Врача-специалиста акушера-гинеколога
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
обучения в интернатуре
Кафедра акушерства и гинекологии
Специальность врач акушер-гинеколог
Утверждено на кафедральном совещании
«____»_______________________2013г.
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор
____________________Евтушенко И.Д.
Интерн: Артюшкина Яна Владимировна
Томск 2013
Перечень знаний, умений и владений
врача-специалиста акушера-гинеколога
(интерна)
Врач-специалист акушер-гинеколог должен знать:
- Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.
– Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
– Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, работу скорой и неотложной помощи.
– Медицинское страхование.
– Законодательство по охране труда женщин.
– Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.
– Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
– Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.
– Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений.
– Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.
– Структуру гинекологической заболеваемости. Мероприятия по ее снижению.
– Основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза, урогенитальной области. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии.
– Основы патогенетического подхода при проведении терапии и профилактики акушерско-гинекологической патологии.
– Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
– Возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте.
– Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.
– Влияние производственных факторов на специфические функции женского организма.
– Клиническую симптоматику и терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.
– Клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой системы, их диагностику, принципы лечения и профилактики.
– Клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику предраковых заболеваний.
– Физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений.
– Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии (в том числе и УЗИ).
– Основы эндоскопии.
– Роль и назначение биопсии, морфогистологического исследования в онкогинекологии.
– Вопросы асептики и антисептики, профилактики внутрибольничной инфекции.
– Основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии.
– Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.
– Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.
– Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, профилактику осложнений.
– Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
– Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.
– Новые современные методы профилактики и лечения в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.
– Знать эфферентные методы лечения в акушерстве. Показания к их применению.
– Основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин.
– Вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии.
– Организацию и проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффективности.
– Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных.
– Оборудование и оснащение операционных, отделений интенсивной терапии.
- Технику безопасности при работе с аппаратурой. Хирургический инструментарий и шовный материал в акушерско-гинекологической практике.
– Принципы работы с мониторами.
– Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.
– Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.
– Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
– Основы медицинской психологии.
– Психические свойства личности. Особенности психических процессов при острой септической инфекции в акушерстве, при выявлении злокачественной опухоли органов репродуктивной системы.
– Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.
– Основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и области их применения.
– Общие принципы статистических методов обработки медицинской документации.
– Общую структуру и функцию компьютера.
- Знать основы клинической фармакологии, фармакокинетики и фармакотерапии во время беременности. Действие лекарственных препаратов, применяемых во время беременности, на плод и новорожденного.
- Ознакомиться с методами профилактики и лечения, так называемой, традиционной медицины: рефлексотерапии, апитерапии, гидротерапии, фитотерапии, а также с методами лечения альтернативной медицины: гомеопатия, психотерапия и др.
- Знать особенности течения гинекологической патологии в пожилом и старческом возрасте, подготовку к операции, течение послеоперационного периода, профилактику осложнений. Адаптационные возможности организма при старении.
Врач-специалист акушер-гинеколог должен уметь:
– Организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях, в дневном стационаре и на дому в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача акушера-гинеколога.
– Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов. Уметь точно прогнозировать исходы беременности и родов.
– Выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической патологии, организовать проведение мер профилактики.
– Выявить признаки патологии беременности (угроза прерывания, "замерший" плод, гестоз).
– Определить степень "зрелости шейки матки" и готовность организма к родам.
– Провести физиологические и патологические роды (тазовое предлежание, разгибание головки, асинклитические вставления, роды при крупном плоде, двойне).
– Провести роды при узком тазе.
– Своевременно определить показания к операции кесарева сечения. Уметь оценить противопоказания.
– Провести все мероприятия по остановке профузного кровотечения во время беременности (самопроизвольный выкидыш, шеечно-перешеечная беременность, предлежание плаценты), в родах (предлежание плаценты, приращение плаценты, преждевременная отслойка плаценты, гипотоническое и коагулопатическое кровотечение, разрывы матки и родовых путей) и в послеродовом периоде.
– Провести дифференциальную диагностику коматозных состояний (гипо- и гипергликемическое, экламптическое и постэкламптическое, аорто-кавальная компрессия беременной маткой и др.).
– Обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях, установить медицинские показания к прерыванию беременности.
– Определить аномалии родовой деятельности (слабость, дискоординация, быстрые и стремительные роды). Осуществить регуляцию родовой деятельности.
– Установить причину акушерского кровотечения во время беременности, родов и послеродовом периоде. Уметь оказать необходимую помощь.
– Выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного.
– Оценить течение последового и послеродового периодов, выявить и предупредить осложнения.
