Организация логопедической помощи в России.
Учреждения по линии здравоохранения – 1)педиатрическая служба. Родители м.получить консультацию по речевому развитию детей до 2-х лет. После 2-х лет направляются к логопеду. 2)логопедический каб.детск.пол-ки явл.основным звеном логопедической помощи в системе здравоохр. В каб.оказывается логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи.
Задачи лого каб.: 1.консульт.-диагност.работа и отбор детей для лечения в кааб; 2.проведение индивидуальных и подгрупповых логопедич.занятий; 3.привлечение родственников бол-го к участию в выполнении логопедич.заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.
В своей работе логопед детск.пол-ки руководствуется нормативно правовыми документами: 1.положение о кааб.логопеда детск.пол-ки (что должно быть в каб.), 2.должностная инструкция, 3.закон РФ об образовании, 4.приказы (12шт), конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 (определенные статьи), 5.методическое руководство логопедического каб. детск.пол-ки осуществляется главным внештатным логопедом города, организации методического отделения местного управления здравоохранения. Оснащение каб.:зеркало настольное, настенное 70×100. лампа д\света, компьютер, телефон, диктофон, магнитофон, набор зондов, шпателей, банка стеклянная для чистых зондов и шпателей, банка стекл.для использованных зондов, банка стекл.с раствором «Веркона» 2%-6мин, спирт 70º, ножницы прямые, ватные шарики, стакан для ватных шариков, банка с 0,6%р-ом гипохлорита для использованных шариков, ведро педальное, мыло, полотенце для рук, стол логопеда, стол для индивидуальных логопедич.занятий, шкаф книжный, шкаф для одежды, тумбочка д\инструментов и предметов ухода+аптечка, тумбочка д\логопедич.документации, кресло, стул полумягкий. Дидактический материал:игрушки – животные, птицы, транспорт, куклы в одежде, мячики, мебель, муляжи овощей, фруктов, мозаика, пазлы, кубики, свистульки, картинки – предметные, действенные, картинки на автоматизацию звуков, сюжетные картинки, набор картинок с Лексико-грамматическими названиями, мелкие разборные игрушки, трафареты, пирамидка с 10-ю кольцами, касса букв и слогов, счетный материал, карандаши простые, цветные, фломастеры, пластилин, бумага белая, цветная, альбом для рисования, клей, папки с речевым материалом, книги детские, логопедические, альбом для логопедического обследования и психолого-педагогического обследования.
В кабинете ведется учетная и отчетная документация:1)перспективный план работы лог.каб.на год. Отражается: лечебная работа, профилактическая, консультативная работа, просветительская работа, повышение квалификации; 2)списки детей посещающих логопедические занятия; 3)речевые карты; 4)журнал посещаемости индивидуальных логопедич.занятий; 5)журнал первичного приема (дата приема, ФИО реб, адрес, посещает или нет дошкольн.учрежд., ФИО родит.и место их работы, жалобы, речевые заключения, код речевого нарушения по МКБ, консультации которые мы назначаем); 6)журнал регистрации консульт.узких специалистов; 7)бланки напр.к узким специалистам и на МПК; 8)годовые отчеты; 9)журнал учета лек.ср-в полученных у ст.м\с; 10)журнал регистрации платных услуг (без гражданства, полиса); 11)папка с лекциями для родителей; 12)папка с конспектами выступлений на врачебных планерках; 13)информация о графике работы.
Логопед д\пол-ки проводит диагностическое обследование бол-х с нарушениями речи и составляет индивидуальную программу лечебно-коррекционных мероприятий. Прием первичных бол-х проводится 4 дня в нед в специально отведенное время по предварительной записи. На прием направляют педиатры, ЛОР, невропатологи, психиатры, логопеды дошк.учрежд., школьные логопеды, сами родители. После подробного ознакомления с анамнезом реб и его речью, данными врачебного обследования, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости логопедических занятий. Если реб не нуждается в спец занятиях необходимо проконсультировать родит как работать с реб дома. В случае отсутствия места реб следует записать на очередь. Все дети обратившиеся за логопедич.помощью регистрируются в журнале первичного приема. На детей, приступивших к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит речевые карты, где записывает анамнез, результат логопедич.обследования, речевой диагноз, намеченный лечебно-коррекц план и динамика продвижения. Для обеспечения комплексного лечения логопед организует консультации узких специалистов (в пр 311 все написано). С детьми страдающими тяжелыми расстройствами речи проводятся только индивидуальные занятия 20-30мин, 2-3р в нед, в зависимости от тяж.дефекта и от возможностей родителей. В зависимости от тяжести и структуры речевого дефекта логопед осуществляет различные виды коррекционной работы: артикуляционная гимнастика, логоп.массаж, дыхательная гимнастика, работа над речевым дыханием, дифференцированный ротовой и носовой выдох, рабату над активизацией небно-глоточного смыкания и движ.н\челюсти, развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук (пальчиковые игры), развитие фонематического слуха и восприятия, постановка и автоматизация звуков, обогащение и уточнение словаря, усовершенствование Зв-слоговой структуры слов, Лексико-гр упр, усовершенствование понимания речи (пословицы и поговорки), работа над фразой и развитие связной речи, работа по обучению элементарной грамотности, развитие оптико-пространственных и временных понятий и ориентаций, развитие внимания, памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, работа по развитию тактильных и кинестетических ощущений, вокальные и голосовые упр, развитие интонационной выразительности, работа над дикцией, коррекция эмоц-волев сферы.
