Мировой и отечественной медицины, педиатрии
Конспекты лекций
Тема I.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ, ПЕДИАТРИИ
ДРЕВНЕЕ ВРАЧЕВАНИЕ
Медицина в первобытных общинах.
Возникновение врачевания, народной медицины
Когда возникли первые зачатки медицинской помощи - доподлинно неизвестно. Самая распространённая версия с возникновением человека. Эту гипотезу не раз высказывали не только специалисты - историки, но и медики. Великий физиолог Павлов писал, что «медицинская деятельность - ровесница первобытного человека», «было бы не справедливо считать историю медицины с письменного её периода».
Таким образом, первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно - общинного строя, в истории которого выделяют эпоху первобытного человеческого стада и эпоху первой родовой общины. Добывая растительную пищу, охотясь, люди не редко получали повреждения, заболевали от переохлаждения и в связи с другими причинами. Стихийно возникали и приёмы само- и взаимопомощи. Подтверждение тому – наскальные рисунки первобытных людей.
Задолго до образования государств и начала цивилизации, заботу об общине, племени, в том числе и оказание медицинской помощи, брали на себя женщины.
После бронзы и железа, великим открытием первобытно - общинной эпохи стало извлечение огня. При этом культ и значение женщины ослабли, хотя женщины продолжали собирать растения для пищи и часто эмпирически обнаруживали их ядовитые и лечебные свойства, накапливая от поколения к поколению арсенал необходимых для врачевания средств.
Постепенно экономическая роль женщины уменьшалась, а медицинская сохранялась и даже увеличивалась по мере роста потребности во врачевании и собирании лекарственных средств в связи с развитием земледелия и перехода к преимущественно оседлому образу жизни.
На поздних стадиях жизни первобытных общин, предшествующих развитию цивилизации, в мировоззрении древних людей появляются первые представления о потусторонних мистических силах, зачатки религиозных верований. Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, то есть непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы. По мере перехода к классовому обществу сверхъестественные существа стали восприниматься отдельно от сил природы, как особые «духовные» существа. Так возник анимизм - одухотворение всей природы, заселение её многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Анимизм повлиял на развитие народной эмпирической медицины, в частности на поиск причин болезней и повреждений.
Во времена патриархата возник культ предка - мужчины. В связи с ним появились шаманы и им подобные личности, «специализирующиеся» на процедурах устрашения разгневанного предка.
По мере своего развития народная медицина не только накопила обширный и ещё не изученный арсенал лекарственных средств и приёмов врачевания, но и медицинские термины, понятия. С древности сохранились приёмы лечения, используемые в народной медицине - кровопускания, повязки и шины при лечении ран и переломов, даже операции кесарева сечения, трепанации черепа и другие.
Традиционная медицина развивалась, выйдя из недр народной медицины, и, с этой точки зрения, правильнее говорить о традиционной народной медицине, го есть народной медицине, сохранившей традиции, принципы, практический опыт врачевания и даже какие-то устойчивые первоначальные концепции о природе человека, его здоровье и болезнях.
Восточная медицина
Врачевание в Вавилоне и Ассирии
Помимо жреческо-культовой медицины, которую олицетворяли заклинатели, получила развитие и эмпирическая медицина с её представителями, врачевателями. Врачи сами собирали лекарства, приготавливали их.
Оплата труда врача и его ответственность строго определена имущественным положением пациента.
Древнеегипетская медицина
Состояние врачевания в Древнем Египте изучено лучше всего, чему ни мало свидетельствовали древние источники - папирусы. В папирусах главным образом собрано описание лекарств, их прописей и симптомов болезней, которые сопровождаются религиозными текстами - заклинаниями, молитвами, обращениями к многочисленным богам. И чем более поздний текст, тем больше в нём мистических обращений. С момента возникновения Египта медицина страны переходит от ремесленников - лекарей, специализировавшихся на лечении какого-либо органа или какой-либо части тела, от представителей семейных школ медиков, накапливающих и использующих эмпирические сведенья о диагностике, лечении, к жрецам. Такой она оставалась вплоть до начала новой эры, когда Египет фактически перестал существовать как самостоятельное государство.
Медицина в Иудее
Медицина в Иудее испытала сильнейшее влияние египетской медицины. В отличие от египтян, которые были приверженцами многобожья, иудеи поклонялись одному богу - Иегове. Все болезни - ниспосланы на людей за отступление от заповедей Бога. Отсюда и дело лечения находилось в руках жрецов - левитов, которые призывали к молитвам, жертвоприношениям, направленным на целительную силу души путём веры.
В последний период появилась так называемая Талмудская медицина. Талмуды использовали многочисленные лекарства из оливкового масла, ароматических растений, лука, перца, козьего молока.
Медицина в Древнем Китае
Китайскую традиционную медицину определяют с 3-4 тыс. до н.э.
В соответствии с Древними медицинскими трактатами, природа человека является отражением космоса, состоящего из 5 основных начал - элементов: Земли, воды, огня, дерева и воздуха, которые должны находиться в состоянии гармонии, равновесия, как и во внешнем мире. Нарушение равновесия приводит к нарушению функционирования организма - болезням.
