Единственное условие для вступления в Содружество АО – желание избавиться от пищевой зависимости.
Большинство организаций имеют список требований для будущих членов, у нас же в АО требование одно: желание избавиться от пищевой зависимости.
Ни одному человеку, имеющему это желание, не может быть отказано в праве посещать встречи в АО. Члены АО имеют самое разное происхождение, расовую принадлежность, религию. У нас допускаются, и на деле существуют, расхождения во мнениях, политических взглядах, системе ценностей, образе жизни, члены АО могут быть разного возраста, пола, сексуальной ориентации, материального положения. Чтобы стать членом АО совсем необязательно иметь лишний вес, нехватку веса или нормальный вес. Иногда новички спрашивают: «А что если у меня только 10 фунтов лишнего веса?» Им отвечают, что в АО не существует никаких требований к весу.
Не требуется также какой-либо определенный опыт преодоления пищевой зависимости. Кто-то из наших членов перепробовал много диет, а другие никогда не прибегали к диетам. У одних бывали приступы ненормального обжорства, у других нет. Кто-то пробовал голодать. Кто-то разными способами очищал свой организм. Среди нас есть такие, кто страдает пищевой зависимостью с детства, и такие, кто, только выйдя на пенсию, узнал, что это такое. Все, кому пищевая зависимость в тягость и кто хочет с ней покончить, могут стать членами АО.
Даже по поводу самой программы АО, 12-ти шагов и 12-ти традиций, и о том, как их выполнять и соблюдать, у нас имеется широкий спектр мнений. Никого не исключают за то, что он не прорабатывает шаги, не имеет наставника, не соблюдает традиции, не прибегает к средствам и практикам, которыми пользуются многие из нас.
Значит ли это, что мы не придаем значения шагам, традициям и средствам? Совсем нет, все они коренным образом отличают АО от других испробованных нами способов преодоления пищевой зависимости. Выздоровление это путь, а программа 12-ти шагов это дорога, по которой мы вместе проходим этот путь в АО. Цель Третьей традиции – обеспечить доступность этой дороги всем, кто хочет по ней идти. Поэтому мы считаем, что любые два или более человек, собирающиеся вместе, чтобы работать по 12-ти шагам и 12-ти традициям, можно рассматривать как группу АО, если они как группа не связаны ни с какими другими объединениями.
Как устанавливает Третья Традиция, в основе пребывания в АО лежит желание воздерживаться от безудержного переедания. Существует много толкований значения этих слов, а именно, покончить с «компульсивным перееданием». Никого не исключают из АО за свой личный взгляд на то, как добиться воздержания. Заметим также, что требуется лишь желание покончить с безудержным перееданием. Но посещать встречи АО не обязательно только тем, кто воздерживается. Мы зовем друг друга на собрания независимо от нашего состояния. На самом деле, многие продолжают приходить, несмотря на проблемы с воздержанием и находят путь к выздоровлению. Двери АО не закрыты для тех, кого снова обуяла страсть к еде, а многие члены АО, которым удается уже долгое время сохранять воздержание, когда-то считали себя безнадежными, так как не могли остановиться или переживали рецидив.
Иногда в группах попадаются люди, которые нарушают гармонию встречи. Даже таким не запрещается навсегда, их не лишают надежды на исцеление. Конечно, группа должна ограждать своих членов от насилия и нападок. Некоторым группам приходится противостоять тому, кто ведет себя вызывающе и удалять их с собрания. К счастью, такие происшествия бывают не часто. Мы поняли, что большинство таких персональных проблем лучше решать один на один с наставником. Наши встречи и не должны быть безупречны, но, несмотря на их несовершенство, они помогают нам выздороветь. Когда к каждому относятся с уважением и любовью, группа пережив трудные времена, выходит еще более укрепившись.
За прошедшие годы многие группы устанавливали какие-то дополнительные требования к вступающим в АО. В некоторых группах, например, новичка просили какое-то количество дней соблюдать определенный план питания, прежде чем получить право делиться опытом на собраниях. В других группах для высказываний требовалось разрешение наставника. Возникал вопрос: не является ли это нарушением третьей традиции? Если люди должны выполнять какие-то особые требования, чтобы иметь право голоса на собрании, разве это не мешает им быть полноценными членами Содружества? Обычно коллективное сознание группы в целом соглашалось с таким толкованием третьей традиции, то споров по этому вопросу было много. Как никак, автономность группы это тоже ревностно охраняемая традиция АО, и группы с такими требованиями тоже помогали выздороветь многим своим членам.
