Механическая дислалия, её причинная обусловленность и особенности проявления. Комплексная коррекция данной формы дислалии.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Выделяют две основные формы дисл-и: функциональную и механическую (органическую).
Механическая дислалия-нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи.
Симптоматика Среди нарушений произношений часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже р-рь.
Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумлённости согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.
Вторую группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.
При таких анамалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.
Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путём в раннем возрасте.
Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы:
Прогнатия – (дистальный прикус). Верхний зубной ряд заметно выступает вперёд по отношению к нижнему, в связи с чем фронтальные резцы не соприкасаются. Прогения – (мезиальный прикус) нижний зуб-й ряд выступает вперёд. Глубокий прикус – верхние резцы полностью перекрывают нижние резцы или наоборот.
Открытый прикус - частичное отсутствие смыкания между верхним и нижним зубными рядами. М.б. боковой или передний. При открытом перднем прикусе может возникнуть межзубный сигматизм, звуки с, з, ц, сь, зь будут произноситься с расположением кончика языка между зубами зуб-е аном-и могут влиять на недостаточно полноценное произношение зв: в,ф, н, л, р и их мягкие пары. Прямой прикус – верхние фронтальные резцы стоят на нижних не перекрывая их. Сужение челюстей м.б. одно или двух стороннее. Перекрёстный прикус- смещение верхней и нижней челюсти в горизонтальной плоскости. Микрогения – маленькая нижняя челюсть Микрогнотия- маленькая верхняя челюсть. диастема – промежуток между центральными резцами (медиальная), если сбоку - латеральная диастема.
Аномалии строения челюстей часто сочетаются между собой.
Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или приобретёнными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.
При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться функция дыхания (привычка дышать ртом). Важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережёвывании пищи и дыхании у реб-а могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Преобладание дыхания через рот может привести к большему выдвижению вперёд нижней челюсти, может увеличиться масса языка. Отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения – различным сигматизмам, ротацизмам, йотизмам.
Зубные аномалии не всегда приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.
2) вторую значительную по распространённости группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: несоответствие размеров языка и верхней челюсти. Если слишком большой- макроглосия, хар-на для болезни Дауна. Может наблюдаться и при выраженных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты). Микроглоссиямаленький язык хар-н для микроцефалии.часто встречается укороченная подъязычная связка (уздечка).
Встречается раздвоение языка.
При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм.
3) Нёбо. Приобретённые дефекты нёба м.б. травматического происхождения или возникают в результате специфических заболеваний. К числу врождённых дефектов нёба можно отнести несращение срединного шва и малый размер нёбных костей, расщелину мягкого нёба и язычка, субмукозную щель а также укорочение мягкого нёба. По данным литературы, расщелины губы и нёба нередко сочетаются с пороками развития других органов и элементов артикуляционного аппарата.
Губы. Одной из аномалий развития губ может быть несращение верхней губы и в редких случаях – нижней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщелинами нижней челюсти и языка.
Нормальное звукопроизношение при аномалиях языка и зубов свидетельствует о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение.
Особенности работы –1. конс-ция ортодонта, хирурга, проведен. соответствующего лечения. 2. более длит. подготов. период. 3. индивид. подбор компенсаторной артикуляции с опорой на акустич. эффект.4. более длит. период автоматизации.5. при невозможности сформировать звук мы ставим звук заменитель, наиболее близкий к норме.
Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определённой последовательности. В комплекс включаются массаж, артикуляторная гимнастика, постановка зв.
Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти. Начиная с лёгких поглаживаний, постукиваний и разминаний, нужно постепенно переходить к более энергичным движениям с большим охватом радиуса тканей. Поглаживания производятся с постепенным увеличением амплитуды движений, вначале в спокойном состоянии, а затем с противодействием.
Артикуляционная гимнастика делается активно самим больным, а в случае затруднений – пассивно, т.е. с механической помощью.
Наиболее сложным разделом логопедической работы является постановка звуков
Поэтому при исправлении звукопроизношения приходится ставить звуки не обычным путём, а с учётом индивидуальных особенностей строения артикуляторного аппарата. Введение поставленных звуков в речь проводится также, как при функциональной дислалии.
Образование некоторых дефектов строения органов речи можно предупредить, или ослабить, используя педагогические или медицинские приемы. Большое внимание должны уделять воспитатели выявлению и устранению дурных привычек у детей, например сосание пальца, языка, губ, так как в связи с длительным раздражением (давлением) происходит отклонение в развитии зубов и даже челюстей. Постоянное наблюдение, контроль и отвлечение реб-а путём активного участия его в специальных занятиях, играх помогут постепенно отучить его от плохой привычки.
Кроме педагогических приёмов могут оказать помощь врачи стоматологи-ортодонты. В зависимости от показаний врач может использовать, например, несложные технические средства (пластинки, шины) для выправления посадки зубов. Если у реб-а уже имеется дефект в строении артикуляционного аппарата, также необходим комплекс различных мер. Обязательна консультация специалиста - ортодонта. Полезно проводить с реб-м артикул. гимнастику, позволяющую развить подвижность элементов артик-го аппарата.