Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г. СЕМЕЙ
КАФЕДРА Анатомии и гистологии
С И Л Л А Б У С
(S Y L L A B U S)
Дисциплина: Аnа-1203
Код дисциплины: 5В110400
Специальность: Медико - профилактическое дело
Объем учебных часов: 90
Курс и семестр изучения:1 курс, 2 семестр
Семей – 2016 г.
Силлабус составлен кафедрой Анатомии и гистологии
на основании типовой учебной программы по анатомии
Автор: Мукашева М.М.
Обсужден на заседании кафедры от 01.09. 2016г.
Протокол № 1
Зав. кафедрой ____________________________ (С.К.Кожанова)
СВЕДЕНИЯ О КАФЕДРЕ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ
№ | ФИО | Должность, ученая степень, ученое звание, | Научные интересы и достижения/категория |
Кожанова С.К. | Зав. каф. к.м.н., доцент | Морфофункциональное состояние иммунной системы в пренатальном периоде при влиянии внутренних и внешних факторов | |
Милюшина И.Н. | Ст. преподаватель, к.м.н. | Проблемы морфогенеза и регенерации в норме и при патологии | |
Щетинина Н.В. | Ст. преподаватель | Проблемы морфогенеза и регенерации в норме и при патологии | |
Милюшина Я.А. | Ст. преподаватель, к.м.н. | Пат морфология вилочковой железы | |
Мукашева М.М | Ст. преподаватель | Хирургическая анатомия гипофизарно-хиазмальной области | |
Есболатова Г.М. | Ст. преподаватель | Морфофункциональное состояние иммунной системы в пренатальном периоде при влиянии внутренних и внешних факторов | |
Мекебаева А.Н. | Преподаватель | Проблемы морфогенеза и регенерации в норме и при патологии | |
Жандаулетова М.М. | Преподаватель | Особенности зубо-челюстной системы у детей | |
Токанова Д.М. | Преподаватель | Проблемы морфогенеза и регенерации в норме и при патологии | |
Садыкова Д.О. | Преподаватель | Физиологические изменения растущего организма | |
Мамырбаева А.К. | Преподаватель | Гигиеническая оценка физического развития детей младшего школьного возраста. | |
Букатов А.К. | Преподаватель | Хирургическая анатомия селезнки при различных поражениях. |
С.К. Кожанова – читает лекции на русском ,казахском и английском языках
И.Н. Милюшина - читает лекции на русском языке
Я.А.Милюшина - читает лекции на английском языке
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
г. Семей, Абая Кунанбаева103, морфологический корпус, тел.8-(322)- 252-19-05
Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися (студент, интерн, резидент, магистрант, докторант) учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.
Обучающийся обязан:
• В полном объеме овладевать компетенциями - знаниями, умениями, практическими навыками.
• С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории.
• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.
• Строго соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду».
• Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
• Соблюдать правила противопожарной безопасности.
• Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах.
• Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя.
• Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы.
• Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя).
• Присутствовать на практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме
• Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.
• Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обучающиеся обязаны возместить причиненный ущерб.
• Запрещается носить обувь на шпильке.
• Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).
• Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.
• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.
• Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования обучающимся в качестве подсказки сотового телефона, i-Pad, шпаргалок и др.:
- при устной форме экзамена или дифференцированном зачете ответ аннулируется с последующим составлением акта удаления с экзамена; исключается возможность повторного выбора билета, выставляется оценка «0».
- при тестовой форме экзамена - тестирование завершается на основании акта удаления, ответ аннулируется полностью, выставляется оценка «0».
- при интегрированной сдаче тестов по дисциплинам, где обнаружена шпаргалка, тест завершается, по данной дисциплине выставляется оценка «0», а неначавшиеся тесты по другим дисциплинам продолжаются.
• Запрещается подача на апелляцию при использовании шпаргалок и сотовых телефонов, i-Pad и других средств информационного сервиса.
