С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

1) О том, что нарушает пост! ……………………………..2

2) О том, что НЕ нарушает пост! ………………………...5

3) О том, что нарушает омовение! ………………………14

4) О том, что НЕ нарушает омовения! ………………….22

О том, что нарушает пост!

Намеренное принятие пищи

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают пост” См. “Задуль-ма’ад” 2/60.

Поевший намерено в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.

Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: “Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид – это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде” См. “аль-Мугъни” 3/260.

К этому также относятся и питательные уколы. Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.

Совокупление в светлое время дня Рамадана

В хадисе сказано: «Поистине, половой акт нарушает пост» См. «Сахих Ибн Хузайма» 3/242.

Тот кто, намеренно, совершил половой акт в Рамадане во время поста так, что сошлись два половых органа, и ввел головку в половой орган или анальное отверстие, нарушил свой пост. И нет разницы, было семяизвержение или не было. Такой человек должен покаяться, продолжить пост в этот день, затем восполнить этот день и совершить тяжкое искупление. Относительного того, что совокупление в светлое время Рамадана нарушает пост, нет никаких разногласий среди ученых. См. “ад-Дараруль-мудыя” 2/22.

Запрет на совокупление снимается после захода солнца. Всевышний Аллах сказал: «Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Ведь ваши жены одеяние для вас, а вы одеяние для них» (аль-Бакъара 2: 187).

Намеренный вызов рвоты

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Если человек вызвал рвоту намерено, то он совершил грех, за который следует также и каяться.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что вызвавший рвоту намерено, нарушил свой пост” См. «аль-Иджма’» 47.

Менструация и послеродовое кровотечение

Если во время поста у женщины появилась менструация или началось послеродовое кровотечение, то она обязана прервать пост, и относительно того, что в подобном состоянии запрещено постится и что пост не действительный, нет среди ученых разногласий. См. “Сахих фикъху-Сунна” 2/105.

Если же женщина предполагает, что ее месячные наступят завтра, ей следует все еще сохранять свое намерение и продолжать пост. Она не должна прерывать пост, пока месячные не начнутся.

Можно ли принимать таблетки препятствующие начинанию месячных?

Когда Ибн Умара спросили относительно женщины, которая хочет принять лекарство, прекращающее месячные, он ответил, что не видит в этом ничего страшного. Абдур-Раззакъ 1219. Также ответил и Ибн Аби Наджих. Абдур-Раззакъ 1220.

Однако если подобные таблетки причиняют вред здоровью, то нельзя их принимать! И зачастую после подобных препаратов у женщин сбивается цикл месячных.

Намерение прервать пост

Тот, кто имеет намерение прервать пост, то его пост становится недействительным, независимо от того ел он или нет, поскольку «деяния оцениваются по намерениям» См. “аль-Мухалля” 6/175, “аль-Мугъни” 3/25, «аль-Маджму’» 6/314.

Однако в этом вопросе нет единогласного мнения ученых. Другие же ученые сказали, что если человек намеревался прервать пост в течение дня по уважительной причине, например, он решил отправиться в путь, но затем передумал, то его пост все же действителен. Он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого.

Однако во избежание ошибки и для выхода из разногласий, следует восполнить пост позже, ведь намерение, как говорил шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди, является основой любого поклонения, которое в случае нарушения, нарушает и поклонение!

Вероотступничество

Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост, также как и все остальные дела. См. “аль-Мугъни” 3/25.

Всевышний Аллах сказал: «Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты приобщишь сотоварищей (Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).

О том, что НЕ нарушает пост!

Глотание слюней и мокроты

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост” См. “Сахих аль-Бухари” 1/451.

Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильному мнению его пост также не нарушен. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать.

Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.

Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.

Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает” Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.

Однако если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.

Объятия и поцелуи

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: «Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас» аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.

Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта” ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183.

Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».

Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.

Использование зубочистки

На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился” ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.

Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сиуаком, будучи постящимся” Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089.

Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му’аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да” ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.

Однако если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.

Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254.

Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус”. См. “Маджалису шахри Рамадан” 72.

Непреднамеренная рвота

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шахри Рамадан” 67.

Полоскание рта и купание

‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Однажды я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. После этого я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я сделал страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой, будучи постящимся?» Я сказал: “Нет ничего страшного в этом”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За что же ты тогда переживаешь?» Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими 1723. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Также, от одного сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что он видел, как “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поливал себе голову водой, спасаясь от жары” Малик в “аль-Мууатта” 1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Эти хадисы указывают на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот или купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет. См. “Шархуль-Кабир” 3/44.

Однако не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): ”О посланник Аллаха, расскажи мне об омовении”. Он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься» аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Науауи, Ибн Хаджар и аль-Альбани.

Также пост не нарушают:

Использование сурьмы

‘Аиша рассказывала, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сурьмой, во время поста” Ибн Маджах 1678.

Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что посланник Аллаха пользовался сурьмой во время поста.

Но, тем не менее, смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Байхакъи от Ибн Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим. См. “Тальхисуль-хабир” 2/366.

Не питательные уколы

Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим” 4/189.

