Медицина в Киевской Руси и Московском государстве
Историческим по своему значению было принятие в 988 г. Князем Владимиром Ясное Солнышко христианства, которое способствовало консолидации государства под властью великого князя и развитию славянской культуры.
Медицина на Руси в тот период была представлена народными лекарями (лечцами), обучение которых производилось по принципу семейных школ, то есть развивалась ремесленная медицина, о чём свидетельствуют древнейшие славянские рукописи и законоположения.
Как и в других странах, лекари-ремесленники подчас специализировались на врачевании разных болезней - внутренних, кожных, были и костоправы и др.
В арсенале лечебных средств народных лечцов был широкий набор лекарств растительного, животного и минерального происхождения: черника, можжевельник, листья берёзы, чеснок, хрен, бодяга, подорожник, полынь, чемерица, лук; молоко, панты молодых оленей, бобровая струя; камень - хризолит, опилки из меди, порошки из серебра и золота, уксус, селитра, скипидар, медный купорос. Издавна были известны целебные свойства минеральных вод.
Народные лекари умели делать трепанации черепа, кровопускания, лечить травмы, раны. Киевские и князья других городов приглашали заморских врачей -профессионалов для обслуживания своих близких. Эти врачи оказывали посильную медицинскую помощь населению. Некоторые князья посылали лечцов на обучение и, так сказать, усовершенствование в Византию и другие страны.
Следует отметить, что на Руси в отличие от западноевропейских государств медицина не была столь жестко привязана к монастырям, помимо лечцов и профессиональных врачей-монахов существовали и свободно работали светские врачеватели.
Кульминационным моментом в развитии народной русской медицины являются парные, бани, которые строились при монастырях и частных домах. В банях не только мылись, но, учитывая, что это были самые чистые места в поселениях, принимали роды, лечили, производили массаж, растирания, пускали кровь.
При монастырях уже в период Древней Руси и ещё более масштабно в последующем стали устраивать палаты больничные и больницы не только для лечения самих монахов, но и пришлых людей, убогих, увеченных и населения.
Киевская Русь, как и Древний Рим, не была избавлена от опустошительных эпидемий - чумы, оспы, холеры и прочих повальных болезней. Карантина, как такового, ещё не было, но вещи и строения, больных чумой сразу сжигались, кроме того, старались избегать контактов с больными. Повальные больные стимулировали организацию санитарно - противоэпидемических мер. В их числе соблюдение чистоты в помещениях, одежде, тела, окуривание в домах и главное - сооружение раньше, чем это было в Европе, уже в 12 веке, водопроводов, мостовых.
После победы русичей в 1480 г. над татаро-монголами медицина не претерпела существенных изменений. Она в это время оставалась по преимуществу народной, обучение лекарей происходило по типу семейного ученичества. В более спокойной обстановке, хотя и в разорённой стране развивалось два направления медицины - народная и монастырская и кроме них - первые лекари в войсках.
Медицинское дело требовало организации и создания центрального органа. Была образована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр, а в 1620 г. создан Аптекарский приказ с постоянным штатом, содержащийся за счёт государственной казны. Вначале в нём было несколько человек. Спустя 60 лет в Аптекарском приказе было уже 80 служащих.
Аптекарский приказ был первым государственным учреждением по здравоохранению. Его функции многообразны: организация снабжения импортными и отечественными зельями, их строжайший контроль, организация медицинской помощи не только членам царской фамилии, но и боярам, стрельцам и другим, обращавшимся за нею, приглашение иностранных докторов и лекарей, подготовка отечественных лекарей в школе при приказе и надзор за ученичеством, то есть стажировкой будущих русских лекарей у известных докторов, принятие мер при эпидемиях и многое другое.
Таким образом, медицина Руси пошла тем же путём развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии, монастырской медицины и бесчеловечного рабства.
Петербургская академия наук
Смутное время правления последних Рюриковичей для русской медицины было периодом медленного подъёма. Становление аптечного дела положило начало государственному регулированию всего, что касалось фармацевтики.
Российский 18 век стал эпохой возрождения после двух тысячелетий невежественности, суеверий и религиозного фанатизма. Самые лучшие умы отечества вступили в борьбу за развитие национальной медицины, за формирование русского образования, за право преподавать на русском языке и принимать в университеты представителей всех сословий. В течении всего столетия, бурного на события во всех областях культуры, наблюдалось неуклонное увеличение числа отечественных учёных, несмотря на трудное их утверждение среди иноземных профессоров.
Со второй половины 19 века в российской терапии господствовали две клинические школы: С. Боткина и Г. Захарьина. Сторонники Боткина, практиковавшие в Военно-медицинской академии, отдавали предпочтение новаторским методикам лечения. Коллеги и ученики Г. Захарьина совершенствовали известные способы в Московском университете. Заботами сотрудников кафедры хирургической клиники при солидной поддержке меценатов в 1891 году на Девичьем поле в Москве завершилось устройство Клинического городка. По оценке историков, это заведение являлось одним из лучших в Европе того времени. Тогда же на медицинском факультете Московского университета появились институты фармакологии, гигиены и бактериологии.
К концу столетия действовали кафедры химии, физики, гистологии, эмбриологии, оперативной хирургии, топографической анатомии, общей патологии, гигиены, истории и энциклопедических знаний. Ректорат поощрял создание научных обществ, выпуск собственных журналов, содействовал организации научных конгрессов.
