Управленческие аспекты деятельности вожатого
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Ну вот, начинается основной период смены, период, который отличается продолжительностью, насыщенностью (в смысле, мероприятий, а также разными событиями хорошими и не очень). Это главный этап развития лагерной смены, когда закрепляются достигнутые результаты оргпериода, стабилизируются отношения детей, взрослых. Это период личной самореализации ребенка. Основной вид деятельности вожатого в этот период – работа с группами ребят по организации отрядных дел и общелагерных мероприятий; основной вид деятельности детей – работа, в основном, по группам, интенсивное общение. Здесь мы не будем писать основные задачи этого периода, о них написано ранее.
Основные формы работы в этот период:
1. Индивидуальные и групповые виды деятельности различной направленности.
2. Отрядные дела, огоньки, беседы, рефлексия.
3. Мероприятия, в которых ребенок может реализоваться.
4. Координация взаимодействия детей внутри отряда посредством методики КТД.
5. Организация мероприятий между отрядами.
Самое главное, в этот период удержать и приумножать то, что было достигнуто в период организационный. Здесь мы расскажем об основных аспектах периода основного, да и, собственно, всей вожатской работы.
Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка
|
Игра – метод организации и сплочения детского коллектива. Педагогической основой деятельности детского оздоровительного лагеря является игра.
Функции игры:
- Познавательная
- Нравственная /формирование нравственных оценок/
- Социального закаливания /привитие организаторских способностей, возможность стать автором или участником игры/
Принципы:
- Добровольность /ребенок добровольно играет в игру/
- Индивидуальность /избирательность игры/
- Стимулирования /должен быть связан с тем, чтобы стать лучше/
- Роста /победитель игры становится членом жюри, ведущим и т.д./
- рефлексивного последействия /самоанализ в игре/
- ориентирована на гуманистический характер /игра-забота, игра-размышление и т.п./
Что необходимо учитывать при организации игры:
- Тема /например, в организационный период необходимо проводить игры на знакомство/
- Возраст
- Готовность детей к участию /психологическая и практическая: обувь, одежда и т.п./
- Место проведения
- Наличие оформления и инвентаря
Алгоритм проведения игры:
- Вводная часть /название, четкое объяснение правил/
- Основная часть /проведение игры/
- Итоговая часть /обязательное подведение итогов/
Игр бывает великое множество. Чтобы тебе легче было сориентироваться в их многообразии, ниже приводим классификацию игр.
Классификация игр
Ø По содержанию поставленных задач:
ü на знакомство
ü на сплочение
ü розыгрыши
ü познавательные
ü развлекательные
Ø По форме:
ü конкурсы
ü эстафеты
ü тренинги
Ø По месту проведения:
ü на воздухе
ü в воде
ü в помещении
Ø По количеству участников:
ü индивидуальные
ü командные
Ø По составу участников:
ü возрастные
ü по половому признаку
Ø По скорости и времени проведения:
ü сезонные
ü игры-минутки
ü кратковременные
ü длительные
Ø По степени активности:
ü малоподвижные
ü подвижные
ü «сидячие»
Ø По наличию реквизита
ü с реквизитом
ü без реквизита
Ø По уровню организации:
ü спонтанные
ü управляемые
ü стихийные
Игра является отличным инструментом для тебя в работе с детским временным коллективом, и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего ты её проводишь:
· создание и развитие коллектива;
· выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально-познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
· занять паузу.
2. Возраст, на который ты собираешься проводить игру:
· младший,
· средний младший,
· средний старший,
· подростковый.
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми ты располагаешь для проведения игры:
· помещение или улица,
· территория передвижения,
· возможность сидеть в кругу,
· актовый зал,
· спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
· знакомство,
· построение структуры,
· изменение или подтверждение структуры,
· распада.
Согласись, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
· до 10 человек,
· до 20 человек,
· до 30 человек,
· до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами ты располагаешь:
· бумага, ручка, скрепки, маркеры
· мячи, обручи, скакалки
· песок, водоросли, галька
7. Сколько у тебя свободного времени для проведения игры:
· 5 минут,
· 10 минут,
· 30 минут,
· 2 часа
8. Какой итог игры тебе нужен:
· победители,
· номинации,
· одобрение,
· глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании своей работы с напарником, заранее подбирай игры на следующий день и не забывай закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для тебя важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.
Предварительная работа.