Глазные и ушные капли

Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии.

15. Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада)

Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/216-217.

Запрещенные слова и взоры

«Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва». Этот хадис недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1708.

Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исламе, обесценивают пост и уменьшают награду за него!

Глубокий сон.

Относительно того, нарушает ли сон омовение или нет, и каким должен быть сон, чтобы испортилось омовение, существует восемь мнений. Однако наиболее сильным является мнение тех ученых, которые говорят, что сон делает омовение недействительным однозначно, уснул человек сидя или лежа, если он уснул так, что перестал слышать голоса.

От ‘Али ибн Абу Талиба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаз – сторож для заднего прохода, и кто уснул, пусть совершит омовение». Ибн Маджах 887, Абу Дауд 203. Хафиз аль-Мунзири, Ибн ас-Саллях, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Сафуан ибн Ассаль рассказывал: “Когда мы отправлялись в поездку, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам не снимать носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения”. ан-Насаи 1/32, ат-Тирмизи 3535, Ибн Маджах 478. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абу Хурайра сказал: “Тот, кто крепко уснул, обязан взять омовение”. аль-Байхакъи, см. “аль-Аусат” 1/145. Достоверность подтвердил имам ад-Даракъутни.

Т.е. справление малой и большой нужды, а также сон нарушают омовение, но не нарушают масх (обтирание носков), в связи с чем дозволено при омовении совершать масх. Однако половое осквернение нарушает масх и их необходимо снять для того, чтобы совершить полное омовение (гъусль).

Однако если человек слегка задремал, то его омовение не нарушено. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “однажды он совершал ночную молитву с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и когда он засыпал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал его за мочку уха. И так они совершили одиннадцать рак’атов”. Муслим 1/185.

Также Ибн ‘Аббас сказал: “Омовение обязательно для каждого, кто уснул, кроме того, кто слегка задремал”. ‘Абдур-Раззакъ 479. Иснад хороший.

А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) заснул и спал, пока не начал храпеть, а потом проснулся и начал молиться, не совершив омовения” аль-Бухари 138, это являлось исключением лишь для посланника Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха), как сказал имам ан-Науауи, ибо он во время сна себя контролировал, поскольку спали его глаза, но не сердце, как говорил это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Прикосновение к женщине.

Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет?

Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:

Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Это мнение было мнением таких сподвижников, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), а также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. “аль-Умм” 1/15, “аль-Мухалля” 1/244.

Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: “Под «прикосновением» речь идет не о половом акте”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/502.

Второе мнениесостоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. “аль-Мудаууана” 1/13, “аль-Мугъни” 1/192.

И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Мабсут” 1/68, “аль-Аусат” 1/126, “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И это мнение является самым верным из трех существующих.

Что касается тафсира Ибн ‘Умара и Ибн Мас’уда, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Аллаха: «соприкоснулись», сказал: “Речь идет о половой близости”. Ибн Аби Шайба 1/166. Иснад достоверный.

Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Обычно я спала перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их”. аль-Бухари 382, Муслим 272.

Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аишу. И со слов Аишы видно, что это случилось не один раз, а имело постоянный характер.

Также ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения”. Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.

Также сообщается: “Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/44. Иснад достоверный.

Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!” См. “ат-Тальхыс” 1/44, Ибн Хаджара.

Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.

Сомнение.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Муслим 1/99.

Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность», насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его взял, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единодушны.

Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено. Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-Ссунна” 1/353.

Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”. См. “Фатауа аль-ляджна” 7/143.

Болезненные выделения.

Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: “О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовение». аль-Бухари 320, Муслим 1/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум, что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/221.

Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.

Прикосновение к нечистотам.

Прикосновение к нечистотам не нарушают омовения, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых! См. “аль-Аусат” 1/203.

Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды!

Смех в молитве.

Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву».

Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ‘Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. “Сыфа аль-уду” 52, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/142.

Сообщается, что когда Джабира (да будет доволен им Аллах) спросили о смехе в молитве, он сказал: “Следует повторить молитву, и не повторять омовение”. аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более!

Рвота и отрыжка.

Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукани и ас-Сан’ани. См. “Субулю-Ссалям” 1/100 и “Найлюль-аутар” 1/180.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» Ахмад, Ибн Маджах, то этот хадис не является достоверным.

Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения. См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ируауль-гъалиль» 1/148.

Взгляд на аурат человека.

Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.

Я упомянул об этом, так как подобное бытует среди несведущих мусульман преклонного возраста на Кавказе.

______________________________________________________________

Информация взята с сайта: http://soliha.com

Дополнительный источник: https://vk.com/namazposunne

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

1) О том, что нарушает пост! ……………………………..2

2) О том, что НЕ нарушает пост! ………………………...5

3) О том, что нарушает омовение! ………………………14

4) О том, что НЕ нарушает омовения! ………………….22

О том, что нарушает пост!

Намеренное принятие пищи

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают пост” См. “Задуль-ма’ад” 2/60.

Поевший намерено в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.

Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: “Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид – это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде” См. “аль-Мугъни” 3/260.

К этому также относятся и питательные уколы. Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.

Наши рекомендации