Профессиональная реабилитация
Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но его семьи. Профессиональная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна и всему обществу. Средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений как следствие трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в большей степени.
Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых — Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной
реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»; Постановление Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон от 19.02.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13.01.96.
Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп.
Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по рассматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и международным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей получать профессиональное образование и трудиться.
Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.
Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента.
Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.
Различают три степени ограничения способности к обучению:
I степень — способность к обучению в учебных заведениях об
щего типа при соблюдении специального режима учебного про
цесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью
других лиц;
II степень — способность к обучению только в специальных
учебных заведениях или по специальным программам в домашних
условиях;
III степень — неспособность к обучению.
Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и воз-
можности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.
Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.
5.2.1. Профессиональное образование
Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость.
Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека.
Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. В процессе профессиональной ориентации осуществляется психофизиологическая диагностика, изучаются индивидуальные возможности, наиболее развитые способности инвалида, его склонность к определенной профессии, материально-бытовые условия и возможности получения образования.
Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.
Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком профессии, наиболее соответствующей его интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. В связи с этим важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности.
Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Обычно используется набор мотивационных методик, проводится исследование интеллектуальной и личностной сферы, функциональных ограничений, профессионально важных качеств. Последние стандартизированы и имеют нормы для различных возрастных групп. Таким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным.
Большое значение имеет изучение профессионального интереса и склонностей человека. Но следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии, планируют приобретение специальностей, которые в силу своих психофизических особенностей выполнять не смогут. Иногда, наоборот, наблюдается заниженная самооценка своих возможностей. В таких случаях проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка.
Немаловажную роль для молодых людей, не имеющих профессии, или лиц, которые вынуждены изменить свою трудовую деятельность в связи с приобретенной инвалидностью, играет информация о существующих профессиях, возможностях ее приобретения, преимуществах данной профессии в каждом конкретном случае, структуре региональной потребности в кадрах. Необходимо правильно сориентироваться и выбрать именно ту профессию, которая будет представлять личный интерес и в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим особенностям организма человека, с одной стороны, и быть востребованной на рынке труда — с другой. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.
После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления.
В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов, расширять возможности профессиональной ориентации и переобучения. При поиске потенциального места трудоустройства важно учитывать как личные интересы и способности инвалида, так и потребности работодателей.
При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.
Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности.
Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:
- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее
ее не имели;
- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью
или инвалидностью работа по прежней специальности становить
ся невозможной или малопроизводительной;
- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду,
что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.
Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.
Можно отметить три основных пути получения новой профессии:
- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит
сам);
- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на
это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой реко
мендацией;
- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.
Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение высшего образования особенно важно для лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься только интеллектуальными видами.труда (например, для инвалидов с ампутацией верхних конечностей).
Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.
Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. В первом случае инвалиды могут получать образование в обычных или специализированных средних и высших учебных заведениях, которые должны создавать возможности для интеграционного обучения инвалидов — доступность среды, обеспечение специальными техническими средствами, облегчающими учебный процесс. В отличие от обычных профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей и вузов специализированные учебные заведения организуются по типу интернатов и комплектуются из лиц разного возраста, имеющих ту или иную степень нарушения трудоспособности.
Без отрыва от производства обучение больных и инвалидов осуществляется на государственных предприятиях или учебно-производственных предприятиях добровольных обществ инвалидов (ВОИ, слепых, глухих и др.). Наиболее распространенными методами обучения больных и инвалидов на производстве являются индивидуальное обучение, групповое (с учетом заболевания и возможностей), бригадное (бригада выполняет самостоятельное задание, отличное от заданий других бригад) и курсовое (постоянные или эпизодические 2 —6-месячные курсы в зависимости от решаемых задач). Возможна организация надомного обучения, в том числе заочного. Последняя форма обучения приобретает все большее значение с развитием дистанционного обучения.
5.2.2. Трудоустройство
Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориента-ционного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.
Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких соци-
альных навыков, как поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с представителями официальных структур, осуществлять поисковые телефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами. Полученная информация и приобретенные в процессе социальных тренингов необходимые навыки повышают вероятность трудоустройства.
Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обычного производства (так называемые «защищенные»» рабочие места), так и в условиях специально создаваемых предприятий. Последние отличаются от обычных предприятий условиями финансирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.
