Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, за исключением тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь ещё
Для многих членов АО Девятый шаг кажется самым удивительным из 12-ти шагов. Прежде чем сделать этот шаг, многие бояться даже думать о том, что надо обойти всех, кому мы причинили вред, честно признать свою ошибку и сделать всё необходимое, чтобы искупить вину или возместить ущерб. Но после того, как мы все это выполним, мы готовы расхваливать Девятый Шаг изо всех сил. Этот шаг освободил нас чудесным образом от прошлых ошибок. Изменилась наша жизнь, наладились разрушенные отношения, из нашего сердца удалён яд, который отравлял нам жизнь многие годы.
Те из нас, которым ещё предстоит сделать Девятый Шаг, возможно, слышали о том, какое облегчение приносит раскаяние от тех, кто уже сделал этот шаг. Но несмотря на это, наш страх может затормозить решение. Нас предупреждали, что промедление может приостановить наше выздоровление от пищевой зависимости. Как только Восьмой Шаг подвел нас к желанию раскаяться и повиниться, необходимо немедленно привести это желание в исполнение.
С другой стороны, приступая к действиям, предусмотренным в Девятом Шаге, необходимо придерживаться здравого смысла. В Девятом Шаге нас особо предупреждают об опасности принести больше вреда, чем пользы, напрямую напоминая человеку об обидах, которые мы нанесли ему в прошлом. Чтобы избежать этого, многие считают необходимым посоветоваться с наставником или другим человеком, знающим, что значит жить по программе 12-ти шагов. Возможно, мы уже обсуждали свои планы в процессе подведения себя к желанию раскаяться. Тогда необходимо разрешить сомнительные вопросы с кем-нибудь, кто более опытен, чем мы и в то же время отстранен от этой ситуации.
Наши наставники, возможно, напомнят нам, что цель Девятого Шага – освобождение от чувства вины и враждебности, что поможет нам установить лучшие контакты с людьми, которые когда-либо встречались на нашем жизненном пути. В большинстве случаев от нас потребуется больше, чем сказать «простите». Извиняясь, нам необходимо будет признать, в чем именно состоит наша вина, попросить прощения, должным образом возместить убытки и изменить свое поведение в отношении этих людей в будущем.
Прежде, чем мы приступим к выполнению этого шага, нужно отогнать от себя всякие предвкушения того, как могут воспринять наши извинения. В большинстве случаев к нам отнесутся лучше, чем мы этого ожидали. Некоторые даже не вспомнят, что им когда-то причинили вред. Другие могут отказаться от наших попыток возместить материальные убытки. И только в очень редких случаях люди могут не принять наши извинения. Если такое случиться, мы не в праве таить на них обиду. Мы не можем контролировать то, как они принимают наши извинения. У них есть право иметь на нас зуб до конца своих дней, если им так хочется. Они не обязаны нас прощать, а мы можем завершить Девятый Шаг и избавиться от пищевой зависимости, не получая их прощения. Единственно, что надо сделать – это приложить максимальные усилия со своей стороны к исправлению совершенных когда-то ошибок. Сделав это, мы не должны больше испытывать чувство вины и раздражение по поводу создавшейся ситуации.
Когда мы прилагаем эти усилия, так сказать по наведению порядка на своей стороне улицы, от нас требуется быть искренними и открытыми перед людьми, которых мы обидели. Мы не должны щадить себя и пытаться отделаться туманными извинениями за то, в чем «может быть, виноваты», хотя иногда и такой способ допустим. В большинстве случаев, однако, такое неопределенное извинение, не выражает нашего искреннего желания загладить вину. Не забывайте, что в отношение тех, кто пострадал от наших ошибок, от нас требуется честное признание своей вины.
В то же время, было бы очень хорошо извиниться как можно более простыми словами, чтобы избежать упоминания излишних фактов и деталей и тем самым, снова не вызывать обиду. Конечно же, не надо касаться того, что эти люди сами когда-то может быть сделали, чтобы спровоцировать нас на неблаговидные поступки, даже если нам кажется, что они тогда повели себя намного хуже нас самих. Уже простив этих людей в Восьмом Шаге, мы теперь простыми словами говорим о том, что сами когда-то сделали, чтобы причинить вред им, и выражаем своё искреннее сожаление. Не надо излишних извинений, драматизации и многократного пересказа событий, прошлого. Можно сказать примерно так: «Миссис Джонс, я очень извиняюсь за свою непорядочность. Прошлым летом, когда я работала у Вас, я несколько раз воровала деньги из Вашего ящика». Или: «Джон, я понимаю, что у меня стало привычкой унижать тебя, и я хочу извиниться за плохое отношение к тебе».
