Логопедия как наука. Предмет. Объект, цель, задачи. Методология научных исследований в логопедии.
Логопедия – «логос» слово, «падиа» воспитываю. Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального назначения и воспитания. Предмет логопедии – нарушение речи, и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речевой деятельности. Объект исследования – состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц расстройствами речевой деятельности. Структура логопедии – логопедия дошкольников, школьников, подростков, взрослых. Цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а так же система предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии:
· Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений;
· Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи;
· Выявление динамики, спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи, а так же влияние нарушений речи на развитие их личности, психики, поведения и на различные виды деятельности;
· Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии;
· Выяснение этиологии, механизмов и структуры речевых нарушений;
· Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;
· Систематизация речевых расстройств;
· Разработка принципов, методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств;
· Разработка вопросов организации логопедической помощи и преемственность логопедической работы дошкольных и школьных учреждений;
· Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений;
· Разработка ТСО, внедрение в работу компьютерных технологий и лабораторно-экспериментального оборудования;
· Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии;
· Унификация (приведение к одному знаменателю логопедических понятий) категориального аппарата.
Для решения этих задач необходимо:
1.Использование межпредметных связей и привлечение различных специалистов.
2.Обеспечение взаимосвязи теории и практики, для более быстрого внедрения в практику новых достижений.
3.Распространение логопедических знаний среди населения.
Связь логопедии с другими науками:
· Внутрисистемные – общая педагогика, возрастная педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, с методиками обучения других предметов.
· Межсистемные – науки медико-биологического цикла (отоларингология, психопатология, невропатология, нейропсихология, педиатрия и т.д.), науки лингвистического цикла (лингвистика, психолингвистика), психологические науки (общая, возрастная, специальная психология, психодиагностика).
Методы логопедии:
1.Организационные: сравнительный, лонгитюдиальный (изучение в динамике), комплексный.
2.Эмпирические: метод наблюдения, метод эксперимента, психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью и т.д.), биографический метод (сбор и анализ анамнеза).
3.Количественный и качественный анализ результатов: метод математической статистики.
4.Интерпретационные: позволяют выявить связь между частями и целым, функцией и личностью и т.д.
Широко используются технические средства.
Принципы и методы логопедии как науки:
1.Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
2.Деятельностного подхода (учитывать тип деятельности в зависимости от возраста);
3.Системности (опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, где структурные компоненты находятся в тесной взаимосвязи). Входит звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь,
4. Комплексного подхода – диагностика и коррекция нарушений речи должна быть медико-педагогической.
5.Развития – анализ процесса возникновения дефекта и учет зоны ближайшего и актуального развития.
6.Онтогенетический – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия, с учетом появления форм и функций речи, а также видов деятельности в нормальном онтогенезе.
7.Этиопатогенетический – принцип учета причин и механизмов речевых нарушений.
8.Учета симптоматики нарушений и структуры дефекта – выделение ведущих расстройств, а также соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
9.Обходного пути – предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена (компенсация).
10.Общепедагогические принципы: наглядности, доступности, сознательности, активности, научности знаний, прочности знаний, воспитывающий характер обучения, систематичности и последовательности, индивидуального подхода.
Принципы логопедической работы – это общие сходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Большое значение общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Специальные принципы:
1). Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
2). Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.
3) Комплексность - расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.
4). Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
5). Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
6). Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
7). Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.
8). Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).
9). Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.
Метод обучения – Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.
1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.
2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.
3. пересказ– краткий, выборочный, развернутый;
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.
А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.
Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.
В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
2. игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указанием, вопросами (игры в «магазин», «врача»).
3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.