При распознавании болезни основное внимание уделялось состоянию пульса и языка - его цвету, влажности и другим признакам. Китайцы создали целое учение и искусство пульсовой диагностики. Кроме учения о пульсе, китайская медицина пользовалась изобретёнными ею методами иглоукалывания - акупунктуры и прижиганий. Той же цели служили различные приёмы массажа и особая китайская
Средневековье
Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространёнными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.
Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.
Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объёму и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы. Начиная с 10 века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в своё время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.
Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространённому мнению, школы лишь от части реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику поелков.
Новое время и новые науки
Период развития человечества, заключённый в хронологические рамки 1640-1918 годов, отличался становлением новых экономических и политических отношений в государствах Западной Европы. Символично названная Новым временем, эта революционная эпоха отмечена множеством знаменательных событий: укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением в обществе, глобальной перестройкой мира в связи с колониальной экспансией, Великими географическими открытиями. Дальнейшее формирование промышленности, рост городов, революции в Нидерландах (1566-1609), Англии (1640-1649) и Франции (1789-1794) определили появление новой философии.
«Великий, прогрессивный переворот, самый мощный из всех пережитых до того времени человечеством, нуждался и породил титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многогранности и учёности. Передовые люди новой эпохи овеяны духом смелых искателей приключений. Тогда не было не одного крупного деятеля культуры, который не совершил бы далёких путешествий, не говорил бы на четырёх, пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». Известный философ подразумевал начало длительного периода развития науки, представители которой поставили задачей воспитание «нового человека» с чисто светским мировоззрением. Греческий термин humanitas - «воспитание», стал обозначением идейного содержания новой эпохи. Новое мировоззрение предполагало не только овладение античной мудростью, но также самопознание и самосовершенствование.
Во взглядах философов Нового времени гармонично существовали древность, религиозное Средневековье со светским кодексом чести и новые теоретические основы, ставившие в центр интересов ум человека, его знания, творческую энергию. Гуманитарное, научное и житейское начала соединились в идеях сторонников витализма. Выразители своеобразного течения в биологии отталкивались от признания в организме нематериальной, сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля; его поздними последователями стали известные медики - виталисты Я. ван Гельмонт, Г. Шталь, И. Мюллер, считавшиеся теоретическими основателями современной клинической медицины. Утверждая метафизический материализм, а с другой стороны, опираясь на законы механики, медики 16-18 веков ещё не могли объяснить многообразие окружающего мира.
Начиная с Везалия, как известно, посвятившего себя теоретической анатомии в ущерб врачебной деятельности, медицина постепенно разделилась на отдельные сферы. К началу Нового времени в средневековой медицине выделилось два направления: медико-биологическое и клиническое. Первое, связанное с развитием естествознания, представляли такие науки, как гистология, патологическая анатомия, физиология, микробиология.
Клиническая медицина, в частности терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство и гинекология с большим трудом принимали достижения биологии. Вследствие некоторой консервативности существовал значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, творивших на основе опытного способа исследования, и сознанием терапевтов, предпочитавших традиционные методики. Представляется удивительным факт, что почти до 19 столетия лечащие врачи не использовали специальных инструментов для обследования больного.
Развитие медико-биологического направления определилось фундаментальными открытиями в науке и технике, среди которых наиболее важными считаются:
§ теория клеточного строения растений и животных (М. Я. Шлейден и Т. Шванн, 1838-1839годы);
§ закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты (Ю. Р. Майер, 1841год; Дж. П. Джоуль, 1843год; Г. Л. Ф. фон Гельмгольц, 1847 год);
§ эволюционное учение Чарльза Дарвина, пояснившего основные природные процессы в работе «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» (1859).
Все значительные открытия Нового времени зафиксированы в многотомной «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Огромное значение в формировании научной медицины сыграла деятельность сторонников французской школы механического материализма. Оригинальный мировоззренческий принцип, выдвинутый в 17-18 веках, объяснял развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма послужили законы механики. В широком смысле эта теория сводилась к умозрительному движению от сложной, качественно своеобразной формы к более простой. В сфере медицины механицизм представляли врачи-материалисты Анри Леруа (1598-1679),Жюльен Ламетри (1709-1751),Пьер Кабанис (1757-1808).Всеобъемлющие обобщения естествоиспытателей, подготовленные трудами предшественников и основанные на опыте современников, определили будущее истинно научной медицины Нового времени.
РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНА
Великие русские медики
История русской медицины свидетельствует о бережном отношении к прошлому каждого прославленного представителя этой своеобразной науки. Отечественные медики сумели создать новую медицину в государстве, где веками отвергались самые её основы - анатомия и хирургия, где в почёте были иностранные доктора, хотя среди них имелось немало специалистов, искренне отдававших себя служению русским людям. Публицистист Илья Эренбург, преклонявшийся перед личностью Пирогова, считал своего кумира примером гуманности медика.
