Глава 3 реабилитация инвалидов
3.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
Формирование и терминология концепции социальной реабилитации берут свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабилитации появились гораздо раньше — в XIX в. Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин «геИаЫШайоп» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени». Термин «реабилитация» используется и в юридическом смысле, например реабилитация репрессированных, применение к подсудимым мер воспитательного характера. В отношении больных людей и инвалидов термин «реабилитация» в отдельные исторические периоды и в разных странах имел различный смысл. В Скандинавских странах больше говорили о принципе нормализации, во Франции — о реадаптации. Некоторые под реабилитацией понимали восстановление больного человека как личности, как члена общества.
Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исходила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабилитация» в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказании помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.
С увеличением числа больных с хроническими формами соматических заболеваний, детей, родившихся с генетически обусловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случаев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от медицинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентированной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных (например, для глухих, слепых, лиц с психическими нарушениями, с расстройствами опорно-двигательного аппарата). В 1958 г. была создана между-
народная система организации реабилитации, в 1960 г. — международное общество по реабилитации инвалидов, которое является членом ВОЗ и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим бюро (МРБ).
Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию.
В 1969 г. в Дублине на XI Международном конгрессе по реабилитации были приняты директивы о социальном компоненте реабилитации. Основой концепции социальной реабилитации послужил подход к человеку как к биопсихосоциальному субъекту, который существует в конкретной социальной среде. Поэтому социальная реабилитация охватывает как социальные, социально-психологические аспекты жизни человека, так и общественные условия.
В 1982 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в которой предусматривались следующие направления:
- раннее обнаружение патологии диагностика и вмешательство;
- медицинское обслуживание;
- консультирование и оказание помощи в социальной области;
- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, не
зависимому образу жизни;
- обеспечение вспомогательными техническими средствами,
средствами передвижения, социально-бытовыми приспособления
ми и пр.;
- специальные услуги в области образования;
- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособ
ности (включая профессиональную ориентацию, профессиональ
но-техническую подготовку, трудоустройство).
Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления — меры медицинской реабилитации, профилактику ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитацию личности, восстановление социо-функциональных способностей индивида; максимально скорое и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешних возможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные (государственные) и децентрализованные ресурсы. Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и обязанностью общества перед инвалидом.
Достижение основной цели реабилитации — восстановления человека как личности, включая физиологические, физические,
психологические и социальные его функции, — возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитационных мероприятий.
Современное понимание реабилитации включает в себя комп-к'кс социально-экономических, медицинских, психологических, педаго-.•ических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.
Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов — реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и-ресоциализации.
Реконвалесценция — это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Процесс активного лечения направлен на устранение болезненных биологических (физиологических) патологических проявлений. Но это не всегда удается. При хроническом заболевании патология полностью не устраняется, при травме тела остает&я физический дефект. Это влечет за собой дезадаптацию, парциальную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни м деятельности — работу, образование, интерперсональные отношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и соци-;шьной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции.
Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстано-нительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации — обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.
Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резерв-пых, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту,труду, обучению и другим различным средам обитания.
Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологического, личностного и социального плана. Человек с инвалидное-| ью оказывается перед необходимостью переосмысления своей
•I 1очуля
роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей, возможно, изменения профессии и установления новых взаимоотношений с окружающими. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации — ресоциализацией. Если под социализацией понимается особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, социальных норм и ценностей, осуществляемый в общении и деятельности, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида смакро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества — от бытовой до политической.
В отношении детей с врожденными дефектами или рано приобретенными нарушениями функций организма употребляют термин «абилитация». Абилитация направлена на формирование новых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались неразвитыми у растущего ребенка.
Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанным ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:
-органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов исистем;
- организменном, вызывая ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;
-социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом.
В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации — функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.
Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболевания. Людям с инвалидностью, с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и сис-
тем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.