В постановлениях Конференций Всемирной Деловой Службы в 1983, 1987 и 1989 годах делегаты стремились найти такое решение вопроса, которое не нарушало бы автономность групп и в то же время позволяло бы всем страдающим пищевой зависимостью комфортно чувствовать себя в Содружестве. В принятом ими заявлении говорилось: «АО уважает автономию каждой группы. Тем не менее, мы предлагаем, чтобы всякая группа, ставящая какую-то особую цель, задачу или требование, оповещала своих членов о том, что это не является целью, задачей или требованием всего Содружества. От члена АО требуется лишь желание покончить с безудержным перееданием. Всякий, называющий себя членом АО, является членом АО. Содружество АО принимает всех своих членов с распростертыми объятиями»2
В рамках АО и сейчас действуют группы с особыми требованиями к своим членам. Приведем два примера. Это группа для выхода из рецидива и группа по изучению шагов, куда принимают не всех, а только тех, кто посещает встречи регулярно и выполняет задания. Это может очень помочь членам Содружества, нуждающимся в дополнительной поддержке при выполнении их программы. Но таким группам не рекомендуется регистрироваться в нашей Всемирной Службе.
В АО есть также группы, так сказать, особого назначения. Например, для новичков, мужчин, женщин, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, для тех, кто поддерживает определенный вес, для страдающих ненормальным чувством голода (булимией). Если такие группы регистрируются как группы АО, они должны допускать на свои собрания всех желающих, в том числе тех, кто не входит в «титульную» категорию.
Мы не намерены ставить преграды своим товарищам по несчастью и лишать их возможности выздороветь. Многие приходят с чувством, что мир не понимает, таких как мы и наши проблемы. АО для нас единственное место, где нам по-настоящему хорошо.
Как мы проводим в жизнь принципы, лежащие в основе Третьей традиции АО?
Всех ли в нашей группе допускают к участию в обсуждениях?
Принимаем ли мы всех, кто страдает пищевой зависимостью, или есть категории людей, которых нам не хочется видеть в нашей группе или в АО вообще?
Стоит ли в центре наших обсуждений то общее, что есть у всех, кто страдает пищевой зависимостью?
Зависит ли наше желание общаться в группах и по телефону со всеми, независимо от возраста, цвета кожи, образования, манеры одеваться, веса, вероисповедания, политических убеждений, языка или других факторов?
Производит ли на нас слишком большое впечатление, когда на встречу приходят люди знаменитые, как профессионалы своего дела, как имеющие большой опыт по 12-ти шагам в других программах? Или же группа относится к такому человеку точно так же как ко всякому переедальщику?
Стараемся ли мы общаться с новичком, если его внешность или позиция не кажутся нам привлекательными?
Продолжает ли группа тепло принимать тех, кто в прошлом осуждал происходящее в группе?
До того как мы пришли в Содружество, мы часто предъявляли особые требования к друзьям, сотрудникам, членам семьи. «Я вас буду любить, если…»и – таково было наше типичное отношение к людям. Мы требовали, чтобы другие жили по нашим правилам, выдвигали условия для дружбы: «Ах, ты не согласен со мной, значит, ты предаешь меня». В АО мы узнали, что можно иметь разногласия по важным вопросам и, все равно, оставаться друзьями, любить и поддерживать друг друга. Соблюдая Третью традицию АО, мы неожиданно обретаем радость дружбы с теми, кого раньше близко к себе бы не подпустили. Эта радость теперь окружает нас везде. Мы только должны открыть для нее свое сердце. Здесь в АО мы и учимся открывать свои сердца, потому что именно здесь нас впервые принимают без всяких условий. «Здесь будет наш дом, если мы этого хотим», — так выражена Третья традиция в разделе Приглашаем вас к себе в книге «Анонимные Обжоры». «Приходите в Содружество АО. Это ваш дом!»
Четвертая традиция
Каждая группа самостоятельна всех вопросах за исключением тех, которые касаются других групп или АО в целом
У нас в Содружестве любят повторять, что «В нашей программе нет ничего обязательного». Мы отвечаем за себя как личности и добровольно работаем (или не работаем) по 12 шагам как считаем нужным. Это положение распространяется и на группы АО. Четвертая традиция (традиция об автономии) наделяет группы АО правом работать как они считают правильным, не подвергаясь влиянию извне, и при этом за свою работу отвечать. Автономия означает, что группы АО не входят ни в какие другие объединения. Она означает также, что никакой орган (даже внутри АО) не может диктовать группе, как ей работать. Автономия группы по Четвертой традиции ограничена лишь одним условием: группы не должны делать ничего, что может повредить другим группам или АО в целом.
По четвертой традиции группы АО свободны строить свою работу наилучшим для себя образом. Каждая группа выбирает себе время и место встреч, порядок их проведения, и содержание. Каждая группа принимает свои решения (и ошибается) руководствуясь только своим коллективным разумом.
