Применение лечебного массажа в комплексе ЛФК при сколиозе
Применение лечебного массажа в комплексе ЛФК при сколиозе
Введение
Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня занятия с дошкольниками, имеющими такое заболевание выдвигаются на первый план, потому что сколиоз - одна из наиболее часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата.
Врожденные формы сколиотической болезни при внимательном осмотре и тщательном анализе симптомов могут быть обнаружены у детей уже на 2 - 3-м году жизни. Наиболее часто она проявляет себя впервые в возрасте 4-8 лет (18).
Процент заболеваемости сколиотической болезнью среди школьников составляет до 9. Чаще сколиозом страдают девочки (соотношение с мальчиками примерно 6:1), что объясняется их менее совершенным физическим развитием и слабостью мускулатуры (в связи с меньшей двигательной активностью).
Можно говорить о малой эффективности традиционных методов лечения (ЛФК, массаж) потому, что очень часто сколиотическая болезнь 1 степени из локального искривления позвоночника переходит, к сожалению, в тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма (22).
При лечении сколиоза 1 степени наиболее целесообразно будет применение сегментарно-рефлекторного массажа в комплексе с традиционной ЛФК и классическим массажем.
Сочетание традиционных и нетрадиционного методов лечения окажут положительный эффект при лечении сколиотической болезни. Обязательно необходимо применять сегментарный массаж позвоночника, потому что только этот вид массажа воздействует непосредственно на все элементы позвоночника, улучшая питание, кровоснабжение всего позвоночного столба с его позвонками, мышцами, связками и межпозвонковыми дисками. Сочетание этих методов традиционных и нетрадиционных необходимо, потому что только сколиоз 1 степени может подлежать полному излечению (24).
Объектом исследования данной работы является применение средств ЛФК для лечения патологии опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования является действие сегментарного массажа в комплексе с традиционными методами лечения сколиоза 1 степени.
Научная новизна работы состоит в том, что получены объективные результаты, свидетельствующие о положительной роли сегментарного массажа в сочетании с ЛФК и массажем на состояние больных сколиозом дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке оздоровительной программы, которая может быть использована для повышения эффективности традиционного метода лечения больных сколиозом.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих состояние проблемы
Классификация сколиозов
В соответствии с этиологией и патогенезом сколиозы делятся на 5 основных групп:
Первая группа - сколиозы миопатического происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой же группе могут быть отнесены и рахитические сколиозы, которые возникают в результате дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.
Вторая группа - сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, спастического паралича. В эту же группу могут быть включены сколиозы на почве радикулита; сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, нередко ведущие к сдавливанию корешков и вызывающие клинически корешковый гетеро или гомоклиническнй синдром.
Третья группа - сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер. К этой группе относятся все врожденные сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими изменениями.
Четвертая группа - сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве ожогов, пластических операций на грудной клетке).
Пятая группа - сколиозы идиопатические, происхождение которых и в настоящее время остается еще далеко не изученным.
По тяжести деформации сколиозы делятся на четыре степени:
Сколиоз 1 степени характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника и начальной степенью торсии, выявляемой рентгенологически. Торсия на рентгенограмме определяется в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и асимметрии корней дужек. Угол первичной дуги искривления не более 100.
Сколиоз 2 степени сопровождается не только заметным отклонением позвоночника во фронтальной плоскости, но и выраженной торсией, наличием компенсаторных дуг. Рентгенологически отчетливо проявляется деформация тел позвонков на уровне вершины искривления. Угол первичной душ искривления в пределах 210 - 390. Клинически определяется мышечный валик из-за торсии позвоночника и реберный горб.
Сколиоз 3 степени характеризуется стойкостью и более выраженной деформацией, наличием большого реберного горба, резкой деформацией грудной клетки. Угол первичной дуги искривления от 400 до 600. Рентгенологически на вершине искривления и прилегающих к ней участков имеются позвонки клиновидной формы; межпозвонковые диски с вогнутой стороны трудно прослеживаются.
Сколиоз 1У степени сопровождается тяжелым обезображиванием туловища. Отмечается кифосколиоз грудного отдела позвоночника, деформация таза, отклонение туловища, скованность движений в позвоночнике, стойкая деформация грудной клетки, задний и передний реберный горб. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел грудных позвонков, деформирующий спондилартроз и спондилез в грудном и поясничном отделах позвоночника, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 610 – 900.
