Органическая открытая ринолалия вследствие врожденных расщелин неба.
С рождения ребёнок испытывает ряд трудностей: 1) проблема питания (нарушение питания отрицательно сказывается на психофизическом развитии); 2) проблема дыхания (формируется поверхностное короткое дыхание); 3) нарушенное анатомическое строение челюстей и зубных рядов влияют на формирование произношения, специфически развивается оральная мускулатура, специфически развиваются мускулы языка. У такого младенца формируется привычная установка языка для закрытия щели, при этом поднята корневая часть, которая принимает активное участие в акте еды, поэтому лучше растёт корневая часть языка, хуже – кончик языка. Всё это в совокупности влияет на развитие речи.
Как правило, развитие речи задерживается на ранних этапах; такие дети начинают позже говорить. Определённую роль играет и то, что ребёнок часто болеет, и то, что большинство детей с расщелинами нёба имеют сниженный слух. Далее, когда ребёнок начинает говорить, обнаруживаются трудности в овладении произношения.
Страдают все отделы произносительной системы, т.к. недостаточно работают все отделы речевой системы:
· Плохо развит дыхательный отдел (слабая воздушная струя, а для формирования согласных звуков нужна сильная струя; дыхание короткое, поверхностное, бывает ключичное или грудное, поэтому несформировано диафрагмальное дыхание; узкая грудная клетка, поэтому объём воздуха небольшой).
· Плохо развит голосовой отдел (голос тихий; носовой оттенок при рождении не присутствует, а при лепете проявляется; далее на протяжении дошкольного возраста наблюдается ухудшение голосовых свойств – сдавленность, истощённый голос, осиплость, прекращается расширение диапазона голоса).
Данный феномен изучала логопед И.И.Ермакова. Она отмечает, что ухудшение голосовых свойств связано с неправильным функционированием небно-глоточного кольца, а именно, наблюдается неравномерная работа правой и левой части гортани; дистрофические процессы; ассиметрия функционирования голосовых складок – всё это приводит к эффектам осиплости и снижение диапазона силы голоса.
Нарушение голоса связано и с тем, что гортань принимает функцию артикулятора; она образует смычки и щели в заднем отделе речевого аппарата, не приспособлена и влияет на работу голосовых складок.
Передняя часть языка не развита, поэтому образование передне – язычных происходит искажённо. Передне – язычные могут заменяться на заднее – язычные, могут пропускаться, либо искажаться, заднее – язычные обычно звучат слишком звонко, т.к. образуются в гортанном отделе. Все звуки (гласные и согласные) включают назальный компонент.
Вся организация произношения разбалансированна, поэтому наблюдаются дефекты твёрдости и дефекты звонкости.
Нарушения произношения могут быть выражены в разной степени.
Содержание комплексного обследования детей с ринолалией.
Комплексное обследование детей с ринолалией - При логопедич обследовании заполн речев карту:
1. анкетные данные.
2. заключен специалистов – лор, окулист, невропатолог, психиатр (о состоянии интеллекта)
3. анамнез.
4. состояние дыхания (тип, темп, ритм, объем – подсчет слогов на одном выдохе).
5. Голос (голосоподача, сила голоса, тембр)
6. Анатомич строен органов артикуляции (губы, зубные ряды, челюсти с прикусом, небо, язык).
7. Артикуляц моторика – способность выполнения движений подвижными органами артикуляции. Для губ – улыбка, трубочка. Для челюсти – откр и закрыв рта. Для языка – высовыв языка, движен вправо, влево. Для неба – пошире открыть рот и сказать А, отмечаем наличие движения, точность, тонус мышц.
8. звукопроизношение (для проверки логопедический альбом – звук д.б.проверен во всех позициях, во фразах)
9. Фонематич система – 1.фонематическая дифференцировка (различение звуков по фонематическим признакам) берется 2 слова и картинки – звонкость-глухость – бочка-почка. Закрываем рот экраном, чтобы реб не видел артикуляцию. Проверяем систему звуковосприятия, реб не должен что-то говорить только показывать. Дифференциация по всем возможным позициям. 2.фонематический анализ. По пути выделяем состояние лексики (знает-не знает определенные слова), грамматич строй речи, если много ошибок, обследуем детей на ОНР. У школьников отмечаем успеваемость по чтению и письму
10. логопедич заключение.
Комплексное медико-педагогическое воздействие при органической открытой ринолалии на почве врождённых нёбных расщелин. Система коррекционно-профилактических мероприятий на ранних этапах развития ребёнка с нёбной расщелиной.
В 1844г. Н.И.Пирогов выполнил первую операцию по ушиванию нёба, которую в наше время называют уранопластика. Речь пациента не улучшается.
В 19 веке предпринимаются попытки проводить логопедическую работу и складываются 2 направления:
1. Немецкое силовое направление (Гуцман, Фрёшельс). Разработана классическая гимнастика на дыхание.
В рамках этого направления применялась общая гимнастика тела; дыхательные упражнения; разные виды массажа: ручной, электро, вибро; речевые упражнения; разные типы голосоподачи (фальцетный, низкий голос, акцентированный шёпот). Для подъёма мягкого нёба применялись ручные обтураторы; физиологические процессы (глотание, кашель, рвотные движения); зажим крыльев носа с целью создания внутриротового давления; силовые упражнения (произнесение звуков с ударами кулаками, с напряжением мышц плечевого пояса).
2. Французское щадящее направление (учёные Во, Борель – Мезани).
В основе данного направления - постановка правильного дыхания и голоса, что называется «в маску». Применяются естественные, ненапряжённые упражнения.
В 20 веке была переведена книга М.Зеемана, который разработал систему фониатрического лечения. Он придавал значение ручному массажу, подчёркивая его преимущество перед аппаратурным массажем. Зееман предлагал класть в нос ватные тампоны, ходить весь день, вынимать на ночь, постепенно размер тампона сокращается. Сначала практикуется шёпотная речь, и ставятся глухие звуки, голос низкий и осуществляется постановка гласных и звонких звуков (начинается с П).
У истоков устранения ринолалии был М.Е.Хватцев. Он разработал методику для людей послеоперационного периода. Используется фальцет, физиологические приёмы – глотание, зевание, кашель, имитация рвотных движений, силовые упражнения при постановке начальных звуков (с А); применяется механическая помощь, используются вариативные дыхательные упражнения; применяется поддержка нёба ручным обтуратором.
Он рассчитал последовательность постановки звуков, исходя из степени подъёма мягкого нёба и амплитуды качания мягкого нёба при произношении разных звуков. В тоже время он считал, что какие то звуки у пациентов сохранны, и ставить их не требуется
Следующая методика была московская методика Нелюбовой. В ней имеет место массаж, электростимуляция, физические процессы (глотание, зевание), с помощью упражнений формируется голосодыхательная струя, уделяется внимание слуховому восприятию и развивается различение носового и неносового тембра голоса. В этой методике имеет место постановка артикуляции, а также затормаживание сопутствующих речи мимических движений. Для этого практикуется шёпотное произношение перед зеркалом. Звуки начинают ставить с А, сначала на шёпоте, потом на твёрдой атаке, потом переход к мягкой атаке и особо отрабатываются сочетания с гласным И и согласным Й.
Ленинградский учёный Л.И.Вансовская (1977) предлагает начинать работу со звуков И и Э. При постановке этих гласных переднего ряда воздушная струя сразу фокусируется на кончике языка, а мягкое нёбо больше активируется. Звуки предлагается произносить негромко, с полуулыбкой, напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. Далее становятся другие гласные, затем сложные согласные, а потом – смычные.