О недопустимости оставлять пост без причины и относиться к нему пренебрежительно.
Передают, что Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), сказал: “ Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (ан-Наса’и и Ибн Хиббан 7491, Ибн Хузейма 1986, Шейх аль-Албани в «Сахих Мауарид аз-Замъан» (1509) сказал, что хадис достоверен).
Шейх Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: «Это наказание постигнет того, кто постился, а после намеренно разговелся до наступления времени разговения. А что же говорить о том, кто не постится вообще?! Просим Аллаха о благополучии в этом мире и мире дольнем».
Аз-Захаби в «Аль-кабаир» (стр. 64) сказал: «Верующие твердо уверены, что человек, оставивший пост в рамадан, не будучи больным и не имея уважительной причины, из-за которой можно не поститься, хуже прелюбодея и алкоголика. И даже более этого, они сомневаются в его приверженности к Исламу и подозревают его в неверии».
5 Столпы поста:
1. Намерение, т. е. наличие в сердце решимости поститься, подчиняясь велению Аллаха Всемогущего и Великого и приближаясь к Нему, ибо сказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести)». (аль-Бухари и Муслим).
Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах из деяний принимает только те, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Наса’и.
2. Воздержание, т. е. отказ от всего, что нарушает пост в виде приёма пищи, жидкости, совокупления.
3. Время, имеется в виду светлая часть дня, т. е. от рассвета до заката солнца.
Примечание: Для того чтобы пост считался правильным, необходимо иметь в сердце намерение поститься, которое можно утвердить в начале месяца на весь Рамадан. Но лучше укреплять намерение каждую ночь Рамадана, с момента заката солнца до наступления рассвета.
Условия, при которых пост обязателен.
Три условия, обуславливающие обязательность поста:
1. Зрелость по шариату. Мальчики считаются по шариату достигшими совершеннолетия и несущими ответственность за свои поступки при появлении у них одного из нижеследующих признаков половой зрелости: семяизвержение (поллюции) и появление на лобке жёстких волос. По достижении пятнадцатилетнего возраста любой человек считается зрелым, даже если у него отсутствуют признаки половой зрелости, упомянутые выше.
2. Здравость рассудка.
3. Способность поститься (отсутствие серьёзных противопоказаний врачей).
- Правильное соблюдение поста женщиной требует, чтобы она очистилась от менструаций или послеродового кровотечения. Так же беременная и кормящая может не поститься, если она опасается за себя или за свой плод в ее чреве.
Путник может не держать пост, когда он находиться в пути. Кто не держал пост по уважительной причине, потом его должен возместить, когда уважительная причина уйдет, и он сможет поститься, в некоторых вопросах есть подробность, где предписано кормить бедняка.
Нормы и этика поста.
Во время поста:
•Не мешкают с разговением, т.е. с прерыванием поста сразу же после призыва на вечернюю (магъриб) молитву.
В хадисе от Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) говорится, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не перестанут (наслаждаться) благополучием до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари и Муслим).
•Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушённых фиников или воды. Лучше всего соблюдать отмеченную последовательность. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Желательно, чтобы при разговении съедалось нечётное количество фиников и выпивалось нечётное количество глотков воды.
•Разговляться следует после азана и до совершения молитвы, как это делал пророк , да благословит его Аллах и приветствует. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал вечернюю (могъриб) молитву, не разговевшись хотя бы глотком воды". (ат-Тирмизи).
•Разговляясь, следует взывать к Аллаху с мольбой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перед разговением говорил:«Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху».(Абу Дауд, хадис слабый).
“Захаба зама-у уабталлятиль-гьурукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах”
Хорошо обращаться к Аллаху с мольбами перед и во время разговения.
•Придерживаются сухура, (т.е. приёма пищи и жидкости перед рассветом) в последнюю часть ночи с намерением поститься. Всевышний Аллах сказал: «...ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной ...» (Корова, 187).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (аль-Бухари и Муслим).
Сообщается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ибн Хиббан).
Также, в хадисе от аль-Хакима сообщается, что “Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур”.
Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи. Ибн 'Аббас сказал: “Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать попозже»”. (ат-Табарани, Ибн Хиббан).
А также следует:
•Проявлять усердие в многочисленных проявлениях послушания Аллаху.
•Сносить обиды, чинимые людьми. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: «Я соблюдаю пост. Я соблюдаю пост».
•Содействовать разговению другого постящегося.
•Потуплять взор и не смотреть на запретное.
8 При посте порицается:
•чрезмерное полоскание рта и втягивание в себя носом воды при омовении;
•целование жены тем, кто не в состоянии контролировать свои чувства;
•ласкать или заигрывать с женой, поскольку это может привести к совокуплению;
•мысли о совокуплении;
•намеренное накапливание слюны с последующим её проглатыванием;
•проба пищи не вызванная необходимостью;
•также, во время поста ещё больше, чем в другое время, порицаются сплетни, сквернословие, споры, ссоры и т. п.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь”». (аль-Бухари и Муслим).
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питьё». (аль-Бухари).
Человек, соблюдающий пост и не оставивший всё дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь многим постящимся достанется от их поста только жажда». (Ибн Маджа).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, пост для (мусульманина) щит, пока он сам его не разрушит». Его спросили: “А как он может его разрушить?” Он сказал: «Ложью и сплетнями». (ат-Табарани).
Таким образом, мусульманину лучше молчать, чем произносить то, в чём нет пользы или необходимости, тем более, что молчание в этот великий месяц – это благо для постящегося, как сообщается об этом в хадисе от имама аль-Байхакъи, где сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “... молчание постящегося – это восхваление (тасбих)”.
9 Пост прерывается по уважительным причинам со стороны:
•Женщины, имеющей менструацию и послеродовое кровотечение (им запрещено поститься);
•человека, нуждающегося в прерывании поста для избавления другого от опасности, например: спасение тонущего или срочное переливание крови и т.д.;
•больного, опасающегося за то, что пост повредит ему;
•находящегося в пути, ему разрешается сокращать молитву и прерывать пост;
•беременных или кормящих грудью женщин, опасающихся за себя или за ребёнка.
В хадисе от Анаса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста». (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса’и).
Все вышеуказанные лица должны восполнить пропущенные дни поста, как только у них появится возможность.