На предприятиях общего типа в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные рабочие места — индивидуальные или в виде специализированных цехов — за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Организация специального рабочего места для инвалида должна обеспечивать безопасность труда, соблюдение санитарно-гигиенических стандартов, чтобы исключить возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида. Для этого требуется адаптация основного и вспомогательного оборудования с учетом индивидуальных особенностей инвалидов. Проводятся особое техническое и организационное оснащение рабочего места (например, пультом управления, регулировки высоты стола и стула, дополнительным освещением), оснащение оборудования индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными) для лиц с сенсорными нарушениями, обеспечение дополнительными техническими приспособлениями, специально разработанным ручным инструментом и т. п.
Специализированные предприятия или специализированные цехи на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве создаются преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств. Специализированные предприятия не только осуществляют комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и обеспечивают организацию на производстве медицинского обслуживания инвалидов, медицинский контроль за их рациональным трудоустройством
и состоянием здоровья. Для лиц с тяжелой степенью инвалидиза-ции специализированные цехи могут быть развернуты на базе больницы, диспансера, дома-интерната. Конкретный вариант специализированного предприятия или цеха выбирают, исходя из клинических показаний для трудоустройства инвалидов.
При направлении инвалидов на специальные рабочие места должны быть определены следующие критерии: устойчивая компенсация состояния здоровья, овладение необходимыми трудовыми навыками, положительное отношение к труду.
Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производстве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителями предприятий.
Практика показывает, что социальным работникам при необходимости трудоустройства своих подопечных инвалидов приходится не только направлять их в центры занятости населения, но и в случае отказа или неэффективной помощи со стороны этой службы самим заниматься вопросами их трудоустройства. Эта проблема особенно актуальна в отношении людей с тяжелыми формами инвалидности, психически больных людей, наблюдающихся в психоневрологических диспансерах, инвалидов, состоящих в общественных организациях, а также в сельской местности, где выбор на рынке труда ограничен. В таких случаях социальный работник, учитывая интересы и возможности своего подопечного, должен не только суметь подобрать потенциальное место для его трудоустройства, но и добиться согласия работодателя принять его на работу. С этой целью можно использовать разные подходы, направленные на то, чтобы заинтересовать работодателя: доказать хорошие профессиональные данные инвалида, апеллировать к личностным качествам работодателя (чувству доброты, сострадания, пониманию важности проблемы) или интересам экономической выгоды — в виде налоговых льгот, рекламы деятельности предприятия и его благотворительности.
При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, по и помочь ему в психологической и физиологической адаптации к новым условиям работы и трудовому коллективу. Необходимо обеспечить доброжелательное отношение к инвалиду со стороны его будущих коллег, организовать эмоциональную и физическую поддержку, что требует от специалиста по трудоустройству предварительной работы с руководителем, коллективом, в котором будет работать инвалид. Эти функции может выполнять не только сотрудник центра занятости, но и социальный работ-пик или персональный помощник (например, переводчик жесто-иого языка), курирующий инвалида. Может потребоваться поиск
добровольного наставника для новичка на производстве или лица, которое будет сопровождать инвалида в дороге от места жительства (дома, интерната) до производства. Если инвалид проживает дома, то таким лицом чаще всего оказывается родственник. При организации рабочих мест на производстве для инвалидов, проживающих в интернате, в качестве сопровождающего выступает социальный работник. При этом организуется доставка инвалидов специальным транспортом.
Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается сучетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Предприятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обеспечивает реализацию готовой продукции. Для инвалидов I и II групп, работающих на дому, норма выработки не устанавливается. Оплата труда надомников производится за фактически выполненные работы или произведенную продукцию.
Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инвалидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гарантированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессиональной помощи и психологической поддержки пока не приносит ощутимого эффекта.
По отношению к лицам с ограниченными возможностями принято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, личностным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в случае первоначального выхода на рынок труда). Определение показанных условий труда для инвалидов требует комплексного подхода, учитывающего главным образом специфику заболевания (нозология, степень тяжести патологического процесса, течение заболевания) и те нарушения, которые приводят к ограничению жизнедеятельности инвалида. Необходимо учитывать и социальные факторы — пол, возраст, уровень образования, основную профессию, профмаршрут, наличие дополнительных знаний и умений; особенности личности и трудовую установку. Вопрос рационального трудоустройства инвалидов является комплексным, его
решение зависит от конструктивных, согласованных действий разных специалистов и служб: врачей-экспертов, реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе, профконсуль-тантов, юристов, работодателей.