Основное, что является общим для реабилитации и лечения, — гго личность больного как высший уровень интеграции жизнедеятельности. Цель лечения — устранение угрозы жизни больного, ликвидация острых проявлений заболевания или травмы, предупреждение осложнений. В фазе выздоровления закрепляются достигнутые результаты лечения, осуществляются компенсация утраченных функций и подготовка больного к профессиональному труду, т.е. реабилитация. Медицинская реабилитация выступает начальным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми другими видами реабилитации. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.
Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.
Многие заболевания, особенно споражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, ставший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но с социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Возникают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.
Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личнойзаинтересованности и вовлеченности индивида в реаби-митационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех папах реабилитации.
Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и •к ичненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекцион-
ная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.
В компенсаторно-адаптационной образовательной области учитывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, которые учитывают недостатки психического или физического развития, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические ипсихические функции и механизмы компенсации дефекта.
Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод психосоциального воздействия.
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.
Цель социальной реабилитации — ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.
Осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, т. е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвалидов имеет социальная помощь, которая представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.
Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законодательством права и льготы подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории предоставляемых льгот и т.п.
Льготы по форме предоставления:
- имеющие «моральную» форму (преимущественное право или
первоочередное право в чем-либо);
- имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекар
ствами или бесплатное пользование поликлиниками);
- имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление ав
тотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топ
ливом).
Льготы по периодичности предоставления:
- имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль
шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь
ный ремонт жилой площади);
- имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимо
сти жилой площади, коммунальных услуг);
- имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в
год или раз в два года в междугороднем транспорте, санаторно-
курортное лечение или его компенсация).
Льготы, предоставляемые в зависимости от причины инвалидности:
- инвалидам войны и приравненным к ним категориям;
- инвалидам по зрению;
- инвалидам в результате Чернобыльской катастрофы;
- другим.
Льготы по охвату определенного числа инвалидов:
- предоставляемые всем категориям инвалидам;
- предоставляемые отдельным категориям инвалидов.
Льготы по категориям льгот:
- по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате
пособий;
- получению, приобретению, строительству и содержанию
жилых помещений;
- коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
- медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию,
санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения;
- обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
- трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ
ных и спортивно-оздоровительных учреждений;
- получению услуг учреждений социального обслуживания,
социальной и юридической помощи.
Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Предоставление социальных услуг может производиться на дому (с предоставлением услуг по хозяйству, организации питания, патронажа), при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем
лицами, а также в форме полустационарного обслуживания. При отсутствии признаков социальной недостаточности и при возможности индивида активно участвовать в решении поставленных задач, использовании им элементов самоподдержки для ликвидации и нейтрализации жизненных критических ситуаций прибегают к оказанию адресной кратковременной социальной поддержке одиноких инвалидов.
Важным составным элементом социальной защиты выступает правовая защита инвалидов. Концепция совершенствования профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов может быть реализована только при наличии действенных законодательных основ социальной и правовой защиты инвалидов, осуществлении формирования и регулирования системы реабилитации и трудоустройства, разработки механизмов деятельности и ответственности руководителей реабилитационных служб и предприятий.
Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям на прежнем предприятии; организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
На первых этапах своего развития реабилитация не решала проблем профилактики инвалидности. Позднее, когда в структуре инвалидности начали преобладать хронические заболевания (составляющие до 70 %), реабилитация приобрела профилактическое направление. Ее объектом стали больные с высоким риском развития инвалидизации. В настоящее время профилактика и реабилитация относятся к единой системе и неразрывно связаны, так как определенные реабилитационные мероприятия одновременно носят и профилактический характер.
Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение развития заболевания, производственных травм, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. При этом обращается внимание на наследственность, протекание беременности и родов у матери (профилактика детской инвалидности), условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы с лечебной работы на профилактическую, менее затратную.
Вторичная профилактика проводится после завершения острого периода заболевания или лечения последствий травмы, в период ремиссии хронического заболевания. Ее цель — снижение темпов развития хронических патологических процессов, предотвращение инвалидизации и осложнений. Медико-социальная реабилитация будет более эффективна у больных до наступления инвалидности, особенно среди детей. Своевременно проведенные реабилитационные мероприятия позволяют улучшить состояние здоровья и функционирование у 50 —60 % детей.
