Структура системы социальной реабилитации инвалидов в российской федерации
Для проведения реабилитации инвалидов в России создается специальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования и не имеет еще достаточно проработанной право-
вой базы и хорошо развитой инфраструктуры, однако ее организационная схема уже оформляется. Она включает органы государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органы местного самоуправления, учреждения различного профиля, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации инвалидов.
В системе социальной реабилитации инвалидов можно выделить три уровня управленческих и исполнительских компонентов, негосударственные структуры, а также вертикальные и горизонтальные связи между ними.
Деятельность по социальной реабилитации инвалидов организуется на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления и осуществляется находящимися в их ведении учреждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов в соответствии с направлением своей основной деятельности.
К органам исполнительной власти и учреждениям, в компетенцию которых входит деятельность, способствующая включению инвалидов в социум, направленная на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обрести независимое существование, могут быть отнесены органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, архитектуры и градостроительства.
Каждый из них осуществляет социальную реабилитацию инвалидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все должны использовать единую методологическую основу и преследовать единую цель — социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области социальной реабилитации инвалидов устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнем.
В целом федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере социальной реабилитации инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции и полномочий. Это следующие направления:
- реализация единой государственной политики в сфере ре
абилитации инвалидов (региональными и муниципальными орга
нами — с учетом социально-экономических, географических и
климатических особенностей);
- разработка и принятие нормативных актов соответствующего
уровня по социальной реабилитации инвалидов;
- контроль за соблюдением законодательства в области соци
альной реабилитации инвалидов;
- определение расходов на социальную реабилитацию инвали
дов за счет средств соответствующего бюджета;
- включение мероприятий по социальной реабилитации инва
лидов в целевые программы соответствующего уровня;
- применение единых научных и методических основ социаль
ной реабилитации инвалидов, соблюдение преемственности на
всех уровнях и во всех направлениях реабилитации;
-создание учреждений соответствующего уровня, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации инвалидов, и руководство ими;
- организация обучения специалистов в области социальной
реабилитации инвалидов на базе единых требований.
Разделение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти в рассматриваемой сфере определено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а между региональными и муниципальными органами — законами о социальной защите инвалидов, принятыми в субъектах Российской Федерации.
В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их деятельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» (1996).
Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:
- государственные, которые учреждают федеральные органы
власти или органы власти субъекта Российской Федерации;
- муниципальные, которые учреждают органы местного само
управления;
- негосударственные, которые учреждают общественные или
религиозные организации, физические или юридические лица.
На основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть классифицированы следующим образом:
- реабилитационно-экспертные;
-реабилитационно-образовательные;
- реабилитационно-социальные;
- реабилитационно-медицинские;
-реабилитационно-производственные.
Однако это разделение весьма условно, поскольку деятельность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присутствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, реабилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность
исключительно в каком-либо одном направлении, количественно существенно сократились, уступив место учреждениям, осуществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени включаются в деятельность реабилитационных учреждений любой направленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.
К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и составление индивидуальных программ реабилитации.
К задачам реабилитационных учреждений другой направленности относятся детализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, составление индивидуальных планов реабилитации по каждому направлению и их реализация.
Для решения поставленных задач оптимальная структура реабилитационных учреждений может включать следующие подразделения:
отдел программирования процесса реабилитации, который изучает структуру потребностей, круг интересов, уровень притязаний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизнедеятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает содержание и порядок проведения процесса реабилитации;
отдел социально-бытовой адаптации, который проводит мероприятия по восстановлению способностей инвалида к ведению хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслуживанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений оборудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выполнения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навыкам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения пользованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения;
отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвалида, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культурного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому образу жизни. Для осуществления этих функций оборудуются кабинеты по оценке проблем семьи и обучению навыкам семейной
жизни, по определению потребностей инвалидов в различных видах социальной помощи и взаимодействию с социальными службами, по обучению пользованию специальными средствами коммуникации, оказанию логопедической, психологической помощи. Для проведения рекреационных мероприятий оборудуются помещения для отдыха и развлечений — аудио-, видео- и библиотека, музыкальный, танцевальный, спортивный залы, кабинеты для занятий кружков и секций, кафетерий;
отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инвалида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уровня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консультирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по психодиагностике социально-психологических особенностей, ^социальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семейных и групповых консультаций, занятий и тренингов;
отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориентация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возможностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессиональной пригодности, определения оптимального уровня производственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;
отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психофизиологических функций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для медицинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
информационно-консультативное отделение, которое предназначено для консультирования инвалидов, членов их семей, общественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов инвалидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются кабинеты консультативно-правового просвещения, кабинет статистики, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;
организационно-методическое отделение, которое предназначено для методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений различных типов, видов и уровней.
Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учреждения могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, куль-турно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В зависимости от ведущего направления деятельности реабилитационного учреждения в нем могут преобладать те или иные структурные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.
Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и ведущего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов Российской Федерации. Учреждения действуют на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.
Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.
К числу учреждений, осуществляющих функции по социальной реабилитации инвалидов, относятся следующие:
- федеральные научно-практические центры медико-социаль
ной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- региональные центры медико-социальной экспертизы и ре
абилитации инвалидов;
- центры реабилитации инвалидов;
- центры социального обслуживания;
- стационарные учреждения социального обслуживания;
- центры социально-психологической домощи населению;
- протезно-ортопедические предприятия;
- центры технических средств реабилитации инвалидов;
- специализированные реабилитационно-производственные
предприятия инвалидов;
-специализированные центры медицинской реабилитации;
- стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-про
филактические учреждения;
- санаторно-курортные учреждения;
- коррекционные и специализированные детские дошкольные
учреждения (отделения, группы);
- коррекционные и специализированные учреждения (отделе
ния, группы) начального и среднего общего образования;
- коррекционные и специализированные учреждения (отделе
ния, группы) начального профессионального, среднего специ
ального и высшего образования;
- учреждения образования разного уровня, осуществляющие
интегрированное воспитание, образование и профессиональное
обучение инвалидов;
- центры профессиональной ориентации и реабилитации ин
валидов при органах занятости населения;
- методические центры профориентации и трудоустройства
инвалидов;
- центры социальной помощи семье и детям;
- центры социальной реабилитации детей и подростков;
- учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (биб
лиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества,
центры культуры и искусства, центры народного творчества, му
зеи, театры);
- физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные
диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоро
вительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации появляются новые разнообразные типы учреждений социальной реабилитации, отражающие приоритеты региональной политики в отношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с любыми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основными видами коммунального благоустройства.
Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребывания, временного пребывания, постоянного проживания, выходного дня, диспансерного наблюдения.
В системе социальной реабилитации инвалидов имеются учреждения различной ведомственной принадлежности. Однако учреждения системы социальной защиты населения занимают среди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилитационных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важнейших аспектов реабилитации — социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.
В последние годы создание реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации происходит весьма интенсивно. В настоящее время создано более 160 учреждений и отделений, осуществляющих мероприятия по социальной реабилитации инвалидов.
Однако в связи с экономическими, социальными, политическими сложностями последних лет развитие сети учреждений социальной реабилитации инвалидов происходит на территории нашей страны весьма неравномерно.
Наиболее развита сеть реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации Центрального и Приволжского федеральных округов. В Центральном федеральном округе существенно выделяются Москва и Московская область, имеющие по 28 реабилитационных учреждений (отделений). Наряду с этим в Рязанской области учреждения реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения вообще отсутствуют. В Приволжском федеральном округе наилучшие показатели развития сети учреждений социальной реабилитации инвалидов отмечены в Нижегородской и Пермской областях.
Северо-Западный, Южный и Сибирский федеральные округа характеризуются умеренно развитой сетью учреждений социальной реабилитации инвалидов. Самые низкие цифры отмечаются в Дальневосточном федеральном округе. В ряде субъектов Российской Федерации этого региона — Чукотском автономном округе, Еврейской и Амурской автономных областях — реабилитационных учреждений для инвалидов нет совсем.
При создании учреждений социальной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации соблюдаются общие принципы и методологические подходы к деятельности по реабилитации инвалидов и в то же время учитываются региональные особенности и потребности как социально-экономического, так и географического характера.
Так, в Московской области, которая характеризуется высокой плотностью и относительной равномерностью населения, отсутствием областного центра и наличием множества крупных городов, развитой социальной инфраструктурой, есть возможность максимально приблизить учреждения социальной реабилитации к месту жительства инвалидов. Сеть таких учреждений строится соответственно: муниципальные центры реабилитации созданы во всех крупных городах и охватывают своей деятельностью проживающих там инвалидов. Для проведения особо сложных высокотехнологичных реабилитационных мероприятий используются специализированные реабилитационные учреждения федерального уровня, расположенные в Москве. Такая схема построения сети реабилитационных учреждений, вероятно, является оптимальной для Московской области, максимально учитывающей ее региональные особенности.