– Выявить противопоказания к беременности и родам. Оформить медицинскую документацию на прерывание беременности. Провести реабилитацию после прерывания беременности.
– Решить вопрос о трудоспособности пациентки.
– Вести медицинскую документацию и осуществлять преемственность между ЛПУ.
– Проводить профилактику непланируемой беременности.
– Осуществлять диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
– Анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактического учреждения.
– Проводить санитарно-просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития акушерской патологии и гинекологической заболеваемости.
– Подготовить необходимую документацию в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории.
– Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.
– Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.
– Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.
– Использовать персональный компьютер на рабочем месте.
– Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств во время беременности.
– Определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, а также санаторно-курортного лечения.
– Проводить научные исследования по полученной специальности
Врач-специалист акушер-гинеколог должен владеть:
- Владеть методами определения и оценки физического развития девочки, девушки, женщины, методами определения и оценки функционального состояния женского организма
- Методикой обследования беременных при физиологической и патологической беременности
- Методикой обследования пациенток с гинекологической патологией различных возрастных периодов (детского, пубертатного, детородного, пременопаузального и постменопаузального)
- Методикой обследования пациенток с ургентной гинекологической патологией различных возрастных периодов
- Методикой проведения профилактических осмотров женщин
- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при экстренных акушерских ситуациях
- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при различных акушерских ситуациях
- Владение современными методами лечения гинекологических больных (консервативное и хирургическое)
Перечень умений и практических навыков врача-интерна*
Акушерство
№ | Умения и практические навыки | Количество | Уровень освоения | |||||||||||||||
1. | Правильная оценка анамнеза и особенностей течения беременности | III | ||||||||||||||||
2. | Правильная оценка противопоказаний к сохранению беременности | III | ||||||||||||||||
3. | Выявление факторов риска развития беременности, перинатальных факторов риска, проведение профилактики осложнений | III | ||||||||||||||||
4. | Правильный выбор и оценка методов исследования беременной и плода, состояния плаценты, проведение профилактики плацентарной недостаточности | II | ||||||||||||||||
5. | Осуществление дифференциального подхода к составлению плана ведения беременной с различной акушерской и соматической патологией | II | ||||||||||||||||
6. | Определение зрелости шейки матки и готовности организма к родам | III | ||||||||||||||||
7. | Осуществить прием родов | III | ||||||||||||||||
8. | Операция кесарево сечение | II | ||||||||||||||||
9. | Выработка тактики ведения родов при патологически протекающей беременности, преждевременных и запоздалых родов, определение показаний к оперативному родоразрешению | II | ||||||||||||||||
10. | Рассечение и зашивание промежности | III | ||||||||||||||||
11. | Акушерские щипцы и вакуум-экстракция плода (на фантоме) | II | ||||||||||||||||
12. | Реанимация в родильном зале при асфиксии новорожденных | II | ||||||||||||||||
13. | Ведение родов при тазовом предлежании (ручные пособия) | II | ||||||||||||||||
14. | Контрольное ручное обследование послеродовой матки. Ручное вхождение в матку (отделение плаценты) | III | ||||||||||||||||
15. | Прерывание беременности в поздние сроки | – | I | |||||||||||||||
16. | Проведение инфузионно-трансфузионной терапии | III | ||||||||||||||||
17. | Интерпретация показателей системы гемостаза и проведение коррекции выявленных нарушений | II | ||||||||||||||||
18. | Проведение медикаментозной профилактики акушерских кровотечений при патологически протекающей беременности в родах | III | ||||||||||||||||
19. | Владение способами остановки кровотечения в III периоде родов и раннем послеродовом периоде | III | ||||||||||||||||
20. | Оценка степени тяжести гестоза, эффективности проведения терапии, состояния плода, показания к досрочному родоразрешению, методы родоразрешения | II | ||||||||||||||||
21. | Разработка дифференциального плана ведения родильниц после осложненных и оперативных родов. Выбор соответствующих методов лечения и обследований. | II | ||||||||||||||||
22. | Проведение профилактики развития послеродовых воспалительных заболеваний в группах риска | III | ||||||||||||||||
23. | Составление плана дальнейшего ведения женщин из группы "риска" и разработка принципов реабилитации в женской консультации | II | ||||||||||||||||
24. | Умение провести анализ основных показателей деятельности акушерского стационара и женской консультации. | II | ||||||||||||||||
| III II |
Гинекология