В большинстве случаев мы хорошо сделаем, если скажем всем, кого обидели, что мы собираемся предпринять, для того, чтобы исправить свои недостатки. Если мы кому-то нанесли физический или моральный ущерб, если воровали или портили чью-то собственность, или кому-то пришлось платить деньги из-за наших действий, необходимо этот ущерб возместить. Если мы лгали или сплетничали, необходимо восстановить истину, если только это можно сделать, не причиняя нового вреда.
Загладить вину – значит поправить создавшуюся ситуацию. Мы заглаживаем вину за наши неправильные действия в прошлом, меняя своё поведение в будущем. Это особенно важно, когда мы заглаживаем вину перед собой или своими близкими, которых мы постоянно обижали своим поведением. Извиняться перед ними нужно, что называется, не словами, а поведением. Здесь не так важны слова, как действия, которые мы предпринимаем впредь по отношению к ним. Если мы извиняемся и тут же снова обижаем их, наши слова останутся пустыми, и вряд ли будет возможно реальное улучшение ваших взаимоотношений. Только постоянно меняя свои неправильные позиции и действия, можно загладить свою вину в прошлом перед собой и перед теми, кого мы любим.
Вот что можно сделать, чтобы загладить свою вину в каждом конкретном случае, где это возможно. Однако, в списке обиженных бывают люди, которых мы не можем найти. Мы не в состоянии принести им прямые извинения, но можно начать с косвенных. Например, написать слова, которые мы могли бы сказать им при встрече. Мы могли бы признаться в своих ошибках и наметить план их исправления. Продолжая работать по нашей программе, необходимо искать этих людей с твёрдым намерением извиниться перед ними непосредственно, как только мы их найдём. Иногда мы удивляемся, что в списке обиженных неожиданно вновь оказываются люди, с которыми мы уже не общаемся долгие годы.
Некоторые из тех, кто был в нашем списке Восьмого Шага, умерли, и мы не можем непосредственно извиниться перед ними. Мы пришли к выводу, что для выздоровления необходимо косвенно загладить нашу вину перед ними тоже. Следует, опять-таки написать, что мы хотели бы им сказать, будь они живы, а затем прочесть это в том месте, где можно их вспомнить. Искупление нашей вины могло бы быть в виде взноса в ту благотворительную организацию, членами которой они были, или помощи кому-либо из членов их семьи, или в другой приемлемой и тактичной форме.
Тактичность должна непременно присутствовать при нашем покаянии, независимо от того делаем мы это непосредственно или косвенным путём. Некоторые наши поступки при этом попадают в разряд тех, которые нельзя совершить, не задев самолюбия обиженного. Например, очень неполезно бывает идти признавать свою вину к мужу или жене человека, с которым у Вас был роман. Это можно делать лишь в том случае, когда они уже и без того знают об этом. Хорошо также помнить о том, что, что мы непосредственно извиняемся за наши действия (или наоборот за отсутствие необходимых действий), а не за наши чувства. Нельзя подойти к человеку и сказать: «Вы мне были неприятны все эти годы», так как это будет бестактно и только причинит ему боль. Пять лет скрытой зависти и беспричинной ненависти уместно будет искупить пятью годами открытого приятия, уважения и любви.
Некоторые извинения должны быть сделаны анонимно, чтобы не обидеть невинных людей. Но мы не приносим извинение анонимно лишь для того, чтобы избежать неловкости для самих себя, не следует также умничать по поводу того, что покаяние повредит нам в финансовом отношении или понизит нашу самооценку. Если искупать свою вину выборочно, мы лишаемся возможности полностью выздороветь, и тем самым, мы нанесём себе больше вреда, чем пользы.
Чтобы восстановить хорошие отношения с людьми, надо сделать всё необходимое, чтобы загладить свою вину пред теми, кому нанесли вред. Сделать это, как правило, не просто, но те, кто совершил Девятый Шаг, считают, что «игра стоит свеч». Пройдя через горнило покаяния, мы чувствуем, что стали ближе к Высшей Силе, чем когда-либо прежде. Так как мы с любовью отнеслись к каждому в нашей жизни, наше духовное пробуждение стало реальностью. Мы изо всех сил постарались расчистить завалы прошлого и пребываем в мире со всеми окружающими.
Теперь, когда мы совершили первые девять шагов, мы можем с новой надеждой смотреть в будущее. Нам больше не надо прибегать к пищевым излишествам, так как мы открыли для себя новый образ жизни, который питает нас физически, эмоционально и духовно. Перед нами стоит нелегкая задача преодолеть оставшиеся три шага, предусмотренные нашей Программой.
Десятый шаг