По виду отклонения дуги сколиозы могут быть простыми и сложными.
Простые – те сколиозы, когда искривление имеет лишь один изгиб.
Сложные - имеющие два или три изгиба. В подобных случаях различают первичную и компенсаторную дуги.
Первичная дуга, как правило, более длинная и фиксированная;
вторичная или компенсаторная, более короткая и подвижная.
По локализации искривления различают: первично шейно-грудную дугу, грудную дугу, грудо-поясничную. Значительно реже возникают две первичные дуги - грудная и поясничная.
По всей протяженности сколиозы делятся на: тотальные, когда в искривлении участвуют все отделы позвоночника, и частные, когда искривление распространяется на один или два отдела, например, грудной или поясничный, грудо-поясничный, шейно-грудной и т.д. (7).
Механизмы лечебного действия физических упражнений и лечебного массажа при лечении сколиоза. Задачи ЛФК.
В лечении детей коррегирующее действие лечебной физкультуры достигается применением специальных симметричных и асимметричных гимнастических упражнений. При воздействии симметричных упражнений мышцы на стороне выпуклости напрягаются больше, чем на вогнутой сторону. Мышцы на вогнутой стороне больше растягиваются. Этим постепенно выравнивается мышечная тяга и уменьшается асимметрия, ослабевает миогенная контактура на вогнутой стороне.
Асимметричные коррегирующие упражнения позволяют локально и в нужном направлении воздействовать на деформацию позвоночника. При торсии позвонков можно оказывать коррегируюшее воздействие поворотами пояса верхних конечностей или нижних. Подбор асимметричных упражнений производят с учетом локализации искривления и характера действия избранных упражнений на кривизну позвоночника. Если для исправления дефекта нужно увеличить подвижность позвоночника (мобилизация), используют упражнения в ползании на четвереньках, упоре на коленях, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.
При систематических занятиях ЛФК в течение нескольких лет повышается тонус мышц, и они становятся способными противостоять искривлению позвоночника (9).
Резюме
В результате проведенного анализа литературы удалось установить, что комплексное применение традиционных ЛФК, лечебного массажа с нетрадиционным сегментарным массажем способствует устранению такого дефекта осанки, как сколиоз 1 степени.
Рабочая гипотеза
Можно полагать, что комплексное применение классических ЛФК, лечебного массажа с сегментарным массажем окажет существенное положительное влияние на состояние позвоночника и будет способствовать коррекции сколиоза 1 степени.
Методы исследования
Для решения цели и задач исследования были использованы следующие методы:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих состояние исследуемой проблемы.
Медико-биологические методы оценки функционального состояния ребенка:
· гибкость позвоночника вперед;
· гибкость позвоночника назад;
· боковая подвижность позвоночника (влево, вправо);
· сила мышц спины;
· сила мышц брюшного пресса;
· сила боковых мышц туловища.
Педагогический эксперимент.
Метод математической статистики.
Был использован упрощенный метод Е.В.Монцевичюте-Эрингине (19б9).
Эксперимент длился с 3.05.2000 г. по 1.08.2000 г. (3 месяца) с перерывом в 3 недели (с 1.06.2000 г. по 22.06.2000 г.), т.к. курс процедур сегментарного массажа составляет 8, а после 20-ти дневного перерыва можно повторить еще 8 раз.
До начала и после окончания эксперимента дети были обследованы. Данные статистически обработаны.
После нахождения средней арифметической вариационного ряда высчитывалась среднеквадратическая ошибка по константной формуле:
± m = а х К, х 0,04
где а - разность между средней арифметической и каждой вариантой;
К - коэффициент, находимый из таблицы.
Сравнение средних арифметических производилось общим способом, с расчетом коэффициента достоверности (t) по формуле:
Если t превышала 2,1 различия считались достоверными (Р < 0,05), если t = 1,8, то различия недостоверны, но возможны, если t < 1,8 - различия недостоверны.
Организация исследования
В эксперименте участвовали дети 4-7 лет равного количества обоего пола. Вся группа детей из 20 человек была разделена на опытную (экспериментальную) и контрольную группы на основе случайных числе.