В субъектах Федерации, расположенных в основном в Сибири и на Дальнем Востоке, имеющих большую площадь и малую плотность населения, неразвитость социальной инфраструктуры, нет возможности создать достаточное количество реабилитационных
учреждений, столь же оптимально приближенных к месту жительства инвалидов. В таких условиях, как правило, создается обширная сеть муниципальных центров социального обслуживания населения с реабилитационными отделениями в их составе и 2 — 3 относительно крупных зональных реабилитационных центра. При такой схеме размещения учреждения, оказывающие реабилитационные услуги инвалидам, располагаются в пределах досягаемости для основной массы инвалидов, что в условиях сурового климата и плохих дорог является весьма важным. Типичный -пример — Оренбургская область, где в 25 районах на базе центров- социального обслуживания созданы отделения социальной реабилитации инвалидов.
В субъектах Российской Федерации, расположенных в основном в Центральном и Южном федеральных округах, особенностями которых являются малая площадь и высокая плотность населения, создание реабилитационных учреждений также имеет свои особенности. Как правило, в таких регионах формируется дсгста-точно крупный областной комплексный многопрофильный реабилитационный центр, максимально охватывающий своей деятельностью инвалидов региона. Работа с инвалидами на местах ведется обычно районным управлением социальной защиты населения, которое занимается консультативной и информативной деятельностью, а непосредственно реабилитационные мероприятия осуществляются в областном реабилитационном центре. Подобного рода система складывается в Республике Адыгея, Ульяновской, Тамбовской областях и др. Во многих регионах особо приоритетными являются центры с преобладанием профессиональной реабилитации инвалидов, так как это направление в реабилитации — одно из важнейших. Такие центры учреждены в Курганской, Воронежской, Новосибирской областях, Республике Бурятия, Марий Эл и др.
В ряде субъектов федерации уже начинает складываться целостная региональная многоуровневая и многопрофильная система реабилитационных учреждений. Так, в Нижегородской области постановлением губернатора утвержден перечень базовых учреждений реабилитации инвалидов, включающий 65 учреждений различной ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в этой сфере. Из них 35 учреждений относятся к системе здравоохранения, 17 — к системе социальной защиты населения, 13 — к системе образования. Среди 65 базовых выделены 7 ведущих учреждений реабилитации инвалидов, которые реализуют наиболее сложные мероприятия индивидуальных реабилитационных программ и осуществляют научно-методическую деятельность в сфере реабилитации. Введены в действие 2 реабилитационных учреждения санаторного типа, осуществляющие преимущественно мероприятия медицинской и социальной направленности. Кроме того,в Нижегородской области функционируют специализиро-
ванный Центр реабилитации инвалидов военной службы и областной Центр комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов, выполняющий функции головного организационно-методического обеспечения деятельности всей сети реабилитационных учреждений области. Созданы межрайонные центры реабилитации инвалидов на основе соглашения районных администраций, утвердивших Концепцию деятельности центров, их организационную структуру, функциональную модель. В муниципальных центрах социальной помощи населению открыты отделения реабилитации инвалидов. Постановлением администрации утверждено также Положение о реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения.
Таким образом, в Нижегородской области сформирована трехуровневая и многопрофильная система комплексной реабилитации инвалидов, которая включает отделения реабилитации в районных центрах социального обслуживания и стационарных учреждениях, центры реабилитации муниципального уровня в городах и районах, межрайонные и областные центры реабилитации.
Создание подобных систем реабилитации инвалидов во всех субъектах Российской Федерации позволит обеспечить реальные условия для полноценной независимой жизни инвалидов в стране и их равноправной интеграции в общество.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие органы и учреждения входят в систему реабилитации? Како
вы их функции и задачи?
2. Какие типы учреждений осуществляют реабилитацию инвалидов?
3. Каково современное состояние развития системы реабилитации?
Литература
1.Примерное положение о реабилитационном учреждении // Поста
новление от 23.12.96 // Русский инвалид. — 1998. — № 3.
2. Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.
3. Ширанович М.П., Ткаченко В. С. Организационно-методические ос
новы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические ре
комендации. — М., 1998.
Глава 4