Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.
Стандартизация в системе здравоохранения развивается в трех направлениях:
– стандарт на ресурсы (СНиП для зданий и сооружений, СанПиН при оказании медицинских услуг, оснащение медицинским оборудованием и штатная численность персонала по профилю, определенная порядком оказания медицинской помощи, требования по сертификации и непрерывной подготовке кадров и т. д.);
– стандарт на процесс оказания медицинской помощи – это федеральные стандарты медицинской помощи, учитывающие конкретное заболевание, возраст пациента и условия оказания медицинской помощи, являются перечнем необходимых и обязательных медицинских услуг, лекарственных препаратов и продуктов лечебного питания;
– стандарт на результат – это индикаторы объема и качества медицинской помощи, набор статистических показателей, характеризующих достижение нормативов ПГГ и удовлетворенности пациентов качеством диагностики и лечения, а также отражающих уровень общественного здоровья.
С целью обеспечения безопасности и качества медицинской деятельности разработаны и широко используются такие механизмы контроля, как лицензирование МО и частных предпринимателей, оказывающих медицинские и фармацевтические услуги, аккредитация и сертификация специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действий лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат специалиста является обязательным требованием при принятии на работу, вместе с дипломом он свидетельствует об уровне подготовки, специализации медицинского работника, выдается образовательным учреждением после прохождения курса обучения и сдачи экзаменов.
Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет. В соответствии с федеральным законодательством требования по обязательной аккредитации специалистов придут на смену обязательным требованиям по сертификации с 2018 года.
Аттестация медицинского работника – присвоение квалификационной категории по специальности, добровольная процедура, осуществляемая по личному заявлению врача комиссией при органах управления здравоохранением регионального уровня. Квалификационная категория зависит от стажа работы, личных достижений и профессиональных знаний работника, является стимулирующим механизмом в новой (отраслевой) системе оплаты труда.
Вопросы по теме
1. Роль процессов лицензирования и аккредитации в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Профессиональная подготовка и переподготовка, аттестация медицинских работников.
3. Стандартизация в здравоохранении, направления ее развития.
4. Управление персоналом, роль руководителя в достижении успехов.
5. Написание реферата и выступление с докладом.
Темы рефератов
1. Теории управления качеством в мировой практике. Управление обеспечением качества в системе здравоохранения.
2. Основные направления развития и совершенствования подготовки и переподготовки медицинских кадров.
3. Организация и финансирование учреждений здравоохранения при обеспечении медицинским оборудованием, приборами и инструментами.
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2002. – С. 342–347.
2. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 481–493.
3. Эффективность управления медицинской организацией и пути ее повышения [Текст]: учебное пособие. – Кемерово: КемГМА, ИнСЭПЗ, 2009. – 41 с.
Дополнительный
1. Кича, Д. И. Руководство к занятиям по анализу и оценке общественного здоровья и здравоохранения (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телемедицинских технологий) [Текст]: учебное пособие / Д. И. Кича, В. И. Чернов, Н. Г. Куликова; под ред. академика РАМН, проф. И. Н. Денисова. – М., 2008. – 178 с. (электронная версия).
2. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. И. Куценко, А. И. Вялкова. – М: Медицина, 2003. – 495 с.
Электронные носители
1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/
Практическое занятие 28.
Управление обеспечением качества медицинской
и лекарственной помощи
Актуальность темы
Повышение качества и доступности медицинской помощи – это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации. Качество медицинской помощи обеспечивается, с одной стороны, развитием первичной медико-санитарной службы, с другой – высокотехнологичными видами медицинской помощи. И тот и другой аспект требует квалифицированных медицинских кадров, принимающих клинические решения на основе научного подхода, эффективных менеджеров медицинских организаций, обеспечивающих экономическую и клиническую эффективность применяемых методов лечения. Управление качеством – это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путём последовательной реализации управленческих функций. Будущим врачам для эффективной организации управления качеством необходимо четко знать и представлять весь процесс.
Цели занятия:
– изучить систему управления качеством оказания медицинской помощи;
– усвоить основные понятия и термины;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы экономики, управления, системного анализа и информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.