В контрольной группе 3 раза в неделю проводились классические лечебный массаж и ЛФК (приложение). В экспериментальной группе 3 раза в неделю проводились лечебный массаж и ЛФК, чередуя их с двумя сегментарными массажами в неделю (приложение
Выводы
Из данных литературы следует, что применение ЛФК, лечебного массажа и сегментарного массажа (отдельно) оказывает лечебное действие при сколиозе 1 степени.
Из таких данных следует, что совместное применение классических ЛФК и лечебного массажа не вызывает существенной коррекции сколиоза.
Совместное применение классических ЛФК, лечебного массажа и сегментарного массажа оказывает коррегирующее влияние при сколиозе 1 степени: увеличилась подвижность позвоночника вперед и назад, вправо и влево; возросла сила мышц брюшного пресса, боковых поверхностей туловища.
Практические рекомендации
Разработанная методика ЛФК, лечебного массажа в комплексе с сегментарным массажем может быть применена в лечебных и оздоровительных учреждениях для лечения и предупреждения развития сколиоза.
Рекомендуется выполнять не более 8 процедур сегментарного массажа, с перерывом можно повторить, т.к. воздействуя непосредственно на межпозвоночные диски, деформированные вследствие сколиоза, можно вызвать большую деформацию.
Сеанс сегментарного массажа необходимо чередовать с лечебным массажем.
Библиографический список
1. Андрианов В.А., Балуев Г.А., Садофьева В.В. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1985.– 256 с.
2. Бирюкова А.А. Массаж: Учебник для институтов физической культуры. – ТМФК.: М.: Медицина, 1985. – 44с.
3. Бородин Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. Для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.-77 с.
4. Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. – М.: Ритм, 1992.
5. Василенко В.Х. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
6. Васичкин В.И. Справочник по массажу . – Л.: Медицина , 1990. – 176 с.
7. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. – М.: Медицина, 1972. –
8. ЛФК Под общей редакцией В.Е. Васильевой. Учебник для институтов физической культуры. – М., ФкиС. – 1970. – 220 с.
9. ЛФК. Под общей ред. В.Е. Васильевой. Учебник для институтов физической культуры. М., ФкиС. – 1981.-200 с.
10. Герцен Г.И., Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражения опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. – М.: Медицина, 1989.-272 с.
11. Гончарова М.Н. и др. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата / М.Н. Гончарова, А.В. Гринина, И.И. Мирзоева. – Л.: Медицина, 1974.-206 с.
12. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. ЛФК и массаж. - М.: Медицина, 1987.-144 с.
13. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (ЛФК, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. – М.: Медицина, 1969.-404 с.
14. Копытов Ю.А. Беречь осанку с молоду // Физкультура в школе. – 1994. - №2. –
15. Корнева А.Ф. Применение специальных гимнастических комплексов для коррекции осанки у детей // Развитие массовой физической культуры и олимпийского движения: Пед. доклад. – Великие Луки. – 1995.
16. Кругляков С.В. 100 приемов мануальной терапии. – Советский спорт. – М., 1994. – 208 с.
17. Куничев Л.А. Лечебный массаж / Справочник для средних медицинских работников. – Л.: Медицина, 1985. – 216 с.
18. Ловейко И.Д. ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – Л.: Медицина, 1982. – 144 с.
19. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. – Л.: Медицина, 1988. – 144 с.
20. Мурзина М.И. ЛФК при оперативном лечении детей с иаполатическими сколиозами. – Автореф. дис. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. – СПб, 1974.
21. Полеси Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и скалиозе у детей. – Киев: Здоровье, 1980.
22. Попов С.Н. ЛФК. –М. – Физкультура и спорт, 1988.
23. Соснина В.Ю. Коррегирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки. – Киев: Радян. школа, 1990. – 225с.
24. Тюрин А.М. Массаж традиционный и нетрадиционный. – Л., 1995.-224с.
25. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.-3165 с.
26. Шорин Г.А. Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях лечебной физкультуры / Шорин Г.А., Попова Г.И., Чухарева А. – Омск, Челябинск, 1990.-43 с.
