Формирование речи под контролем логопеда у детей раннего возраста как профилактика ринолалии при врожденных расщелинах неба.

Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ипполитовой включает следующие разделы:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулом гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

4. Формирование мягких звуков.

Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки (И. И. Ермакова, 1984).

После операции (через 15—20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость «растягивания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п'; ф, ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к'; х, х'; с, с'; г, г'; л, л'; б, б'.

Во втором периоде озвучиваются звуки: ц; д, д'; з, з'; ш; р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м — п; м' — п'; н — д; н — т; м — б; м' — б'.

Содержание и методика обследования детей с дисграфией и дислексией.

Задачи:1)отбор детей страдающих дисграфией и дислексией; 2)определение симптоматики; 3)выявление механизмов и видов дислексии и дисграфии, степень тяжести.

Обследование проводят в 2 этапа:

1.отборочное обследование – логопедический анализ тетради детей, проводят фронтальные письменные работы (списывания, диктанты, изложения), индивидуальные обследование процессов чтения.

2.более глубокое обследование – уточнение симптоматики, механизмов, видов. По окончании исследования логопед делает логопедическое заключение.

Схема:

1)анкетные данные

2)анамнез

Для выявления симптоматики проводятся исследования процесса чтения и письма.

Процесс чтения – проверяют знания букв, предлагают буквы по одной и просят назвать. Далее чтение слогов (различные структуры – откр, закр слоги, с тверд и мягк согл, обратные), обращается внимание на технику чтения, слитность, наличие ошибок. Далее – чтение слов (различной структуры) – внимание – техника чтения (слитное, побуквенное), хар-р ошибок, понимание читаемого (показать картинку, что прочитал, не повторяя слова логопеда). Далее чтение предложений (различной структуры) – техника чтения, понимание прочитанного, показать картинку, ответить на вопросы по содержанию, выполнить инструкцию. Далее чтение текстов – коротких, длинных – ошибки, их хар-р, понимание прочитанного (пересказать, ответить на вопросы, разложить картинки в определенной последовательности согласно содержанию). Анализируется хар-р ошибок. Фиксируются аграмматизмы, особенности понимания читаемого!

Для выявления симптомов дисграфии – виды работ: списывание (с рукописного шрифта, с печатного, отдельных букв, слогов и т.д), далее – слуховые диктанты (слова, предложения, текст – с простой и со сложной структурой, диктанты на звуки близкие (насыщен будет БП, далее диктанты со звуками неправильно произносимыми ребенком), далее тексты для записи. Выявляют скорость письма, хар-р ошибок, наличие зв-буквенной структуры слова. В словах какой структуры реб делает ошибки (в сложных, простых), наличие аграмматизмов, их хар-р (в простых или сложн), наличие разделения между словами (границы предложения).

Исследование звукопроизношения – обращают внимание на замены звуков, темпа, ритма, артикуляторную моторику. Исследование Зв-слоговой структуры устной речиповторить слова различной зв-слоговой структуры, повторить предложения, включающие трудные слова. Исследование фонематического восприятият.е.слуховая дифференциация звуков речи. Проводят – предлагают повторить серии слогов с оппозиционными звуками (па-ба, го-ба) с учетом хар-ра ошибок, далее слоги из 3 слогов (ба-па-ба), воспроизвести трудные слоги (кращ – со стечением согласных), картинки на слоги квазиомонимы (покажи где бочка, а где почка), сначала смычные, потом на свистящие. Исследование языкового анализа и синтезаанализ предложений на слова (предлоги, союзы – Петя и Маша пошли в лес – какое по счету то или иное слово, придумать предложения с 3-4 словами), иссл.слогового анализа (сказать слово по слогам, определить кол-во слогов в названном слове), задание на представление слоговой структуры (покажи картинку, например, где есть 3 слога, придумать слово, в кот.3 слога). Синтез – слитно назвать слово, ско-во-ро-да сказать по слогам, потом реб называет слово слитно, найти ударный слог, ударную гласную, какой по счету ударный слог.

Исследование звукового (фонематического) анализа и синтезаумение осуществлять звуковой анализ в речевом и в умственном плане (про себя).

1)иссл простых форм – узнавание звука на фоне слова (слышится ли звук М в слове КОМНАТА) д.узнать, сначала простые яркие звуки, далее более сложные (чулок, мяч), звук дается в начале, в середине, в стечении. 2)сложные формы – определение 1-го, последнего звука и место (нач, сер, конец). Какой 1 звук в слове ДОМ? Где слышится звук Ш в слове КОШКА. 3)определяется последовательность, кол-ва и позиционного места – назови звуки слова ДОМ (д-о-м), различные структуры слова, сколько звуков в слове РАМА? Конкретное место звука в слове – какой по счету звук Р в слове КОМАР? какие соседние звуки? перед каким звуком пишется? После какой звук? Придумать слова в кот 4-5 звуков, придумать слова, где Р на 2 месте, отобрать картинки в названии кот 5 зв (не называть картинки), д.б.простые слова и со стечением. Исследование лексики и грамматического строя речилексика- внимание обращают на объем словаря, предикативного и номинативного, понимание слова (импрессивный словарь – покажи, где девочка спит), качество словаря (антонимы, синонимы и т.д.), многозначность слова уточняется, понимание переносного значения, афоризмов, умение изменять форму слова, предложно-падежные конструкции, Р.п. мн.числа, т.к.много вариантов, состояние синтаксической структуры предложения (придумать предложение по сюжетным картинкам, ответить на вопрос – почему цветы засохли?, задания на верификацию (определение правильности) предложения, повторение предложения (дистантные, в кот.подлежащее и сказуемое разделено словами – ЛОДКА с белыми и синими полосками ПЛЫЛА по озеру). Грамматический строй речи – обследование зрительно-пространственных функций 9буквенный гнозис). Предлагаются буквы написанные зеркально и правильно, покажи правильную букву, узнавание букв среди пар сходных по начертанию, заглавные буквы, перечеркнутые, заштрихованные, зашумленные буквы, наложенные друг на друга буквы, не дописанные или пунктиром написанные, назвать только правильно написанные, д.сказать что эта буква написана неправильно.

Выяснить еще особенности латерализации, какая рука ведущая (пробы), сравнивается ширина ногтей на руках, для определения ведущей ноги (подняться на стул), ведущий глаз (посмотреть в подзорную трубу), ведущее ухо (послушать тиканье часов, ракушку). Потом составляется профиль доминирования – характерный профиль доминирования. Внимание – на соотношение моторной и сенсорной латерализации (левшество, смешанная доминанта). Проба ХЕДА – показать правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз, показать правые и левые части напротив сидящего человека, какую руку подняла и т.д. (схема тела). Пространственная ориентировка – что находится с права, а что с лева.

Объединение этого всего – заключение.

Наши рекомендации