• В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка с места регистрации (студенческая поликлиника – для бакалавриата, СВА, ПСТ), номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. Интерны, резиденты, магистранты, докторанты обязаны предоставить больничный лист. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
• В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение 7 дней со дня выхода на занятия.
• Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп.
• Отработки на кафедрах должны проводиться в соответствии с Положением о проведении отработок во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00).
• Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца со дня выхода на занятия.
• Пропущенные занятия по неуважительной причине обучающийся в течение 2 недель со дня выхода на занятия проходит как дополнительный вид обучения (ДВО) на платной основе с составлением договора на оказание ДВО.
• В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору, отработать пропущенную лекцию. Лекции отрабатываются бесплатно, согласно графику отработок кафедры с обязательной регистрацией в журнале отработок и подачей сведений по наличию и отработке пропущенных лекций в деканат. Допуск с деканата для отработки лекции не требуется.
• В случае наличия двух и более неотработанных лекций ОРД по дисциплине не выставляется в зачетную книжку и обучающийся не допускается к экзамену по данной дисциплине.
• Пропуски лекций, связанные с прохождением обучающимся военной кафедры, отрабатываются по индивидуальному графику.
• Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.
• При отработке пропущенного занятия «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течении суток после отработок. Прием отработок пропущеных занятий и лекции прекращается за 3 дня до сессии.
• Если обучающийся пропустил рубежный контроль и не отработал в установленный срок, то вместо «нб» в журнале выставляется «0» и его рейтинг автоматически снижается.
• В случае не отработанных двух и более занятий в установленный срок обучающийся считается неаттестованным.
• Персональную ответственность за своевременную подачу сведений об аттестации обучающихся несет заведующий кафедрой.
• Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины.
• Преподаватель обязан оглашать оценки ежедневно и предоставлять учебный журнал старостам групп для дубликата, выставлять день в день оценки в электронный журнал.
• Не допускается ведение одним преподавателем учебной дисциплины. Завуч обязан ротировать ППС с учетом занимаемых ставок.
• На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине. Ведущим преподавателем ОРД проставляется в зачетную книжку.
• Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле, не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.
• Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 50% и более от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр
• При прохождении летнего (платного) семестра обучающийся, имеющий пропуски по уважительной причине (по состоянию здоровья), но набравший GPA, переводится с курса на курс с академической задолженностью. Срок ликвидации академической задолженности – один академический период.
• Кафедра должна определить метод оценки каждого практического навыка (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, у постели больного и др.). Оценка за практические навыки может быть текущей, в виде рубежного контроля, экзаменационной (промежуточная аттестация). Экзаменационная оценка может складываться из оценок, которые обучающиеся будут получать в период прохождения дисциплины; в этом случае кафедра обязана прописать перечень практических навыков, выносимых на экзамен, с указанием периода сдачи каждого навыка, метода его оценки, удельного веса. Полученная итоговая оценка за практические навыки выставляется в период сессии в экзаменационную ведомость.
• В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии.
• При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением декана факультета за 3 дня до сессии, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии», без которого обучающийся не имеет права зайти на экзамен.
• После окончания семестра выделяется 1 рабочий день для получения допуска к экзаменационной сессии.
• Итоговая оценка за предмет подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.
• В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин 4,5 курсов специальности «Общая медицина» обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F». Итоговая оценка в целом по предмету выставляется после прохождения платного семестра.
• В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов, и обучающийся получает «0» по одному из этапов, это не является препятствием для допуска обучающегося к следующему этапу экзамена, оценка за экзамен подсчитывается в соответствии с удельным весом каждого этапа. В случае, если экзаменационная оценка составляет 19,8 баллов, т.е 40%, то итоговая оценка подсчитывается.
• В случае, если экзамен состоит из трех этапов, то доля тестового экзамена составляет 20%, практических навыков 10%, устного ответа – 10%. В случае, если экзамен состоит только из устного опроса и практического навыка – по 20% соответственно.
• Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается.