Начни с продумывания места данного огонька в жизни отряда. Сценарный план (а он у тебя обязательно будет) зависит от того, каково состояние отряда, уровень его сплоченности, взаимопонимания и открытости. Позаботься о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайся, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут тебе в этом. В любом случае, делай поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства отряда. Постарайся предусмотреть и снизить возможные риски.
Подготовительная работа.
Подготовь место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёшь гостей проинструктируй их об их роли в огоньке. Сформулируй и выдай задания выступающим групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помоги им. Еще раз рассчитай время, вспомни, какого эффекта ты ждешь от каждого элемента огонька.
Погружение.
Для создания соответствующего настроения ребят используй ритуалы, например, торжественную перестановку флага на специальное место, специальное «время Ч», когда никому нельзя входить на место проведения огонька, зажжение свечи или костра с выбором кострового, почетное право войти первым герою дня или дежурному командиру, запись в «бортовом журнале» о начале огонька. Возможно экспресс-построение с кратким отчетом командира о прожитом дне, «30 секунд молчания» перед входом с предложением каждому подумать о том, что важного он должен сказать товарищам и т.д. Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, «героям дня», гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируй, украшай огонёк, создавай настроение искренности, теплоты, важности происходящего.
Ход огонька
А) Начало. Им может быть настраивающая песня под гитару, предъявление загадочного предмета, сюрприза под вуалью, «черного ящика», представление гостей. Обязательно прозвучит вступительное слово вожатого. Возможно, ты проведешь короткое упражнение для установления сенсорного контакта.
Б) Завязка обсуждения. Разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете, короткого обсуждения. Возможно, ты просто убедительно поставишь задачу, объявишь порядок проведения огонька. Хорошо, если на каждом огоньке этот момент организуется по-разному.
В) Обсуждение. Традиционное обсуждение «по кругу» подкрепите или вовсе замени более эффективными приемами. Используй «конверт откровения», «мозаику вопросов и ответов», другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут «музыкальные паузы», когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.
Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется «черный ящик», станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.
Д) Развязка. В завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение «героев», объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет выбран новый дежурный командир на завтра, дана оценка работе сегодняшнего ДК.
Е) Завершение. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово вожатых (возможно - командира, гостя), комментарий к плану на завтра породит радостные ожидания нового дня. Состоится заключительный ритуал: передача знака новому ДК, орлятский круг с вечерней песней и речёвкой.
Ж) Отход ко сну. Да, это тоже важный момент огонька. Ибо способен как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения Вечерней песни дети и вожатые разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.
У тебя, уважаемый коллега, на огоньке множество ролей. Ты сценарист, поскольку составляешь сценарий огонька заранее, продумываешь последовательность сцен, их роль, обстановку и прочее. Ты - дирижер, так как ненавязчиво, но постоянно управляешь звучанием отряда на огоньке. Разумеется, ты такой же член отряда, как и прочие, с той лишь поправкой, что у вожатых на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их не было. Ты - наблюдатель, ты зорко следишь за ходом огонька, но допускаешь обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагируешь всё происходящее. В процессе подготовки и в ходе самого огонька ты - консультант, помощник, советчик. А поскольку огонёк - это и рефлексивное занятие с элементами тренинга, то ты, в некотором роде «психотерапевт», тренер группы.
Принципиальную роль здесь играет техника педагогического воздействия. Твой голос должен быть слышен, но не громок, мимика всегда под контролем и точно соответствует требуемому настроению ситуации. Жестикуляция выразительна, но не размашиста. Демонстрируй искренность, тем более что ты искренне хочешь помочь этим детям. Для твоего общения с отрядом на огоньке важно, чтобы ты своим влиянием словно бы «обнимал» весь отряд, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере твоего внимания. Тон твоего голоса можно охарактеризовать, то как «внушающее-доброжелательный», то как «искренне-дружеский».
ПОМНИ! Плавность течения огонька может быть нарушена только твоими «заготовками»! ПОМНИ! Для огонька важно постоянное обращение к личным переживаниям и ощущениям, «тогда», «здесь и сейчас»!
Типичные ошибки
Как придётся. Речь о размещении, оформлении огонька. Не получится разговора, если детям неудобно, затекают ноги и спина, если не видно лиц, если посторонние шумы и другие раздражители отвлекают внимание, если младшим не видно тебя из-за старших. Думайте об этом, готовя огонёк!