№ | Умения и практические навыки | Количество | Уровень освоения |
1. | Произвести бимануальное влагалищное, ректовагинальное исследование и интерпретировать полученные данные | II | |
2. | Получить объективную информацию о заболевании | III | |
3. | Выявить специфические признаки гинекологического заболевания | III | |
4. | Определить показания к госпитализации | III | |
5. | Оценить тяжесть состояния больной | III | |
6. | Выработать план ведения больной | II | |
7. | Определить необходимость применения специфических методов исследования | III | |
8. | Взятие мазков на флору из влагалища, цервикального канала и уретры | III | |
9. | Взятие мазков на онкоцитологию | III | |
10. | Проведение расширенной кольпоскопии | III | |
11. | Проведение тестов функциональной диагностики и умение их оценивать | III | |
12. | Интерпретация данных УЗИ у гинекологических больных | II | |
13. | Зондирование полости матки | II | |
14. | Взятие аспирата из полости матки | III | |
15. | Пункция брюшной полости через задний свод | III | |
16. | Удаление полипа слизистой цервикального канала | II | |
17. | Раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала и стенок матки | III | |
18. | Медицинский аборт | III | |
19. | Проведение гистероскопии | II | |
20. | Проведение гистеросальпингографии (хромогидротубация) | I | |
21. | Интерпретация данных ректоскопии | II | |
22. | Участие в проведении хромоцистоскопии.( Интерпретация данных) | II | |
23. | Участие в лапароскопии. Интерпретация данных. | II | |
24. | Удаление кист наружных половых органов | III | |
25. | Проведение ножевой биопсии шейки матки | III | |
26. | Проведение диатермокоагуляции шейки матки | III | |
27. | Проведение криодеструкции шейки матки (конизации) или лазерной коагуляции шейки матки | III | |
28. | Проведение последовательной ревизии органов брюшной полости | – | I |
29. | Тубэктомия | III | |
30. | Проведение стерилизации маточных труб | II | |
31. | Удаление яичника | II | |
32. | Резекция яичника (цистэктомия) | II |
Программа практики
Срок обучения:1620 учебных часов (30 недель – 7 месяцев)
№ | Виды профессиональной деятельности (врача-интерна) | Место работы | Продолжительность циклов | Формируемые профессиональ-ные компетенции | Форма контроля |
Акушерский стационар | |||||
1. | Отделение патологии беременных: курация беременных с различной акушерской патологией (23.12.13-19.01.14) | Акушерское отделение ГБОУ ВПО СибГМУ и Областной перинатальный центр – отделение патологии беременных | учебных часов 216 4 недели | Сбор анамнеза, осмотр, акушерские наружное и внутренние исследования, интерпретация лабораторных данных, данных УЗИ, доппрерометрии, КТГ, стандарты в лечении беременных с различной акушерской и гинекологической патологией, мониторинг беременных | Зачет |
2. | Родильный зал: курация рожениц (20.01.14-23.03.14) | Акушерское отделение ГБОУ ВПО СибГМУ и Областной перинатальный центр – родильное отделение, род дом №3 | учебных часов 432 8 недель | Сбор анамнеза, осмотр, акушерские: наружное и внутренние исследования, интерпретация КТГ. Ведение нормальных и патологических родов. Оказание акушерских пособий. Проведение операции Кесарево сечения; оформление медицинской документации. | Зачет |
3. | Послеродовое отделение: курация родильниц (24.03.14-20.04.13) | Акушерское отделение ГБОУ ВПО СибГМУ и Областной перинатальный центр – послеродовое отделения | учебных часов 216 недель 4 | Сбор анамнеза, бимануальное исследование, интерпретация лабораторных данных, данных УЗИ. Ведение послеродового периода. Ведение медицинской документации. | зачет |
Женская консультация | |||||
1. | Диспансерное наблюдение беременных и гинекологических больных (21.04.14-25.05.14) | Родильный дом №1 и №3(женские консультации) | учебных часов 270 5 недель | Сбор анамнеза, бимануальное исследование, акушерское исследование, интерпретация лабораторных данных, данных УЗИ, доппрерометрии, КТГ, стандарты обследования беременных и гинекологических больных, мониторинг беременных женщин с гинекологической патологией. Ведение медицинской документации. | Зачет |
Гинекологический стационар (8 нед) | |||||
1. | Курация гинекологических больных (2.06.14-31.07.14) | гинекологическое отделения ГБОУ ВПО СибГМУ и родильного дома №1 | учебных часов 432 8 недель | Сбор анамнеза, бимануальное исследование, интерпретация лабораторных данных, данных УЗИ, инструментальных методов исследования, стандарты обследования и лечения гинекологических больных. Выполнение гинекологических манипуляий и гинекологических операций. Ведение медицинской документации. | зачет |
2. | Курация пациентов с разными стадиями прерывания беременности (26.05.14-1.06.14) | Родильный дом №2 (абортное отделение) и родильный дом №3 (обсервационное отделение) | 1 неделя, 54 часа | Проведение операции прерывания беременности (раннее и позднее прерывание беременности) | зачет |
Учебный план послевузовского профессионального образования по специальности «акушерство и гинекологии»
(интернатура)
Срок обучения:2592академических часа (48 недель – 11 месяцев), дополнительно 1 месяц (4 недели) – каникулы.