• Подача заявления на апелляцию по дисциплине проводится после экзамена не позднее следующего дня до 12.00 часов по инициативе обучающегося в следующих случаях:
-неясная или некорректная формулировка;
-нет правильного ответа;
-несколько правильных ответов;
-вопросы выходят за пределы учебной программы, описанной в рабочей программе дисциплины.
• Обучающийся, имеющий по результатам промежуточной аттестации оценку «неудовлетворительно» и получивший отрицательное решение апелляционной комиссии, повторно изучает дисциплину на платной основе.
• При наличии уважительной причины неявки обучающегося на экзамен (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие) староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка с поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники). В данном случае обучающемуся распоряжением декана устанавливается индивидуальный график сдачи экзамена.
• Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA).
• Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию.
• Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «Современная история Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии.
При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены.
• В случае получения студентом по государственному экзамену по дисциплине «Современная история Казахстана» оценки "неудовлетворительно", он на платной основе вновь записывается на эту дисциплину, повторно посещает все виды учебных занятий в следующем академическом периоде или летнем семестре, выполняет требования текущего контроля, получает допуск и пересдает государственный экзамен (п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).
• Пересдача положительной оценки государственного экзамена по дисциплине «Современная история Казахстана» с целью ее повышения не разрешается(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).
• Для ликвидации академической задолженности по итогам сессии платный семестр обучающимся не выпускного курса, проводится только в летний период с продолжительностью 6 недель.
• Обучающийся выпускного курса, не выполнивший требования рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра (п.99 приказа МОН РК от 16 марта 2011 № 94).
На кафедре анатомии вы обязаны соблюдать следующие правила:
1. Как профессионалам, во время работы с анатомическими препаратами, Вам необходимо надевать полную медицинскую форму: халат, шапочку (колпак), маску, защитные очки (если это необходимо – при большой концентрации формальдегида). Формальдегид является нейротоксическим и эмбриотоксическим химическим реагентом. Контактные линзы носить не рекомендуется, т. к. формальдегид может повредить линзы и повышается риск раздражения роговицы глаз. Избегать попадания фиксирующего раствора в глаза, при попадании – срочно промыть проточной водой. Шорты, открытую обувь носить не рекомендуется. Еда, питьё, музыка не разрешается в секционной учебной комнате. На фотографирование и видеозапись нужно разрешение руководства академии (или зав. кафедрой).
2. Натуральные анатомические препараты (кости, отдельные органы), а также муляжи и планшеты нельзя выносить за пределы кафедры. Нарушение этого правила может быть уважительной причиной для отчисления из Академии.
3. Необходимо упаковывать (заворачивать) труп или части трупа (после каждого занятия или самостоятельной работы с препаратом) во влажную простынь для предотвращения высыхания тканей.
4. Не убирайте идентификационный номер трупа. Во время препарирования или изучения отдельные остатки тканей (кожа, жировая или соединительная ткань, кусочки отдельных органов) складывайте в отдельный лоток или тазик под учебным столом. Не бросайте бумагу или перчатки вместе с останками трупа!
5. Мойте руки после работы с анатомическими препаратами!
6. Следите за чистотой своего учебного места. Вымойте инструменты и стол для препаратов после каждого использования.
7.Посторонним лицам строго запрещено находиться в морге и секционных учебных аудиториях.
Пропущенные занятия отрабатываются в течении двух недель после пропуска. Для самостоятельной работы студентов имеются специальные помещения оборудованные наглядными пособиями. Работает студенческий научный кружок. Консультации проводятся еженедельно по субботам в 09.00.
Оценка учебных достижений обучающихся по всем видам контроля:текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация (экзамены) и итоговая государственная аттестация осуществляется по балльно-рейтинговой системе.Студенты, имеющие рейтинг менее 50%, не допускаются до экзамена.
Введение
Анатомия человека — наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда испорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу.
Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия-1 направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учётом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.
Цель дисциплины
Изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.
