Лечение гипертонических кризов
При медикаментозном лечении гипертонических кризов необходимо решение следующих задач:
1. Купирование повышения АД. При этом следует определить степень срочности начала лечения, выбрать препарат и способ его введения, установить необходимую скорость снижения АД, определить уровень допустимого снижения АД.
2. Обеспечение адекватного контроля за состоянием пациента в период снижения АД. Необходима своевременная диагностика возникновения осложнений или избыточного снижения АД.
3. Закрепление достигнутого эффекта. Для этого обычно назначают тот же препарат, с помощью которого снижалось АД, при невозможности – другие гипотензивные средства. Время определяется механизмом и сроками действия выбранных препаратов.
4. Лечение осложнений и сопутствующих заболеваний.
5. Подбор оптимальной дозировки лекарственных препаратов для поддерживающего лечения.
6. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению кризов.
Таблица 6
Препараты, применяемые при неосложненных
Гипертонических кризах
Препараты | Дозы и способ введения | Начало действия | Побочные эффекты |
Клонидин | 0,075–0,15 мг внутрь или 0,01% р-р 0,5–2 мл в/м или в/в | Через 10–60 мин. | Сухость во рту, сонливость. Противопоказан больным с AВ блокадой, брадикардией. |
Нифедипин | 5–10 мг внутрь или сублингвально | Через 10–30 мин. | Головная боль, тахикардия, покраснения, возможно развитие стенокардии. |
Каптоприл | 12,5 – 25 мг внутрь или сублингвально | Через 30 мин. | Гипотензия ортостатическая. |
Пропранолол | 20 – 80 мг внутрь | Через 30–60 мин. | Брадикардия, бронхоконстрикция. |
Дибазол | 1% – 4–5 мл в/в | Через 10–30 мин. | Более эффективен в комбинации с другими антигипертензивными препаратами. |
Дроперидол | 0,25% р-р 1 мл в/м или в/в | Через 10–20 мин. | Экстрапирамидные нарушения. |
Таблица 7
Парентеральная терапия при осложненных
Гипертонических кризах
Название препарата | Способ введения, дозы | Начало действия | Длитель-ность действия | Примечание |
Клонидин | в/в 0,5–1,0 мл 0,01% р-ра или в/м 0,5–2,0 мл 0,01% | Через 5–15 мин. | 2–6 часов | Нежелательно при мозговом инсульте. Возможно развитие брадикардии. |
Нитроглицерин | в/в капельно 50–200 мкг/мин. | Через 2–5 мин. | 5–10 мин. | Особенно показан при острой сердечной недостаточности, ИМ. |
Эналаприл | в/в 1,25–5 мг | Через 15–30 мин. | 6–12 мин. | Эффективен при острой недостаточности ЛЖ. |
Нимодипин | в/в капельно 15 мкг/кг в 1 ч, далее 30 мкг/кг в 1 ч | Через 10–20 мин. | 2–4 часа | При субарахноидальных крово-излияниях. |
Фуросемид | в/в болюсно 40–200 мг | Через 5–30 мин. | 6–8 часов | Преимущественно при гипертонических кризах с острой сердечной или почечной недостаточностью. |
Пропранолол | 0,1% р-р 3–5 мл в 20 мл физиологического р-ра | Через 5–20 мин. | 2–4 часа | Брадикардия, AВ блокада, бронхоспазм. |
Магния сульфат | в/в болюсно 25% р-р 5–20 мл | Через 30–40 мин. | 3–4 часа | При судорогах, эклампсии. |
ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Показания к госпитализации больных АГ:
· неясность диагноза и необходимость в специальных, чаще инвазивных, методах исследований для уточнения формы АГ;
· трудности в подборе медикаментозной терапии – частые гипертонические кризы, рефрактерная АГ.
Показания к экстренной госпитализации:
· гипертонические кризы, не купирующиеся на догоспитальном этапе;
· гипертонические кризы с выраженными проявлениями гипертонической энцефалопатии;
· осложнения АГ, требующие интенсивной терапии и постоянного врачебного наблюдения: МИ, субарахноидальное кровоизлияние, остро возникающее нарушение зрения, отек легких.
ШКОЛЫ ПАЦИЕНТОВ С АГ
Информационное воздействие на пациента, становление мотиваций и обучение практическим навыкам контроля АД и факторов риска являются комплексом важнейших задач ведения пациентов с АГ, который может быть реализован в рамках «школ пациентов с АГ».
Участие больных в образовательной программе формирует правильное представление о заболевании, факторах риска его возникновения и прогрессирования, способствует наиболее четкому выполнению комплекса врачебных рекомендаций, формирует активную жизненную позицию пациента в лечебно-диагностическом процессе. Обучение правилам здорового образа жизни, навыкам самостоятельного контроля АД и основных физиологических параметров организма уменьшает риск развития осложнений АГ, приводит к стабилизации состояния пациента и снижению показателей госпитализации.
В РНПЦ «Кардиология» разработана программа обучения пациентов в «школе больного АГ». Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью по 60 мин.
Оптимальное количество занимающихся в группе – 8–12 человек. Для амбулаторного контингента наиболее подходящая форма занятий вечерняя, с частотой 2–4 раза в месяц в фиксированный день недели. Для повышения эффективности отклика пациентов на предлагаемые методы лечения, а также на формирование мотивации на соответствующее изменение поведения обязательным элементом занятий должно быть групповое обсуждение проблемы. Для того чтобы пациенты более активно вступали в дискуссию, в работу необходимо включать различные анкеты, физические разминки, дыхательные тренировки, игровые элементы.
Разработанная программа и пособие являются методической основой, которая может изменяться в соответствии с конкретными задачами для каждого контингента, посещающего «школу пациентов». Однако следующие основные вопросы должны быть включены в занятия с любым контингентом.