Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка
|
Игра – метод организации и сплочения детского коллектива. Педагогической основой деятельности детского оздоровительного лагеря является игра.
Функции игры:
- Познавательная
- Нравственная /формирование нравственных оценок/
- Социального закаливания /привитие организаторских способностей, возможность стать автором или участником игры/
Принципы:
- Добровольность /ребенок добровольно играет в игру/
- Индивидуальность /избирательность игры/
- Стимулирования /должен быть связан с тем, чтобы стать лучше/
- Роста /победитель игры становится членом жюри, ведущим и т.д./
- рефлексивного последействия /самоанализ в игре/
- ориентирована на гуманистический характер /игра-забота, игра-размышление и т.п./
Что необходимо учитывать при организации игры:
- Тема /например, в организационный период необходимо проводить игры на знакомство/
- Возраст
- Готовность детей к участию /психологическая и практическая: обувь, одежда и т.п./
- Место проведения
- Наличие оформления и инвентаря
Алгоритм проведения игры:
- Вводная часть /название, четкое объяснение правил/
- Основная часть /проведение игры/
- Итоговая часть /обязательное подведение итогов/
Игр бывает великое множество. Чтобы тебе легче было сориентироваться в их многообразии, ниже приводим классификацию игр.
Классификация игр
Ø По содержанию поставленных задач:
ü на знакомство
ü на сплочение
ü розыгрыши
ü познавательные
ü развлекательные
Ø По форме:
ü конкурсы
ü эстафеты
ü тренинги
Ø По месту проведения:
ü на воздухе
ü в воде
ü в помещении
Ø По количеству участников:
ü индивидуальные
ü командные
Ø По составу участников:
ü возрастные
ü по половому признаку
Ø По скорости и времени проведения:
ü сезонные
ü игры-минутки
ü кратковременные
ü длительные
Ø По степени активности:
ü малоподвижные
ü подвижные
ü «сидячие»
Ø По наличию реквизита
ü с реквизитом
ü без реквизита
Ø По уровню организации:
ü спонтанные
ü управляемые
ü стихийные
Игра является отличным инструментом для тебя в работе с детским временным коллективом, и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего ты её проводишь:
· создание и развитие коллектива;
· выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально-познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
· занять паузу.
2. Возраст, на который ты собираешься проводить игру:
· младший,
· средний младший,
· средний старший,
· подростковый.
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми ты располагаешь для проведения игры:
· помещение или улица,
· территория передвижения,
· возможность сидеть в кругу,
· актовый зал,
· спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
· знакомство,
· построение структуры,
· изменение или подтверждение структуры,
· распада.
Согласись, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
· до 10 человек,
· до 20 человек,
· до 30 человек,
· до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами ты располагаешь:
· бумага, ручка, скрепки, маркеры
· мячи, обручи, скакалки
· песок, водоросли, галька
7. Сколько у тебя свободного времени для проведения игры:
· 5 минут,
· 10 минут,
· 30 минут,
· 2 часа
8. Какой итог игры тебе нужен:
· победители,
· номинации,
· одобрение,
· глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании своей работы с напарником, заранее подбирай игры на следующий день и не забывай закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для тебя важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.