Приложения
Комплекс упражнений
1. И.п. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Для проверки прямолинейности в положении лежа приподнимать голову, не отрывая от пола плечи.
В положении лежа плотно прижимать к полу поясницу, так чтобы между телом и полом не проходила ладонь.
Встать. Повторить 2-4 раза.
2. И.п. - лежа на спине. Согнуть правую (левую) ногу в тазобедренном и коленном суставах, захватив ее руками.
1 - плотно прижать к полу поясничный отдел позвоночника;
2 - расслабить.
Повторить 6-8 раз.
3. И.п. - лежа на животе. Руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей.
1 - поднять голову, плечевой пояс, руки на пояс, удержать 3 с;
2 - И.п.
Повторить 4 - 6 раз.
4. И.п. - лежа на спине. Руки на полу вдоль туловища.
1 - поднять правую ногу вперед;
2 - поднять левую;
3 - согнуть ноги в коленях;
4 - выпрямить ноги и опустить.
Повторить 8-10 раз.
5. Ходьба по залу. 1-8 - на носках; 9 - 16 - на пятках.
6. Принять правильную осанку по требованию методиста во время ходьбы.
7. И.п. сидя на гимнастической скамейке у гимнастической стенки. Принять правильную осанку (затылок, межлопаточная область и таз плотно прижаты к стойке гимнастической стенки).
8. Принять правильную осанку у гимнастической стенки.
1 - отойти на 1-2 шага от стенки, сохранив осанку;
- И.п.
Повторить 6-8 раз.
9. И.п. лежа на спине руки вверх.
1 - потянуться руками вверх, а ногами вниз;
2 - расслабление.
Повторить 4-6 раз.
10. И.п. - лежа на спине. То же, с удержанием вытянутого тела 5-10 сек.
11. И.п. – сидя «по-турецки»
1 - руки через стороны вверх, потянуться вверх;
2 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
12. И.н. сидя на гимнастической скамейки, паргнер с"? т счади.
1 - партнер упираясь коленом между лопаток тянет занимающегося вверх;
2 - расслабление;
Повторить 8-10 раз.
13. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, подбородок на кистях рук.
1 - поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать), удержать 3 - 5 сек.
Повторить 4 - б раз.
14. И.п. -тоже.
1 - голову, плечи поднять, руки в стороны;
2 - руки к плечам;
3 - руки в стороны;
4 – И.п.
Повторить 4-6 раз.
15.И.п.-то же.
1 - голову, плечи поднять, руки вытянуть вперед, удержать 5 сек;
2-И. П.
Повторить 4-6 раз.
16. И. п. - то же.
1 - поднять голову, руки вытянуть вперед, сделать 3 хлопка;
2 - И. п.
Повторить 6-8 раз.
17. И. п. - то же.
1 - 7 - поднять голову, руки в стороны, сделать 8 круговых движений вперед;
8 - И.п.;
9 – 15 - 8 круговых движений назад;
16 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
18.И.п. – то же
1-15 - движения ногами "кролем";
16 - И.п.
Повторить 4 - 6 раз.
19. И.п. – то же.
1-15 - имитация движений руками как при боксе;
16 – И.п.
Повторить 4-6 раз.
20. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой.
1 - поднимая голову и плечи, стараться достать колени локтями;
2 - И.п.
Повторить 8 - 10 раз.
21. И.п. - лежа на спине, руки за голову.
1-8 - имитация езды на велосипеде вперед;
9-15 - имитация езды назад;
16 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
22. И.п. - то же. Ноги поднимать на 45.
1-15- имитация движения ножниц;
16 - И.п.
Повторить 6-8 раз.
23. И.п. - то же.
1-15 - имитация движения ног при плавании "кролем";
16-И.п.
24. И.п. - то же, между ног волейбольный мяч.
1 – поднять ноги на 45.
2 - И.п.
Повторить 10- 12 раз.
25. И.п. - лежа на правом боку, правая рука вверх, левая согнута в упоре перед грудью.
1 -7 - поднять левую ногу, удержать;
8 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
26. И.п. – то же
1 -7 - поднять две ноги, удержать;
8 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
27. Повторить упражнения № 25, 26 на левом боку.
28. В руках гантели по 200-300 гр.
