–159.

2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын – М.: Медицина, 2007. – С. 306–308, 312.

3. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 41–44.

4. Кучеренко, В. З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Текст]: учебное пособие / В. З. Кучеренко. –
4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 192 с.

Дополнительный

1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия)

2. Медик, В. А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст]: руко­водство / В. А. Медик, М. С. Токмачев. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 528 с.

3. Методические разработки семинарских занятий по курсу «Санитарная статистика» [Текст] / второй выпуск; под ред. П. А. Душенкова, Г. Н. Царик. – Кемерово, 2005. – 114 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.

Электронные носители

1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/

Модуль II.
Оценка общественного здоровья

Практическое занятие 7.
Медико-социальные аспекты демографии

Актуальность темы

Среди параметров общественного здоровья важнейшее место занимают медико-демографические показатели, которые наиболее полно отражают диапазон воздействующих на популяционное здоровье факторов социально-экономического, политического, поведенческого, природно-климатического и экологического генеза, и в силу этого являются максимально адекватными показателями народного благополучия и общественного здоровья. Анализ динамики демографических процессов свидетельствует о негативной и напряженной ситуации, сложившейся к началу нового столетия в Российской Федерации. В этих условиях врачам необходимо уметь проводить анализ глубинных причин демографической ситуации и разрабатывать меры по её улучшению.

Цели занятия:

– дать определение понятия демографии как науки о народонаселении, охарактеризовать основные методы изучения демографических процессов;

– овладеть методами вычисления основных показателей естественного движения населения: рождаемости, общей и повозрастной смертности, младенческой смертности, естественного прироста;

– научиться анализировать демографические показатели в сравнении по территориям и в динамике;

– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.

Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы медицинской статистики, математики, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.

Наши рекомендации