Основные закономерности развития лексико-грамматического строя речи в нормальном онтогенезе.
Речь каждого ребенка усваивается в индивидуальном опыте жизни. По мере созревания мозговых структур дети начинают овладевать речью по подражанию. В ходе реч. развития выдел. 2 этапа- 1. Подготовительный (от рождения до 1,5 лет) В 2 мес. гуление, в 6 мес. лепет, в 12 мес. появление слов, 1,5 г. появление фраз. В этот п-од развив-ся внимание к речи и зачатки ее понимания, потребность в речевом общении. 2 период Собственно- речевого развития от 1,5 до 7 лет. Происходит развитие импрессивной речи (восприятие и понимание), развит. экспрессивной речи (становление звукопроизношения, овладение словарем, овладение граматич. строем, развитие связной речи.) Овладение словарным запасом начин-ся на 2 г. жизни. Первые слова носят обобщенный характер. Затем реб-к замечает окончания слов. Словарн. запас растет в колич. и кач. направлении. Первыми появл-ся сущ-ные, затем глаголы, наречия, прилагательные. После 2 лет предлоги. С 3,5 - 4 лет обобщающие слова. В 5-6 лет родовые понятия. Овладение граматич. строем речи нач-ся на втором году жизни при овладении фразовой речью. Система словоизменения усв-ся к 4 годам, словообразования к 7 годам. Связная речь к 4 годам.
По данным Е. А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год —9 слов, 1 год 6мес. — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес.— 1110 слов, 4 года — 1926 слов. Существительные появляются в речи в числе первых слов и некоторое время употребляются в неизменяемом виде.
По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0.9% междометий и частиц.
При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он растет как в количественном, так и в качественном отношении, например, в возрасте 3—4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями и словами с противоположными значениями, словами-синонимами.
Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навыки словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.
Дошкольники в 5—6 лет свободно выполняют, упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).
Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.
При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном надежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).
Можно отметить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
2 года —2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица: (дай Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный надеж со значением места—предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес.—2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами: у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогами с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
3 года — 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата).
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3—4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, с, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.