Логопел д\пол-ки проводит беседы по различным вопросам логопедии для мед.персонала пол-ки и родит. В конце календарного года логопед представляет з\о д\пол-ки и ст.логопеду управл. здравоохр.отчет о работе. Кроме этого составляет пояснительную записку с анализом проведенной работы за истекший год.
Логопедический каб.взрослой пол-ки –с дислалией, заик, дизартр, ринолал, афазией. Кроме амбулаторного приема логопед взросл.пол-ки обязан посещать б-х с афазией на дому (1раз в нед).
В неврологическом отд.б-ц –оказывают помощь детям и взрослым: невропатолог, логопед-афазиолог, нейропсихолог. Лечат: заик, алалию, дизартр, афазию. Курс лечения от 1 до 3 мес, иногда до 2-х лет с интервалами. Проводят фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Назначается лекарственная терапия, лечебн.физ-ра, массаж, ФТО.
Логопедич.пом. по линии соц.обеспечения - детские дома санаторного типа, ясли, детские санатории и пансионаты с круглосуточным прибыванием.
Логопедич.пом.по линии образования – оказывается детям и подросткам в дошк и школьн общеобразовательных и специальных учреждениях. 1.логопедические сады – принимаются дети с тяж реч патологией, 2.речевые гр в массовых д\с – группы для детей с ОНР, ФФНР, заикание на 1,2г.
Противопоказания к зачислению в речевую группу: снижение слуха, эпилептические припадки, УО, психические растр-ва, нарушение опорно-двигательного апп. Не принимаются дети имеющие противопоказания к зачислению в массовый д\с, дети инвалиды не обслуживающие себя. 3.логопункты при массовых д\с. Принимаются дети с легкими деф речи (дислалия), максимум 25 детей. 4.логопедич.каб.в массовой школе. Учебная нагрузка 20ч в нед. С 1 по 15 сент логопед организовывает диагностическое обследование уч-ся и комплектует логопедические группы, затем составляется расписание занятий, в часы свободные от уроков. Продолжительность групп. занятий 40мин, индивидуальных – 20. Групп занятия проводятся не менее 3-х р в нед у детей с заиканием и недоразвитием речи. Не менее 2-х р в нед – ФФНР или фонетическое недоразвитие речи. Не менее 1-го р в нед – с фонетическим дефектом (дислалия).
Документация на логопункте:список уч-ся с недостатками речи, журнал обследования устной и письменной речи, журнал посещения групповых и индивидуальных занятий, речевые карты, годовой методический план работы, перспективный план работы, поурочный план на каждую группу, конспекты логопедических занятий, рабочие тетради обучающихся, паспорт логопед.каб (картотека, оборудование, наглядность), годовой отчет (в конце учебного года). 5.Логопедический каб.при спец.школах – УО, ЗПР, глухие, слабослыш, слепые. слабовид. В задаци логопеда входит обследование (в первые 2 нед сентября) и отбор детей в логопедич гр., проведение коррекц.раб, общее развитие речи, формирование прадпосылок к усвоению грамоте, программа по русскому яз и др.предметам, ведение документации: речевые карты, журнал учета детей с реч деф, журнал учета посещения занятий, годовой план работы, перспективный план работы, фронт, подгр, индив занятия, поурочные планы, годовой отчет. 6.школы 5вида (с ТНР) – имеют 2 отделения. 1отд – дети с ОНР тяж степени (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, дети с ОНР сопровожд.заик.легкой ст.тяж), 2 – дети с заиканием тяжелой степени выраженности без недоразвития речи. В составе 1 и 2 отд. комплектуются классы из воспитанников имеющих однородный дефект речи. Обязательно учитывается уровень речевого развития. Предельная наполняемость кл – 12чел. В этой школе осуществл.образоват.процесс по двум ступеням общего образования. В 1-м отд.1-я ступень: начальное общее образование 4-5лет, 2-я – основное общее образование 6лет. 2-е отд: 1-я ступень – начальное общее образование 4года, 2-я – основное общее образование 6лет. На 1-й ступени общего образования обеспечивается коррекция различных речевых дефектов (нарушение звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, устных аграматизмов, дисграфия, дислексия). приобретаются навыки фонетически, граматически правильной разговорной речи. На 2-й ступени – развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной речи. Логопед сочетает фронтальные и индивидуальные формы работы. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей и на основании заключения ПМПК переводятся в общеобразовательные учреждения.7. речевые классы в массовой школе. 8.ПМПК (комиссии) – городские, краевые и областные. Проводит заседание по отбору детей дошкольного и школьн возраста в спец коррекц учреждения. Оказывает диагностическую и консультативную помощь детям с 3-х и до 18лет. Областные ПМПК – оказывают организационную, консультативную и метадическую помощь городским ПМПК. Состав – психиатр, невропатолог, олигофренопедаг, психолог, логопед, социальный работник с юридическим образованием (дополнительно), ЛОР, окулист, хирург-ортопед, нейрофизиолог, м\с. Дети обслуживаются в помещении консультации и на выездных приемах. В случае тяж.инвалидности комиссия –на дом. Освидетельствование детей на ПМПК осуществл.только с согласия родителей в их обязательном присутствии. Документация на ПМПК: -направления выписывает логопед, психолог, невролог, -выписка из истории развития реб подписанная гл. врачом пол-ки с заключением логопеда, психоневролога, ЛОР, окулиста, при необходимости ортопеда и педиатра. Иногда предоставляется карта, -хар-ка от воспитателя или класн.руков, -рисунки реб или ученические тетради.