1 - 4 - круговые движения руками вперед;
5 - 9 - круговые движения руками назад.
Повторить 4-6 раз.
29. И.п. - о.с., руки в стороны.
1 - мах прямой правой ногой вперед;
2 - в сторону;
3 - назад;
4 - И.п.
30. То же левой ногой.
31. Ходьба с остановками на одну ногу по сигналу.
32. На одной ноге поднимание на носки.
Повторить 608 раз.
33. То же на другой ноге.
34. Стоя на одной ноге.
1 - согнуть другую ногу, касаясь лбом о колено;
2 - И.п.
35. Стоя на одной ноге с помощью одной руки снять и одеть шапочку.
36. Повторить упражнения № 34 и № 35 с другой ногой.
37. Бег. По сигналу - упор присев.
38. И.п. - о.с.
1 – 4 - "ласточка";
5 - И.п.
Повторить 4-6 раз.
39. Ходьба по перевернутой гимнастической скамейке вперед и назад.
40. Ходьба по скамейке на носочках, руки в стороны.
41. Ходьба в полуприсяде, руки на пояс.
42. Ходьба спиной вперед, руки за голову.
43. Ходьба с мешочком на голове.
44. Ходьба приставным шагом.
45. Ходьба с остановками, чтобы сделать "ласточку" (равновесие на одной ноге).
46. И.п. - гимнастическая палка горизонтально вниз.
1 - палку горизонтально перед грудью;
2 - на грудь;
3 - за голову;
4 - над головой;
5 - за голову;
6 - вниз сзади (перешагивая через палку);
7 - поднять сзади;
8 - И.п. (перешагивая палку).
47. Подбросить гимнастический мяч вверх и поймать 10-15 раз.
48. Подбросить перед собой мяч, поймать сзади, глядя через плечо, 10 - 15 раз.
49. Подбросить мяч перед собой, хлопок, поймать. 10 - 15 раз.
50. Ходьба по залу. Руки через стороны вверх - вдох. Опустить-выдох. Повторить 10 раз.
Лечебный массаж при сколиозе 1 степени.
Задачи массажа:
1. Выравнивать тягу мышц разгибателей спины: на стороне выпуклости, где мышцы растянуты их нужно массировать тонизирующими приемами, а на стороне вогнутости мышцы надо массировать расслабляющими приемами - растягивать.
2. Повышение общего тонуса организма.
3. Нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4. Формирование и закрепление правильной осанки.
5. Способствование укреплению мышц туловища, выработка мышечного корсета.
Порядок массажа:
И.п. - лежа на животе.
1. Массируется спина. Проводится общее поглаживание и растирание, разминание широчайших и трапециевидных мышц, растираются межреберья.
Дифференцированный массаж:
1) На стороне выпуклости позвоночника: выполняются тонизирующие приемы: быстрое прерывистое поглаживание; прерывистое и неглубокое растирание (приемами строгания), штрихование; разминание (приемами сдвигания и растяжения; надавливание, подергивание, вибрационные приемы (постукивание, легкое рубление).
2) На стороне вогнутости позвоночника выполняют расслабляющий массаж приемами:
поглаживание (мягкое, непрерывное, поверхностное);
растирание;
непрерывное, глубокое, подушечками 4-х пальцев разминание;
вибрация (нежное, медленное потряхивание вдоль позвоночника).
Цикл дифференцированного массажа повторять 3-4 раза. При наличии реберного горба осуществляется мягкое пружинящее надавливание.
2. Массаж поясницы:
поглаживание;
растирание;
если в верхней части мышцы асимметричны, то массируется эта часть поясницы дифференцированно.
3. Массаж ягодиц производится только тонизирующими приемами.
4. И.п. лежа на боку. Больной лежит на том боку, где наблюдается вогнутость позвоночника в грудном отделе; одну руку кладет под голову, другую ставит на кушетку, чтобы держаться; верхнюю ногу немного сгибает.
Массажист стоит впереди больного и производит разминание легких тканей на талии. Затем, упираясь одной рукой в таз, другой в ребра (снизу) как бы растягивает мышцы.
