Секреты здорового питания. Учитель начальных классов
Учитель начальных классов
Г.Борисоглебск, Воронежской области
Год
"Секреты здорового питания".
Цель:создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;
- развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
-убедить учащихся в необходимости и важности соблюдения режима питания;
- обобщить имеющиеся знания о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни;
- учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания и составлять правильный режим питания.
Оборудование:
- компьютер, проектор, электронная презентация;
- интерактивная доска;
- ширма и куклы для сценки «Разговор овощей»;
- магнитная доска;
- наглядные пособия и детские рисунки на тему: «Здоровое питание»;
- муляжи продуктов на подносах (зерновые, молочные, мясные продукты, фрукты, овощи, сладости);
- листок исследований и ручка у каждой группы (для выполнения заданий) .
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.
2. Полученные знания помогут детям ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
3. Учащиеся смогут оценивать и составлять свой режим питания.
4. Школьники получат дополнительные знания в области истории, литературы, что будет способствовать расширению их общего кругозора.
5. Учащиеся приобретут навыки взаимодействия со сверстниками при работе в группах.
Методы:
1.Словесный, репродуктивный, беседа. 2. Наглядный, проблемно-поисковый.
3. Практический.
4. Игровой. 5. Метод применения ИКТ.
Форма организации:
Общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
-Ребята, я рада видеть вас в прекрасном настроении и очень хочу поскорее начать работу с вами. Все ли готовы?
- Что на свете дороже всего?
Правильно - здоровье.
Тогда начнем наш классный час.
Древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». С этим нельзя не согласиться.
-Сейчас вы посмотрите инсценировку «Юля плохо кушает». Внимательно послушайте и постарайтесь ответить какова тема нашего классного часа. (Инсценировка стихотворения)
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд.
Юля прикрывает рот.
- Супик?
- Нет.
- Котлетку?
- Нет!
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Не хочу, мамулечка!
- Сделай, доченька, глоточек.
Проглоти еще кусочек.
Пожалей нас, Юлечка
- Не могу, мамулечка.
Мама Юлина в слезах,
Тает Юля на глазах.
Появился детский врач -
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она
Совершенно не больна.
А тебе скажу, девица,
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться, песни петь и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
-Назовите тему нашего классного часа. (Правильное питание)
- Что же могло случиться с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть?
- Сегодня наш доктор встретился еще с одним пациентом.
– Здравствуй, Егорушка!
– Привет!
– Что грустишь, ты, дай ответ?
– Я обкушался конфет!
А ещё было печенье,
Торт и множество варенья:
Очень вкусным был обед.
А теперь я очень плох…
Ох, зачем я ел пирог?
– Где же ты сегодня был?
–Миша в гости пригласил.
Отказать ему не смог
Ох! Зачем я ел пирог?
– Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!
– Чтобы сесть, нужна кровать!
А до дома не достать.
– Кто б за парту сесть помог…
Ох! Зачем я ел пирог?
-Ты, Егорка, не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всём ты виноват:
Ел и ел ты всё подряд!
- Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Одним из главных условий здоровья является правильное питание. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
Сегодня мы раскроем с вами секреты здорового питания.
За многие годы были сформулированы три основных правила в питании: своевременность, разнообразие, умеренность.
Секрет первый - «Умеренность».
Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь?
- Приблизительно 50 тонн - целый товарный вагон.
Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать. Поэтому так болел живот у нашего Егорушки.
Секрет второй – «Своевременность»
– Для поддержания здоровья каждому человеку необходимо соблюдать режим питания.
Нарушение режима питания отрицательно сказывается на здоровье человека. Оно проявляется в том, что некоторые люди принимают пищу вместо четырех – пяти раз только два раза в день. А это неправильно. Во время ужина съедают до 65% от всей пищи, положенной на день. А ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед, и лишь 20% должны принадлежать ужину.
Так каким должен быть режим питания?
Завтрак.То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым, поэтому утром надо обязательно есть кашу.
Обед – второй или третий прием пищи в день. Как правило, на обед подается горячая и жидкая пища. Чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровым, нужно обязательно есть суп. Суп улучшает пищеварение и дальнейшее усвоение пищи.
Полдник: можно есть булочки, фрукты, пить молоко.
Ужин – последний приём пищи, обычно после приготовления уроков. Чтобы хорошо спать ночью, на ужин лучше есть легкую пищу: запеканки, творог, омлет, овощные блюда, фрукты. А перед сном, главное, не наедаться, а лучше выпить стакан кефира или йогурта. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.