При такой самостоятельности групп члены АО, находящиеся в поездке и посещающие чужие группы могут столкнуться с непривычной для них практикой. «Они все делают неправильно», — думает гость. «Я хочу в свою группу!» рано или поздно, однако, гость с радостью понимает, что встречи АО во всем мире похожи в одном: все группы АО работают в атмосфере, обеспечивающей исцеление от пищевой зависимости с помощью двенадцать шагов и Двенадцати традиций.
Вескую причину, схожести всех групп по духу, можно найти во второй части текста Четвертой Традиции. Автономия распространяется только на вопросы, которые не влияют на другие группы АО или на АО в целом. Какие же вопросы могут касаться других групп и всего Содружества?
Представьте, например, группу, которая не использует 12 шагов и 12 традиций как основу для своих встреч. Называя себя «АО», но не предлагая принципы АО своим членам, эта группа вводила бы в заблуждение людей, страдающих от пищевой зависимости, относительно программы АО и приносила бы вред всему товариществу в целом. Определение, данное Товариществом группе АО, соответственно, гласит: Два или более лица, страдающие от пищевой зависимости, которые собираются для работы над 12 шагами и 12 традициями, считаются группой, если у этой группы не входит в другие организации.
Группы, игнорирующие одну или более из 12 традиций, вносят разнобой в Товарищество. Например, в некоторых группах допускались разногласия по поводу того, кто первым будет рассказывать о своих успехах в выздоровлении на собраниях. Другие группы постоянно зависели от горстки членов-руководителей, вместо того, чтобы полагаться на Бога, чтобы он руководил ими через групповой разум. Некоторые группы принимали в свои члены не всех желающих, игнорируя Третью Традицию. Или группы пользовались бесплатной арендой, копированием материалов и прочими услугами от лиц и учреждений, не входящих в АО, несмотря на нашу Седьмую Традицию о жизни только на свои средства. Группы распространяли среди своих членов литературу, не одобренную АО, или сосредоточивали на встречах внимание на темах, не относящихся к выздоровлению от импульсивного переедания, забывая нашу основную цель, указанную в Пятой традиции. Время встреч использовалось для пропаганды не относящегося к АО бизнеса и вопросов, несмотря на Седьмую и Десятую традиции. Группы и отдельные лица нарушали анонимность своих членов, хотя целых две наши традиции касаются этого важного аспекта. Так нарушались принципы наших 12 традиций.
Однако нарушение традиций АО не ведет к тому, что в результате нарушения группу исключают из Товарищества – в таком случае у нас вообще не осталось бы Товарищества АО!
Когда группа нарушает одну из традиций, это обычно бывает из-за того, что ее члены плохо информированы о них, а не потому, что члены предпочитают их игнорировать. Когда это происходит, на членов АО, которым известны традиции, возлагается ответственность проинформировать группу о том, что они действуют вопреки традициям. И когда они таким образом поступают, обычно следует здоровое обсуждение 12 традиций, и большинство групп выбирают действие в рамках проверенного временем общего курса.
Даже в тех случаях, когда это не происходит немедленно, группа вскоре осознает важность каждой традиции. Наши традиции существуют для того, чтобы избегать проблем. Группы, которые игнорируют традиции, обычно попадают в неприятное положение. Возникают проблемы, или положительная атмосфера, в которой группа обычно работает, попросту меняется. Члены покидают группу, энтузиазм идет на убыль, и существованию группы угрожает опасность. Когда это случается, члены, знакомые с принципами АО, понимают, что является источником проблемы, и довольно скоро коллективный разум возвращает группу на правильный путь.
В чрезвычайных случаях, группа, упорно отказывающаяся следовать принципам Содружества и мешающая деятельности АО в целом, может быть исключена из списков, публикуемых международными группами и другими органами АО. Однако, такому органу, предпринимающему подобное действие, следует сначала тщательно рассмотреть проблему. Уж слишком легко использовать власть большинства против находящихся в меньшинстве групп только потому, что они избрали иной подход к проработке программы, а не из-за того, что они своими действиями, в самом деле, наносят вред другим группам или Содружеству в целом. Легко также руководствуясь эмоциями и личной неприязнью, провести решение не включать в список АО отдельные встречи. Когда это случается традиция автономии игнорируется и единство Товарищества страдает.
В 1988 г. Совет попечителей АО решил не регистрировать в Канцелярии Международной Службы те группы АО, которая предъявляет к своим членам особые требования. В то же самое время Канцелярия признала нарушением практику требовать обязательное воздержание от сотрудников или ведущих ораторов и разрешила регистрацию таких групп, поскольку это не должно препятствием для членов группы. И, все же, возник вопрос, не явилось ли это нарушением Четвертой Традиции, которая ясно утверждает: «Группам АО следует быть автономными». Для того чтобы быть уверенным в том, что автономия группы будет соблюдаться, за каждой группой оставлялось право решать, являются ли обязательными ее требования относительно посещения, распределения средств или голосования, или они носят рекомендательный характер.