Третичная профилактика адресована лицам, у которых появились необратимые последствия после перенесенных заболеваний, и инвалидам. Основная профилактическая задача на данном этапе заключается в приостановлении роста и уменьшении инвалиди-зирующих симптомов, поддержании максимального уровня социальной полноценности, на которую инвалиды способны в рамках существующего заболевания или дефекта.
Лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса — звенья одной непрерывной цепи.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Дайте определение реабилитации, адаптации, ресоциализации.
2. Что собой представляет медицинская, психологическая, педагоги
ческая, социальная и профессиональная реабилитация?
3. Дайте определение понятиям «социальная защита», «социальная
помощь», «социальная поддержка».
4. В чем заключается профилактика как составная часть реабилита
ции? Какие существуют виды профилактики?
Литература
1. Зайцев В. П. Психологическая реабилитация больных // Медицин
ская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т. 1.
2. Инвалид и реабилитационный процесс // Социальное обеспече
ние. - 1998. - № 3.
3. Николаева Л. Ф. Основы медико-социальной реабилитации // Ме
дицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т. 1.
4. ОсадчихА.И. Проблемы инвалидности и реабилитации в Россий
ской Федерации // Медицина труда и промышленная экология. — 2002. —
№ 4.
5. Паныч П. Б., Синюков Р.Х. Новые социальные технологии реабилита
ции и адаптации молодых инвалидов // Проблемы и перспективы соци
ально-экономического развития Самарской области. — Самара, 1997. — Т. 1.
6. Ренкер К. Основы реабилитации: научный обзор: Пер. с нем. — М.,
1980.
7. Смычек В. Б. Основы реабилитации: Курс лекций. — Минск, 2000.
8. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста /
Под ред. Е. И.Холостовой, А. И.Осадчих. — М., 1996.
9. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспо
собных граждан. — М., 1991.
10. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.
ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
С позиций системного подхода к процессу реабилитации предполагается две его составляющих: с одной стороны, восстановление здоровья и возможностей социального функционирования самого человека, с другой — готовность и возможность общества признать жизнеспособность инвалида, обеспечить реализацию его прав на равноправное участие в труде и жизни общества.
Системный подход в реабилитации, как указывает П.К.Анохин, учитывает клинико-биологический, социально-психологический, социально-экономический и другие аспекты. Основной элемент клинико-биологической подсистемы может быть выражен такими понятиями, как «адаптация», «компенсация». Основным элементом социально-психологической подсистемы принято считать понятия «общение», «отношение», «взаимоотношение». Психологический аспект подразумевает также изучение влияния разнообразных психологических факторов на процесс комплексной реабилитации. Социально-экономический аспект реабилитации тесно связан со стоимостью затрат, экономической рентабельностью проводимых мероприятий. Объединение медицинской, психологической и социальной моделей реабилитации служит методологической установкой современной концепции реабилитации и обусловливает правильный подход к определению ее целей и задач. С позиций системного подхода к реабилитации были разработаны схема этапов и основные принципы реабилитации больных.
Организационно-методические аспекты реабилитации отражены в основных ее принципах:
-единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
-раннее начало реабилитационных мероприятий;
- ступенчатость, преемственность и комплексность оказывае
мой помощи;
- непрерывность и завершенность;
- целесообразность и индивидуальный подход в проведении
реабилитации;
- гибкость в системе реабилитационных воздействий.
На заре реабилитации, при медицинском подходе к ней, недостаточно учитывались проблемы целостной личности во всех ее многообразных отношениях и связях с окружающей социальной
средой. В последнее пятидесятилетие произошла переориентация большинства профессионалов на восприятие человека как психобиосоциального существа, на развитие и формирование которого илияют биологические, социально-средовые и психологические факторы. Причем под термином «социальное» понимают все то, что окружает человека в обществе и с чем ему приходится сталкиваться в жизни.