Самотёк. Иногда политруки думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало огонька, произнести известную триаду вопросов «Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?» и, - о, чудо! - огонёк пойдет сам собой. Увы! Хорошо бы, коли так. Однако дети могут просто не начать говорить, начать говорить не о том, да мало ли случайностей подстерегает нас на этом пути! Огонек надо готовить, планировать, вести - это аксиома.
Формалистика. Однообразие течения огонька губит самые лучшие чувства. Если дети друг с другом повторяют стандартный набор фраз, значит, огонёк ты не подготовил. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта,
Чрезмерное веселье. Оно не способствует осмыслению, но способно профанировать любые высокие слова. А огонёк - это именно тот случай, когда должны звучать высокие слова, рождать высокие переживания и чувства. Смех без причины - признак слабой работы по созданию настроя огонёк в отряде.
Обвинительный тон. Плохо, если огонёк превращается в высказывание обвинений, неважно, кто и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. Огонёк - не суд, а круг дружеского участия и совета.
Провокация зазнайства. Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Нельзя, чтобы вожатые или кто-то из ребят высказывался в духе «Мы - лучше всех, другие отряды – плохие». Стыдно.
Дети - слушатели. Если огонёк превращается в мероприятие, то есть форму работы, когда все дети пассивно слушают, то это и не огонёк вовсе. Так, лекция. Огонёк - это активный разговор неравнодушных людей.
Час наставлений. Каким бы замечательным проповедником морали ты не был, не надо наполнять огонёк нравоучениями. Нравственные, истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственной души ребенка.
Неуправляемая активность детей. Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда - не проводи огонёк, ограничьте ритуалом. Если это уместно, можно высказать сожаление, что огонёк провести не удастся (не обвиняя детей).
Вечер записных ораторов. Бывает, что на огоньках всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята. Возможно, Вы не поговорили с ними перед огоньком о необходимости дать слово каждому в условиях ограниченного времени?
Ухмыляющаяся оппозиция. Если такая группа появилась, значит в отряде не все в порядке. Посоветуйся с коллегами, начальником. А пока - постарайся доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к тебе). Не дави, но и не оставляй без внимания. Ни в коем случае не подчёркивай обособленность этой группы во мнении отряда.
Автономные группы.Такое происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики» по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайся смешать группы при рассадке. В дальнейшем работайте на их ассимиляцию.
Не успели.Что делать, если разговор в самом разгаре, а время кончилось? По возможности корректно закончить огонёк. Вам всё равно не удастся сохранить внимание - другие отряды пойдут умываться, зазвучит сигнал горна. Используй этот момент для иллюстрации ценности огонька, предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.
Именно на огоньке ты становишь тем самым мудрым советчиком и другом, именно на огоньке тепло твоей души льется через край. Но именно на огоньке ты демонстрируй высочайший профессионализм. Когда тебе удается решить поставленные задачи и помочь детям стать еще чуточку лучше.
Конфликты в условиях ДОЛ
|
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов.
Конфликты неизбежны, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря. Выделим некоторые виды конфликтов:
ü ребёнок – вожатый
ü ребёнок – родитель
ü ребёнок – ребёнок
ü ребёнок – администратор
ü ребёнок – персонал
Конфликт между ребёнком и вожатым – один из примеров межгрупповых, межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения ребёнка, являются:
ü оскорбление со стороны вожатого
ü нетактичное поведение
ü необъективность при оценке действий
ü завышенные требования.
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с детьми:
ü внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации);
ü проведение индивидуальной работы с ребёнком (разговоры и беседы);
ü профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
ü отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию с детьми
Один из аспектов работы в - это явление, с которым, вероятно, сталкивается большинство вожатых, а именно - более или менее стабильное сочетание социометрических ролей в малой группе. Похоже, это явление подчиняется определенной социально-психологической закономерности, которая, насколько мне известно, практически не изучена. В этой связи приведем несколько гипотетических соображений, основанных на эмпирических наблюдениях.
Каждый живой организм, включенный в некоторую экосистему, занимает в ней определенную нишу. Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает баланс всей экосистемы. Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена, это создает угрозу существованию всей системы, в частности - каждого населяющего ее организма. Соответственно при нарушении баланса система стремится его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.
Похоже, малая социальная группа подчиняется той же закономерности. Для любой группы характерно определенное сочетание социальных ниш, которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль. Гораздо важнее социально-психологическая структура группы, которая, похоже, имеет архетипический характер и с удивительным постоянством воспроизводится в самых разных общностях.