5. И.п. лежа на спине. Производится массаж грудной клетки. Порядок массажа
общее поглаживание и растирание;
растирание межреберьев;
разминание грудных мышц;
если тонус мышц неодинаков, то можно видеть на стороне напряженных мышц головка плечевой кости выступает вперед (мышцы укорочена). В этом случае выполняется дифференцированный массаж грудных мышц, и надавливание на выступающую головку плечевой кости.
6. Массаж живота всеми тонизирующими приемами.
Сегментарный массаж позвоночного столба
при сколиозе 1 степени.
Массаж продолжительностью в среднем 20 - 25 мин. Сочетанно воздействуют на область спины, грудную клетку, таз, затылок. Все сегменты обрабатывают снизу вверх. Начинают с плоскостных поглаживаний вдоль позвоночника, затем производят поясничные поглаживания от нижележащих сегментов до шейного отдела. Далее выполняют приемы ступального сегментарного массажа паравертебрально (сверление, воздействие между остистыми отростками позвонков, пиление, обработка окололопаточных областей, нижних реберных дуг и подвздошных гребней).
При положении больного на спине провопят массаж грудной стенки. Все массажные движения направлены к ближайшим крупным димфатическим узлам. Затем проводят массаж межреберий. Завершают приемом сотрясения.
Всего проводят 6 - 8 процедур через день, чередуя с классическим массажем.
В методическом плане специальные приемы проводить с 4 - 5 процедуры классического массажа, учитывая ответную реакцию больного на манипуляции.
В недельном цикле лечения массаж по сегментарной методике проводить по 2-3 раза, чередуя с классическим.
Перед началом процедуры всегда следует убедиться в рефлекторных изменениях, если наблюдается их исчезновение, то более 5 процедур не проводить, т.к. можно вновь вызвать появление различных перенапряжений отдельных групп мышц и болезненности на различном уровне позвоночника.
Ступальные приемы сегментарного массажа.
При проведении сегментарного массажа широко применяют приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрационные. Кроме них, используют специальные приемы сверление, перемещение, прием пилы, вытягивание, накатывание, сотрясение.
Прием сверление. При сверлении используются два-три вращательных и винтообразных движения, строго по направлению к позвоночнику. Глубина воздействия приема должна увеличиваться постепенно до 5 кгс. Прием (одно сверление) выполняется в течение 3-4 сек, после чего сила давления постепенно уменьшается и превращается в выполнение вращательных и винтообразных движений. При необходимости прием может осуществляться с передвижением от одного сегмента к другому в момент наименьшего давления на массируемую область. Кисть массажиста должна иметь опору, главным образом на пальцы, непосредственно не участвующие в выполнении приема.
Разновидности приема сверления.
1.1 и П - 1У пальцами;
2.1 пальцами.
3. Средними фалангами.
4. Штрих-сверление.
Техника выполнения
Сверление 1 и П - 1У пальцами выполняется с целью устранения рефлекторных изменений в мышцах спины и сочетается с приемом поглаживания. Положение массажиста - напротив массируемой области спины, чаще всего слева от массируемого, лежащего на животе. Правая рука помещается на область крестца так, чтобы 1 палец находился слева от позвоночного столба, а остальные пальцы - справа, позвоночный столб находится между 1 и остальными пальцами. После этого 1 пальцем делают полукруговые движения к позвоночнику до околопозвоночной линии, где и выполняют сверление дистальной фалангой, перемещая ткани по направлению к позвоночному столбу. Во время выполнения этого движения и сверления опорой являются П и У пальцы. Так массируют левую область спины - снизу вверх от одного сегмента к другому.
Таким же образом, но уже дистальными фалангами П и 1У пальцев массируют справа от позвоночника снизу вверх, при этом 1 палец служит теперь только опорой.
Для регулировки давления левая рука может быть расположена на правой.
Сверление 1 пальцами . Прием выполняется при массаже ягодицы, поясницы, спины, длинных мышц верхних и нижних конечностей для избирательного воздействия на ограниченный гипертонус (напряжение) мышц, миогелезы (уклонения в мышцах) и в области максимально болевых точек.
При выполнении этой разновидности приема подушечки и дистальные фаланги 1 пальцев располагаются под углом 450 и 500 по отношению к массируемой ткани, а остальные пальцы являются опорой. Вращательные и винтообразные движения в области спины выполняют строго по направлению к позвоночному столбу. Данную разновидность приема можно выполнять 1 пальцем одной руки. Техника приема такая же, как и при выполнении двумя руками.
