Патопсихологические особенности лиц с нарушением зрения

Работ, посвященных исследованию личностных особенностей у взрослых слепых, как в отечественной, так и в зарубежной литературе очень мало. Обычно это лишь отдельные статьи или фрагменты по данному вопросу в исследованиях обзорного харак­тера.

При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с на­рушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга — 35%; смешанного характера — 20 %.

У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбуди­мость, раздражительность, чрезмерная аффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямст­во, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантиз­мом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства.

При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и по­вышенная принципиальность. Наряду с усилением прежних лич­ностных особенностей появляются новые черты. Так, у лиц тор­мозимого круга обнаруживаются отгороженность от окружающих, неуживчивость, стремление к смене работы, склонность к раз­витию истерических реакций. У лиц возбудимого круга отмеча­ются конфликтность, эгоцентризм, тенденция к развитию па­ранойяльных реакций. Интенсивность этих расстройств усилива­ется, когда дополнительно наслаивается депрессивная симпто­матика преимущественно психогенного характера. В этот период обостренно переживается чувство собственной неполноценно­сти, иногда возникают суицидальные мысли, в части случаев — сверхценные паранойяльные установки, невротические расстрой­ства.

Патопсихологические изменения и проявления зависят от вре­мени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологи­ческим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Пси­хологическим фактом слепота становится только тогда, когда не­зрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.

Для поздно ослепших слепота сама по себе становится мощ­ным стрессовым фактором. Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появле­ния. Реакция у мгновенно ослепших людей — более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.

Можно выделить три этапа личностного невротического ре­агирования на появление слепоты.

1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни прояв­
ляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенно­
сти, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представле­
ния о своем дефекте.

2. Реактивный переходный период с развитием невротического
состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопа­
тологическая симптоматика определяется депрессивными, тревож­
но-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фоби-
ческими расстройствами.

3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на
перспективность, одиночество, беспомощность. Возможны суи­
цидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к
слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в
структуре личности.

Изменение личности обусловлено не только сенсорной недо­статочностью, но и социальными факторами. Последние оказыва­ют положительное или отрицательное воздействие на психику больше, чем зрительная депривация, которая при реабилита­ционном воздействии компенсируется. Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: асте­ническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондриче­ским, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних пере­живаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших мо­гут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.

Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза без­действия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза заня­тия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие воз­можности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жиз­ненный путь.

Слепота нередко становится фактором, приводящим к нару­шению социальных отношений, возникновению семейных конфликтов, изменению социального статуса человека. Она про­воцирует появление у незрячего ряда специфических социально-психологических установок (избегание зрячих, иждивенческое на­строение). Наиболее характерная психологическая особенность

взрослых слепых — чувство неудовлетворенности и ущербности, развившееся в результате дефекта зрения. Во многом отношение к себе и к социальному окружению формируется под влиянием со­циальных установок зрячих к слепым.

6.1.3. Патопсихологические особенности глухих

Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зре­ния, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной деприваци-ей и изоляцией.

Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адапта­ции с редукцией нервно-психических отклонений. В других случа­ях, наоборот, личностная деформация увеличивается и формиру­ется патологическое развитие личности.

Наблюдаются несколько типов патохарактерологического разви­тия личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуве­ренность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосу­дистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных пере­живаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состоя­ния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессив­ные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышен­ное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических рас­стройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунк­туальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.

Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Та­кие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетер­пимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Не­редко они обладают повышенным самомнением, демонстратив­ным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом. Такие люди трудны в общении, у них часто воз­никают конфликты в личной жизни и на работе.

При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспри­нимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на

потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенно­стей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устой­чивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровожда­ется эмоциональной невротической реакцией. Психологическая ре­акция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый харак­тер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоро­вья. Представление о своей болезни у человека формируется в виде сплава социального и личного и затрагивает различные сферы жиз­недеятельности человека и его интересы. Потеря слуха сопровожда­ется нарушением физического, душевного и социального благопо­лучия, расстройством биосоциальной адаптации. Человек при этом лишается многих индивидуальных и общественных связей, стано­вится зависимым от своего недуга, может измениться его семей­ный и профессиональный статус. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возник­новение определенной социальной депривации.

В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болез­ненно, иногда — как закономерный процесс старения. В психиче­ском состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты — эмоциональная неустойчивость, частая смена настрое­ния: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию. Некоторые за­мыкаются на своей проблеме, стремятся к отгороженности от внешнего мира и родных или требуют к себе повышенного вни­мания и заботы.

Есть и другая категория людей, с противоположным отноше­нием к своей болезни — аногностическим. Они отказываются за­мечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, — заяв­ляют, что «нечего кричать, они не глухие».

Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяют­ся на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяже­сти своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно вклю­чаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежела­ния изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.

В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мне-

нию, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограни­чениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.

У глухих более часто, чем у здоровых людей, возникают иллю­зии ориентации. Они проявляются в своеобразной дезориенти­ровке в пространстве. Например, в транспорте у человека возни­кает ощущение, что он едет в обратную сторону, или в знакомой обстановке кажется, что предметы находятся не там, где обычно. При органическом поражении головного мозга наблюдаются ил­люзии (парагностического типа) в виде неузнавания знакомой местности. Возможны также нарушения равновесия, координации движений, особенно в темноте. Эти явления могут сопровождать­ся возникновением чувства растерянности, тревоги, страха. В'ста-рости дефекты слуха усиливает интравертированность, отгоро­женность от внешнего мира.

Тип реагирования на болезнь будет определять поведение боль­ного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном про­цессе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что характеризует социально-психологическое состояние челове­
ка, ставшего инвалидом в зрелом возрасте?

2. Чем определяется внутренняя картина заболевания и как она влия­
ет на социальную адаптацию личности?

3. Каковы особенности изменения мотивации взрослого инвалида?

4. Какова роль самооценки в жизни инвалида?

5. В чем состоят особенности межличностных отношений инвалида и
общества?

6. Какие возможны виды и стратегии поведения взрослых инвалидов?

7. Каковы психологические особенности инвалидов с нарушением зре­
ния?

8. Каковы психологические особенности инвалидов с нарушением
слуха?

Литература

1. Аяександер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2002.

2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980.

3. Лшпвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

4. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слу­
ха. - М., 1987.

5. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

6. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экс­
пертизы и социально-трудовой реабилитации: Сборник статей. — М., 1989.

7. Смирнов А. В. Исследование глубинных психологических особенно­
стей инвалидов // Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 4.

8. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично­
сти. - М., 1989.

9. Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстрой­
ства. - М, 1986.

10. Шабалина Н. Б. и др. Профессиональная реабилитация инвалидов:
Учеб.-метод, пособие для специалистов службы занятости. — М., 1997.

Наши рекомендации