По словам А. Чехов, «профессия врача - это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Знаменитые врачи, вошедшие в историю отечественной науки, всей своей жизнью показывали, каким должен быть истинный медик. В поисках способов борьбы с чумой Данила Самойлович ставил опыты на себе. Илья Ильич Мечников вводил себе кровь больного возвратным тифом, интересуясь её возвратным началом. Матвей Мудров погиб от холеры, работая в зараженном Петербурге. Достоин уважения австриец Хаас, посвятивший свою жизнь русским каторжанам.
Необычайно высокий уровень требований, которые предъявляли к себе известные русские доктора, можно представить по событию 1886 года, когда профессор С. Коломнин застрелился, ощутив свою вину в смерти пациентки. Взгляд на профессию врача неотделим от понимания того, насколько она сложна, сколько душевных и физических сил требует от медика его работа. «Ни одна специальность не приносит порой столько мрачных переживаний, как врачебная», - говорил Чехов.
По статистике конца 19 века, список профессий, определявших наибольшее число самоубийств, возглавляли врачи. Среди погибших до 35 лет один из десяти докторов совершал суицид. Медицина требует полной самоотдачи. В соответствии с клятвой Гиппократа благородная специальность медика не даёт права отказывать в помощи никому и ни при каких обстоятельствах. В мемуарах каждого известного русского врача непременно содержатся мысли о назначении своей профессии. При удивительном разнообразии суждений всё же отмечается общее направление этой
темы. Все они счастливы радостью выздоровевшего больного, оставляя себе тяжкий труд, бессонные ночи и слабую надежду на благодарность потомков.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИИ
Развитие мировой педиатрии
Истоки педиатрических знаний относятся к глубинной древности. В дошедших до нас источниках Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Индии, Китая имеются советы по вскармливанию и уходу за детьми, по лечению некоторых детских болезней. В сочинениях древнегреческих врачей появляются сведения о здоровом и больном ребёнке. В трудах Гиппократа содержатся сведения по физиологии и патологии пищеварения у детей. В Римской империи учение о ребёнке получило дальнейшее развитие. Так, в трудах Сорана Эфесского ряд глав посвящен патологии у детей. В сочинениях К. Галена освещаются вопросы гигиены, диетики и детских болезней. Багдадский врач Рази в своих сочинениях приводит ряд важных сведений о питании, гигиене и лечении ребёнка.
В конце 15 - начале 16 века начинают появляться специальные книги и брошюры, посвященные некоторым вопросам физиологии и патологии детей. В этот же период открываются первые воспитательные дома в Париже, Мюнхене и других городах. Байю в 1578 г. впервые описал коклюш, распространившийся в то время в странах Европы.
В 17 веке Т. Сиденгам опубликовал свои классические работы об оспе и кори и дал точное описание хореи, известной тогда под названием «пляска святого Вита». В 1650 г. был опубликован труд Ф. Глиссона о происхождении, профилактике и лечении рахита.
Английские врачи впервые описали дифтерию, туберкулёзный менингит, спондилит. В конце 19 века Э. Дженнер разработал и предложил прививку против оспы. В это же время во Франции, Германии и других странах также начинается усиленное изучение детских болезней. Появляются монографии, труды, сочинения, диссертации, особенно по детским инфекционным болезням и заболеваниям новорождённых.
В 19 веке происходит постепенное выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину. В 1802 г. в Париже открывается первая больница для детей в возрасте от 2 до 15 лет, которая вскоре становится основным центром в Европе по подготовке специалистов по детским болезням. Начиная с этого времени и на протяжении почти полувека Франция была, ведущей страной в области педиатрии. Общее направление работ парижской школы было клинико-патологоанатомическим.
С середины 19 века начинается усиленное развитие педиатрии в Европе. Открываются детские больницы, публикуются оригинальные работы и учебники по педиатрии, создаются новые научные центры. Особенного развития педиатрия в это время достигла в Германии, где организуется первая кафедра педиатрии.
Французская педиатрическая школа продолжала изучение клинических проявлений различных заболеваний. В 1892 г. Бюден основал в Париже первую детскую консультацию, задачей которой бала пропаганда грудного вскармливания и советы матерям по уходу за детьми. В 1844 г. во Франции впервые были созданы ясли для детей; в 1892 г. организовано Научное общество детских врачей.
В конце 19 - начале 20 веков педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах всех стран. Открываются новые детские больницы, отделения для грудных детей, оборудуются лаборатории, рентгеновские кабинеты. Всё это способствовало улучшению диагностики и лечения заболеваний у детей.
Однако, не смотря на развитие педиатрии, детская смертность в Европе оставалась высокой. Передовые врачи считали необходимым объединить усилия для улучшения медпомощи матери и ребёнку. С 1902 г. начала работать Лига по борьбе с детской смертностью, с 1909 г. - Германский институт по борьбе с детской смертностью в Берлине, в 1911 г. в Берлине состоялся первый Интернациональный конгресс по охране младенчества.
С начала 40-х гг. 20 века во Франции было опубликовано много монографий и учебных пособий по разным вопросам педиатрии. С 1950 г. в Париже начал издаваться ежегодный реферативный педиатрический журнал с обобщением почти всей мировой литературы.
Конспекты лекций
Тема I.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ, ПЕДИАТРИИ
ДРЕВНЕЕ ВРАЧЕВАНИЕ