Автономия также означает, что группы АО функционируют независимо от влияний извне. Даже когда другие организации предоставляют нам помещение для встреч, мы не позволяем им воздействовать на группу АО. Конечно, если встреча проходит в церкви, учреждении, больнице или школе, следует соблюдать правила относительно курения, шума, чистоты, оплаты, парковки и т.д. Но подобные организации, не входящие в АО, не могут ограничивать права членов АО, высказываться на встречах. А также членство в АО не может быть ограничено только паствой церкви, служащими компании, пациентами больницы или жителями данного района, поскольку группы АО открыты для всех, у кого есть желание покончить с пищевой зависимостью. Разумеется, посторонним организации не должны вводить свои правила на наших встречах.
Подобный случай произошел в первые годы АО с одной группой, которую приютила у себя большая церковь. Незнакомая с концепцией автономности АО, группа начала вводить практикуемые церковью приемы во встречи АО: возложение рук, молитвы об исцелении тех, у кого были трудности в выполнении программы. Число членов быстро подскочило почти до 300 человек. Члены группы, убежденные, что они навсегда излечились от импульсивного переедания, забыли о работе над шагами. Вскоре они снова очутились в тисках болезни. Через несколько месяцев группа сократилась до горстки членов и, в конце концов, распалась.
Наше молодое Содружество многое почерпнуло из этого случая. Мы увидели, что автономия АО необходима, чтобы сохранить в неприкосновенности наши традиции и следовать программе 12 шагов, ведущей нас к исцелению.
По мере того, как взрослело наше Товарищество, группы АО находили способы удовлетворять свои индивидуальные потребности и при этом придерживаться 12 традиций. Примером этого являются так называемые целевые встречи. В АО существует много целевых встреч: молодежи, сохраняющих вес, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, похудевших на 100 и более фунтов или тех, у кого рецидив. У групп есть автономия следовать определенным стандартам, разработанным для определенных надобностей. Однако наши группы открыты для всех, страдающих пищевой зависимостью, и всем членам следует дать возможность участвовать во встречах и высказываться по поводу того, как проходит встреча. В рамках этого общего курса целевые группы способствуют выздоровлению своих членов.
Четвертая Традиция предлагает нам свободу выбора своего собственного пути обучения, исходя из нашего собственного опыта. В то же время эта традиция хранит наше Товарищество от вреда, который может быть нанесен вред неверными действиями какой-то одной группы, и обеспечивает проведение принципов, заключенных в 12 шагах и 12 традициях АО.
Жизнь в соответствии с Четвертой Традицией означает соблюдение автономии при гармонии с другими. Здесь мы берем на себя ответственность за самих себя, за наши действия и их последствия и за наше собственное выздоровление. Мы учимся уважать автономию других членов АО, обучая их или помогая им. Кроме того, мы учимся принимать помощь других людей, не стремясь при этом получить от них то, что нам следует делать самим. Мы устанавливаем определенные границы для себя и наших групп с тем, чтобы не дать другим навредить нам, и открыто говорим о своих нуждах, но не настаиваем на том, чтобы другие делали для нас то, что может нанести им ущерб.
Насколько же последовательно мы живем соблюдаем Четвертую традицию?
Существует ли в группе понимание, что в Содружестве действуют особым образом? Уважаем ли мы право других групп осуществлять деятельность способами, отличными от наших?
Всегда ли группа думает о благе всех групп Содружества, принимая коллективные решения? Голосуя о том, как тратить деньги группы? При планировании деятельности группы? При выборе порядка своих собраний?
Принимаем ли мы во внимание тот факт, что позиции и действия нашей группы формируют первые впечатления многих новичков об АО в целом?
Думаем ли мы о том, как действия нашей группы могут повлиять на общественное мнение об нашем Содружестве?
Уделяет ли наша группа время обсуждению традиций? Принимаем ли мы во внимание все 12 традиций при принятии коллективных решений?
Сохраняем ли мы независимость нашей группы от контроля или воздействия со стороны?
Осуществляем ли мы принцип автономности, принимая на себя ответственность за наши собственные действия и избегая попыток контролировать действия других?
Нам всем нужно равновесие, заложенное в принципе автономности, чтобы быть теми уникальными группами личностями, какими нам положено быть. Четвертая Традиция требует от нас, личностей, групп и всего Содружества, соблюдать здоровое равновесие между нашей ответственностью за себя самих и нашей ответственностью друг перед другом по мере того, как мы вместе растем и работаем для общей цели – нашего выздоровления.
Пятая традиция