На современном этапе с внедрением в практическую деятельность учреждений и организаций компьютерной техники возникла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных едиными унифицированными критериями, которыми могли бы пользоваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитационных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования. Такие критерии стали крайне актуальными, и именно они в полной мере могут соответствовать задачам социальной реабилитации, так как именно на их основе собирается исходная информация для определения характерами степени выраженности ограничений различных сфер жизнедеятельности, компенсирующих и замещающих средств, мер медицинской, социальной и трудовой реабилитации.
В Центре социального проектирования Российской академии естественных наук и Научно-исследовательском центре занятости и реабилитации инвалидов разработана автоматизированная программа формирования трудовых рекомендаций для справки БМСЭ с указанием перечня противопоказанных условий и содержания труда.
Экспертная система может обеспечить эффективное взаимодействие органов медико-социальной экспертизы и учреждений, занимающихся трудоустройством инвалидов, при условии кодирования рабочего места, предназначенного для инвалида, по показателям, содержащим качественные и количественные характеристики тех требований, которые предъявляются на этом рабочем месте в отношении состояния здоровья и функций организма человека в процессе трудовой деятельности.
В разработанных авторским коллективом Центра социального проектирования РАЕН технологиях используется следующая схема работы: на первом этапе устанавливается диагноз заболевания, на втором — связанные с ним функциональные нарушения, на третьем этапе определяются обусловленные функциональными нарушениями ограничения жизнедеятельности и на четвертом, заключительном, этапе — компенсирующие и замещающие средства. В связи с этим большое значение приобретают такие оценочные характеристики, которые дают возможность судить о последствиях для организма в целом перенесенных заболеваний, травм или дефектов.
Основную компоненту разработанной технологии по формированию индивидуальной программы социальной реабилитации
инвалида составляет комплексная экспертная система определения потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциальных профессиональных возможностей и присущих ему психологических качеств. Справочник создан как составная часть программно-информационной системы обеспечения профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. программно-информационной системы, составляющей основу единого информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессиональной реабилитации.
В условиях сужения экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития их самосознания, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, решение проблем профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится особоактуальным и приоритетным.
Вопросы для самоконтроля
1.Каково определение основных категорий профессиональной ре
абилитации — профессиональной ориентации, профессионального об
разования, трудовой адаптации, трудового устройства и трудовой за
нятости?
2. Какие существуют основные нормативно-законодательные доку
менты, обеспечивающие профессиональное образование и трудоустрой
ство инвалидов?
3. В чем состоят основные требования к трудоустройству инвалидов?
Литература
1. Андреева О. С. Организационно-функциональная модель професси
ональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация
и занятость инвалидов/В.А.Сидоров, С.А.Мельников и др. — М., 1996.
2. Кавокин С. Н. Инвалид и общество (организационно-правовой ас
пект) // Комплексная реабилитация инвалидов. — Вып. 1. — М., 2002.
3. Кавокин С. Я. Профессиональная реабилитация и занятость инвали
дов. — М., 1997.
4. Кавокин С. Н., Гаубрих Н. Ю. Комплексная экспертная система опреде
ления потенциальных возможностей и потребностей инвалида. — М., 2002.
5: Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. —№ 11.
6. Мирошниченко Н. Профессиональная реабилитация и обеспечение
занятости инвалидов // Человек и труд. — 1995. — № 7.
7. Осадчих А. И., Петрова В. В., Демидова Л.Е. Опыт работы органов
социального обеспечения по использованию труда инвалидов на специали
зированных предприятиях (цехах, участках) в различных отраслях народ
ного хозяйства: Обзорная информация ЦБНТИ МСО РСФСР. — М., 1989.
8. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Меди
цинская реабилитация / Под ред. В. М.Боголюбова. — Т. 1. — Пермь, 1998.
9. Сырников И. К., Коновалов А. Г., Коняева В. А. и др. Правовые, орга
низационные и методические основы формирования и реализации ин
дивидуальной программы реабилитации инвалида: Методические реко
мендации для специалистов государственных служб МСЭ и реабилита
ции инвалидов. — М., 2000.