Постановка диагноза сложных механизмов.

Постановка диагноза простых механизмов, техническое состояние которых определяется величиной одного диагностического параметра, не составляет труда и сводится только лишь к сравнению измеренной величины параметра с его нормативным значением.

Постановка диагноза сложных механизмов автомобиля, когда приходится пользоваться несколькими параметрами, существенно осложняется. Дело в том, что каждый диагностический параметр может быть связан с несколькими структурными параметрами и наоборот. Поэтому задачей постановки диагноза по многим диагностическим параметрам является раскрытие множественных связей между структурными Х1, Х2 …Хn и диагностическими S1, S2,… Sn параметрами.

Аналитическую связь между структурными и диагностическими параметрами можно заменить в общем солучае следующей системой уравнений:

Указанная система обычно является системой логических уравнений, записанной с помощью булевых функций. К булевым функциям относятся логичческие функции И, НЕ, ИЛИ или тоже самое логическое умножение, обращение и сложение.

Очень часто при постановке диагноза сложного механизма используют диагностические матрицы. Диагностическая матрица представляет собой двузначную логическую модель, опсывающая связи между структурными и диагностическими параметрами, достигшими допустимой величины.

Горизонтальные ряды матрицы соответствуют применяемым диагностическим параметрам. Вертикальные ряды соответствуют неисправности объекта, т.е. его структурным параметрам, достигшим допустимой величиы. В местах пересечения строк и столбцов может быть значение «0» или «1». Единица обозначает, что при данной неисправности наблюдается превышение данным диагностического параметра своего допустимого значения. Нуль свидетельствует об обратном.

  Х1 Х2 Х3 Х4 Х5
S1
S2
S3
S4
S5

Полученную систему булевых функций закладывают в основу логического устройства для постановки диагноза на основе соответствующих микросхем. Однако, как показывает практика, не во всех случаях постановка диагноза может быть осуществлена с помощью диагностической матрицы. Например, когда диагностических параметров мало, направлений много, и сильное пересечение классов состояний.

В этом случае, для постановки диагноза используют методы распознавания образов.

Наиболее часто используют два метода:

- метод постановки диагноза по расстоянию между измеренными значениями параметра и координатам центров классов состояний объектов.

- Метод оценки технического состояния по включению измеренного значения параметра в соответствующую область пространства диагностических параметров.

Для первого метода считают, что для одной неисправности, значения S1 и S2 (диагностические параметры) группируются вокруг одного какого-либо значения (при одной неисправности вокруг А1, при другой – А2, при исправном состоянии – А3). После измерения S1 и S2 объекта определяют расстояние R, и относят его к ближайшей области.

Ai(S1i, S2i)

Для второго метода вся область значений параметров разделяются на несколько областей, при этом каждая из областей представляет собой класс технического состояния.

Если взять зависимость давления на тормозной педали S1 и хода тормозной педали S2, то всю область значений параметров можно разбить на пять областей:

0 – исправные тормоза;

1 – малый зазор между накладкой и тормозным барабаном;

2 - загрязнение тормозных накладок;

3 – наличие воздуха в приводе;

4 – увеличен свободный ход тормозной педали.

       
 
   
S2
 

Наши рекомендации