Методика логопедической работы на разных этапах
Развитие фонематической системы (принадлежит Орфинской). эта система выполняет 3 функции:
1.рече-слуховая дифференц фонем – эта функция осуществляет способность различения фонем по фонематическим признакам. Для гласных – 3 признака, для согласных 5 (вокализация, нозализация, палатолизация. место образования, способ образования); 2.ф.фонематического анализа и синтеза: 2простых – выделение звука в слове, выделение звука из слова (какой звук ты слышишь в слове ШАР); 3сложных – количественный анализ (сколь звуков в слове ШАР), последовательный (порядковый) (назови все звуки по-порядку), позиционный (в каком месте слова находится звук, какой мы обозначили). Анализ дополняется синтезом – составление слова из звуков данных последовательно (Ш-А-Р) или в разбивку (Ш-Р-А). Фонематические представления – предлагается ряд картинок – реб должен выбрать те картинки в названии кот есть определенный звук. 3.смыслоразличительная функция фонем. Квазиомонимы – слова кот различаются только одной фонемой (том – дом), при этом имеют разный смысл.
1.Формирование фонематической системы –начало – мы обучаем выделять звук (фонему) в звуковом ряду, для этого дается задание: слушай звук, когда услышишь звук Ш, то подними букву. Затем учим выделять звук в слогах (даем слоги с буквой Ш и без Ш). Когда это усвоено – звуки в словах, во фразах, текстах (если нужно). Затем все это с другой фонемой. Потом – приступаем к слуховой дифференциации фонем. Реб даем 2буквы (пр С и Ш), слушай звуки, когда услышишь звук С подними букву С. дифференциация в звуков ряду- в слогах – во фразах – в тексте.
Сложные формы фонематического анализа – начинаем с позиционного, т.е.мы дали задание слушай слова, если есть буква Ш, то покажи букву. Мы вывешиваем разные слова и показываем, что буква Ш может располагаться в разных частях слова. Постепенно переходим к последовательному и количественному. С первых занятий нужно параллельно формировать эти пространственно временные понятия. Игра с паровозиком. Рассмотреть паровозик, сформировать идею, что есть начало, конец и середина. Демонстрируем – на станцию прибывает 1 вагон (во времени первый), а последний во времени последний. Постоянно манипулировать словами начало, конец. Затем позиционный анализ – количественному и последовательному – составление схем слогов: КОТ – Зв обозначаются кружками, сначала не цветными, затем говорим, что некоторые звуки пропеваются (О – красный кружок), а звуки которые не тянутся обозначаем синим. Но есть согласные, кот тоже поются (М,Ж). Нужно сказать, что гласные без преграды, а согласные с преградой. С помощью этих подсказок реб м.считать звуки, а затем и представлять звуки. Т.о.реб овладевает фонематическим анализом. Процесс дифференциации звуков в словах тесно сливается с формированием и коррекцией фонематических представлений.
2.Развитие фонетической системы– включает просодические компоненты речи (мелодика речи) – темп, ритм, ударение. Необходима отработка просодических компонентов. У реб надо развивать темпо-ритмическое чувство – реб предлагают прослушать какой-то ритмический рисунок, затем воспроизвести (стук ладонью). М.усложнять эти рисунки, а если проблемы, то реб все равно обучается с использованием разнообразных внешних опор (м.б.графический рисунок или счетные палочки). Нарушения темпо-ритмич чувства м.возникать у детей с подкорковыми нарушениями, но если сохранна кора, реб овладевает счетом. Графический счет – прослушать ритмический рисунок, затем с помощью палочек выложить этот рис или нарисовать его в том же ритме, далее глядя на этот рис прохлопать. После освоения – задание на воспроизведение простых слогов в заданном темпо-ритме (определенная скорость и темп). Далее переходят к воспроизведению слов в определенном темпо-ритме, рядов слов, словосочетаний. На уровне слова приобретает работа над интонацией.
Формирование звукопроизношения – звуки нужно ставить в последовательности сзади вперед, т.е.сообразно физиологии образования звука. В первую очередь мы должны отработать дыхание – нужно поставить диафрагмальное дыхание, нужно обучить реб произвольно управлять направлениям воздушной струи, т.е.сознательно по заданию направлять воздушную струю в нос или в рот. Зажать нос – выдох и вдох ч\з рот, зажать рот – выдох и вдох ч\з нос, вдох ч\з рот, выдох ч\з нос и наоборот. Прорабатываем направление воздушной струи и ощущение воздушной струи в ротовой полости в разных отделах. При подаче воздушной струи на губы не должны раздуваться щеки. Важно выработать ощущение воздушной струи на кончике языка (т.к.большинство звуков переднее-язычные) – руку под подбородок и подуть на руку, высунув ззык, щеки не раздуваются, или положить язык на в\губу и подуть на кончик носа. Упражнения делать пока у реб не сформировалось ощущение этой струи. В дыхании нужно выработать достаточный объем выдыхаемой струи (дуть игрушки). Способ подачи плавно или толчком. В плавном вырабатывается длительность (дутье на палец приближая, удаляя) – для щелевых звуков. Толчковая подача воздуха (задуть свечи). При проведении дыхательных упр грудн кл д.б.свободной и ровной, упр проводят стоя, лежа на спине или на боку, сидя. Формирование голоса – голосовые упр присоединяют к дыхательным, необходимо контролировать чтобы звук шел легко, свободно, на мягкой голосовой атаке. Дополнительные упр на изменение силы голоса, изменение высоты звука (подъем на лифте-голосом). После отработки голосо-дыхат струи – формирование элемнтов артикуляции в последовательности сзади вперед (коррекц языка, затем губы).
Формирование звукопроизношения м.б.представлено поэтапно:
подготовительный – развитие фонематической системы, формирование дыхания, голоса и развитие артикуляционной моторики по средствам артикуляционных урп. Хватцев предлагал общие и специальные упр. Общие – раскрывание рта, удерживание рта раскрытым, сочетаются с постановкой дыхания и выработкой темпа-ритмических структур. Специальные – направлены на выработку определенных артикуляционных позиций. Артикуляционные упр проводятся в определенном темпоритме, в процессе упр необходимо не только отрабатывать качество движений, но нормализовать саливацию. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – включает 3 подэтапа: постановка, автоматизация, дифференциация. Постановка м.осуществлятся разными способами: 1.метод артикуляционных упр (все методы артикуляции отрабатываются и соединяются воедино), 2. механический метод – использование инструментов, рук логопеда или реб для создания нужной артикуляции, 3.метод показа – сам логопед, на фото, артикуляционный профиль, м.б.муляжи, 4.метод опоры на сохранные звуки – все звуки речи м.поставить ч\з другие звуки. В современной прктике все методы чаще всего сочетаются.
После того как звук поставлен, он подлежит автоматизации – сначала в слогах (щелевые в прямых слогах, смычные и аффрикаты в обратных закрытых). Игровые приемы для повтора слогов (автоматизации) в чистоговорках (сы-сы-сы-сын). Затем автоматизация в словах, далее во фразах. Когда звук автоматизирован, если он смешан с к-нибудь звуком, то мы переходим к дифференциации (слоги-слова-фразы).
3.Формирование коммуникативных умений и навыков – выработанные произносительные навыки включаем в различные ситуации общения. Для этого мы моделируем различные ситуации в играх с использованием соответствующего материала. На этом этапе рекомендуют окружающим реб. включится в процесс автоматизации.