Материалы для самоконтроля.
Тесты для самоконтроля:
- Энергия, образующаяся в организме в результате обмена веществ, используется на:
А. Основной обмен.
В. Пластический обмен.
С. Переваривание и всасывание пищевых продуктов.
D. Деятельность мышечной системы.
E. Все перечисленное.
- В каком периоде жизни ребенка основной обмен наиболее преобладает над пластическим?
А. Первое полугодие жизни.
В. Второе полугодие жизни.
С. 1-2 года
D. Преддошкольный и дошкольный период.
E. Период полового созревания.
- В каком возрасте процессы основного обмена соответствуют уровню взрослого человека?
А. 1 – 3 года.
В. 4 – 6 лет.
С. 7 – 10 лет.
D. 11 – 15 лет.
Е. 16 – 17 лет.
- Наиболее интенсивный обмен веществ и энергии в грудном возрасте происходит
в связи с:
А. Ростом ребенка.
В. Развитием функциональных систем.
С. Постепенной отменой грудного вскармливания.
D. Стабилизацией иммунитета.
E. Всем перечисленным.
- На какие компоненты пищевых продуктов наибольшие расходы энергии на процессы
расщепления и усвоения?
А. Белки.
В. Жиры.
С. Углеводы
D. Микроэлементы.
Е. Витамины.
- Энергетический обмен у детей имеет определенные особенности, обусловленные:
А. Интенсивным ростом.
В. Высоким уровнем биосинтетической деятельности.
С. Функциональной незрелостью регуляторных систем.
D. Особенностями обмена белков, жиров и углеводов.
E. Всем перечисленным.
7. В форме каких соединений осуществляется сохранение энергии, образующейся в
организме при расщеплении пищевых продуктов?
А. Лактат, пируват.
В. Жирные кислоты, глицерин.
С. Аминокислоты.
D. Ацетил-коэнзим А.
E. Фосфорные соединения (аденозинтрифосфорная кислота –АТФ).
8. В каком возрасте ребенка первого года жизни наибольший расход энергии на
поддержание постоянной температуры тела ?
А. 0 – 1 мес.
В. 2 – 3 мес.
С. 4 - 6 мес.
D. 7 – 9 мес.
E. 10 – 12 мес.
9. В каком возрасте из перечисленных расход энергии на мышечную работу больше ?
А. 1 – 3 года.
В. 4 – 6 лет.
С. 7 – 9 лет.
D. 10 – 12 лет.
Е. 13 – 15 лет.
10. К трудноучитываемым потерям относятся:
А. Потери с фекалиями пищеварительных соков и секретов, вырабатываемых в стенке
пищеварительного тракта и в железах.
В. Потери со слущивающимися эпителиальными клетками.
С. Потери с отпадающими покровными клетками кожи.
D. Потери с волосами, ногтями и потом.
E. Все перечисленное.
11. Какой процент энергетических затрат из перечисленных составляют трудноучитываемые потери?
А. 1 – 2 %
В. 3 – 4 %
С. 5 – 6 %
D. 7 – 9 %
E. 10 – 12%
12. В каком возрасте ребенка первого года жзни (мес.) из перечисленных расход энергии на
пластический обмен (рост ребенка) наибольший ?
А. 0 -1 мес.
В. 2 – 3 мес.
С. 4 – 6 мес.
D. 7 – 9 мес.
E. 10 – 12 мес.
Эталоны ответов:
Е | С | Е | Е | А | Е | Е | Е | Е | Е | А | А |
Ситуационные задачи:
Задача 1:Ребенок 5 мес., резко пониженного питания (полностью отсутствует подкожная жировая клетчатка, в т.ч. комочков Биша), заостренные черты лица, выраженное снижение мышечного тонуса; температура тела - 35,5°С.
Объяснить причину снижения температуры тела у ребенка.
Задача 2:Девочка 12 лет жалуется на сердцебиение, боли в сердце, мелкий тремор, потливость, раздражительность, слабость, утомляемость, ощущение жара, исхудание при повышенном аппетите; температура тела – 37,4°С. Основной обмен повышен.
Для какого клинического синдрома характерны представленные данные?
Задача 3 :Характерными клиническими признаками гипертиреоза является снижение массы тела, ощущение жара, повышение температуры тела до субфебрильной.
Объясните причину повышения температуры тела в данном состоянии.
Задача 4: При выраженной декомпенсации сахарного диабета в связи с абсолютной
недостаточностью инсулина развивается кетоацидоз, сопровождающийся образованием в организме большого количества кетонових тел (ацетон, ацетоуксусная и бета-оксимасляная кислоты). Последние являются недоокисленными продуктами жиров.
Чем можно объяснить развитие данного состояния?
Задача 5 :Ребенок 1 г. Не ходит, сидит нестойко, не говорит, не интересуется игрушками, вялый, неактивный. Головку удерживает с 10 мес. Бледный, отечный, седловидный нос, язык высунутый изо рта. Кожа сухая, голос грубый, зубов нет, температура тела – 35,5 С. Основной обмен снижен.
Какому клиническому синдрому соответствуют представленные данные ?
Эталоны ответов :
Задача 1:Снижение температуры тела можно объяснить дефицитом энергии, обусловленным выраженной недостаточностью поступления пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы) в организм особенно при гипотрофии выраженной степени тяжести.
Задача 2 : Представленные данные соответствуют синдрому гипертиреоза.
Задача 3 :Гормоны щитовидной железы повышенной концентрации вызывают разъединение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, что приводит к выходу энергии в виде тепла.
Задача 4 :Нарушение проникновения глюкозы в клетки вследствие абсолютной инсулиновой недостаточности приводит к выраженному дефициту в них глюкозы и, соответственно, энергии. Усиленный липолиз на фоне выраженного энергетического дефицита при сахарном диабете приводит к образованию недоокисленных продуктов жиров.
Кроме того, организм пытается использовать кетоновые тела в виде источника энергии
Задача 5 :Представленные данные характерны для синдрома гипотиреоза.
ЛИТЕРАТУРА
Основная :
1. В.Д.Чеботарева, В.Г.Майданник. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- 578 c.
2. Т.В. Капітан. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми: Підручник для студентів вищих навчальних закладів. - Вінниця – Київ. – 2002.- 719 с.
Дополнительная :
1.Пропедевтика детских болезней. /Под ред.. А.А.Баранова. – М.: “Медицина”. - 1998.-
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: “Фолиант”,
1999.- 928 с.
3. Пропедевтична педіатрія. /за ред. проф. Ю.В.Марушка. Посібник для самостійної
роботи студентів. – К., 2004.- 120 с.
°°°