Задачи дисциплины:
· понимать значение знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;
· сформировать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;
· уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;
· проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
Пререквизиты дисциплины –школьная программа по биологии, анатомии человека.
Постреквезиты дисциплины – патологическая анатомия, патологическая физиология, введение в клиническую медицину, общая гигиена
Содержание дисциплины
Настоящая программа предназначена для специальности «Медико-профилактическое дело». Анатомия с физиологией является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека являются непременным условием понимания жизненных отправлений здорового человека и больного организма для проведения профилактических мероприятий.
Тематический план лекций:
№№ | Темы лекций | Продолж. в часах | |
Кредит №1 | |||
1. | Предмет и задачи анатомии. Методы изучения анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека. Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. | ||
2. | Общая анатомия опорно-двигательного аппарата: кости, суставы, мышцы, фасций. | ||
3. | Введение в нервную систему. Принципы организации нервной системы. Простая и сложная рефлекторные дуги. Формирование коры головного мозга. Понятие об анализаторах. | ||
Кредит №2 | |||
4. | Введение в учение о внутренних органах. Особенности строения и развития органов пищеварительной системы. | ||
5. | Особенности строения и развития органов дыхания и моче-половой системы. | ||
6. | Введение в сердечно-сосудистую систему. Морфофункциональная анатомия сердца, сосудов и лимфатической системы, роль в организме. П | ||
Итого:6 часов |
Тематический план занятий:
Наименование темы занятия | Кол-во часов | |
1. | Грудные, шейные, поясничные, крестцовые и копчиковые позвонки. Ребра и грудина. | |
Строение черепа, деление его на мозговой и лицевой отделы. Строение лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей. | ||
Соединения костей черепа и туловища. | ||
Мышцы и фасции головы, шеи, туловища. Диафрагма | ||
Строение спинного мозга. Оболочки спинного мозга | ||
Головной мозг, его отделы | ||
Всего часов: 12 | ||
1. | Анатомия средостения. Органы средостения. Сердце: строение, функция. | |
2. | Полость рта, язык, зубы, слюнные железы, небо, их строение, функции. | |
3. | Шейное, плечевое, пояснично-кресцовые сплетения, области иннерваций. | |
4. | Глотка, пищевод, желудок: строение, функции. Брюшина: строение, функции. | |
5. | Органы мочевыделения: почка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, их строение, функции. Надпочечники, строение, функций. | |
Всего часов: 12 |
Тематический план СРСП
№ | Наименование темы занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
Кредит №1 | |||
1. | Особенности строения костей, соединений, мышц и фасций верхней и нижней конечностей. | Освоение и закрепление практ. Навыков | |
2. | Общая характеристика вегетативной нервной системы. Черепно-мозговые нервы. Рубежный контроль-1 | Освоение и закрепление практ. Навыков | |
3. | Анатомия и топография органов чувств: зрения, слуха, обоняния и вкуса. I, II, III, IV, VI, VIII черепно-мозговые нервы. | Работа в малых группах | |
4. | Общая, наружная, внутренняя сонные артерий. Подключичная артерия. | Практ., работа в малых группах | |
5. | Артерии, поверхностные и глубокие вены, лимфатические узлы и сосуды верхней и нижней конечностей. | Освоение и закрепление практ. Навыков | |
Рубежный контроль -2 | коллоквиум | ||
Всего часов: 15 | |||
Кредит №2 | |||
1. | Общая характеристика органов дыхания: нос, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра. | Обсуждение результатов СРСП | |