Секрет третий - «Разнообразие».
А теперь мы построим пирамиду здорового питания.(Дети работают в группах. На столах у каждой группы подносы с разнообразными продуктами. В ходе работы, они выкладывают продукты в виде пирамиды на столе)
Это пищевая пирамида показывает, каким должно быть здоровое и правильное питание. Хотите выстроить ее для себя?
Первый ряд - самый большой слой пирамиды представляет собой зерновой сектор. Многие считают, что основным источником витаминов являются овощи и фрукты. Но это не совсем так. Цельнозерновые продукты составляют основание пищевой пирамиды. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? Стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные русские блюда, как каши с различными добавками: грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.
Второй ряд - слой второй и третий- овощной и фруктовый. Овощей и фруктов в дневном рационе должно быть много.
А сейчас вы посмотрите небольшую сценку «Разговор овощей». Скажите, в каких овощах особенно много витаминов, какие овощи, растущие на наших огородах богаты полезными витаминами, а поэтому полезны для здоровья. (Пока артисты готовятся, рассказать о том, что важно включать в свой рацион овощи и фрукты разных цветов).
Автор
О чем же мечтает зеленая грядка?
Для нас, для людей, это тайна, загадка.
Я вам расскажу эту странную тайну.
Ее я услышал на грядке случайно.
- Капуста сказала:
Капуста
-«Мечтаю я в щи.
Таких ведь, как я, ты пойди – поищи.
Я знаю, что щи без меня невозможны.
Прожить без капусты очень сложно.
Автор
- Ворчал недовольно большой помидор:
Томат
- «Какой вы, сударыня, мелете вздор?
Прожить без капусты – да сущий пустяк!
А вот без меня – это точно, - никак.
Мечтаю попасть я в осенний салат.
Автор
Сказал темно-бурый ворчливый томат.
- Морковка – хвастушка с подружкой петрушкой
смеялись над ними (ведь вот хохотушки).
Морковь
«Без вас обойдется народ, господа!
Без корнеплодов – увы – никогда».
Автор
- Бессмысленный спор прекратила картошка.
Картофель
«Друзья! Прекратите! Остыньте немножко!
Мы все человеку важны – это факт».
Капуста, морковка, петрушка, томат.
Ведь в нас витамины, полезный белок.
На стол к человеку мы явимся в срок.
Поверьте, что сбудутся наши мечты,
и мы попадем в свой черед в животы».
Автор
Такой разговор я услышал на грядке
И понял, что будем мы в полном порядке.
Ведь овощи сами на кухню хотят,
Чтоб взрослых кормить и веселых ребят.
Доктор:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
- Какой вывод мы можем сделать для себя, посмотрев эту сценку? (Дети говорят о том, что овощи очень богаты витаминами и в них есть растительный белок, который легко усваивается).
Четвертымявляетсямясной слой, это означает, что в вашем меню обязательно должны присутствовать нежирные сорта мяса, птица, рыба. Блюда из свежей рыбы можно заменить консервированной, это может быть тунец или лосось в собственном соку. В мясе содержится железо, которое требуется каждому человеку. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно!
Пятый слой является молочным, кисломолочные продукты помогут поддержать иммунитет. В них содержатся живые бактерии необходимые для правильной работы кишечника. Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е.
От него здоровье, сила, и румяность щек всегда,
Белое, а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)
Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и образуется, очень полезный продут для желудка - это….(простокваша)
Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, который помогает нашему скелету - это (творог)
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко,
то получится …(ряженка)
А вот потребление продуктов, содержащих много животных жиров, таких, как: мороженое, майонез, жирные соусы - старайтесь ограничивать.
Шестой слой считается жиросодержащим, но не жирным.
В этот сектор входят жиросодержащие продукты, к которым относятся орехи, животные и растительные масла, очень полезные для сердца. В эту же группу входит и сливочное масло, но его потребление должно быть ограниченным. Следует также помнить о том, что все перечисленные элементы пирамиды должны составлять ваш ежедневный пищевой рацион.
- Давайте спросим у доктора, какие продукты можно назвать здоровой пищей?
Доктор:
-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным ( рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
Игра“Что разрушает здоровье, что укрепляет?”
