Лечение гипертонических кризов

При медикаментозном лечении гипертонических кризов необходимо решение следующих задач:

1. Купирование повышения АД. При этом следует определить степень срочности начала лечения, выбрать препарат и способ его введения, установить необходимую скорость снижения АД, определить уровень допустимого снижения АД.

2. Обеспечение адекватного контроля за состоянием пациента в период снижения АД. Необходима своевременная диагностика возникновения осложнений или избыточного снижения АД.

3. Закрепление достигнутого эффекта. Для этого обычно назначают тот же препарат, с помощью которого снижалось АД, при невозможности – другие гипотензивные средства. Время определяется механизмом и сроками действия выбранных препаратов.

4. Лечение осложнений и сопутствующих заболеваний.

5. Подбор оптимальной дозировки лекарственных препаратов для поддерживающего лечения.

6. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению кризов.

Таблица 6

Препараты, применяемые при неосложненных

Гипертонических кризах

Препараты Дозы и способ введения Начало действия Побочные эффекты
Клонидин 0,075–0,15 мг внутрь или 0,01% р-р 0,5–2 мл в/м или в/в Через 10–60 мин. Сухость во рту, сонливость. Противопоказан больным с AВ блокадой, брадикардией.
Нифедипин 5–10 мг внутрь или сублингвально Через 10–30 мин. Головная боль, тахикардия, покраснения, возможно развитие стенокардии.
Каптоприл 12,5 – 25 мг внутрь или сублингвально Через 30 мин. Гипотензия ортостатическая.
Пропранолол 20 – 80 мг внутрь Через 30–60 мин. Брадикардия, бронхоконстрикция.
Дибазол 1% – 4–5 мл в/в Через 10–30 мин. Более эффективен в комбинации с другими антигипертензивными препаратами.
Дроперидол 0,25% р-р 1 мл в/м или в/в Через 10–20 мин. Экстрапирамидные нарушения.

Таблица 7

Парентеральная терапия при осложненных

Гипертонических кризах

Название препарата Способ введения, дозы Начало действия Длитель-ность действия Примечание
Клонидин в/в 0,5–1,0 мл 0,01% р-ра или в/м 0,5–2,0 мл 0,01% Через 5–15 мин. 2–6 часов Нежелательно при мозговом инсульте. Возможно развитие брадикардии.
Нитроглицерин в/в капельно 50–200 мкг/мин. Через 2–5 мин. 5–10 мин. Особенно показан при острой сердечной недостаточности, ИМ.
Эналаприл в/в 1,25–5 мг Через 15–30 мин. 6–12 мин. Эффективен при острой недостаточности ЛЖ.
Нимодипин в/в капельно 15 мкг/кг в 1 ч, далее 30 мкг/кг в 1 ч Через 10–20 мин. 2–4 часа При субарахноидальных крово-излияниях.
Фуросемид в/в болюсно 40–200 мг Через 5–30 мин. 6–8 часов Преимущественно при гипертонических кризах с острой сердечной или почечной недостаточностью.
Пропранолол     0,1% р-р 3–5 мл в 20 мл физиологического р-ра Через 5–20 мин. 2–4 часа Брадикардия, AВ блокада, бронхоспазм.
Магния сульфат в/в болюсно 25% р-р 5–20 мл Через 30–40 мин. 3–4 часа При судорогах, эклампсии.

ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ

Показания к госпитализации больных АГ:

· неясность диагноза и необходимость в специальных, чаще инвазивных, методах исследований для уточнения формы АГ;

· трудности в подборе медикаментозной терапии – частые гипертонические кризы, рефрактерная АГ.

Показания к экстренной госпитализации:

· гипертонические кризы, не купирующиеся на догоспитальном этапе;

· гипертонические кризы с выраженными проявлениями гипертонической энцефалопатии;

· осложнения АГ, требующие интенсивной терапии и постоянного врачебного наблюдения: МИ, субарахноидальное кровоизлияние, остро возникающее нарушение зрения, отек легких.

ШКОЛЫ ПАЦИЕНТОВ С АГ

Информационное воздействие на пациента, становление мотиваций и обучение практическим навыкам контроля АД и факторов риска являются комплексом важнейших задач ведения пациентов с АГ, который может быть реализован в рамках «школ пациентов с АГ».

Участие больных в образовательной программе формирует правильное представление о заболевании, факторах риска его возникновения и прогрессирования, способствует наиболее четкому выполнению комплекса врачебных рекомендаций, формирует активную жизненную позицию пациента в лечебно-диагностическом процессе. Обучение правилам здорового образа жизни, навыкам самостоятельного контроля АД и основных физиологических параметров организма уменьшает риск развития осложнений АГ, приводит к стабилизации состояния пациента и снижению показателей госпитализации.

В РНПЦ «Кардиология» разработана программа обучения пациентов в «школе больного АГ». Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью по 60 мин.

Оптимальное количество занимающихся в группе – 8–12 человек. Для амбулаторного контингента наиболее подходящая форма занятий вечерняя, с частотой 2–4 раза в месяц в фиксированный день недели. Для повышения эффективности отклика пациентов на предлагаемые методы лечения, а также на формирование мотивации на соответствующее изменение поведения обязательным элементом занятий должно быть групповое обсуждение проблемы. Для того чтобы пациенты более активно вступали в дискуссию, в работу необходимо включать различные анкеты, физические разминки, дыхательные тренировки, игровые элементы.

Разработанная программа и пособие являются методической основой, которая может изменяться в соответствии с конкретными задачами для каждого контингента, посещающего «школу пациентов». Однако следующие основные вопросы должны быть включены в занятия с любым контингентом.

Наши рекомендации