С целью усиления эффекта воздействия прием выполняется с отягощением. В этом случае локтевой край кисти одной руки накладывается на основание 1 пальца другой руки, и прием выполняется с гораздо большим усилием (до 4-5 кг), в медленном темпе - в течение 4-5 сек.
Сверление средними фалангами применяется при массаже больших мышечных групп (ягодичных, дельтовидных, мышц бедра), фасции бедра и поясничной области. Тыльная поверхность средних фаланг пальцев накладывается на симметрично расположенные массируемые области, и выполняется сверление. Пальцы слегка сжаты в кулак, 1 пальцы являются опорой. Данный прием чаще всего выполняется средними фалангами П и Ш пальцев. Сила воздействия - до 4 - 5 кгс , - в течение 4-5 сек.
Для увеличения эффекта воздействия прием применяется с отягощением, в основном в области ягодичных мышц. В этом случае ладонь свободной руки накладывается на тыльную поверхность массирующей. Глубина воздействия приема увеличивается постепенно до 5 кг и выше. Темп сверления медленный - в течение 5-6 сек.
Положение массажиста - напротив массируемой области спины, чаще всего слева от массируемого. В этом положении вся ладонная поверхность левой кисти массажиста с максимально отведенным 1 пальцем кладется на нижнюю часть грудной клетки так, чтобы 1 палец находился в 3-4 см от позвоночного столба строго на ближней около позвоночной линии. Остальные пальцы являются опорой для 1 пальца и должны находиться на дальней области спины. Правая же кисть массажиста накладывается на боковую поверхность массируемой спины. Дыхательная фаланга 1 пальца начиная от средней подмышечной линии выполняет глубокое прямолинейное движение ("штрих") по одиннадцатому межреберью в направлении к позвоночнику в течение 5-6 сек. При подведении 1 пальца правой кисти к 1 пальцу левой последние одновременно выполняют 3-4 сверления по часовой стрелке. Сила давления при штрихе и сверлении контролируется появлением отчетливой истремисси кожи. Затем 1 палец левой руки перемещается скользящим движением на 2-3 см к вышележащему позвонку, а 1 палец левой кисти выполняет штрих по десятому межреберью, и т.д. до нижнего угла лопатки.
При выполнении приема на другой области спины массажист переходит на противоположную сторону кушетки. Если же массажист не меняет своего положения, то дальняя область спины массируется аналогичным образом, но дистальными фалангами П и Ш пальцев, а 1 пальцы являются опорой для них.
Прием "перемещение" применяется для устранения рефлекторных изменений в мышцы спины и всегда сочетается с приемом поглаживания.
Положение массажиста - напротив массируемой области спины, чаще всего слева от массируемого. Правая кисть, фиксируя таз массируемого, расположена на правой ягодице и обхватывает пальцами подвздошный гребень. Левая ладонь производит винтообразные, круговые движения к позвоночному столбу (по ходу часовой стрелки), смещая все ткани, начиная с нижнего левого отдела грудной клетки, и постепенно продвигается до левого надплечья. Одновременно с этим правая рука производит движение в обратную сторону (против хода часовой стрелки), все время оставаясь на одном месте. При правильном выполнении приема происходят как бы скручивание позвоночного столба с мышцами околопозвоночных областей. После этого, поместив массирующие руки на противоположные области спины, массажист ладонью правой руки производит винтообразное движение на левой ягодице по часовой стрелке, а ладонью левой руки на правом отделе трудной клетки - против хода часовой стрелки.
Если массажист меняет свое положение после первой части приема и соответствующим образом выполняет скручивание с другой стороны массируемого, то также происходит смена массирующих рук.
После каждого приема "перемещение" выполняется поглаживание всей ладонной поверхностью кистей, причем при поглаживании совершаются полукруговые движения к позвоночнику в направлении снизу вверх.
Прием пилы применяется в области спины, воздействует преимущественно на соединительную ткань.