Великие русские медики
История русской медицины свидетельствует о бережном отношении к прошлому каждого прославленного представителя этой своеобразной науки. Отечественные медики сумели создать новую медицину в государстве, где веками отвергались самые её основы - анатомия и хирургия, где в почёте были иностранные доктора, хотя среди них имелось немало специалистов, искренне отдававших себя служению русским людям. Публицистист Илья Эренбург, преклонявшийся перед личностью Пирогова, считал своего кумира примером гуманности медика.
По словам А. Чехов, «профессия врача - это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Знаменитые врачи, вошедшие в историю отечественной науки, всей своей жизнью показывали, каким должен быть истинный медик. В поисках способов борьбы с чумой Данила Самойлович ставил опыты на себе. Илья Ильич Мечников вводил себе кровь больного возвратным тифом, интересуясь её возвратным началом. Матвей Мудров погиб от холеры, работая в зараженном Петербурге. Достоин уважения австриец Хаас, посвятивший свою жизнь русским каторжанам.
Необычайно высокий уровень требований, которые предъявляли к себе известные русские доктора, можно представить по событию 1886 года, когда профессор С. Коломнин застрелился, ощутив свою вину в смерти пациентки. Взгляд на профессию врача неотделим от понимания того, насколько она сложна, сколько душевных и физических сил требует от медика его работа. «Ни одна специальность не приносит порой столько мрачных переживаний, как врачебная», - говорил Чехов.
По статистике конца 19 века, список профессий, определявших наибольшее число самоубийств, возглавляли врачи. Среди погибших до 35 лет один из десяти докторов совершал суицид. Медицина требует полной самоотдачи. В соответствии с клятвой Гиппократа благородная специальность медика не даёт права отказывать в помощи никому и ни при каких обстоятельствах. В мемуарах каждого известного русского врача непременно содержатся мысли о назначении своей профессии. При удивительном разнообразии суждений всё же отмечается общее направление этой
темы. Все они счастливы радостью выздоровевшего больного, оставляя себе тяжкий труд, бессонные ночи и слабую надежду на благодарность потомков.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИИ
Развитие мировой педиатрии
Истоки педиатрических знаний относятся к глубинной древности. В дошедших до нас источниках Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Индии, Китая имеются советы по вскармливанию и уходу за детьми, по лечению некоторых детских болезней. В сочинениях древнегреческих врачей появляются сведения о здоровом и больном ребёнке. В трудах Гиппократа содержатся сведения по физиологии и патологии пищеварения у детей. В Римской империи учение о ребёнке получило дальнейшее развитие. Так, в трудах Сорана Эфесского ряд глав посвящен патологии у детей. В сочинениях К. Галена освещаются вопросы гигиены, диетики и детских болезней. Багдадский врач Рази в своих сочинениях приводит ряд важных сведений о питании, гигиене и лечении ребёнка.
В конце 15 - начале 16 века начинают появляться специальные книги и брошюры, посвященные некоторым вопросам физиологии и патологии детей. В этот же период открываются первые воспитательные дома в Париже, Мюнхене и других городах. Байю в 1578 г. впервые описал коклюш, распространившийся в то время в странах Европы.
В 17 веке Т. Сиденгам опубликовал свои классические работы об оспе и кори и дал точное описание хореи, известной тогда под названием «пляска святого Вита». В 1650 г. был опубликован труд Ф. Глиссона о происхождении, профилактике и лечении рахита.
Английские врачи впервые описали дифтерию, туберкулёзный менингит, спондилит. В конце 19 века Э. Дженнер разработал и предложил прививку против оспы. В это же время во Франции, Германии и других странах также начинается усиленное изучение детских болезней. Появляются монографии, труды, сочинения, диссертации, особенно по детским инфекционным болезням и заболеваниям новорождённых.
В 19 веке происходит постепенное выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину. В 1802 г. в Париже открывается первая больница для детей в возрасте от 2 до 15 лет, которая вскоре становится основным центром в Европе по подготовке специалистов по детским болезням. Начиная с этого времени и на протяжении почти полувека Франция была, ведущей страной в области педиатрии. Общее направление работ парижской школы было клинико-патологоанатомическим.
С середины 19 века начинается усиленное развитие педиатрии в Европе. Открываются детские больницы, публикуются оригинальные работы и учебники по педиатрии, создаются новые научные центры. Особенного развития педиатрия в это время достигла в Германии, где организуется первая кафедра педиатрии.
Французская педиатрическая школа продолжала изучение клинических проявлений различных заболеваний. В 1892 г. Бюден основал в Париже первую детскую консультацию, задачей которой бала пропаганда грудного вскармливания и советы матерям по уходу за детьми. В 1844 г. во Франции впервые были созданы ясли для детей; в 1892 г. организовано Научное общество детских врачей.
В конце 19 - начале 20 веков педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах всех стран. Открываются новые детские больницы, отделения для грудных детей, оборудуются лаборатории, рентгеновские кабинеты. Всё это способствовало улучшению диагностики и лечения заболеваний у детей.
Однако, не смотря на развитие педиатрии, детская смертность в Европе оставалась высокой. Передовые врачи считали необходимым объединить усилия для улучшения медпомощи матери и ребёнку. С 1902 г. начала работать Лига по борьбе с детской смертностью, с 1909 г. - Германский институт по борьбе с детской смертностью в Берлине, в 1911 г. в Берлине состоялся первый Интернациональный конгресс по охране младенчества.
С начала 40-х гг. 20 века во Франции было опубликовано много монографий и учебных пособий по разным вопросам педиатрии. С 1950 г. в Париже начал издаваться ежегодный реферативный педиатрический журнал с обобщением почти всей мировой литературы.