Есть некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий детей в структуре почти каждого отряда. Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся пока на вполне очевидной фигуре - фигуре изгоя, или аутсайдера. Хотелось бы разобраться, чем определяется сам факт появления такой фигуры в структуре группы.
Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если эта ниша уже кем-то занята, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения.
В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения.
Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
С первых дней существования отряда детское сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши.
На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т.п. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе практически не встречается, поскольку не соответствует задаче поддержания психологического «гомеостаза»).
Экспериментально проверить эту гипотезу можно было бы посредством следующего - увы, трудно выполнимого - опыта: из дюжины одновозрастных отрядов отобрать аутсайдеров и сформировать из них новый отряд. Можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров. Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации. Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент проблемных для вожатого детей, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи.
Подходя к решению этой проблемы, вожатый обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно. Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Причем они, как правило, объективно выступают недостатками и не вызывают сомнений.
Поэтому следующим этапом является коррекция. За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной. И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.
Разъяснять ровесникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, - занятие практически бесполезное. Во-первых, у них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Во-вторых, и это самое главное, дети (как, впрочем, и взрослые) так себя ведут в полном соответствии со своей психологической природой, которая, увы, далека от гуманистического идеала. Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»
Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов - дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы, в первую очередь — ее благополучной ниши. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса.
Таким образом, в каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в отряде, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания ровесников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Ниже рассмотрим «действующих лиц» структуры социально-психологической отряда.
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в отряде присутствуют и нейтральные наблюдатели. Можно предположить, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.
Бывает, что среди ровесников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в отряде считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если ребенок, по какой-либо причине, вынужден плотно взаимодействовать с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа.
Зачинщики
Обычно один-два человека в отряде становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из ровесников (эти причины мы рассмотрим далее подробно) и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.
Процесс отвержения начинается очень рано: уже на второй или третий день в лагере становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя). Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести.
Преследователи
Ими могут стать:
- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в отряде;
- агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву;
-дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (результат соответствующего семейного воспитания);
- эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
- в подростковом возрасте зачинщиками могут стать максималисты, дети, не желающие идти на компромисс.
Последователи с удовольствием смеются над неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища, прячут его вещи в туалете, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать в свои игры.
Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего лично им ничего плохого сверстника?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому «стадному чувству»: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.
Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера отряда.
В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
Наконец, небольшой процент среди преследователей таким образом самоутверждаются, берут реванш за свои неудачи. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в своей деятельности и не вызывают особых симпатий у ровесников. Они не становятся жертвами, потому что могут дать отпор.
Жертвы
Кто же чаще всего становится жертвой издевательств? В первую очередь, дети с явными проблемами. В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.
Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:
- необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.);
- страдающий энурезом или энкопарезом;
- тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;
- неопрятно одетый;
- неуспешный;
- ребенок, которого дома слишком опекают родители;
- ребенок, не умеющий общаться и т.д.
Можно привести некоторые наиболее типичные типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.
«Любимчик»
Еще Януш Корчак писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и оказывают ему свое покровительство, обрекая тем самым на одиночество и оскорбления со стороны ровесников, которым неизвестна причина такого отношения.
«Прилипала»
Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки таким образом сблизиться отвечают агрессией. Ребенок ведь не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.
«Шут и козел отпущения»
Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех ровесников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.
Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем отряде.
«Озлобленный»
Некоторые дети, не сумев установить контакт с ровесниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
«Непопулярный»
Есть категория детей, с которыми никто не играет. Их не обижают, не дразнят — их просто никто не замечает и не выбирает. Ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание ровесников. Обычно это бывает, если ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает мероприятия в лагере по какой-то причине. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече, никто не заметит, что его нет в отряде. Это ранит не меньше, чем травля.
Отметим, что наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации ровесников, выдают ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д.
Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.
Отвергаемые дети ищут поддержки и защиты у взрослых. Но только у тех, кто однажды им ее уже оказал. Встречаясь в коридоре со своим спасителем, они приветливо здороваются и стремятся что-то рассказать.
Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.
Переломить сложившийся стереотип отверженного - задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой отряд. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Конечно, вожатые не могут остаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями напарников на отряде можно изменить ситуацию в отряде и научить ребят нормальным формам взаимодействия.
Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с ровесниками могут стать причиной побега из лагеря, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы, способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Об отряде, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в отряде появится новый изгой, так как это единственно воз