Согласно этой концепции в реабилитации должны в единстве использоваться психосоциальные и биологические методы воздействия. Реабилитационные усилия должны быть направлены и на организм, и на личность, и на социум.
Принцип раннего начала реабилитации. Реабилитационные мероприятия должны начинаться еще на этапе лечения и дополнять его. Вследствие несвоевременного оказания помощи острая патология, дисфункция переходят в хронические формы, а это чрежа-го отрицательными медицинским, трудовым и экономическим результатами. У детей с врожденной патологией реабилитация должна начинаться буквально с первых дней их жизни. Цель раннего вмешательства — уменьшить осложнения, предотвратить развитие необратимых органических, психологических и функциональных изменений, воздействие неблагоприятных влияний на трудовые навыки или потенциальные возможности и тем самым обеспечить максимальную результативность реабилитации.
Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта — в домашних условиях, в стационаре или учреждении первичной медицинской помощи, в реабилитационном центре, интернате или других социальных учреждениях. В зависимости от сроков болезни или наличия физического дефекта выделяют раннюю, этапную и позднюю реабилитацию.
Ранний, или начальный, этап реабилитации имеет целью предотвращение формирования физического и психического дефекта, явлений «госпитализма». Своевременность реабилитационных мероприятий и введение социотерапевтических методов работы с пациентом способствуют сокращению сроков госпитализации, предотвращают развитие иждивенческих, пассивно-потребительских стереотипов поведения.
На выбор комплекса реабилитационных мероприятий влияют клиническое, функциональное и психологическое состояние, степень сохранности социальной компетентности индивида. Содержание и объемы терапевтических воздействий, цели и методы определяются также типом лечебного или социального учреждения, в котором проводится реабилитация.
При острых заболеваниях или обострении хронических болезней первостепенное значение отводится биологической терапии. По мере затухания остроты процесса и редукции болезненной симпто-
матики подключают психосоциальные методы воздействия. Последние, в свою очередь, носят постепенный и нарастающий характер с присоединением различных реабилитационных мероприятий.
На втором этапе реабилитации биологическая терапия обычно ограничивается «поддерживающими» дозами лекарственных средств, а на первое место выступает психосоциальная коррекция. На данном этапе основное внимание уделяется обучению жизни с инвалидностью, повышению активности в обычной жизни, восстановлению трудоспособности, привычных социальных ролей.
Поздняя реабилитация используется для инвалидов с многолетним стажем и направлена на поддержание или восстановление навыков самообслуживания, социальной ориентации в быту и средовом окружении, простейших трудовых навыков.
Принцип многоплановой преемственности и комплексности подразумевает проведение реабилитационных мероприятий специалистами разного профиля и на разных уровнях — внутриведомственном или межведомственном. Организация мероприятий строится по принципу «звезды»: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая, профессиональная реабилитация. Эффективность реабилитационных мероприятий во многом будет определяться возможностью проведения необходимого в каждом конкретном случае комплекса медицинских и социотерапевтических приемов и осуществления полипрофессионального бригадного подхода к оказанию помощи.
Идеальным является возможность проведения комплексной реабилитации в одном учреждении (например, реабилитационном центре) с использованием знаний и опыта не одного профессионала, а команды, бригады специалистов. В бригаду включаются специалисты, необходимые для ведения каждого конкретного человека с его индивидуальными потребностями. Обычно это врач, психолог, методист по лечебной физкультуре, массажист, физиотерапевт, социальный работник, окуппациональный терапевт (тру-дотерапевт, культтерапевт), при необходимости — логопед, социальный педагог и т.д. Бригадный подход обоснован, прежде всего, тем, что ни один участник терапевтической команды не в состоянии в одиночку воспринимать всю полноту информации о подопечном в окружающей его действительности. Каждый член бригады дополняет усилия других, и совместно принимается оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения — биологический, личностный и социальный. Важно в такой работе совместное обсуждение проблем подопечного с участием в этом его самого и желательно членов его семьи. Такая тактика позволяет не только выработать единый для всех членов команды взгляд на объект и процесс реабилитации, найти общий язык между специалистами, но и включить в
активную работу самого реабилитируемого и его ближайшее окружение. Бригадная работа не только улучшает обслуживание подопечного, но и способствует личностному и профессиональному росту занятых в ней специалистов, стимулирует их творчески, формирует своеобразный стиль взаимоотношений между собой и с субъектом реабилитации.