Трудоемкость: 72 (в зачетных единицах)
Режим занятий:9академических часов в день, из них 6 часов – аудиторной работы, и 3 часа – внеаудиторной (самостоятельной) работы
Форма обучения: очная
Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Трудоемкость (в зач. ед.) | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | семинары практические занятия | самостоятель-ная работа | ||||
Обязательные дисциплины | Экзамен | |||||
Специальные дисциплины (модули) | Экзамен | |||||
Раздел 1 Акушерство | Зачет | |||||
Организация акушерской и гинекологической помощи | ||||||
Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии | ||||||
Физиология беременности | ||||||
Патология беременности | ||||||
Физиология родов | ||||||
Патология родов | ||||||
Миома матки и беременность | ||||||
Кровотечения во время беременности и родов | ||||||
ДВС-синдром в акушерстве и гинекологии | ||||||
Шок и терминальные состояния в акушерстве | ||||||
Эмболия околоплодными водами | ||||||
Акушерский травматизм матери и плода | ||||||
Оперативное акушерство | ||||||
Обезболивание в акушерстве | ||||||
Физиология и патология послеродового периода | ||||||
Перинатальная охрана плода и новорожденного | ||||||
Беременность и экстрагенитальные заболевания | ||||||
Раздел 2 Гинекология | Зачет | |||||
Физиология репродуктивной системы | ||||||
Воспалительные заболевания женских половых органов | ||||||
Нарушения развития и функции репродуктивной системы | ||||||
Гиперпластические и дистрофические процессы половых органов | ||||||
Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников | ||||||
Аномалии положения внутренних половых органов | ||||||
Основные пороки развития половых органов (влагалища, матки, яичников) | ||||||
Бесплодие | ||||||
Современные методы контрацепции | ||||||
Гинекология подростков | ||||||
Раздел 3 Эндокринология в акушерстве и гинекологии | Зачет | |||||
Беременность, роды и послеродовый период при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ | ||||||
Нейроэндокринные механизмы регуляции репродуктивной системы | ||||||
Нейроэндокринные гинекологические синдромы | ||||||
Раздел 4 Онкогинекология | Зачет | |||||
Организация онкологической помощи в России | ||||||
Предрак и рак шейки матки | ||||||
Предрак и рак тела матки | ||||||
Злокачественные заболевания яичников | ||||||
Рак молочных желез | ||||||
Смежные дисциплины | ||||||
Анестезиология и реанимация | Зачет | |||||
Клиническая трансфузиология | Зачет | |||||
Оперативная хирургия | Зачет | |||||
Фундаментальные дисциплины | ||||||
Клиническая фармакология | Зачет | |||||
Клиническая патофизиология | Зачет | |||||
Клиническая биохимия | Зачет | |||||
Дисциплины по выбору интерна | ||||||
Организация здравоохранения и общественное здоровье | Зачет | |||||
Инфекционные болезни | Зачет | |||||
Факультативные дисциплины | ||||||
Обучающий симуляционный курс | Диффе-ренцированный зачет | |||||
Общепрофессиональ-ные умения и навыки | Зачет | |||||
Сердечно-легочная и церебральная реанимация | ||||||
Шок. Острые арушения водно-электролитного баланса и кислотно-основного состояния. Кровотечения. | ||||||
Острая дыхательная недостаточность | ||||||
Специальные профессиональные умения и навыки | Зачет | |||||
Специальные профессиональные умения и навыки | ||||||
Акушерство | ||||||
Методы обследования в акушерстве. | ||||||
Роды физиологические и патологические | ||||||
Оперативное акушерство | ||||||
Гинекология | ||||||
Основные и дополнительные методы исследования в гинекологии | ||||||
Гинекологическая эндокринология | ||||||
Гинекология подростков | ||||||
Практика | Экзамен | |||||
Отделение патологии беременных | 5,5 | Зачет | ||||
Родильный зал | 13,5 | Зачет | ||||
Послеродовое отделение | Зачет | |||||
Женская консультация | 5,5 | Зачет | ||||
Гинекологический стационар | 13,5 | Зачет | ||||
Абортное отделение | Зачет | |||||
Государственная (итоговая) аттестация | ||||||
Выпускной экзамен по специальности | Экзамен | |||||