Дифференцированные приёмы устранения разных видов дислексий.
Оптическая дисл-я.
Включает несколько направлений: 1)Формирование зрительного восприятия и узнавания.
1. развитие предметного гнозиса. Задания:- узнать контурные заштрихованные предметные изображения, наложенные фигуры. - закрасить одинаковые геометрические фигуры, - сравнить 2 предметных изобр-я, найти 2 различия.
2. развитие букв-го гнозиса.
- соотнести букву, написанную рукописным шрифтом и печатную, - опред-ть буквы в неправильном положении, - добавить недостающий элемент буквы, - выделить буквы, наложенные друг на друга. Проводится работа по дифференциации цвета, формы, величины.
2)Развитие зрительной памяти: - чего не стало? – что изменилось? – запоминание букв, цифр, воспроизведение их, - графические диктанты.
3)Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. 1. развитие ориентировки в схеме тела. Ориентировка в окружающем пространстве.
-найди букву в ряду сходных,-конструирование и реконструирование букв.
Работа по дифференциации предлогов. Предлоги соотносятся со схемами.
На занятиях развиваются зрит-е диффер-ки на мАтериале только одной пары буквенных обозначений
-подчёркивание и нахождение букв в ряду др-х букв в тексте.
Мнестическая.На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухо-зрительных и зрительно-моторных дифференцировок слухо-речевой памяти, мыслительных операций. Работа начинается с закрепления связи буквы с сотв-м звуком
Чтобы связь была прочной, необходимо использовать речевой, речедвигательный анализаторы, а также общедвигат-й анализатор. Ковшиков предложил проводить работу по этапам:
1.отработка связи звука и буквы. Д. разъясняется, что все буквы кроме ъ,ь соответствуют определённым звукам и наоборот.
Отрабатывается связь буквы с артикуляцией.
- л-д показывает артикуляцию рукой, - л-д обозначает часть артикуляции символом, а ученик соотносит этот символ с нужной буквой, - связь буквы с небуквенным обозначением (б – белка), - конструирование и реконстр-е букв, - заучивается кол-во и форма элементов.
- связь буквы с кинемой (движение). – обводить букву перед написанием пальцем, - написание буквы в воздухе, - нахождение буквы среди других и обведение её в воздухе. – подбор букв к картинкам. Обязательна работа над звуко-буквеным анализом.
Семантическая.Работа ведётся по 3 направлениям
1–Развитие звуко-слогового синтеза. ПРИЁМ: - назвать слово, произнесённое по отдельным звук., по слогам, при этом длительность пауз постепенно увеличивается, - составить слово из слогов, данных в беспорядке, назвать слитно предложение произ-е по слогам.
Работе предшествует развитие мыслительных операций, сукцессивного (последовательного) и симультанного анализа и синтеза. А также восприятие и воспроизведение ритма.
2- работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. ПР-Ы: прочитать слово, показать соответствующую картинку, - прочитать слово и выполнить соответств-е действие, выбрать из текста предложения, соответ-е содержанию картинки, - найти в тексте ответ на данный вопрос
3 – Словарная работа. - обозначение группы слов обобщающим словом, подбор опред-й к названию предмета, - подбор синонимов, антонимов, слов с противоположным действием.
Фонематическая. 1 вариант.1 из основополагающим принципов явл-ся опора на сохранный анализатор. Обязательной явл-ся работа по развитию фонематического анализа и синтеза. Р.И. Лалаева выдел-т 2 этапа лог-й работы по диф-и смешиваемых букв (зв).
I этап предварительый – работа над каждой смешиваемой буквой (зв).1 - уточнение артикуляции и акустического образа зв (бкв) с опорой на зрительное, слуховое, тактильное воспр-е, кинестетич-е ощущения. ПР-Ы: объяснение артик-и лог-м, разбор артик-и перед зеркалом – рассматривание артик-х профилей- соотнесение произносимого звука с речевым звучанием, символьным обозначением.
После знакомства с артик-й переходят к практическим заданиям: слоги – слова – предложения.
1) выделение зв. на фоне слога.
2) выдел-е Зв. На фоне слова. – выделить Зв. В предложении, - запомнить из прочит-го текста, предложения только те слова, к-е содержат этотзвук., - написать диктанат.
II этап.Сопоставление смешиваемых зв. В произносительном и слуховом плане. Диффер-я букв (зв) осущ-ся в той же послед-ти, что и на 1эт. – выд-ть опозиционные зв. В нач-й позиции по предметным картинкам, - срав-е букв (зв) по артикуляции, установл-е их сходства и различия., - соотнесение зв. с соответ-ми букв., - чтение слоговых таблиц, - вставить в слова пропущ-е слоги, - написание диктантов слов, предлож-й, текста.
Диф- тв. и мяг. согласных.
1 способ- обознач-е мягкости согл-х на письме гл.
второго ряда. 2 способ – обоз-е мягкости Ь. - сопоставить по смыслу и звучанию слова – паронимы, составить с ними предлож-е, - разгад-е кроссвордов, диктант сло, предлож-й, текста.
2 вариант.Задачей кор- обучения явл-ся развитие навыков языкового анализа и синтеза. Уточняется правило опред-я колич-ва слогов в слове. ПР-Ы: _ назвать встречающиеся в слове гласные, - произнести слово, отхлопав его по слогам, выделить гласные звуки, - распр-ть картинки, названия кот-х содержат 1,2,3,слога, записать слова в столбик (по кол-ву слогов), разделив их на слоги, подчеркнув гласные, - вставить пропущ-й слог, записать слово. проводится работа над ударением. Работа по развитию фонем-го анализа и синтеза. Начинаем работу с простых форм фонем. анализа: выделение 1 и последнего зв. в слове, придумать слово к заданной схеме. Далее усложняются: - определение места зв. в слове. Ведётся работа над колич-м анализом: порядковый, позиционный. – опред-ь место зв., положив фишку на звук-ю линейку, - придумать слово к схеме, перечисли все зв по порядку.
Аграмматическая. 1)Формирование представленийо структуре предложения.
- назвать все слова предложения по порядку, - назвать слово, стоящее за словом, за предлогом, перед предлогом, из слов, заданных в беспорядке составить предложение, распространить предложение одним словом.
2) усвоение согласования и управления слов: - согласование в роде; -заменить сущ-е местоимением, -составить предложение, определив род им. сущ-х, соотнести глагольное окончание с родом сущ-х. 3) формирование навыка глагольного управления: - дополнить словосочет-е недостающим словом, поставив его в нужный падеж.3) овладение предлогами с конкретно пространственным значением: - выполнение действий по инструкции, включающей предлоги, - соотнесение предлогов с условными обозначениями. 4) работа над развитием морфемного анализа и синтеза слов: - отобрать слова, с одинаковым корнем, - объяснить значение однокор-х слов, - разобрать слово по составу, образовать названия детёнышей, - образовать название относит-х прилагательных, записать их, - образ-е притяжательных прилагат-х, записать.