2. | Тонкая кишка и толстая кишка, строение и функция. Печень, поджелудочная железа, селезенка, строение и функция. Брюшина и ее производные. | Обсуждение результатов СРСП | |
3. | Женские и мужские половые органы, топография, строение, функций. Промежность. | Освоение и закрепление практ. Навыков | |
4. | Строение и функция эндокринных желез. | Обсуждение результатов СРСП | |
5. | Кровоснабжение и иннервация органов грудной, брюшной и тазовой полостей. | Освоение и закрепление практ. Навыков | |
Рубежный контроль-3 | Коллоквиум | ||
Предэкзаменационная консультация | Консультация |
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МПД
№ п/п | Тема практического занятия | Тема СРСП | Всего часов |
Кредит №1 | |||
1. | Грудные, шейные, поясничные, крестцовые и копчиковые позвонки. Ребра и грудина. Строение черепа, деление его на мозговой и лицевой отделы. Строение лобной, теменной, затылочной, клиновидной, височной и решетчатой костей. | ||
2. | Соединения костей. Соединения костей черепа. Череп в целом. Соединения костей туловища. | Особенности строения костей свободной верхней конечности | |
3. | Мышцы и фасции головы, шеи, груди. Мышцы и фасции спины, живота. Диафрагма. Паховый канал, брюшной пресс, слабые места стенок живота. | Особенности строения костей свободной нижней конечности. | |
4. | Строение спинного мозга. Оболочки спинного мозга . Головной мозг, его части. | ||
5. | Вегетативная нервная система. Черепно-мозговые нервы. Анатомия органов чувств, их топография: органы зрения, слуха, обоняния и вкуса. I,II,III,IV,VI,VIII пара черепно-мозговых нервов. | ||
6. | Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подключичная артерия. | ||
7. | Анатомия средостения, органы средостения. | Артерии верхней и нижней конечности, поверхностные и глубокие вены. Лимфатические узлы, сосуды. Рубежный контроль. | |
Кредит №2 | |||
8. | Сердце: строение, функции. | Особенности строения органов дыхания: наружный нос, полость носа, и, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра. | |
9. | Полость рта, язык, зубы, слюнные железы, небо, их строение, функции. Глотка, пищевод, желудок: строение, функции. Брюшная полость, строение стенок брюшной полости. | ||
10. | Полость рта, язык, зубы, слюнные железы, небо, их строение, функции. Глотка, пищевод, желудок: строение, функции. Тонкая кишка: строение, функции. Толстая кишка: строение, функции. Печень, поджелудочная железа, селезенка: строение, функции | Тонкая кишка: строение, функции. Толстая кишка: строение, функции. Печень, поджелудочная железа, селезенка: строение, функции Брюшина: строение, функции, ее производные | |
11. | Шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения, области иннервации.. | ||
12. | Органы мочевыделения: почка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, их строение, функции Надпочечники, их строение, функции. | Женские, мужские половые органы, их топография, функции. Промежность. | |
13. | Строение эндокринных желез, функции. | ||
14. | Лимфатическая система. Лимфоотток от органов и стенок таза. | Кровоснабжение и иннервация органов грудной полости, брюшной полости и таза. | |
15. | Рубежный контроль. Итоговая консультация. | Рубежный контроль. Итоговая консультация. | |
Итого в №1 и №2 кредитах |
План самостоятельной работы студентов (СРС)
№№ | Название темы | Кол-во часов |
Кредит №1 | ||
1. | Анатомический глоссарий | |
2. | Методы изучения анатомии на живом человеке: антропометрия. Типы телосложения. | |
Места прощупывания выступающих частей скелета на живом человеке, имеющих практическое значение. | ||
4. | Индивидуальные, половые и возрастные особенности костей туловища и конечностей. | |
Индивидуальные половые и возрастные особенности костей черепа. | ||
6. | Биомеханика суставов организма человека. | |
7. | Особенности кровоснабжения области головы и шеи: общая, наружная и внутренняя сонные артерий, их ветви. | |
