Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой области

Эстетические нарушения лица у ребенка могут быть следствием многих забо­леваний. Обычно дефекты и деформации условно делят на три степени:

1-я степень — быстроликвидпрующиеся деформации без функциональных на­рушений. Причиной их являются чаще всего воспалительные процессы мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области — абсцессы, флегмоны, фурункулы, карбункулы, лимфадениты; одонтогенные периоститы, острые остеомиелиты че­люстей; опухоли мягких тканей, незначительные травмы и некоторые другие процессы, которые при адекватном лечении вызывают кратковременные эстети­ческие нарушения и не приводят к нарушениям психического состояния ребенка. 2-я степень — длительно существующие дефекты и деформации тканей без функциональных нарушений, изменения цвета кожи, вызывающие снижение оценки эстетического состояния лица у окружающих. Они могут быть обуслов­лены специфическими воспалительными процессами челюстно-лицевой облас­ти, опухолями и опухолеподобными нелечеными новообразованиями или нужда­ющимися в длительном лечении (гемангиомы, кисты мягких тканей и челюстей, одонтогенные, остеогенные опухоли), последствиями травматических поврежде­ний и т. п. У таких пациентов в зависимости от возраста, типа нервной деятель­ности, воспитания, уровня интеллекта, поведения окружающих людей (в том числе и медицинского персонала) наблюдаются длительные стрессовые реакции, психическая подавленность, отказ от обычного образа жизни. Особенно негатив­ными последствиями перенесенных заболеваний в плане психических состояний являются пациенты пре- и пубертатного возраста, когда половое созревание фор­мирует относительную стандартность хода мыслей и действий молодых людей. Одним из наиболее значительных в этот период показателей красоты является характеристика лица (особенно у девушек), и любые недостатки его воспринима­ются пациентом как трагедия.

Эстетические нарушения 3-й степени также нуждаются в длительном лечении и сопровождаются не только косметическими, но и функциональными наруше­ниями. К этой группе пациентов относятся дети с врожденными заболеваниями или со значительными последствиями травматических повреждений, опухоле­вых процессов, которые до пубертатного периода не были реабилитированы. В связи с выраженной степенью повреждения тканей; длительным, многокомпо-нентым и многоэтапным лечением таких пациентов, психика их изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от результативности лечения. Именно у этой категории детей качество выполнения каждого из этапов реабилитации яв­ляется залогом психического и социального здоровья.

Особым условием в ряду компонентов, определяющих здоровье в широком его значении его, является раннее лечение и достижение результатов в ранний реабилитационный период.

Каким бы кратковременным не было пребывание ребенка в хирургической клинике, оно воспринимается как событие в какой-то степени травматическое и может привести к нежелательным послеоперационным осложнениям в форме расстройств поведения, питания, сна, различных фобий, иногда продолжающих-



A i Q

ма

Раздел 11

ся от 2 нед до 2 мес. Следовательно, любой пребывающий в клинике ребенок чувствует потребность в психологической поддержке со стороны окружающих.

При наличии дефекта или деформации лица, которые ликвидируются за ко­роткий период, психолог помогает ребенку найти реальное объяснение происхо­дящего соответственно его возрасту и способности воспринимать необходимую информацию, а также осуществляет коррекцию пред- и послеоперационного психического состояния. Родителей консультируют относительно возможных послеоперационных осложнений и дают рекомендации, как правильно к ним отнестись.

При длительно существующих дефектах и деформациях тканей лица, особен­но при наличии врожденных недостатков, возникает неотложная потребность в создании банка данных психического развития ребенка с последующей разработ­кой индивидуальной реабилитационной программы, которая должна осущес­твляться в течение длительного времени при содействии других специалистов (социального педагога, учителей, социального работника) на базе реабилитаци­онного центра. Задача психолога при работе с этими пациентами в условиях кли­ники заключается в выработке адаптивности ребенка и его родителей к эстети­ческому недостатку, создании психологически благоприятных условий для комплексного поэтапного реабилитационного процесса.

Клинический психолог оказывает ребенку необходимую помощь в ситуации стресса, осуществляет коррекцию страхов, тревожности, самооценки, принимает участие в формировании долгосрочного позитивного прогноза лечения вместе с другими специалистами клиники, консультирует детей и родителей по актуаль­ным психологическим проблемам.

Особый подход к ребенку со 2-й или 3-й степенью эстетических нарушений заключается в том, чтобы воспитывать его как обычного здорового ребенка, пре­доставляя возможность максимального личного развития, всячески поддерживая его стремление к активной жизни, развитию самостоятельности и самоусоверше­нствования.

Работая с родителями, психолог помогает им избегать гиперопеки или авто­ритарного стиля в воспитании, что создает условия для успешной социальной адаптации ребенка и его семьи.

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СРЕДСТВА,

Наши рекомендации