При необходимости оказания помощи в различных учреждениях, особенно принадлежащих разным ведомствам (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры), важно обеспечить комплексный подход к удовлетворению потребностей реабилитируемого и единые терапевтические стратегии, согласовать действия отдельных лиц или органов.
Рационально параллельное проведение мероприятий с постоянно увеличивающейся функциональной и смысловой нагрузкой, от простых процессов к сложным, т. е. поэтапно. Реабилитационные мероприятия могут проводиться последовательно лишь при невозможности обеспечения параллельного процесса или при наличии технологических его особенностей.
Каждый этап и вид реабилитации должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должен знать больной (инвалид) и к достижению которой он должен стремиться имеете со специалистами, так как неоправданный оптимизм или пессимизм могут дискредитировать реабилитацию как вид помощи и причинить ему вред. Достижение ожидаемого эффекта повышает уверенность в собственных силах и возможностях, позволяет успешно двигаться шаг за шагом к намеченной окончательной цели. Стратегической целью будут повышение самосознания личности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к прежнему полноценному уровню социального функционирования с восстановлением семейных, трудовых и других социальных связей.
Непрерывность реабилитации выступает краеугольным камнем эффективности. Длительность реабилитационного процесса определятся потребностью в каждом конкретном случае — от нескольких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завершенной только тогда, когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможного и приближенного к доболезненному.
На протяжении многих десятилетий в отношении инвалидов осуществлялась практика содержания их в специализированных больницах или интернатах. Это усугубляло стремление лиц с ограниченными возможностями к изоляции от общества. Установлено, что в результате пребывания в течение нескольких лет в учреждениях закрытого типа, без естественного контакта с внешним миром, инвалиды обычно теряют навыки общения и жизнеобеспечения. Развивается явление «госпитализма», при котором паци-
енты боятся выйти из этих учреждений в обычную жизнь, не могут найти свое место среди «здоровых», опасаются встречи с трудностями и неизвестностью.
Концепция психосоциальной реабилитации подразумевает оказание помощи вне стационарных учреждений, в естественном окружении. Взаимоотношения инвалида со средой являются важнейшим фактором реабилитации и социализации. В понятие «социальная среда» входят семья, лица, с которыми человек общается на работе, учебе, в часы досуга, а также врачи, социальные работники, члены общественных организаций и групп самопомощи.
Особое значение имеет окружающая социальная среда для воспитания и социализации ребенка. От того, каким способом осуществляется подготовка ребенка к взаимодействию с социумом, начиная от социально-ролевой игры и общеобразовательной учебы в период первичной социализации до формирования профессиональных намерений и ориентации, зависит готовность индивида к будущей профессиональной и общественной деятельности. Большое значение для ребенка с особыми нуждами имеет контакт со сверстниками. Он ведет к личному самоутверждению и формированию самосознания, через которое происходит самоопределение личности. Чтобы придать процессу социализации управляемый характер, исключить элемент стихийности процесса, различными психолого-педагогическими приемами обеспечивают создание воспитывающей среды, организацию воспитательной работы по развитию (или коррекции) личностных особенностей детей-инвалидов.
Характер общения и отношений инвалида с окружающими людьми во многом зависит не только от его личностных особенностей, но и от восприятия его окружением, готовности последнего оказать помощь и поддержку. Эффективность реабилитации заметно повышается, если она проводится в коллективе — в реабилитационном центре, общественных организациях, а для детей — в дошкольных и образовательных учреждениях с интегративными формами обучения (вместе с другими сверстниками).
Если человек длите