Итого 15 часов | ||
Кредит№2 | ||
1. | Анатомический глоссарий | |
2. | Функциональная анатомия желез внутренней секреции. | |
3. | Плевральные мешки, синусы плевры. | |
4. | Брюшина и ее производные. | |
5. | Возрастные особенности крупных вен (верхней, нижней полой, воротной) | |
Всего часов: 15 часов |
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
Кредит № 1 | ||||||||
№ | Темы и подтемы СРС | Задания для СРС | Форма контроля СРС | Срок сдачи СРС | ||||
1. | Тема № 1 Индивидуальные, возрастные, половые особенности строения костей туловища . | Эссе | Индивидуальный отчет | 2-я неделя | ||||
Тема№2 Индивидуальные, возрастные, половые особенности строения костей верхней и нижней конечности. | Эссе | Индивидуальный отчет | 3-я неделя | |||||
Тема № 3 Индивидуальные, возрастные, половые особенности строения костей черепа. | Эссе | Индивидуальный отчет | 4-я неделя | |||||
Тема №2.1 I, II, III, IV, VI, VIII пары черепно-мозговых нервов и зоны иннерваций. | Написание эссе. | Индивидуальный отчет | 5-я неделя | |||||
Тема № 2.2 V, VII, IX пары черепно-мозговых нервов и зоны иннерваций. | Написание эссе. | Индивидуальный отчет | 6-я неделя | |||||
Тема № 2.3 X, XI, XII пары черепно-мозговых нервов и зоны иннерваций. | Написание эссе | Индивидуальный отчет | 7-я неделя | |||||
Кредит № 2 | ||||||||
№ | Темы и подтемы СРС | Задания для СРС | Форма контроля СРС | Срок сдачи СРС | ||||
3. | Тема №3.1. Строение и функций гортани, трахеи, бронхов и легких. | Написание эссе | Индивидуальный отчет | 8-ая неделя | ||||
Тема №3.2. Синусы легких. | Написание эссе | Индивидуальный отчет | 9-ая неделя | |||||
4. | Тема №4. Брюшина и ее производные. | Моделирование | Индивидуальный отчет | 10-я неделя | ||||
Тема № 5 Функциональная анатомия эндокринных желез. | Написание эссе | Индивидуальный отчет | 13-я неделя | |||||
Литература основная и дополнительная
Основная:
Сапин М.П., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник в 3-х томах. – М., 2008. – Т. 1. - 680 с.; Т.2. – 496 с.; Т.3. – 320 с.;
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Атлас анатомии человека: атлас в 3-х томах. – М., 2008. – Т.1. – 800 с.; Т.2. – 800 с.; Т.3. – 800 с.
Михайлов С.С. Анатомия человека2012/2013 [Электронный ресурс] : учебник. т.2 / С. С. Михайлов, А. В. Чукбар, А. Г. Цыбулькин ; ред. Л. Л. Колесникова. - 5-е изд. перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 607 с. : ил Экземпляры: всего:5 - АБ(5)Неттер/2012-2013гг Ф. Атлас анатомии человека : перевод с английского / Ф. Неттер. - 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 624 Хеффнер Линда Половая система в норме и патологии2012/2013 : учебное пособие / Линда Хеффнер. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2003. - 128 с. : ил. - (Серия экзамен на отлично) Экземпляры: всего:5 - АБ(5)Михайлов С.С.
Анатомия человека2012/2013 [Электронный ресурс] : в 2-х т. т.1 / С. С. Михайлов. - 5-е изд.перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 704 с. : ил
Экземпляры: всего:5 - АБ(5),Наглядная анатомия :учебное пособие / Баркер Р.
2009Анатомия человека : в 2-х т. т.2 / ред. М. Р. Сапин. - М. : Медицина, 1986. - 479 с. : илАнатомия человека : в 2-х т. т.1 / ред. М. Р. Сапин. - М. : Медицина, 1986. - 286 с. : илАнатомия человека. : в 2-х т. т.2 / ред. М. Р. Сапин. - М. : Медицина, 1987. - 286 с. : илАнатомия человека. : в 2-х т. т.1 / ред. М. Р. Сапин. - М. : Медицина, 1987. - 480 с. : илАнатомия человека. : в 2-х т. т.2 / ред. М. Р. Сапин. - 4-е изд. - М. : Медицина, 1997. - 560 с. : ил
Анатомия человека. : в 2-х т. т.1 / ред. М. Р. Сапин. - 4-е изд. - М. : Медицина, 1997. - 544 с. : илСапин М.Р., Билич Г.Л.Анатомия человека М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009т.1т.2т.3Сапин М.Р., Билич Г.Л.