Перед вами продукты. (Работа на интерактивной доске) Рыба, пепси-кола, кефир, морковь, чипсы, торты, геркулес, шоколадные конфеты, творог, копчёная колбаса, яблоки, апельсины, «Сникерсы» и др..
– Распределите их в две группы: полезные и неполезные.
Учитель. Питаться нужно разнообразной пищей. Меньше есть всевозможных сладостей, а больше овощей и фруктов. И к тому же очень полезны овощи и фрукты в сыром виде, т.к. в них больше витаминов и микроэлементов, так необходимых нашему организму.
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Вам, мальчишки и девчонки
Приготовили стихи
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад.
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Навсегда запомните,
Добрые друзья,
Утром, не позавтракав
В класс идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
День к закату движется
Вы идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали?
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что - нет.
-Теперь давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили и постараемся выполнить задания в группах.
Работа в группах
1.Составляем меню для Юли.
2. Составляем меню для Егора.
3. Исправляем ошибки в правилах питания.
4. Выбираем полезные и вредные продукты.
Выбираем представителя, который будет вашу работу защищать. На задание 2 минуты.
( У детей на парте лист исследования).
По одному представителю у доски защищают свою работу.
Делаем вывод:
Какие правила питания нужно соблюдать, чтобы оставаться всегда здоровым?
Секреты здорового питания.
· Питаться нужно регулярно, соблюдая режим.
· Пищу необходимо тщательно пережевывать.
· Во время приема пищи нельзя заниматься посторонними делами (читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать).
· Пища должна быть свежей, правильно приготовленной.
· Главное – не переедайте!
· Больше ешьте зелени, овощей и фруктов.
· Не злоупотребляйте сладостями.
· Ужинайте за 2 часа до сна.
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система. (Все участники в конце мероприятия получают правила «Секреты здорового питания»)
Литература:
Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 1995.
Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М., 2003.
Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» - М., Просвщение, 2001.
(Приложение 1)
Всё ли верно в этих советах?
Исправь ошибки.
§ Старайся питаться однообразной пищей.
§ Больше ешь булочек, сладостей.
§ Гораздо вреднее овощи и фрукты.
§ Утром, никогда не завтракай.
§ Ужинай за две минуты до сна, лучше прямо в постели.
(Приложение 2)
Меню для Егора:
(Обведите карандашом номера продуктов, которые выбрали)
1. | Каша манная | 7. | Суп гороховый | 13. | Макароны |
2. | Гречка | 8. | Щи | 14. | Творог |
3. | Кефир | 9. | Шоколадные конфеты | 15. | Молоко |
4. | Хлеб | 10. | Кола | 16. | Ход-дог |
5. | Картофель | 11. | Чай с шиповником | 17. | Чипсы |
6. | Торт | 12. | Мясо | 18. | Яблоки |
Меню: (запишите, что выбрали)
1________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4._________________________________________________________
(Приложение 3)
Меню для Юли:
(Обведите карандашом номера продуктов, которые выбрали)
1. | Каша манная | 7. | Суп гороховый | 13. | Макароны |
2. | Гречка | 8. | Щи | 14. | Творог |
3. | Кефир | 9. | Шоколадные конфеты | 15. | Молоко |
4. | Хлеб | 10. | Кола | 16. | Ход-дог |
5. | Картофель | 11. | Чай с шиповником | 17. | Чипсы |
6. | Торт | 12. | Мясо | 18. | Яблоки |
Меню: (запишите, что выбрали)
1._________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.____
__________________
(Приложение 4)
Обведи полезные продукты и вычеркни вредные:
¢ Гречневая каша | ¢ Торт | ¢ Орехи |
¢ Рыба | ¢ Чеснок | ¢ Мясо |
¢ Яблоки | ¢ Жареная картошка | ¢ Йогурт |
¢ Газировка | ¢ Овсяная каша | ¢ Салаты |
¢ Кока-Кола | ¢ Жвачка | ¢ Хлеб |
¢ Компот | ¢ Чипсы | ¢ Пирожное |
¢ Морковь | ¢ Кефир | ¢ Лапша Доширак |
¢ Чупа-чупс | ¢ Огурцы | ¢ Яйца |
¢ Помидоры | ¢ Молоко | ¢ Сыр |
¢ Беляши, пирожки жареные | ¢ Манная каша | ¢ Колбаса (сосиски) |
¢ Киндер-сюрприз | ¢ Творог | ¢ Шоколад |
(Приложение 5)