Положение массажиста - напротив массируемой области спины с любой стороны. Лучевые края кисти обеих рук с максимально отведенными 1 и П пальцами помещаются на область спины двояко: в первом варианте так, чтобы с одной стороны позвоночного столба находились 1 пальцы, а с другой - П: во втором варианте лучевые края кистей накладываются на околопозвоночные мышцы параллельно остистым отросткам позвоночного столба; кисти пронированы, расстояние между ними 3-4 см, пальцы плотно прилегают к массируемой области и слегка сближаются, чтобы между ними появился валик кожи. После этого обеими руками производят пилящие движения в противоположных направлениях, массируя всю поверхности спины от сегмента к сегменту снизу вверх, причем пальцы должны больше смешать захваченную кому, чем скользить по ней.
Прием этот можно выполнять на шее.
Прием "вытяжение" (сдвигание) воздействует на рефлекторные изменения в подкожной соединительной ткани.
Прием выполняется чаще всего ладонной поверхностью дистальных фаланг П, Ш и 1У пальцев в виде штриха. На грудной клетке и спине движения производятся в направлении к позвоночнику; в области шеи и надплечья поперечно.
Массирующий палец, проникнув в подкожный соединительно-тканный слой и оставаясь в нем, медленно скользит, растягивая напря-женную соединительную ткань. Величина давления зависит от желаемой глубины воздействия. Выполнимое штриховое движение может быть коротким и прерывистым или длинным и медленным; последнее оказывает более интенсивное воздействие на ткани.
Напряженная подкожная соединительная ткань оказывает выраженное сопротивление массирующему пальцу, палец как бы застревает в этой ткани. При повторении приема ощущается постепенное уходящее напряжение соединительной ткани. Кроме того, у массируемого могут возникнуть болевые ощущения и появиться демографическая реакция (покраснение) в виде широкой полосы. Значительная болезненность и широкая, длительно сохраняемая красная полоса, а иногда и образование кожного валика (выбухание) на месте штриха характерна для более выраженного напряжения подкожной соединительной ткани.
Прием "накатывание" применяется для определения и устранения локальной гипертонии мышц и напряжения соединительной ткани.
1. пальцы массажиста, соприкасаясь друг с другом своими подушечками, выполняют поглаживание своей боковой поверхностью. Одновременно с этим остальные пальцы рук, захватив мягкие ткани, накатывают их на 1 пальцы, выполняющие поглаживание.
Локальная гипертония мышц и напряжение соединительной ткани ощущаются 1 пальцами массажиста как дополнительное сопротивление.
Прием выполняется двумя или одной рукой и часто используется при пальпаторном обследовании массируемого.
Прием "сотрясение" применяется в области таза и грудной клетки для устранения напряжения мышц этих областей.
Положение массируемого - лежа на животе, массажист стоит около коленных суставов с любой стороны, наиболее удобной для него. Слегка пронированные кисти охватывают поясничный отдел так, чтобы пальцы касались друг друга в области живота. П пальцы с небольшим давлением углубляются в ткани между несколькими ребрами и подвздошными гребнями. Короткими и непрерывными боковыми колебательными движениями кисти массажиста одновременно или попеременно скользят к пояснично-крестцовому отделу позвоночника.
При выполнении приема на грудной клетке массажист захватывает ее боковые поверхности ладонями, слегка сдавливает и осуществляет толчкообразные движения, скользя ладонями по грудной клетке к позвоночнику. Массируемый в это время делает удлинительный выдох через рот. Прием на грудной клетке можно выполнять при положении массируемого лежа на спине. Колебательные, толчкообразные движения начинаются от грудины в направлении к позвоночному столбу одновременно с выдохом массируемого.
Применение лечебного массажа в комплексе ЛФК при сколиозе
Введение
Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня занятия с дошкольниками, имеющими такое заболевание выдвигаются на первый план, потому что сколиоз - одна из наиболее часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата.
Врожденные формы сколиотической болезни при внимательном осмотре и тщательном анализе симптомов могут быть обнаружены у детей уже на 2 - 3-м году жизни. Наиболее часто она проявляет себя впервые в возрасте 4-8 лет (18).
Процент заболеваемости сколиотической болезнью среди школьников составляет до 9. Чаще сколиозом страдают девочки (соотношение с мальчиками примерно 6:1), что объясняется их менее совершенным физическим развит