Анатомия человека М.: ООО Изд-во Оникс, 2006т.1Самусев Р. Атлас анатомии человека : атлас / Р. Самусев, В. Липченко. - М. : Издательство"ДИЛЯ", 2005. - 730 сСамусев Р.П. Атлас анатомии человека : учебное пособие / Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. - 2-е изд., перераб. - М. : ОНИКС, 2010. - 704 с. : ил
Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. : в 3-х т. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М. : Медицина, 2007Т.1Т.2Синельников Р.Д.
Атлас анатомии человека. : в 4-х т. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М. : Медицина, 1996. - 344 с. Т.1Т.2Т.3Т.4Синельников Р.Д.
Атлас анатомии человека. : в 3-х т. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М. : Медицина, Т.1 1978Т.2 1979Т.3 1981 Синельников Р.Д.
Атлас анатомии человека. : в 3-х т. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников. - М. : Медицина, Т.1 1989Т.2 1990Анатомия человека в 2-х тт /М.И.Сапин М.: Медицина, 1987Т.1Т.2Анатомия человека в 2-х тт /М.И.Сапин М.: Медицина, 1986Т.1Т.2Сапин М.Р. Билич Г.Л. Анатомия человека. М: Оникс, 2006
Книга 2 Сапин М.Р. Билич Г.Л. Анатомия человека. М: Оникс, 2006
Книга 2 Привес М.Г Анатомия человека М.Медицина, 1985т.
Дополнительная:
Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД»,2002.,
Нурмухамбетова Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека : учебное пособие / И. Д. Зверев. - М. : Просвещение, 1989. - 240 с. : ил
Казаченок Т.Г.Анатомический словарь М.: Высшая шк.,1984
Рахимов Я.И. Очерки по функциональной анатомии1982
Ракишев А. Словарь анатомических терминов1992 Медицинская терминология по анатомии человека. Medical terminology : with human anatomy 1995
Методы обучения:
· чтение лекций визаулизации с использованием обратной связи;
· проведение практических занятий с использованием анатомических препаратов, муляжей и планшетов;
· проведение практических занятий в малых группах с использованием обратной связи;
· устный опрос, решение тестовых заданий
· СРСП(самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя)_-_самостоятельное изучение студентами тем дисциплины по анатомическим препаратам и на трупе при активной консультации преподавателя, препарирование на трупе.
· СРС (самостоятельная работа студентов)-работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка эссе; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
Оценка знаний:
· Текущий контроль:решение тестовых заданий, устный опрос с демонстрацией анатомических структур на трупе или анатомическом препарате, письменные работы, эссе, реферативные сообщения.
· Рубежный контроль: тесты, практические навыки
· Итоговый контроль:экзамен, ОСПЭ и устный экзамен
· Оценка учебных достижений обучающихся по всем видам контроля:текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация (экзамены) и итоговая государственная аттестация осуществляется по балльно-рейтинговой системе
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе.
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
Уровень учебных достижений по каждой дисциплине «Анатомия» определяется
итоговой оценкой ИО = ОРД х 0,6 + ПрЭ х 0,2 + УЭ х 0,2,где:
ИО - итоговая оценка
ОРД - оценка рейтинга допуска
ПрЭ – практический экзамен (ОСПЭ)
ТЭ – тестовый экзамен
Оценка рейтинга допуска (ОРД) составляет 60% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
Оценка практического экзамена (ПрЭ) составляет 20% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
Оценка устного экзамена (УЭ) составляет 20% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
ОРД подсчитывается как среднеарифметическая сумма всех оценок, полученных в течение академического периода.